Между доном и Кубанью. генетическое разнообразие меотов
between don and KuBAN: the genetic diversity of the meotis
И.Ю. Морозова1, Е.ф. батиева2, Н.ф. Шевченко3, А.Н. Грошева1, О.В. жукова1, В.Б. Ковалевская4, С.Ю. Рычков1
Институт общей генетики им. НИ. Вавилова РАН, Москва, Россия 2Институт аридных зон ЮНЦ РАН, Ростов-на-Дону, Россия 3 Краснодарский историко-археологический музей-заповедник, Краснодар, Россия 4Институт археологии РАН, Москва, Россия [email protected]
I.Yu. Morozova1, E.F. Batieva2, N.F. Schevchenko3, A.N. Grosheva1, O.V. zhukova1, V.B. Kovalevskaya4, S.Yu. Rychkov1
1Vavilov Institute of General Genetics, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia 2Institute of Arid Zones, Southern Scientific Center of Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia 3The Krasnodar State Historical and Archeological Museum-Preserve, Krasnodar, Russia 4Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
История Юга России неразрывно связана с меотами - оседлыми племенами, почти тысячу лет населявшими территории Прикубанья и Приазовья. Несмотря на многочисленные археологические и антропологические исследования меотских памятников, многие важные проблемы, связанные с меотами, пока не нашли своего разрешения. Так, до сих пор остаются дискуссионными вопросы происхождения меотов, их связей с соседями, участия в этногенезе народов Северного Кавказа.
Наиболее распространенным является мнение, что меоты - автохтонное население Кавказа (Анфимов, Аутлев, 1989). Другие исследователи относят меотов к иранцам (Абаев, 1949; Лавров, 1978). И, наконец, согласно третьей гипотезе, меоты являются индоевропейцами, но не иранцами, а индоиранцами (Трубачев, 1978; Николаева, Сафронов, 1983). Проблема усложняется тем, что меоты не оставили письменных свидетельств.
Целью нашей работы было дополнить имеющиеся сведения о меотах данными об их генетическом разнообразии. Для этого был проанализирован полиморфизм линий мито- хондриальной ДНК (мтДНК) у донских и кубанских меотов II в. до н.э. - III в. н.э., представленных палеоантропологическими материалами из могильников Нижнегниловской, Кобяковский и Виноградный 1.
Анализ генетического разнообразия показал, что генофонд меотов составляют линии мтДНК, относящиеся ко всем основным за- падноевразийским кластерам (N*, R0, JT, UK). Филогенетический анализ гаплотипов, выявленных у меотов, и их дериватов, указывает на глубокую древность генофонда меотов, сравнимую со временем существования индоевропейской общности. Генетические расстояния свидетельствуют о значительном удалении меотов от индоиранских, в том числе иранских, народов и, в то же время, сближении с пулом народов Европы. Таким образом, полученные данные позволяют усомниться в гипотезах о принадлежности меотов к иранцам и индоиранцам.
Исследуя особенности географической структуры меотов, было проведено сравнительное исследование генофондов меотов и их кочевых соседей - сарматов, генетическая структура которых показала безусловное иранское происхождение их генофонда. Филогенетический анализ позволил выделить в генофонде меотов Приазовья общий с сарматами пул генетических линий. Однако генетические расстояния и анализ генетического разнообразия меотов в целом указывают, что выявленные тенденции носили, вероятнее всего, локальный характер, не являясь указателем на системное слияние генофондов этих народов.
Являясь древними насельниками южнорусских степей, меоты не могли не оказать генетического влияния на народы Кавказа. Анализ генетических расстояний между меотами и кавказскими этносами показал, что меоты, проявляя генетическую близость к ряду коренных кавказских народов, тем не менее, особенно не сближаются ни с одним из них. Полученные данные позволяют считать меотов коренным и очень древним населением южнорусских степей.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 12-06-33039 мол а вед.
Список литературы
Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.: Издательство Академии наук СССР, 1949. Анфимов Н.В., Аутлев П.У. Меоты - предки адыгов. Майкоп, 1989. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978.
Николаева Н.А., Сафронов В.А. Проблема появления колесного транспорта в Европе. Древнейшие повозки Восточной Европы. Выделение днепро-кубанской культуры - культуры древнейших кочевников Восточной Европы // Кочевники Азово-Каспийского междуречья. Орджоникидзе, 1983. Трубачев О.Н. Некоторые данные об индоарийском языковом субстрате Северного Кавказа // ВДИ. 1978. 4.
О ТРЕПАНАЦИЯХ В АНТИЧНЫХ ГОРОДАХ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
trepanation in classical age cities of the northern pontic region
Т.А. Назарова
Институт археологии НАН, Киев, Украина, [email protected]
T.A. Nazarova
Institute of Archaeology, National Academy of Sciences, Kiev, Ukraine
Почти во всех частях мира обнаружены находки древних черепов со следами оперативного вмешательства. Этому вопросу учеными уделялось достаточно много внимания. Наиболее полно освещены материалы, свидетельствующие о практике трепанаций у народов Евразии, в монографиях М.Б. Медниковой, где представлена классификация древних операций, дан анализ явления, его географическое и хронологическое распределение (Медникова, 2001; 2004). Вместе с тем в антропологических работах практически отсутствует информация о случаях прижизненных трепанаций на черепах людей из античных центров Северного Причерноморья.
В нашем распоряжении оказались два трепанированных черепа из раскопок Херсонеса и Ольвии (Назарова, 2002, с. 122-124). Череп, принадлежавший молодой женщине (17-22 г.), получен из грунтовой могилы № 66 Херсонесского некрополя и датируется I в. н.э. (Зубарь и др., 1989, с. 29). Трепанация была произведена в центрально- правой части черепа, захватывая участок сагиттального шва (рис. 1). Размеры отверстия составляют 24x30 мм. Выполненное при жизни оперативное вмешательство закончилось полным заживлением трепанационного отверстия: края травмы заращены, следы диплоэ скрыты сомкнутыми пластинками верхней и внутренней поверхностей черепа. Подобная трепанация отмечена на черепе сармата (III-I вв. до н.э.) из погребения в Донской области (Рохлин, 1965, с. 174). Видимо, аналогичный способ был применен и на черепе женщины 20-29 лет из Анатолии (III в. до н.э.), исследованном Михаэлем Шульцем (Медникова, 2001, с. 92).
Находка из Ольвии (начальник экспедиции В.В. Крапивина) была получена из перемещенного слоя в городском квартале, в результате чего датировка дана ориентировочно. По сообщению авторов раскопа (Н.А. Лейпунская, А.В. Каряка), она может быть отнесена к первым векам новой эры. Череп, принадлежавший мужчине зрелого возраста, был представлен несколькими обломками. В результате реставрации мы получили крупный фрагмент черепной крышки. Трепанированный участок находится в левой части черепа, захватывая по длине почти всю теменную кость (рис. 2). Это обширный срез сегментовидной формы, длина которого в нижней части дефекта составляет около 80 мм. Расположенная в области оперированной части черепа, ближе к венечному шву, трещина (если она не посмертная) могла явиться поводом для начала операции в этой части мозгового отдела. В любом случае, такое смелое хирургическое вмешательство позволило продлить ольвиополиту жизнь, поскольку края травмы облитерированы по всей ее длине. Непосредственной причиной смерти данного индивидуума послужила, вероятнее всего, неудачная попытка произвести трепанацию в лобной части черепа (область гла- беллы). Очевидно, операция была не завершена, т.к. следов заращения костной ткани не наблюдается, а чуть выше от сквозного отверстия имеется поверхностное нарушение внешней компакты, похожее на «выскабливание», без следов облитерации.
В обоих рассматриваемых случаях была применена т.н. резекционная трепанация, когда отверстие в черепе не закрывалось выпиленной костью, а оставалось открытым (Медникова, 2001, с. 30). Трепанации делятся на символические и хирургические. Если феномен происхождения символического трепанирования до сих пор не нашел законченного объяснения (Медникова, 2001, с. 247), то характер хирургического вмешательства представляется вполне оправданным. На антропологическом материале зафиксированы многочисленные случаи выздоровления пострадавшего в результате черепной травмы после удаления обломков костей. Это, безусловно, стимулировало распространение практики трепанации в качестве метода хирургического вмешательства (Gtadykowska-Rzeczycka, 1989, s. 15). Подобные операции проводились, как правило, в центральной части свода черепа, а срочные - в участках, затронутых травмой или другим воспалительным процессом (Медникова, 2001, с. 47). Можно предположить, что молодую женщину из Херсонеса готовили к операции заблаговременно, а трепанация на черепе мужчины из Ольвии была произведена спешно, в месте очага заболевания или травм. Последние совершались зачастую с целью удалении осколков черепных костей.
Не вызывает сомнений высокий уровень терапии и хирургии в античную эпоху в Древней Греции. Трепанирование здесь также было достаточно широко распространено (Lihterman, 2000; см.: Медникова, 2001, с. 100). К III в. до н.э. греческая медицина являлась высокоразвитой отраслью научного знания, врачами использовались различные эффективные медицинские средства. Авторитет эллинских медиков был в Средиземноморье настолько высоким, что многие эллинистические монархи предпочитали врачей именно из греков (Блаватская, 1983, с. 78; 169). Медицинское руководство Гиппократа указывает на практическое выполнение трепанаций на территории самой Греции. Вместе с тем там известны лишь две находки с трепанациями (Birner, 1996). Несмотря на масштабные археологические раскопки, проводившиеся на некрополях Северного Причерноморья и отсутствие примеров находок трепанированных черепов в антропологической литературе, можно допустить, что население из античных центров также практиковало подобные операции крайне редко. Наиболее распространено трепанирование черепов было в более древние времена, а с повышением уровня цивилизации, видимо, человек более осторожно применял для себя такой сложный и опасный хирургический прием. Для эпохи неолита, а позднее бронзы на территории Украины удельный вес находок черепов с прижизненными трепанациями существенно выше, чем для последующих периодов. На черепах катакомбной культуры частота встречаемости трепанационных отверстий была довольно высокой. Отверстия располагались чаще всего в левой части теменной и лобной костей и в большинстве случаев носили на себе следы заживления (Круц, 1984, с. 79-80). В Европе в целом также в эпоху металла трепанирование идет на спад по сравнению с неолитом (Медникова, 2001, с. 24).
Трепанация черепа всегда отличалась сложностью исполнения и требовала глубоких знаний хирургов не только анатомии человека, но и применения антисептических средств в операционный и постоперационный периоды. Неясным остается вопрос о применении анестезии, которую могли использовать ольвиополиты и херсонесцы для снижения болевого шока в процессе проведения операций. Очевидно, что больные не смогли бы выдержать такую нагрузку на организм без использования каких-либо депрессантов. По аналогиям с другими приемами обезболивания у древних народов мира и с учетом географической специфики рассматриваемых античных городов, в первую очередь следует назвать применение алкоголя. На окраинах античного мира, так же, как и на родине переселенцев, широко практиковалось выращивание виноградников и, соответственно, процветало виноделие. Вероятнее всего, жители периферии античного мира использовали такое простое и доступное болеутоляющее средство, как вино. Возможно, для анастезии применялись травы, обладавшие снотворными или наркотическими действиями. В литературе известны примеры использования галлюциногенных грибов, применение элементов гипноза (Медникова, 2001, с. 38-39); последний имел место во врачебной практике и на территории Греции (Блаватская, 1983, с. 96). К тому же, пациент при черепно- мозговой травме часто мог быть в бессознательном состоянии, что облегчало оперативное вмешательство для хирурга и для больного. Мед, травы, активированный уголь также применялись в качестве антисептиков для заживления ран (Margetts, 1962, p. 7, 12), чем вполне могли воспользоваться врачи из Херсонеса и Ольвии.
Список литературы
Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983. Зубарь В.М., Шевченко А.В., Липавский С.А. Западный некрополь Херсонеса Таврического (материалы раскопок 1983-1985 гг.). Каталог погребений. 2. Киев, 1989.
Круц С.И. Палеоантропологические исследования Степного Приднепровья (эпоха бронзы). Киев, 1984.
Медникова М.Б. Трепанации у древних народов Евразии. М., 2001. Медникова М.Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. М., 2004.
Назарова Т.А. Две находки трепанированных черепов из Ольвии и Херсонеса // BORYSTHENIKA-2004. Материалы международной конференции к 100-летию начала исследований острова Березань Э.Р. фон Штерном. Николаев, 2004. С. 122-124.
Рохлин Д.Г. Болезни древних людей (кости людей различных эпох - нормальные и патологически измененные). М.-Л., 1965.
Birner P. Europaische Trepanationen im Altertum. Eine medizinhistorische Abhandlung unter besonderer Berucksichtigung der KelteUniversitat Wien // Studia Celtica Austriaca, 1996. 1.
Gtadykowska-Rzeczycka J. Schorzenia Ludsnowski prahistorycznej na ziemiach Pelskich.-Museum archeologiczne w Gdansku. Gdansk, 1989.
Lichterman B. From piercing the wall to opening the window: some remarks on the evolution of instruments for cranial trepanation // International Colloquium on cranial trepanation in human history, University of Birmingham, UK. 2000. P. 28.
Margetts E.L. Trepanation of the skull by primitive traditional medicine-men, with particular reference to East African practice. Proceedings of the Third World Congress of Psychiatry. Montreal, Canada, 1961. University of Toronto Press. Mc Gill University Press. Volume II. 1962.
Ill