Любой наследственный фактор будет влиять различно в разных условиях среды, равно как и любой фактор среды будет неоднозначно влиять на разный наследственный материал
Определение степени наследственных влияний производится путем изучения родословных (генеалогический метод), цитогенетическим методом (анализом наследственного материала клеток), популяционным методом (исследование врожденных изменений организма в изолированных группах населения – на отдельных островах, в труднодоступных лесах, горах и пр.), а также близнецовым методом.
Близнецовый метод является основным при оценке сравнительной роли наследственных и средовых факторов у человека. Он основан на сопоставлении внутрипарных корреляций у одно- и двуяйцовых близнецов (моно- и дизигот); первые генетически идентичны, вторые походят друг на друга, как обычные братья и сестры. Влияние генетического фактора прослеживается по отношению не только к абсолютным величинам, но и к скорости прироста длины и массы тела, что позволяет считать темпы увеличения тотальных размеров тела также генетически запрограммированными. Возраст наступления менструаций (менархе) тоже в значительной степени определяется наследственным фактором. Отчетливо генетически обусловлены также сроки начала некоторых важных моторных реакций — прямохождения и моторной речи, количественная секреция ряда гормонов и др.
По созреванию скелета, половому развитию, состоянию зубной системы женщины обычно опережают мужчин на 1—2 года. Высказываются предположения, что эти различия могут быть прямо или косвенно обусловлены действием генов, локализованных в половых хромосомах, например, генов У-хромосомы, влияющих на реализацию генетической программы развития.
Вопрос о влиянии географической среды обитания на рост и развитие представляется особенно важным, поскольку он является существенной частью общей проблемы адаптации человека к условиям внешней среды.
Эта группа факторов включает такие характеристики, как химический состав воды и почв, температура, влажность, количество кислорода во вдыхаемом воздухе, инсоляция и т. д.
Так люди, живущие в жарком тропическом климате, в среднем характеризуются меньшим весом, большей длиной конечностей по сравнению с обитателями более холодных широт. Одним из наиболее четких примеров влияния климатогеографических условий на процессы роста и развития является высокогорная гипоксия. Адаптация к ней осуществляется в основном за счет морфофункциональных перестроек самого организма. Например, характерна более выпуклая форма грудной клетки, замедляются процессы полового созревания.
В некоторых группах Центральной Америки (Гватемала) и Западной Африки (Гамбия) скорость роста в сухом сезоне оказалась вдвое выше, чем в дождливом. Высказывается предположение, что эти различия связаны со стимулирующем воздействием инсоляции на синтез витамина Д, ускоряющего линейный рост.
Социальные влияния у человека являются генеральным фактором, опосредующим все компоненты среды. Влияние социального фактора является многогранным. Оно реализуется различными путями: труд, питание, семейно-бытовые условия, урбанизация, факторы физического и психического стресса, иммунизация, заболеваемость, экология и др.
15. Роль социальных факторов в биологическом развитии человека.
Социальные влияния у человека являются генеральным фактором, опосредующим все компоненты среды. Влияние социального фактора является многогранным. Оно реализуется различными путями: труд, питание, семейно-бытовые условия, урбанизация, факторы физического и психического стресса, иммунизация, заболеваемость, экологические факторы и др.
В XX в. было проведено огромное число исследований, посвященных влиянию социально-экономических факторов на размеры тела у подрастающего поколения во многих странах, и наиболее важным фактором признано образование родителей. Для жителей практически всех стран мира выявлена следующая закономерность: дети из более обеспеченных семей выше и тяжелее детей из малообеспеченных семей, однако масштаб различий сильно варьирует и зависит как от выбора критериев, положенных в основу социальной стратификации, так и от фактических условий жизни в рассматриваемых популяциях. Во многих случаях речь идет о кумулятивном действии разных факторов: больше доход, лучше питание, жилищные условия, гигиенические навыки, меньше братьев и сестер, более внимательный уход за ребенком, ниже уровень инфекционных заболеваний и т. д. Как правило, отмечена прямая зависимость между уровнем образования родителей и экономическим статусом семьи и обратная — между уровнем образования и количеством детей в семье. Это последний показатель связан обратной зависимостью с размерами тела, т. е. длина тела тем меньше, чем больше детей в семье.
Помимо анализа возрастной динамики размеров тела и интенсивности ростовых процессов, для подтверждения социальной обусловленности ростовых закономерностей используется уровень полового созревания, являющийся одним из самых информативных критериев биологического возраста. Влияние социально-экономических факторов на сроки и темпы полового созревания настолько велико, что часто перекрывает возможные этнотерриториальные и климатогеографические различия. Очевидно, что с понижением социального класса значительно возрастают сроки достижения соответствующих стадий зрелости, независимо от этнической принадлежности обследованных групп.
В большинстве исследований в качестве наиболее чувствительного индикатора к воздействию условий среды используется возраст менархе, т. е. возраст начала менструирования. Отчетливая зависимость более высокого возраста менархе у девочек из менее обеспеченных слоев во внутригрупповом масштабе отмечается во многих странах мира.
Среди других показателей, отличных у представителей высших и низших классов, — развитие жироотложения, которое может рассматриваться в развитых индустриальных обществах как свидетельство социального неблагополучия в случае выраженного ожирения; в слаборазвитых странах признаком социальной депривации служат крайне низкие величины толщины подкожно-жирового слоя. В обоих случаях речь идет о воздействии несбалансированного или недостаточного питания.
Наконец, о чем уже говорилось выше, у представителей высших и низших социальных классов имеются четко выраженные различия в отношении показателей интеллектуального развития.
16. В чём отличие скелета, черепа и конечностей человека от животных предков?
