Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обес­печивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ соци­ально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно на­носить ущерба интересам общества и государства, правам других граждан.

Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил об­щества, бесплатным профессиональным обучением, повы­шением трудовой квалификации и обучением новым специ­альностям.



Глава 9. Человек в системе российского права

Статья 41. Граждане СССР имеют право на отдых. <...>

Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. <...>

Статья 43. Граждане СССР имеют право на матери­альное обеспечение в старости, в случае болезни, а также полной или частичной утраты трудоспособности и поте­ри кормильца. <...>

Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище. <...>

Статья 45. Граждане СССР имеют право на образова­ние. <...>

Статья 46. Граждане СССР имеют право на пользова­ние достижениями культуры. <...>

Статья 48. Граждане СССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами. <...>

Статья 53. Семья находится под защитой государства.

Брак заключается по добровольному согласию женщи­ны и мужчины; супруги полностью равноправны в семей­ных отношениях. <...>

Статья 55. Гражданам СССР гарантируется неприкос­новенность жилища. Никто не имеет права без законного осно­вания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 56. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраня­ются законом.

Статья 57. Уважение личности, охрана прав и свобод советского человека - - обязанность всех государственных органов общественных организаций и должностных лиц.

Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на честь и достоинство.

Статья 58. Граждане СССР имеют право обращаться с жалобами на действия должностных лиц в государствен­ные органы и общественные организации. Эти жалобы дол­жны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установлен­ные законом.

Действия должностных лиц, совершенные с нарушени­ем закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке об­жалованы в суд. <...>

348 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

Статья 59. Осуществление прав и свобод не освобож­дает от исполнения гражданином своих обязанностей.

Гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию СССР, советские законы, уважать правила социалистичес­кого общежития, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР.

Статья 60. Обязанность и дело чести каждого способ­ного к труду гражданина СССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельнос­ти, строгое соблюдения трудовой и производственной дис­циплины.

Статья 61. Гражданин СССР обязан беречь и укреп­лять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством госу­дарственного и общественного имущества.

Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.

Статья 62. Гражданин СССР обязан оберегать инте­ресы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.

Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.

Статья 63. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность советских граждан. <...>

Статья 65. Гражданин СССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к ан­тиобщественным поступкам, всемерно содействовать ох­ране общественного порядка.

Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о вос­питании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества.

Статья 67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Забота о сохранении исторических памятников и дру­гих культурных ценностей — долг граждан СССР.

Статья 68. Интернациональный долг гражданина СССР — содействовать развитию дружбы и сотрудниче-


Глава 9. Человек в системе российского права

ства с народами других стран, поддержанию и укрепле­нию всеобщего мира.

Принятие Конституции 1977 г. совпало с нарастанием диссидентского движения, появлением Хельсинкской груп­пы по правам человека и зачатков правозащитного движе­ния. Это также время появления в международном комму­нистическом движении "еврокоммунизма", все более дис­танцировавшегося от "реального социализма". Оживилась дискуссия по проблемам прав человека и в отечественной науке. Правда, тогда еще советская наука права крайне редко обращалась к общетеоретическим вопросам прав че­ловека в позитивном аспекте, а не в плане критики бур­жуазных учений (под покровом этой "критики" некоторым авторам удавалось дать довольно полное представление о "буржуазной" теории прав человека). Нелегко было отка­зываться и от старых подходов. Так, в вышедшем в 1977 г. коллективном труде "Марксистско-ленинское учение о го­сударстве и праве" все внимание сосредоточено исключи­тельно на проблеме государства: "...марксистское понимание права как государственной воли, выраженной в законе, в прин­ципе отлично от позитивистского абстрактно-волюнтарист­ского понимания "свободной воли законодателя". Речь идет о нормативном выражении экономических и политических ус­ловий в результате сложного процесса детерминированного классово-волевого перевода социального в правовое, осуще­ствляемого государством, процесса, в котором участвуют политика, идеология, наука и некоторые другие компо­ненты"1. Ни гражданскому обществу, ни человеку в право­творчестве не отводилось места даже среди "некоторых других компонентов". Как в теории права, так и в отдель­ных его отраслях, включая международное право, цент­ром правового мироздания продолжало оставаться госу­дарство, а не личность.

