Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями
О-Е после шип. Обособленные определения и приложения
Гласные -о- и -ё- после шипящих
В корнях слов под ударением после шипящих произносится о, а пишется ё, если произносимый звук [о] чередуется с [е] при изменении форм слова или в родственных словах: дешёвый — дешевле, шёл — пришедший, шёпот — шепчет.
В том случае, если невозможно подобрать родственное слово с подобным чередованием, в корне под ударением следует писать о: шорох, чокаться, чопорный.
Внимание! Существительные ожог и поджог следует писать с буквой о, а глаголы ожёг и поджёг — с ё.
Под ударением после шипящих произносится и пишется о:
в окончаниях существительных и прилагательных: ключом, плащом, большого;
в суффиксах существительных -ок, -онк, -онок: дурачок, девчонка, бочонок и -он (где о беглое): княжны — княжон;
в суффиксах прилагательных -ов: парчовый, холщовый и -он (в одном слове с беглым о): смешной — смешон;
в суффиксах наречий: общо, горячо (но ещё).
В остальных случаях под ударением после шипящих пишется ё:
в окончаниях глаголов: печёт, течёшь;
в суффиксах -енн, -ен страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов: печёный, вооружён, огорчённый;
в суффиксах глаголов и в суффиксах существительных, образованных от глаголов: выкорчёвывать, размежёвывать, корчёвка, ночёвка, тушёнка;
в суффиксе существительных -ер: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр;
в местоимении что в предложном падеже: о чём, в чём; и в составе других слов: причём, нипочём.
Внимание! В некоторых иноязычных словах буква о пишется после шипящих и не под ударением, например: жокей, шоколад, шоссе, шофер, жонглер.
Следует запомнить написание некоторых слов с затемненным составом и непродуктивными суффиксами: трещотка, трущобы, чащоба, обжора, крыжовник, чечетка.
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями
Определения и приложения обособляются при условии:
если распространенное согласованное определение (выраженное причастием или прилагательным с зависимым словом) и распространенное приложение стоят после определяемого слова: День, утомлённый сонной ленью, вдруг опускает повода (Тимофеевский). Паутина, растянутая в ёлочках строгим пауком-крестовиком, была полна березовых листьев (Коваль). Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем (Андреев). Алёша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты (Чехов). Вот он, Полкан-Великан, лохматый и зубатый (Гайдар).
Внимание! Одиночное приложение присоединяется к определяемому существительному посредством дефиса, если оба слова — имена нарицательные: недотрога-ёж и ёж-недотрога;
перед именем собственным дефис не ставится (река Москва), но при обратном порядке слов дефис обязателен (Москва-река);
также дефис не ставится в таких словосочетаниях, как, например, красавица девушка, старик рыбак, хищник волк. В них приложение-существительное имеет такое же значение, как и прилагательное: красивая девушка, старый рыбак, хищный волк.
вне зависимости от позиции и распространенности обособляются определения и приложения, относящиеся к личному местоимению: Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку леса (Коваль). Молодые, они строили себе страну для долгой будущей жизни (Платонов). Я влюбилась в него, молодого, на этих фотографиях (Улицкая). Мне, автомобилищу, чего бы не забыть ещё? (Мандельштам);
согласованные и несогласованные определения и приложения, распространённые или одиночные, стоящие перед определяемым существительным, обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное или уступительное): Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонарей (Аксаков). Замкнутый, осторожный и трусливый, волк в минуту решающей схватки делается яростным и дерзким (Федосеев). По-иному причесанная, в новом платье, Маша имела вид непривычный и до странности пугающий. Прославленная актриса, автор блестящих мемуаров, Рина Зелёная оставалась скромным и непритязательным человеком;
согласованные определения (одиночные или распространённые) обособляются, если они оторваны от определяемого существительного другими членами предложения: Высокая и узловатая, покрытая медной чешуёй, много лет стояла над торфяными болотами кривая сосна (Коваль). И лёгкой музыки летит дыханье ко мне, таинственное, с облаков (Г. Иванов);
обычно обособляются два или больше одиночных определения, стоящих после определяемого существительного: В бузине, сырой и гулкой, соловей ударил дудкой (Багрицкий). Обособление обязательно, если определяемому существительному предшествует ещё одно определение: Но Валя сразу не полюбил этих глупых детей, шумных, крикливых, неприятных (Андреев).
Внимание!
В конце предложения два или более одиночных определения и приложения, особенно при пояснении, могут отделяться не запятой, а тире: Пьер был для них старого покроя барином — добрым, умным, великодушным, рассеянным и душевным (Л. Толстой). Она первым делом отправилась в ссудную кассу и заложила там кольцо с бирюзой — единственную свою драгоценность (Чехов).
Если приложение стоит в середине предложения и носит пояснительный характер, оно выделяется тире с обеих сторон: Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывных дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы.
Употребление в подобных случаях запятой вместо тире не является ошибкой.
Внимание!
Одиночное согласованное определение обособляется:
если стоит после определяемого существительного и имеет добавочное обстоятельственное значение: Мальчик, поражённый, как будто онемел и не мог вымолвить ни слова;
если за ним следует сравнительный оборот: Над прудом взошла луна, зелёная, как ящерица (Бабель). Тень воспоминания, далёкого, как облако, прошла по лицу старика (Катаев).
Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогами) или сравнительной степенью прилагательных обособляются, если нужно подчеркнуть, выделить выражаемое ими значение: Несколько батрачек, в новых нестиранных платках, со щеками, намазанными ради кокетства и смягчения кожи помидорным рассолом, стояли, обнявшись, в своих тесных козловых башмаках (Катаев).
Обычно обособляются подобные несогласованные определения, если относятся:
к имени собственному: С огромными букетами цветов, в новых костюмчиках, Саша и Маша шли в школу;
к личному местоимению: В непромокаемом плаще, в высоких резиновых сапогах, я шёл на первую в своей жизни рыбалку.
Не обособляются распространенные определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего: Аккуратный старичок ходил вооружённый дождевым зонтиком (Горький). Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного дыма (Паустовский).
Определения обычно не обособляются, если они относятся не к личному, а к неопределенному или определительному местоимению: Я заметил нечто странное, таинственное. Хотелось найти что-нибудь похожее на мой прежний костюм.
Имена собственные в роли приложения обособляются, если стоят после определяемого слова и служат для пояснения или уточнения нарицательного существительного: Другая сестра, Соня, девочка лет шести, играет в лото ради процесса игры (Чехов). Обе девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками (Чехов).
Обособляются приложения, присоединяемые словами то есть, или (в значении «то есть»), даже, например, в особенности, в том числе и другими: Говоря о болотной дичи, я часто буду упоминать о месте её жительства, то есть о болотах (Аксаков). Самые скороспелые грибы, например, берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня (Аксаков). Бегемот, или гиппопотам, живёт в зоопарке. Я очень люблю всё сладкое, в особенности шоколад.
Внимание!