I. Что такое Бардо, и какие виды Бардо бывают в сансаре. Зачем нужно готовить себя к умиранию и переходу через Бардо
Учение по йоге Бардо из Шести Дхарм Ваджраяны (Алмазного Пути).
Передача учения от Его Преосвященства Сонама Джорфела Ринпоче проходила в Непале, в Лумбини, на месте рождения Будды, в монастыре «Great Lotus Stupa» в марте 2010 года.
Перевод на русский язык и пояснения в тексте Ринчен Занпо (Евгений Лугов).
Внимание! Данный материал может рассматриваться только как комментарий оригинального текста по Тибетской йоге Бардо, и предназначен для практического использования только Посвященным в эти знания.
Запрещается самостоятельное изучение метода и попытка практиковать без Посвящения!
План описания Учения
I. Что такое Бардо, и какие виды Бардо бывают в сансаре. Зачем нужно готовить себя к умиранию и переходу через Бардо.
II. Описание процесса естественного умирания. План «грубого» растворения из 20 этапов.
III. Описание процесса естественного умирания. План «тонкого» растворения четырех стихий, из четырех этапов; последний из этих этапов – растворение ветра – многочленный.
IV. Описание процесса умирания. План «сверхтонкого» сознательного растворения. Наилегчайшая возможность достичь Просветления.
V. Описание вхождения в Бардо и особенностей пребывания в Бардо.
VI. Практика йоги Бардо. Первый этап. Использование 4-х «врагов» в качестве Пути.
VII. Практика йоги Бардо. Первый этап Бардо. Использование 3-х «видений» в качестве Пути.
VIII.Практика йоги Бардо. Второй этап.
IX. Практика йоги Бардо. Третий этап. Через 4 дня после смерти вхождение в «реальность промежутка мирных божеств».
X. Вопросы к Ринпоче от участников.
XI. Предварительные методы подготовки к Бардо. Медитации шамадха и випасана.
I. Что такое Бардо, и какие виды Бардо бывают в сансаре. Зачем нужно готовить себя к умиранию и переходу через Бардо.
Бардо – это значит на тибетском языке «промежуток». Обычно этим термином называют промежуток между умиранием тела и следующим перерождением, неважно в какой форме.
Очень важно людям знать, что с ними будет происходить после смерти. Нельзя бояться смерти, а наоборот, надо использовать ее в качестве наилегчайшего метода выйти из сансары страданий. Наше учение практики Бардо идет из Учения 6-ти дхарм (йог) Наропы. Это подробное объяснение для лам, для монахов. В нем много деталей объясняется, каких нет в обычной книге для мирян, в частности, в тибетской книге «Великого освобождения в Бардо» Падмы Самбхавы, которую на Западе назвали «книгой мертвых». Фактически, все время жизни в сансаре, природа живых существ, то есть естественное осознанное состояние существования, всегда находится в Бардо, в промежутке. Что значит Бардо для нас, для чувствующих существ сансары? Пока мы не достигли чистого, изначального просветления, освобождения от ограничений сансары, это значит, что мы находимся в дороге вверх, а именно в «промежутке» Бардо.
Какие же виды Бардо описывает наша Буддийская система йоги Бардо?
Первый вид Чунит Бардо – это Бардо жизни, то есть наше осознанное существование от начала рождений в непостоянстве сансары и до момента окончательного просветления в нирване.
Второй – Скечит Бардо – промежуток жизни, осознанная чувственная жизнь от момента рождения до момента смерти (текучее состояние жизнь-смерть).
Третий вид – Нилам Бардо – промежуток сна; мы погружаемся в этот тип Бардо, когда спим с различными сновидениями.
Четвертый вид – Сикпа Бардо – промежуток после смерти до нового рождения существа, или кратко – промежуток после смерти.
1-й – Чунит Бардо, Бардо сансары.
2-й – Скечит Бардо, Бардо жизни, жизнь-смерть.
3-й – Нилам Бардо, промежуток сна.
4-й – Сикпа Бардо, промежуток после смерти до нового рождения.
Чунит Бардо – это природный Бардо, это Бардо всей сансары, соответствующий природе любых живых существ, еще не достигших просветленности, своей изначальной, чистой природы Будды, но имеющих постоянно омрачения. Это просто существование в сансаре, Бардо сансары.
