Загони джина в бутылку
ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК
Как появился "огонек"
Наша история произошла давным-давно во Всероссийском лагере Орленок". Лагерь был еще очень молодым. В нем была всего одна дружина и маленький коллектив вожатых. Первые отряды не были дружными. Но прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что-то творится. Все мальчишки и девчонки в этом отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчишки всегда брали на себя трудную работу, помогали девчонкам; девчонки заботились о мальчишках - и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо - и сделают все, чтобы печаль оставила товарища.
Никто сначала не мог понять причины такой перемены, а потом стали
замечать, что каждый вечер эти ребята уходят в лес и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда. Долго пришлось им в следующий вечер идти в темноте по следам,
и вдруг между темных стволов сосен перед ними блеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчишки и девчонки сидят вокруг костра плечом к плечу и поют песни, и говорят о разных вещах: о любви и дружбе, о беде и радости, о добром и злом - о том, что их волнует, чем они
хотят поделиться с другими.
И как ни странно, безмолвный огонь тоже был участником их разговора. Он освещал лицо говорившего; а если разговор оживлялся, пламя тоже волновалось, часто вспыхивая, бросая снопы искр в небо; если же разговор затихал и лилась негромкая песня, костер горел плавно, играя языками пламени. А когда пришло время возвращаться, ребята взялись за руки, и над лесом понеслись тихие слова: "Лагерный день окончен, день отшумел..." И домой они возвращались, держась за руки.
Вожатым было над чем подумать. И с того самого дня все больше и больше костров вспыхивало вокруг лагеря. И маленькие искорки от них селились в душах ребят.
Традиция эта жива и по сей день. Во многих лагерях, как и в "Орленке", ребята вечерами собираются вокруг костра или свечи, обсуждают проблемы прошедшего дня, говорят о том, что им дорого.
Цели:
- регулирование эмоционального настроя в коллективе;
- анализ дня;
- коррекция взаимоотношений в отряде.
Учитывая цели огонька, он как правило имеет 3 направленности:
- Эмоциональная (снятие напряжения, повышение настроения, повышение самооценки ребенка).
- Аналитическая (анализ дела, ситуации, дня, дискуссия на тему).
- Информационная (правила, законы, легенды, погружение в игру).
Вечерний "огонек" – это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.
Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.
"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
Для вечернего "огонька" существуют правила:
- Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".
- Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
- Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):
- " Когда говорит один - все молчат"
- " Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"
- " Закон свободного микрофона"
- " Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"
- "Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"
- "Через центр круга переходить нельзя".
"Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни. После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром). Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:
- Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
- Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
- Что было не очень хорошо и даже плохо?
- Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый. Дети делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой.
Вечерняя орлятская
Разговоры еле слышны.
Над «Орленком» ночная тень.
В круговерти забот не заметили мы,
Как был прожит еще один день.
Только правду скажем в глаза,
Не тая на душе обид.
Промелькнет и утихнет в сердцах гроза,
Затвердеет дружбы гранит.
Согревая единство теплом,
Все теснее орлятский круг.
Если надо помочь, если, вдруг, тяжело,
Помни, каждый – твой верный друг.
Речевка: Над морем ночь спускается, лагерю спать пора. Спокойной ночи, лагерь наш, до светлого утра. Спокойной ночи, девочки. Спокойной ночи, мальчики. Спокойной ночи, вожатые. Спокойной ночи, все. Всем-всем - спокойной ночи.
Речевка: День отшумел и, ночью объятый, лагерь зовет ко сну. Доброй вам ночи, девчата-орлята. Доброй вам ночи, ребята-орлята. Доброй вам ночи, вожатые наши. Завтра нам снова в путь. Спокойной ночи.
Тематический "огонек"
Проведение такого "огонька" необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких "огоньках" можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь.
Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический "огонек" крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно. Не забудьте, что слова, сказанные на таком "огоньке", не должны остаться только словами - у "огонька" должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своем мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).
Тематический огонек "Есть ли похожие люди?".
Цель: разрешение или предупреждение конфликта какого-либо рода.
Ход огонька: звучат песни под гитару. Вожатый задает вопрос: "Есть ли похожие люди?". Вопрос обсуждается при соблюдении всех законов огонька. Затем вожатый каждому выдает лист бумаги.
- ребята, сейчас я попрошу вас проделать над листочком некоторые операции. Главное условие: все нужно делать в идеальной тишине и с закрытыми глазами. Согните лист пополам, затем оторвите правый верхний угол:(проделать эту операцию 4 раза).
После этого дети открывают глаза, разворачивают листочки и смотрят, что получилось.
- Люди могут походить в чем-то друг на друга, могут быть кардинально разными, могут чем-то отличаться. Даже близнецы, внешне похожие друг на друга как две капли воды, всегда имеют разный характер, чаще противоположный. То есть, нет абсолютно одинаковых людей, каждый человек индивидуален, неповторим. И каждый человек, каким бы он ни был, заслуживает доброго отношения, понимания, уважения, любви. Чувствуете ли вы такое отношение от каждого в отряде? А как сами относитесь к другим? (вопросы для размышления)
- Закончите предложения:
Сегодняшний день - это:
Мое настроение сегодня:
Я хотел бы, чтобы завтра:
Опираясь на высказывания детей, вожатый подводит итог дня.
- Попрощаемся как на Адаманских островах в Тихом океане.
Положите правую ладошку под ладошку соседа справа; а левую - на ладошку соседа слева. И с самыми добрыми и светлыми пожеланиями, с самой положительной энергией дуем на ладошку соседа справа.
- Свечку задует:(ребенок, который чем-то выделился или авторитет которого нужно повысить)
Проблемный "огонек"
Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта - проблемный "огонек".
Конечно же, такой "огонек" - это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком "огоньке" - честный, справедливый арбитр ("арбитр" - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом), способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации. Арбитр, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.
Такой "огонек" готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены. Обдумайте заранее, какого результата вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для достижения этого результата.
Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть правильно построенные и продуманные педагогические ситуации "разыгранные" в течение дня, предшествующего проблемному "огоньку". Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда конфликт очень серьезный. Они могут либо "подогреть", либо "охладить" конфликтную ситуацию. Создать наиболее "выгодный" эмоциональный настрой у ребят перед "огоньком".
Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны педагога. Важно, чтобы ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип "не навреди!!!". Поэтому стоит предварительно проконсультироваться с психологом.
Надо помнить, что любой отряд в течение смены проходит через период конфликтов. Единственная разница в том, что от мастерства педагога зависит, насколько серьезным будет этот конфликт. Не забывайте, что есть волшебное слово "ПРОФИЛАКТИКА". Тем не менее, проблемный "огонек" лишним в отрядной жизни не будет никогда.
Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на таком "огоньке".
1.“Конверт откровений” Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:
- что ты больше всего ценишь в людях?
- какая твоя самая большая цель в жизни?
- какие черты характера человека тебе особенно неприятны?
- на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.
2."Здравствуй, мне очень нравится …" По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: "Здравствуй, мне очень нравится …", продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.
3."По одежке встречают …" Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.
Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:
- Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
- Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
- Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
- Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?
4."Кельтское колесо" По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света. Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг. Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности. Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией. Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед. По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо. Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Этапы:
- 7-10 минут на подготовку.
Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
- Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
- Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.
- Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
- "Солнышко"
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии. Не стоит ограничиваться только предложенными нами советами.
Загони джина в бутылку.
Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью "Джин" и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.
Гороскоп
Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.
Я не понимаю
Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему..?".
Круг молчания
Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.