Между доном и Кубанью. генетическое разнообразие меотов

between don and KuBAN: the genetic diversity of the meotis

И.Ю. Морозова1, Е.ф. батиева2, Н.ф. Шевченко3, А.Н. Грошева1, О.В. жукова1, В.Б. Ковалевская4, С.Ю. Рычков1

Институт общей генетики им. НИ. Вавилова РАН, Москва, Россия 2Институт аридных зон ЮНЦ РАН, Ростов-на-Дону, Россия 3 Краснодарский историко-археологический музей-заповедник, Краснодар, Россия 4Институт археологии РАН, Москва, Россия [email protected]

I.Yu. Morozova1, E.F. Batieva2, N.F. Schevchenko3, A.N. Grosheva1, O.V. zhukova1, V.B. Kovalevskaya4, S.Yu. Rychkov1

1Vavilov Institute of General Genetics, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia 2Institute of Arid Zones, Southern Scientific Center of Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia 3The Krasnodar State Historical and Archeological Museum-Preserve, Krasnodar, Russia 4Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia


 


История Юга России неразрывно связана с меотами - оседлыми племенами, почти тыся­чу лет населявшими территории Прикубанья и Приазовья. Несмотря на многочисленные ар­хеологические и антропологические исследо­вания меотских памятников, многие важные проблемы, связанные с меотами, пока не нашли своего разрешения. Так, до сих пор остаются дис­куссионными вопросы происхождения меотов, их связей с соседями, участия в этногенезе народов Северного Кавказа.

Наиболее распространенным является мне­ние, что меоты - автохтонное население Кавказа (Анфимов, Аутлев, 1989). Другие исследова­тели относят меотов к иранцам (Абаев, 1949; Лавров, 1978). И, наконец, согласно третьей гипотезе, меоты являются индоевропейцами, но не иранцами, а индоиранцами (Трубачев, 1978; Николаева, Сафронов, 1983). Проблема услож­няется тем, что меоты не оставили письменных свидетельств.

Целью нашей работы было дополнить имею­щиеся сведения о меотах данными об их ге­нетическом разнообразии. Для этого был проанализирован полиморфизм линий мито- хондриальной ДНК (мтДНК) у донских и кубан­ских меотов II в. до н.э. - III в. н.э., представлен­ных палеоантропологическими материалами из могильников Нижнегниловской, Кобяковский и Виноградный 1.

Анализ генетического разнообразия пока­зал, что генофонд меотов составляют линии мтДНК, относящиеся ко всем основным за- падноевразийским кластерам (N*, R0, JT, UK). Филогенетический анализ гаплотипов, выявлен­ных у меотов, и их дериватов, указывает на глу­бокую древность генофонда меотов, сравнимую со временем существования индоевропейской общности. Генетические расстояния свидетель­ствуют о значительном удалении меотов от ин­доиранских, в том числе иранских, народов и, в то же время, сближении с пулом народов Европы. Таким образом, полученные данные позволяют усомниться в гипотезах о принадлежности меотов к иранцам и индоиранцам.

Исследуя особенности географической струк­туры меотов, было проведено сравнительное исследование генофондов меотов и их кочевых соседей - сарматов, генетическая структура ко­торых показала безусловное иранское проис­хождение их генофонда. Филогенетический анализ позволил выделить в генофонде меотов Приазовья общий с сарматами пул генетических линий. Однако генетические расстояния и ана­лиз генетического разнообразия меотов в целом указывают, что выявленные тенденции носили, вероятнее всего, локальный характер, не являясь указателем на системное слияние генофондов этих народов.

Являясь древними насельниками южнорус­ских степей, меоты не могли не оказать генетиче­ского влияния на народы Кавказа. Анализ генети­ческих расстояний между меотами и кавказскими этносами показал, что меоты, проявляя генетиче­скую близость к ряду коренных кавказских на­родов, тем не менее, особенно не сближаются ни с одним из них. Полученные данные позволяют считать меотов коренным и очень древним на­селением южнорусских степей.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 12-06-33039 мол а вед.

Список литературы

Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.: Издательство Академии наук СССР, 1949. Анфимов Н.В., Аутлев П.У. Меоты - предки адыгов. Майкоп, 1989. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978.

Николаева Н.А., Сафронов В.А. Проблема появления колесного транспорта в Европе. Древнейшие по­возки Восточной Европы. Выделение днепро-кубанской культуры - культуры древнейших кочевников Восточной Европы // Кочевники Азово-Каспийского междуречья. Орджоникидзе, 1983. Трубачев О.Н. Некоторые данные об индоарийском языковом субстрате Северного Кавказа // ВДИ. 1978. 4.

О ТРЕПАНАЦИЯХ В АНТИЧНЫХ ГОРОДАХ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

trepanation in classical age cities of the northern pontic region

Т.А. Назарова

Институт археологии НАН, Киев, Украина, [email protected]

T.A. Nazarova

Institute of Archaeology, National Academy of Sciences, Kiev, Ukraine


 


Почти во всех частях мира обнаружены на­ходки древних черепов со следами оперативного вмешательства. Этому вопросу учеными уде­лялось достаточно много внимания. Наиболее полно освещены материалы, свидетельствующие о практике трепанаций у народов Евразии, в мо­нографиях М.Б. Медниковой, где представлена классификация древних операций, дан анализ явления, его географическое и хронологическое распределение (Медникова, 2001; 2004). Вместе с тем в антропологических работах практически отсутствует информация о случаях прижизнен­ных трепанаций на черепах людей из античных центров Северного Причерноморья.

В нашем распоряжении оказались два трепани­рованных черепа из раскопок Херсонеса и Ольвии (Назарова, 2002, с. 122-124). Череп, принадле­жавший молодой женщине (17-22 г.), получен из грунтовой могилы № 66 Херсонесского некропо­ля и датируется I в. н.э. (Зубарь и др., 1989, с. 29). Трепанация была произведена в центрально- правой части черепа, захватывая участок са­гиттального шва (рис. 1). Размеры отверстия составляют 24x30 мм. Выполненное при жизни оперативное вмешательство закончилось пол­ным заживлением трепанационного отверстия: края травмы заращены, следы диплоэ скрыты сомкнутыми пластинками верхней и внутренней поверхностей черепа. Подобная трепанация отме­чена на черепе сармата (III-I вв. до н.э.) из погре­бения в Донской области (Рохлин, 1965, с. 174). Видимо, аналогичный способ был применен и на черепе женщины 20-29 лет из Анатолии (III в. до н.э.), исследованном Михаэлем Шульцем (Медникова, 2001, с. 92).

Находка из Ольвии (начальник экспедиции В.В. Крапивина) была получена из перемещен­ного слоя в городском квартале, в результате чего датировка дана ориентировочно. По со­общению авторов раскопа (Н.А. Лейпунская, А.В. Каряка), она может быть отнесена к пер­вым векам новой эры. Череп, принадлежавший мужчине зрелого возраста, был представлен несколькими обломками. В результате реставра­ции мы получили крупный фрагмент черепной крышки. Трепанированный участок находится в левой части черепа, захватывая по длине поч­ти всю теменную кость (рис. 2). Это обширный срез сегментовидной формы, длина которого в нижней части дефекта составляет около 80 мм. Расположенная в области оперированной части черепа, ближе к венечному шву, трещина (если она не посмертная) могла явиться поводом для начала операции в этой части мозгового отдела. В любом случае, такое смелое хирургическое вме­шательство позволило продлить ольвиополиту жизнь, поскольку края травмы облитерированы по всей ее длине. Непосредственной причиной смерти данного индивидуума послужила, ве­роятнее всего, неудачная попытка произвести трепанацию в лобной части черепа (область гла- беллы). Очевидно, операция была не завершена, т.к. следов заращения костной ткани не наблюда­ется, а чуть выше от сквозного отверстия имеется поверхностное нарушение внешней компакты, похожее на «выскабливание», без следов обли­терации.

В обоих рассматриваемых случаях была при­менена т.н. резекционная трепанация, когда от­верстие в черепе не закрывалось выпиленной костью, а оставалось открытым (Медникова, 2001, с. 30). Трепанации делятся на символические и хирургические. Если феномен происхождения символического трепанирования до сих пор не нашел законченного объяснения (Медникова, 2001, с. 247), то характер хирургического вмеша­тельства представляется вполне оправданным. На антропологическом материале зафиксированы многочисленные случаи выздоровления постра­давшего в результате черепной травмы после уда­ления обломков костей. Это, безусловно, стиму­лировало распространение практики трепанации в качестве метода хирургического вмешательства (Gtadykowska-Rzeczycka, 1989, s. 15). Подобные операции проводились, как правило, в централь­ной части свода черепа, а срочные - в участках, затронутых травмой или другим воспалительным процессом (Медникова, 2001, с. 47). Можно пред­положить, что молодую женщину из Херсонеса готовили к операции заблаговременно, а трепа­нация на черепе мужчины из Ольвии была про­изведена спешно, в месте очага заболевания или травм. Последние совершались зачастую с целью удалении осколков черепных костей.