Его – это состояние – имеют все существа внутри сансары, те, что еще не Будды.
Изучив все четыре вида Бардо, мы поймем, что на любом участке нашего текучего существования мы все равно всегда находимся в пути, в Бардо, в том или ином текучем промежутке непостоянства.
Бардо – это промежуток непостоянства; мы как бы двигаемся, течем по сансаре, от одних ощущений к другим.
Чтобы понять и начать практиковать Бардо, чтобы реально действовать с его помощью после жизни, мы сначала должны понять, как мы рождаемся, из чего состоят субстанции нашего существования, нашего существа, человека. Когда мы говорим о Бардо, мы должны очень четко осознавать, что мы имеем дело конкретно с нашим вечным сознанием, с нашей душой. Давайте примем как определение, что непрерывное сознание – это наша вечная душа. Мы точно знаем, что у нас есть тело сейчас. Но насколько мы имеем большое сознание, мы этого не знаем. Да, тело умирающее остается здесь и разрушается полностью, и от него далее ничего нет. Но сознание души – что с ним происходит? Что оно будет испытывать за нас? Именно поэтому сейчас, когда у нас есть тело, когда у нас рациональное бодрствующее сознание, нам нужно тренироваться, мы должны быть готовы к будущему состоянию. Если мы в свободное время сейчас не будем тренироваться, практиковать Бардо, то в промежутке у нас не будет свободного времени, никто нас не будет там учить ничему. Ветры кармы будут нести вашу душу безостановочно. Так лучше сейчас узнать о своей природе, способностях, о том, как надо освободиться в Бардо. Множество наших йогов с древних времен проходили через осознанный опыт умирания тела и растворения его энергий. Они и разработали для нас эту систему тренировки. Войдя в новое тело в следующем воплощении, они зафиксировали и описали полные результаты практики, не только сам процесс растворения при смерти тела, но и далее в промежутке, непосредственно до следующего рождения. В Учении рассматриваются разные способности индивидов и вообще все возможные варианты пребывания в Бардо. Благодаря нашим учителям сегодня мы имеем четкий и эффективный путеводитель для тренировки бессмертия сознания души.
Главное в Бардо, мы должны осознать, что в том состоянии существование нелегкое. Если не будете готовы, очень много будет мучений, иллюзий, будет множество видений, множество галлюцинаций. Если не будете к этому готовы, ничто и никто отсюда вам не поможет. Никакие материальные запасы не помогут. Сейчас у нас есть время заняться этим, а в Бардо свободы уже такой не будет.
Мы получаем наше тело, наше существование от материнской, отцовской и духовной субстанций, из трех сверхмощных субстанциональных точек. Они и формируют то, что названо — человек. Между материнской божественной красной точкой и между отцовской божественной белой точкой сознание притягивается, захлопывается из промежутка Бардо. Готовое к воплощению сознание души приносится ветрами кармы, затягивается между отцом и матерью в момент зачатия и на какое-то время парализуется. Это происходит непосредственно при зачатии. Наша душа поймана в паутину нового воплощения. Мы как бы парализованы и уже никуда не вырвемся. Мы еще ничего из органов не имеем, не умеем чувствовать, осознавать, слышать, видеть, словом, нет еще органов восприятия, нет органов осознания, рационального мышления – нет ничего. Только наша душа поймана из Бардо. В момент совокупления матери и отца, в момент зачатия, нас из потока одиночного восприятия себя как существа, захватывает в это существование, облекает на новое рождение ветер кармы.
38-40 недель – первый этап – пока мы живем в материнской утробе. Каждую неделю из этих 38 недель работают свои ветры кармы, разные нужные энергии. Только приблизительно через 3 недели начинают появляться зачатки осознания у зародыша. До этого он полностью бесчувственный. Паралич полный. Разные этапы есть рождения существа, это отдельная тема – сгущение его энергий, его плотных субстанций. Это можно прочитать в других наших текстах.
Идем дальше.…. Вот эти три капли. Готовый полностью, созревший человек, перешедший через Бардо в новую жизнь. Мы имеем разные кармические условия и при входе, и при выходе из Бардо – соответственно, мужское или женское тело, у каждого свои условия жизни, цвет кожи, волосы, характер, свои родители, место рождения. Все испытываем на себе предыдущие свои накопления нашей кармы: кто-то имеет долгую жизнь, кто-то короткую, кто-то богатый, кто-то бедный, кто-то больной, кто-то здоровый, кто-то рождается женщиной, кто-то мужчиной. Все мы имеем заложенные нами же предпосылки для этого существования.