И все же принятие Конституции 1977 г. и всеобщее ожи­дание перемен, которое буквально витало в воздухе на фоне

1 Марксистско-ленинское учение о государстве и праве: История раз­вития и современность. М., 1977. С. 203.

350 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

крепчающего маразма брежневского "застоя", стимулиро­вало теоретические наработки советских юристов в области прав человека1.

Круглый стол, проведенный уже в 1989 г. журналом "Со­ветское государство и право" по проблемам прав человека2, продемонстрировал, что теоретические разработки прошлых лет позволили отечественным юристам наработать серьез­ный теоретический потенциал для решающего прорыва в области закрепления правового статуса личности на новых принципах. Необходимо было перевернуть пирамиду ценно­стей, на которых основывалась прежняя официальная кон­цепция прав гражданина как заложника своего государства. Поводом послужила научная конференция в конце 1988 г., посвященная 40-й годовщине Всеобщей декларации прав че­ловека3. На ней группа ученых и практиков, возглавляемых Е. А. Лукашевой, взяла на себя миссию подготовить совет­ский аналог Всеобщей декларации (кстати, круглый стол в журнале был этапом этой работы). И здесь мы подходим к кульминации сюжета, кульминации весьма символической и, можно сказать, драматически напряженной.

1 Начало было положено работой В. М. Чхиквадзе, возглавившего но­
вый сектор Института государства и права АН СССР, сектор прав че­
ловека: Чхиквадзе В. М. Социалистический гуманизм и права человека.
М., 1978. Затем одна за другой вышли серьезные коллективные рабо­
ты, среди которых упомянем хотя бы некоторые: Конституционный
статус общественных организаций в СССР. М., 1983; Реализация прав
граждан в условиях развитого социализма / Под ред. Е. А. Лукашевой.
М., 1983; Юридические гарантии конституционных прав и свобод лич­
ности в социалистическом обществе. М., 1987. Среди индивидуальных
монографий отметим (заранее оговорив, что список достойных упоми­
нания работ здесь явно неполный): Витрук Н. В. Основы теории право­
вого положения личности в социалистическом обществе. М., 1986; Гули-
ев В. Е., Рудинский Ф. М. Демократия и достоинство личности. М., 1983;
Красавчикова Л. О. Личная жизнь граждан под охраной закона. М.,
1983; Лукашева Е. А. Право. Мораль. Личность. М., 1986; Мсти/сое Н. И.
Правовая система и личность. Саратов, 1987; Эбзеев Б. С. Советское госу­
дарство и права человека. Саратов, 1986; Он же. Конституционные осно­
вы свободы личности в СССР. Саратов, 1987.

2 Личность в социалистическом правовом государстве. Круглый стол //
Советское государство и право. 1989. № 9—11.

1 См.: Материалы конференции: Права человека в истории человече­ства и в современном мире. М., 1989.


Глава 9. Человек в системе российского права

5 сентября 1991 г. Проходит последний Съезд народных депутатов СССР. Советская империя распадается. Съезд не в состоянии принять ни одного решения, которое смогло бы остановить колесо истории. И тогда вспоминают, что группа ученых подготовила еще год назад "какую-то" декларацию. Так на свет Божий был извлечен текст документа, именуе­мого Декларацией прав и свобод человека, провозгласив­шей, что высшей ценностью общества является свобода че­ловека, его честь и достоинство. Этот последний акт совет­ской власти был последним "прости" советского государства своим гражданам, своего рода покаянием за неисчислимые жертвы и неизмеримые страдания, положенные на алтарь величайшей утопии истории. Стало ясно: назад пути нет. Этот исторический документ заслуживает того, чтобы быть при­веденным полностью. Приводим по тексту, опубликованно­му "Известиями" 7 сентября 1991 г. с характерной несурази­цей ч. 2 ст. 15 о незаконном содержании под стражей (по­правка принималась на слух).

Наши рекомендации