Не вызывает сомнений высокий уровень те­рапии и хирургии в античную эпоху в Древней Греции. Трепанирование здесь также было до­статочно широко распространено (Lihterman, 2000; см.: Медникова, 2001, с. 100). К III в. до н.э. греческая медицина являлась высокоразвитой отраслью научного знания, врачами использо­вались различные эффективные медицинские средства. Авторитет эллинских медиков был в Средиземноморье настолько высоким, что многие эллинистические монархи предпочитали врачей именно из греков (Блаватская, 1983, с. 78; 169). Медицинское руководство Гиппократа ука­зывает на практическое выполнение трепанаций на территории самой Греции. Вместе с тем там известны лишь две находки с трепанациями (Birner, 1996). Несмотря на масштабные архео­логические раскопки, проводившиеся на некро­полях Северного Причерноморья и отсутствие примеров находок трепанированных черепов в антропологической литературе, можно допу­стить, что население из античных центров также практиковало подобные операции крайне редко. Наиболее распространено трепанирование чере­пов было в более древние времена, а с повышени­ем уровня цивилизации, видимо, человек более осторожно применял для себя такой сложный и опасный хирургический прием. Для эпохи не­олита, а позднее бронзы на территории Украины удельный вес находок черепов с прижизненными трепанациями существенно выше, чем для по­следующих периодов. На черепах катакомбной культуры частота встречаемости трепанационных отверстий была довольно высокой. Отверстия располагались чаще всего в левой части теменной и лобной костей и в большинстве случаев носили на себе следы заживления (Круц, 1984, с. 79-80). В Европе в целом также в эпоху металла трепа­нирование идет на спад по сравнению с неолитом (Медникова, 2001, с. 24).

Трепанация черепа всегда отличалась сложно­стью исполнения и требовала глубоких знаний хирургов не только анатомии человека, но и при­менения антисептических средств в операционный и постоперационный периоды. Неясным остается вопрос о применении анестезии, которую могли использовать ольвиополиты и херсонесцы для снижения болевого шока в процессе проведения операций. Очевидно, что больные не смогли бы выдержать такую нагрузку на организм без ис­пользования каких-либо депрессантов. По анало­гиям с другими приемами обезболивания у древ­них народов мира и с учетом географической специфики рассматриваемых античных городов, в первую очередь следует назвать применение ал­коголя. На окраинах античного мира, так же, как и на родине переселенцев, широко практиковалось выращивание виноградников и, соответственно, процветало виноделие. Вероятнее всего, жители периферии античного мира использовали такое простое и доступное болеутоляющее средство, как вино. Возможно, для анастезии применялись травы, обладавшие снотворными или наркотиче­скими действиями. В литературе известны при­меры использования галлюциногенных грибов, применение элементов гипноза (Медникова, 2001, с. 38-39); последний имел место во врачебной практике и на территории Греции (Блаватская, 1983, с. 96). К тому же, пациент при черепно- мозговой травме часто мог быть в бессознательном состоянии, что облегчало оперативное вмешатель­ство для хирурга и для больного. Мед, травы, акти­вированный уголь также применялись в качестве антисептиков для заживления ран (Margetts, 1962, p. 7, 12), чем вполне могли воспользоваться врачи из Херсонеса и Ольвии.


 


Между доном и Кубанью. генетическое разнообразие меотов - student2.ru


Список литературы

Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983. Зубарь В.М., Шевченко А.В., Липавский С.А. Западный некрополь Херсонеса Таврического (материалы раскопок 1983-1985 гг.). Каталог погребений. 2. Киев, 1989.

Круц С.И. Палеоантропологические исследования Степного Приднепровья (эпоха бронзы). Киев, 1984.

Медникова М.Б. Трепанации у древних народов Евразии. М., 2001. Медникова М.Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. М., 2004.

Назарова Т.А. Две находки трепанированных черепов из Ольвии и Херсонеса // BORYSTHENIKA-2004. Материалы международной конференции к 100-летию начала исследований острова Березань Э.Р. фон Штерном. Николаев, 2004. С. 122-124.

Рохлин Д.Г. Болезни древних людей (кости людей различных эпох - нормальные и патологически из­мененные). М.-Л., 1965.

Birner P. Europaische Trepanationen im Altertum. Eine medizinhistorische Abhandlung unter besonderer Berucksichtigung der KelteUniversitat Wien // Studia Celtica Austriaca, 1996. 1.

Gtadykowska-Rzeczycka J. Schorzenia Ludsnowski prahistorycznej na ziemiach Pelskich.-Museum archeologiczne w Gdansku. Gdansk, 1989.

Lichterman B. From piercing the wall to opening the window: some remarks on the evolution of instruments for cranial trepanation // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK. 2000. P. 28.

Margetts E.L. Trepanation of the skull by primitive traditional medicine-men, with particular reference to East African practice. Proceedings of the Third World Congress of Psychiatry. Montreal, Canada, 1961. University of Toronto Press. Mc Gill University Press. Volume II. 1962.

Ill

Наши рекомендации