Но этот промежуток жизни – он начался с момента нашего зачатия, и он длится-длится, его невозможно остановить, он быстро-быстро течет в Бардо - постепенно-постепенно он течет-течет и имеет своим завершением умирание. Это Скечит Бардо. Затем наступает растворение наших органов и чувств – сначала грубых чувств и осознаний, потом тонких подсознательных чувств и осознаний, потом растворяются сверхтонкие состояния. Мы говорим, что есть 20 этапов грубого процесса растворения, четверичный тонкий процесс и потом очень тонкий процесс растворения. Это происходит со всеми абсолютно людьми, которые гармонично умирают своей смертью. По человеческой природе потенциально все мы способны растворяться, выходить из этой жизни примерно одинаково. На самом деле этого не происходит! Почему? Кармические накопления у всех нас разные. Кто что накопил за жизнь, это энергетически отложено, вписано в наши совокупности-скандхи. И от таких невидимых, но очень прочных накоплений никуда скрыться невозможно. Человека обязательно настигает его им же сложенная карма. И если он лгал, воровал, убивал, и т.д., то, конечно, его умирание будет тяжелее, и в Бардо ему предстоят заслуженные тяжелые мучения, я уже не говорю, что он реально может опуститься в нижние миры, например в ад, из которого выбраться будет намного тяжелее, чем попасть туда. Вы должны это людям объяснять. Не надо тешить себя иллюзиями.
II. Описание процесса естественного умирания. План «грубого» растворения из 20 этапов.
Продолжим про йогу Бардо. Вот как проходит грубое растворение из двадцати этапов.
Этапы растворения:
1 этап – растворяется совокупность-скандха энергия тела; тело слабеет, наше тело становится совсем слабым и мы не в состоянии двигаться.
2 этап – растворяется совокупность-скандха ощущения; внешние, поступающие в нас ощущения становятся все более слабыми, пока совсем не прекращаются, мы уже не можем воспринимать ощущения. Даже если происходят какие-то внешние изменения, например, движение вокруг, мы не можем сделать осознанным происходящее.
3 этап – растворяется совокупность-скандха сформированного опыта, и мы как бы не помним, не осознаем какие-то свои мысли, какие-то этапы прошедшей жизни. В этом состоянии мы просто лежим почти что бессознательно, без осознания, наш мозг уже не может удерживать осознание нашего прошлого опыта жизни. Растворяются мысли, идеи какие-то, весь сознательный опыт просто неразличим нами теперь.
4 этап – растворяется совокупность-скандха формирующие импульсы, это - изначальные свойства характера, привычки, склонности, что заложены в нас. Мы не в состоянии проявлять свои свойства, привычки, уже не осознаем их, как свои особенности.
5 этап – растворяется, утончается элемент земли. Тело худеет, сохнет. В этот момент растворения еще более слабеет тело.
6 этап – растворяется вода, элемент воды, высыхают все наши телесные выделения, жидкости.
7 этап – растворяется элемент огня. Энергии огня не в состоянии прокачиваться по телу, неустойчивы, и еда не может перевариваться в желудке.
8 этап – затем наступает растворение ветра. Пранические ветры, которых всего десять, начинают терять ощущение своего устойчивого местоположения в теле и постепенно растворяются. В обычном состоянии в жизни они прочно удерживаются и питают определенные области тела, насыщают нас жизненной силой. При постепенном умирании они рассеиваются и растворяются.
Например, ветер праны существует вокруг сердца, эта прана начинает двигаться, метаться, рассеиваться. Ветер уданы, восходящий в области горла и головы, начинает двигаться, рассеиваться. Ветер саманы в брюшной области желудка начинает сдвигаться, становится неустойчивым, рассеивается. Ветер апаны, нисходящий в тазовой области, начинает метаться и рассеиваться. Ветер вьяны, окутывающий все тело, рассеивается последним.
Далее растворение идет таким образом.
9 этап – самый сильный орган нашего внешнего восприятия – зрение – растворяется. Глаза перестают двигаться, и мы не в состоянии ни двигать ими, ни воспринимать зрительные объекты. Зрение замутняется, и мелькающее вокруг движение не может быть нами воспринято.
10 этап – следующий этап – растворение второго по силе органа восприятия - слуха. Мы теряем осознание звуков, как внешних, так и внутренних. Как таковые звуки происходят, но перестают восприниматься слухом, не ясны и не могут быть осознаны, что есть что.
11 этап – потом происходит растворение органов обоняния. Мы не в состоянии чувствовать и вспоминать запахи; это когда постепенно растворяется самый верхний наш ветер – удана.
12 этап – органы вкуса растворяются, и язык перестает чувствовать. Чувствительность его прекращается, язык перестает распознавать разные вкусы, он укорачивается и разбухает.
Дальше идет полное растворение.
13 этап – зрительные формы растворяются, и мы не в состоянии видеть объекты такими, какие они есть при бодрствовании, в четких формах и ярких цветах.
Тело теряет здоровый блеск и перестает быть похожим на здоровое тело. Цвет его становится более темный, тусклый, и вся цветовая гамма в восприятии гаснет.
14 этап – звуки растворены, и мы не слышим вообще звуков. Ухо не работает.
15 этап – растворены запахи, и мы не чувствуем запахов вообще и своего тела тоже.
16 этап – растворены вкусы; мы не ощущаем 6 типов вкусов: сладкий, кислый, горький, соленый, пресный, острый. То есть, если даже попробовать вкус чего-либо, мы не сможем ничего почувствовать. Вкусовые рецепторы парализованы, растворены.
Затем растворяются грубые земные проявления изначальной пятеричной мудрости осознания себя как просветленное существо - Будда. Именно грубые аспекты растворимы, с которыми мы живем в сансаре. Сама просветленность нерушима, она — вечная основа нашей чистой души. Это растворение происходит у всех людей, и неважно, знают они о мирах Будд или нет. Качества мудрости Будд пяти семейств присущи всем нам, неважно, принимаем мы это или нет.
17 этап – Первым растворяется изначальное осознавание, отражающее вещи, подобно зеркалу. Это растворяются наши грубые качества, которыми управляет Будда Акшобья и семейство Будд Ваджры (просветленного совершенства). В этом случае наше сознание теряет ясность и становится мутным и неустойчивым.
18 этап – Вторым растворяется осознавание мудрости разности, особенности всех вещей; мы не распознаем 3 типа ощущений: приятное, неприятное, безразличное. Это растворяются наши грубые качества Будды Ратнасамбхавы и Будд семейства Ратны (Драгоценности).
19 этап – когда растворяется мудрость осознания различия отдельных вещей или различающая мудрость, тогда мы перестаем помнить все, что знали, накопили в этой жизни. Это растворяются наши грубые качества Будды Амитабхи и семейства Будд Падма (Лотоса).
20 этап – затем, когда растворяется мудрость, осуществляющая намеченное, тогда мы не осознаем, кто мы такие, что мы собираемся делать, и какие у нас есть желания, планы. Мы перестаем осознавать свое существование как отдельного объекта. Это растворяются наши грубые качества Будды Амогасиддхи и семейства Будд Карма (Действия).
Остается видимой лишь пятая мудрость — совершенная мудрость сознания; она наиболее тонка и в ней мало грубых качеств сансары, поэтому на ней мы и удерживаемся в этом состоянии. Это наш аспект Будды Вайрочаны и семейства Будд Будда.
При таком постепенном растворении качеств в нас растворяются до нераспознаваемости наши 84 негативные сансарические мысли-эмоции, которые, как крючья, держат нас в сансаре. Осознавая их в четырех этапах растворения грубых качеств Будд пяти семейств, мы постепенно наблюдаем их растворение в нашем сознании.
Когда мы живем в мире, каждый накапливает свою информацию в наших совокупностях-качествах. При посмертном растворении вся она постепенно исчезает, становится все более тонкой, неощущаемой. Наши сформированные концепции растворяются все сильней и сильней, и наше сознание души становится все более чистым.
Сегодня ученым известно, что наши грубые осознанные и автоматические импульсы-эмоции удерживаются в индивидуальном магнитно-резонансном поле человека. При жизни оно наполнено силой и энергией разных качеств, мы называем это словом аура или энергополе. При умирании наше магнитное поле постепенно исчезает и не может больше удерживать все накопленные импульсы. Аура растворяется и отдает результат накопления на уровень сознания души в Бардо. Именно двадцатеричное грубое растворение и рассматривает детально эту схему.
Когда мы говорим о растворении всех этих совокупностей, то есть о двадцатеричном растворении, мы понимаем, что это наши сформированные какие-то концепции, мысли, эмоции, которые в виде впечатлений откладываются на нас, именно они, как бы сформированные образы действия. Все концепции и осознанного и автоматического поведения растворяются, и мы не в состоянии больше что-либо делать в этом существовании, в этой завершившейся жизни. Важно понимать это состояние растворения и не привязываться к своим прошлым желаниям и идеям.
Мы завершили рассмотрение двадцатеричного процесса растворения.
III. Описание процесса естественного умирания. План «тонкого» растворения четырех стихий, из четырех этапов; последний из этих этапов – растворение ветра – многочленный.
После 20-ти этапного грубого растворения проходит тонкое растворение четырех стихий.
В сансаре мы состоим из пяти стихий: земля, вода, огонь, ветер-прана, сознание-душа. Сила-энергия четырех первых стихий подлежит полному растворению после умирания. Четыре стихии грубы, ими сформировано наше тело и его функции. Пятая стихия — сознание, слишком тонка, чтобы раствориться на этом этапе сансары. Таким образом, мы можем нашим сознанием чувствовать, что происходит с энергиями четырех растворяющихся стихий. Известно, что в тибетской традиции энерготело человека составлено из сансарических энергий и образует совокупность: ветры-каналы-чакры(бинду). Всю систему необходимо очистить от кармических загрязнений. Это и есть задача воплощения. Энергии четырех стихий, центрированные в области чакр туловища, снизу вверх – земля, вода, огонь, воздух – через чакровую систему направляют активность человека в управлении жизнью. Когда мы выходим из воплощения, они по очереди растворяются. Мы теряем контроль над своими стихиями, они больше не принадлежат нам, сознание покидает их, и они подлежат обязательному растворению.
1 этап тонкого растворения – земля растворяется в воде.
Есть определенные знаки этого состояния: мы не можем сидеть, не можем двигаться, мы находимся как бы парализованные, не можем себя поднять. Периферическая нервная система теряет свои функции.
Внешние знаки: мы не можем двигать телом, не способны посылать телу импульсы движения, не можем двигать мышцами и т.д.
Внутренний знак таков - наше сознание в это же время ощущает, что оно как бы проваливается сквозь землю или поглощается землей. Люди в таком состоянии иногда говорят: «Вытащите меня, мое тело зарыто в землю». Как будто сознание погружается во что-то плотное, вязкое. Это внутри сознания такое впечатление. И дополнительное наше восприятие этого состояния – как будто бы все становится туманное, нереальное, как мираж, как дым.
2 этап тонкого растворения – вода растворяется в огне.
Внешние знаки – наши выделения, пот и слюни, мокроты высыхают. Лимфатическая и эндокринная системы теряют свои функции.
Внутренние знаки: ощущения сознания - как будто бы мы погружаемся в воду, вода полностью охватывает наше сознание. И внутренние знаки такие, как будто бы все становится призрачным. Все колышется, зыбко и неустойчиво движется, как бы плавает.
3 этап тонкого растворения – огонь растворяется в ветре.
Внешние знаки: тепло постепенно покидает тело. Тепло покидает сначала конечности. Как будто бы горячо становится внутри, и такое ощущение, как будто что-то горит внутри, как огоньки. Но это не чистое уже ощущение, это очень мутное ощущение. Конечности коченеют, холодеют, немеют, кровь не качается в них, лишь еле-еле ходит по туловищу. Кровеносная система теряет свои функции.
Внутренний знак: видение внутри сознания какого-то яркого света, но этот свет не сильный, а как огоньки, светлячки, неустойчивый, мелькающий.
4 этап тонкого растворения - ветер растворяется в сознании. Нам в тот момент очень тяжело дышать. Вдох очень тяжело сделать. Мы очень тяжело вдыхаем и очень коротко, длинный выдох, и опять очень короткий вдох и длинный выдох. Внешнее дыхание постепенно замедляется и тело готовится к смерти, т.е. растворяется ветер-энергия жизни.
Внутренний знак: тот свет в сознании, который ярко горит, - он на предыдущем этапе был, как бы вспыхивал и мелькал, и бегал, - сейчас этот свет, как свеча, горит долго, не колеблясь. Ветер его не в силах поколебать. Ветра уже нет, ничего не колышется внутри сознания. Это внутреннее горение, внутреннее сияние, маленькое, как будто бы свеча, не сильное еще. Но устойчивое.
Следующим этапом происходит процесс растворения пяти вторичных ветров кармы (5 малых пран из 10: нага, курма, крикара, девадатта, дхананджая/ naga, kurma, krkara, devadatta, dhananjaya).
1. Гьюва (курма упапрана) - движущийся ветер зрения растворяется. Сила зрения слабеет, и зрительные формы просто не воспринимаются вообще как зрительные формы, мы не в силах видеть вообще.
2. Нампаргьюва (девадатта упапрана) – полностью движущийся ветер звука – относится к органам слуха. Этот быстро движущийся ветер связан с нашим аппаратом восприятия звуков. Он движется, но мы не можем схватить его, звук как бы растворяется, не слышен вообще.
3. Янтахпаргьюва (нага упапрана) – совершенно подлинно движущийся ветер запаха. Он правит органами обоняния. Это чистый ветер, очень быстро, легко движущийся ветер. Растворяются запахи, и мы не в состоянии вообще ощущать их свойства.
4. Раптугьюва (крикара упапрана) – всецело движущийся ветер речи растворяется. Он связан с органами речи и языком. Мы не можем говорить, не можем произносить членораздельные слова, нет вкуса.
5. Шинтугьюва (дхананджая упапрана) — чрезвычайно движущийся ветер касания, осязания. Мы не в состоянии чувствовать и понимать любое касание – мы касаемся или нас касаются, а мы ничего не чувствуем. И в этот момент язык высыхает. Нос вваливается внутрь, высыхает. Уши притягиваются, прижимаются к голове, в зубах накапливается грязь.
Последними в растворении стихии ветра растворяются пять основных ветров - главных пран:
1 – растворяется восходящий ветер – Генгью (удана прана). Поэтому выдыхаем со свистом и хрипом.
2 – растворяется нисходящий выгоняющий ветер – Турсель (апана прана). Тогда мы не в состоянии контролировать мочеиспускание, семяизвержение (если, конечно, семя осталось), испражнение, то есть все это исходит автоматически.
3 – растворяется жизненное дыхание, находящееся в сердце - Сокдзин (прана). Прана обычно вокруг сердца в грудной клетке скапливается. Это центральное жизненное дыхание. Оно сохраняет жизненную силу. В этот период, когда жизненное дыхание растворяется, жизненные силы утекают, и поэтому начинается глубокий и окончательный процесс прекращения дыхания, оно становится более подсознательным, глубоким и совсем слабым.
4 – растворяется разогревающий ветер, уравновешивающий огонь — Меньям (самана прана). В этом состоянии мы не можем проглатывать питье, еду. Из нашего рта могут вытекать слюни. Мы не можем говорить, не можем смеяться и никакие яркие чувства не в состоянии производить.
5 – растворяется наполняющий ветер - Кьябчет (вьяна прана). Тело становится без всяких чувств, как будто камень, предмет какой-то валяющийся. Мы не можем двигать телом вообще. Ноги, руки полностью без движения, не можем двигать ими, не можем подняться.
Итог. Мы рассмотрели подсознательный, тонкий процесс растворения. Уже на уровне растворения стихий, когда мы осознаем, что с нами происходит, нам необходимо применять концентрацию на идаме (Авалокитешваре или другом божестве) и затем удерживать растворение в Ясном Свете.
IV. Описание процесса умирания. План «сверхтонкого» сознательного растворения. Наилегчайшая возможность достичь Просветления.
Мы говорим сейчас только о внутреннем сознании души. Все остальное растворилось ранее. Теперь растворяется та энергия сознания, которая находится в центральной нервной системе, а именно в головном и спинном мозге, то, что мы называем центральным каналом и тремя главными точками-чакрами (пупок-сердце-макушка). Последний этап растворения – и за ним наступает необратимая физическая смерть человека.