Гоминиды обладают на анатомическом и биомолекулярном уровне рядом отличий, которые позволяют выделить им особое место в ряду приматов. Одни из этих отличий
первичны, а другие вторичны, т.е. возникли как адаптация к условиям, создавшимся в результате появления первичных отличий.
Прямохождение – важнейший признак человека, благодаря которому выпрямляется позвоночник, черепная коробка может развиваться во всех направлениях, что создает возможность значительного увеличения объема мозга; освобождаются руки, что позволяет изготавливать и применять орудия труда. Остальные приматы, за немногими исключениями, живут преимущественно на деревьях и являются четвероногими или, как иногда говорят, «четверорукими». Хотя некоторые мартышкообразные, например бабуины, приспособились к наземному существованию, они тем не менее передвигаются на четырех конечностях. А человекообразные обезьяны, в частности гориллы, которые в основном живут на земле, ходят в характерном частично распрямленном положении, часто опираясь на руки.
Вертикальное положение тела человека, конечно же, оказалось связано с множеством вторичных адаптивных изменений. В их число входят изменения в строении костей и мышц таза (более мощные и лучше развиты, т.к. к функции движения нижних конечностей добавилась функция удержания тела в вертикальном положении), в пропорциях рук и ног (у человека ноги длиннее рук, у обезьян – наоборот), модификация стопы (увеличение свода стопы для лучшей амортизации, большой палец не противопоставлен остальным, а параллелен им - утрачена хватательная функция), кисти рук лучше развиты (большой палец более противопоставлен), позвоночник человека имеет изгибы назад (кифозы) и вперед (лордозы), а
также соединения головы с позвоночным столбом (большое затылочное отверстие переместилось в нижнюю часть черепа, поэтому голова человека размещена сверху позвоночного хребта, тогда как у человекообразных обезьян она «подвешена» вперед).
Рука человека отличается от передней конечности приматов большей подвижностью, лучшей противопоставляемостью большого пальца; укреплением ладонного отдела, способность на сильное сжатие.
Следующее из первичных отличий, ставящее человека в особое положение по отношению к прочим приматам, – это чрезвычайно увеличенный мозг. Мозговой отдел черепа значительно больше лицевого. По сравнению, например, со средними размерами мозга шимпанзе мозг современного человека в три раза больше; даже у Homo habilis, первого из гоминид, он был вдвое крупнее, чем у шимпанзе. Коэффициент церебрализации или энцефализации – отношение массы мозга к массе тела. Однако величина – не единственная особенность человеческого мозга: различные его области претерпели специализированное развитие, возросло число нервных клеток и изменилось их расположение, выражающееся в меньшей плотности упаковки нейронов в коре, в большем числе дендритов, нейронов коры с короткими аксонами и нейроглиальных клеток. Эти, а также некоторые другие модификации наделили мозг человека его повышенными возможностями.
Третье из базисных изменений касается строения зубов и их использования. Произошедшие трансформации обычно связывают с изменениями в способе питания древнейшего человека. Если их причина еще может быть предметом обсуждения, то характер изменений твердо установлен. К ним относятся: уменьшение объема и длины клыков; закрытие диастемы, т.е. промежутка, в который входят выступающие клыки у приматов; изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов; развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую форму, а боковые расширяются наружу, – в отличие от U-образной зубной дуги обезьян.
17. Особенности морфологии мозга человека и его психосоциального статуса по сравнению с животными.
Объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника – человекообразной обезьяны – более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3, то у человека он составляет 1400 см3. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше. Происходят и существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.
У людей, в отличие от животных, есть сознание – высшая функция человеческого мозга, которая заключается в отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающей средой. Мышление – способность человека определить для себя и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов. В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объема информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма. Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма, называют сигнальной системой. И у животных, и у человека имеется первая сигнальная система. Эта система воспринимает конкретные материальные раздражители окружающего мира и является основной правильного реагирования на происходящее вокруг. Например, для лисы запах мелкого грызуна свидетельствует о близком присутствии пищи, и при наличии пищевой потребности лиса примется раскапывать мышиную норку.
Отличительной чертой высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы, которая связана с появлением и развитием речи. Особенность высшей нервной деятельности человека – способность воспринимать произнесенное или написанное слово, причем сигнальное значение слова определяется не сочетанием звуков или букв, а именно смысловым значением, которое несет это слово. При помощи слов человек может очень точно выразить сложнейшие абстрактные понятия, оттенки чувств и многое другое. Вторая сигнальная система позволяет с помощью слов, математических символов, нотных знаков, образов передавать информацию от человека к человеку, из поколения в поколение.
Из всех живых существ, населяющих Землю, только человеку присущи во всей полноте такие свойства, как сознание, речь, абстрактное мышление.
Человек оперирует образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, никогда и нигде не существующим событиям, то есть его мышление абстрактно-логическое, в отличие от конкретно-образного мышления животных;
Только человек имеет самосознание и саморефлексию, проявляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.
Только людям свойственно изготавливать одни орудия труда с помощью других (орудийная деятельность. У обезьян – предметная) и целенаправленно обучать других каким-либо действиям.
18. Жизненнее среды человека. Зоны личной территории.
Жизненная среда представляет собой совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием. Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физическое, психическое и социальное здоровье. Человек постоянно находится в жизненной среде. Она может изменяться как структурно, так и содержательно в зависимости от возраста, профессии, социального статуса индивида и др.
Таким образом, термин «жизненная среда» охватывает такие частные среды, как природная и производственная среды, среда ежедневных передвижений, среда отдыха и домашняя среда. Есть много классификации среды человека, вот одна из них: