Основные причины многообразия рас - факторы расообразования
приспособление (адаптация);
изоляция;
метисация;
автогенетические процессы.
Адаптация (от лат. adaptare приспособлять) - приспособление строения и функций организма к условиям среды (процесс и результат этого процесса). Обычно понимается как наследственно закрепленное приспособление, чем отличается от акклиматизации.
Изоляция - существование без контактов с внешним миром. У людей может быть географической (например, на удаленном острове) и социальной (например, изоляция каст в Индии). Изоляция играет важную роль в эволюции человека и возникновении всех видов биологической изменчивости.
Метисация (или метизация; для животных и растений также называется гибридизацией) - генетическое смешение двух отличающихся групп организмов. Метисация играет важную роль в эволюции человека и возникновении популяционного разнообразия.
Метисация приводит к двум противоположным явлениям:
1) с одной стороны, смешение разных антропологических типов приводит к сглаживанию их различий;
2) с другой стороны, образующийся смешанный (метисный) вариант, как правило, оказывается отличающимся от исходных.
Автогенетический популяционный процесс - процесс изменения генотипических частот, происходящий в популяции независимо от воздействий окружающей среды.
Концепции расоведения
Типологическая концепция
Популяционная концепция
Историческая концепция
Этапами расогенеза являются:
ü появление признака;
ü его концентрация в процессе мутагенеза и изоляции;
ü распространение в процессе миграции на другие популяции;
ü смешение рас в результате расширяющихся контактов между расовыми группами.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
1) составить таблицу «Морфологические признаки рас»;
2) дать сравнительную характеристику понятиям раса, популяция, вид, этнос;
3) провести сравнительный анализ классификаций рас;
4) отметить на географической карте мира ареал распространения основных рас.
5.4. Итоговый контроль знаний:
-ответы на вопросы по теме занятия:
1. Чему в систематике соответствует раса?
2. Что такое этнос?
3. Перечислите большие расы.
4. Какие расовые группы выделяются внутри больших рас?
5. Какие расовые группы проживают на территории Российской Федерации?
6. Дать определение понятию «раса».
7. Что называется расогенезом, каковы его этапы?
8. Сколько в мире рас?
9. Как соотносятся понятия «политипия» и «раса»?
10. Как соотносятся понятия «раса» и «этнос»?
11. Какие процессы лежат в основе расообразования?
12. Что такое расизм?
- решение ситуационных задач:
Задача № 1.
Перед Вами женщина среднего возраста пропорционального телосложения (мезоморфия), со светлой кожей, светлыми мягкими прямыми волосами. Разрез глаз горизонтальный, цвет глаз (радужки) – серый.
1. Определите по данному описанию, к какой из больших рас она принадлежит?
2. Укажите ареал распространения данной расы.
Задача № 2.
Юноша, стоящий перед Вами, темнокожий, с темными глазами, темными и очень курчавыми волосами на голове. На лице бросаются в глаза широкий нос, губы с большой слизистой частью (как бы «вывернутые»), глаза широко открыты.
1. К какой расе, по Вашему мнению, принадлежит юноша?
2. Укажите ареал распространения данной расы.
Задача № 3.
Перед Вами мужчина среднего роста, со смуглой кожей, прямыми, жесткими и очень темными волосами на голове. на уплощенном лице определяются темные глаза с выраженным эпикантусом, разрез глаз – небольшой.
1. К какой из больших рас он принадлежит?
2. Где данная раса распространена?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Этническая антропология», см. методические указания для обучающихся № 16 к внеаудиторной работе).
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
По теме занятия подготовить рефераты:
1. Концепции расы - различия подходов, различия результатов.
2. Социальные и биологические корни расизма.
3. Возникновение рас - вопросы и открытия.
4. О возрастной динамике расовых признаков.
5. История расовых классификаций.
6. Расы мира - краткий обзор.
7. К вопросу о роли метисации и изоляции в возникновении рас.
8. Новые расы - возникновение рас.
9. Раса и характер.
Занятие № 16
Тема: «Этническая антропология». Соотношение категорий "популяция" и "этнос". Определение этноса и его характеристика. Ряд: племя – народность – нация. Метаэтническая общность. Этнографические группы. Роль антропологии в исследовании древних миграций. Автохтонное развитие. Генетические аспекты исследования в этнической антропологии. Популяционная структура и биологическая изменчивость человека. История изучения антропологического типа восточных славян.
2. Форма организации занятия: практическое занятие.
3. Значение изучения темы. Этническая антропологияпредоставляет возможность знать свое прошлое, полученные в результате этих исследований материалы дают возможность выяснить родственные взаимоотношения между группами населения и историю их возникновения, а именно место, древность и последовательность этногенетических событий (этногенезов).
4. Цели обучения:
- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);
- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
- учебная:знать предмет и задачи этнической антропологии; стадии развития этноса; общие признаки и различия этноса, популяции, расы; механизмы формирования антропологических черт; историю развития восточных славян; уметь планировать работу по изучению антропологического материала; получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата; пользоваться научной литературой; владеть базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях; навыками использования ресурсов сети Интернет.
5. План изучения темы: