Расы животных и человека
В результате многочисленных исследований географической изменчивости видов диких животных в систематике животного мира установилось новое представление о виде. Вид (species) является основной структурной единицей в системе живых организмов, качественный этап их эволюции. Вследствие этого вид — основная таксономическая категория в биологической систематике. Под видом понимается совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и типов взаимоотношений с абиотической и биотической средой и отделенных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм. Вид также рассматривается как совокупность особей, почти всегда состоящая из большего или меньшего числа подвидов, или географических больших рас, занимающих определенную территорию, или ареал. Количество рас, на которые распадаются виды позвоночных, различно. Некоторые виды распадаются на 30— 40 подвидов. С другой стороны, имеются виды, в которых не выделено никаких рас. Нередки примеры, когда в пределах одного рода одни виды распадаются на многие подвиды, а другие не представляют никаких заметных географических различий. Так, гренландский тюлень имеет три
подвида, а каспийский — ни одного. Белый хорек имеет много подвидов, а черный — ни одного.
Расы млекопитающих отличаются обычно раскраской шерсти или кожи, размерами и пропорциями тела, строением мягких частей морды, особенностями черепа. Так, в частности, построению черепа отличны расы горилл, расы белого медведя, расы дикого северного оленя, бобра и т. д. Признаки, по которым различаются расы, обычно сравнительно устойчивы, т. е. мало меняются под непосредственным воздействием среды.
Во многих случаях отнесение той или иной группы к категории вида или расы представляет трудности, понятные с точки зрения эволюционного процесса и вытекающие из возможности перерастания расовых различий в видовые. Типичные «хорошие виды» (Бунак, 1941) отличаются от рас по следующей совокупности особенностей: 1) морфологические различия между видами более велики, чем расовые различия; 2) потомки от скрещивания двух рас неограниченно плодовиты между собой в отличие от межвидовых метисов; 3) естественным следствием предыдущего является наличие переходных форм в зоне соприкосновения ареалов рас и отсутствие таковых в зоне соприкосновения ареалов видов; 4) возможность и частота сосуществования без скрещивания на одном ареале двух видов; относительная редкость и исключительность сильного захождения ареала одной расы на другой. Расы иногда, в свою очередь, делятся далее на меньшие группы, также являющиеся расами по отношению к большой, или материнской расе. Возможно и дальнейшее дробление дочерних рас на еще более мелкие ареальные группы. В настоящее время предложено употребление следующих терминов в порядке нисходящего деления: вид, большая раса, малая раса, подраса, местная раса.
Хотя принципы выделения рас у человека и животных
представляют некоторую очевидную аналогию (в наличии
' ареала, в самом наборе расовых таксономических призна-
v 267
ков, в их относительной устойчивости, их генетической обусловленности, независимости варьирования), однако и значение рас и их история принципиально иные у человека и животных. Раса человека—это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах. Так как групповая и индивидуальная изменчивость этих признаков не совпадает, расы являются не совокупностями особей, а совокупностями популяций, т. е. территориальных групп людей, объединенных брачными связями. По всем основным морфологическим, физиологическим и психическим особенностям, характерным для современных людей, сходство между всеми расами велико, а различия несущественны. Лишены всякого фактического основания концепции о существовании «высших» и «низших» рас и об их происхождении от разных родов высших обезьян. Данные антропологии и других наук доказывают, что все расы происходят от одного вида ископаемых гоминид. Неограниченные возможности смешения (метисации) и социально-культурная полноценность смешанных групп служат веским доказательством видового единства человечества.
Слово «раса», восходящее, вероятно, к арабскому корню «рас» (голова, начало), встречается впервые в современном смысле у французского ученого Ф. Бернье (1684). В ХУШ—XX вв. были предложены многочисленные классификации рас, основанные главным образом на внешних морфологических особенностях. Одна из наиболее удачных классификаций принадлежит Ж. Деникеру (1900), использовавшему весьма обширный фактический материал. Он разделил человечество на 29 рас, объединив их в шесть групп по следующим сочетаниям признаков:
. А. Шерстовидные волосы, широкий нос (расы: бушменская, негритосская, негрская, меланезийская)..
Б. Курчавые или волнистые волосы фасы: эфиопская, австралийская, дравидийская, или мелано-индийская, ассироидная).
В. Волнистые, темные или черные волосы и темные глаза (расы: индо-афганская, арабская, берберская, средиземно-приморская, островная-иберийская, западная, адри-атическая).
Г. Волнистые или прямые волосы, блондины со светлыми глазами (расы: северная, восточная).
Д. Прямые или волнистые черные волосы, глаза тем-: ные фасы: айнская, полинезийская, индонезийская, южноамериканская).
Е. Прямые волосы (расы: североамериканская, среднеамериканская, патагонская, эскимосская, лопарская, | угорско-енисейская, туранская, монгольская).
Внутри групп расы выделены на основании цвета кожи, формы головы, лица и носа, других морфологических признаков.
Широкую известность получила и классификация Я.Я. Рогинского (рис. 44).
Раса и нация
* ■ . ■
Необходимо строго различать два весьма разных понятия — нация и раса. Людей объединяют в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано определенным ареалом. Такие обозначения, как «русская раса», «английская раса», «итальянская раса» и др., являются ошибочными. Так, например, северные итальянцы выше ростом, более брахи-кефальны, менее темноглазы и менее темноволосы, чем уроженцы Южной Италии.
Отсутствие внутренней необходимой связи между расой и языком вытекает с полной очевидностью из многих
v, 269
t * * |
Рис. 44. Схема расовой классификации
фактов. У человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны. Можно привести множество примеров полного несовпадения границ распространения языка, с одной стороны, и расового типа, с другой. Так, среди тюркоязычных народов бывшего Советского Союза находим, например, азербайджанцев, относящихся к одному из южных вариантов европеоидной расы, якутов, ярких представителей монголоидной расы, чувашей, обладающих чертами уральской расы.
Меланезийцы, малайцы, полинезийцы, резко различаясь по своему антропологическому типу, говорят на язы-
ках малайско-полинезийской группы. К индоевропейской семье языков относятся, с одной стороны, языки северозападных народов Европы, очень светловолосых и светлоглазых, с другой — весьма смуглых, темноволосых индийцев, из которых некоторые, например, маратхи, имеют сравнительно темную кожу и широкий нос.
Весьма, многочисленны примеры, когда в пределах одного расового типа распространены различные группы языков. Так, индоевропейские, иранские племена западного Памира имеют гораздо больше общего по своему физическому типу с кавказцами, грузинами, семитами айсорами, чем с индоевропейцами Западной и Восточной Европы.
Все эти факты свидетельствуют об отсутствии какой-либо причинной связи языка и расы, и этому нисколько не противоречат весьма частые случаи, когда между расовой и языковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь. Изучение различных форм этой исторической связи позволило сделать ряд обобщений:
1. Язык и культура могут распространяться без переме
щения антропологических типов, но антропологичес
кие типы никогда не распространяются, не принося с
собой определенной культуры и языка.
2. Антропологические данные могут играть важную
роль для определения тех этнических слоев, из кото
рых сложился данный народ.
3. Когда масса населения, почти однородная по антро
пологическому составу, разделена на группы, говоря
щие на разных языках, в прошлом тех или иных форм
следует искать историческую общность этих групп.
4. Следует различать два принципа историко-культур?
ной классификации народов: а) классификацию по хо
зяйственно-культурным типам (например, арктичес
кие приморские Охотники, оленеводы тундры, кочев
ники-скотоводы степей); б) классификацию по так на-
зываемым историко-этнографическим областям, т. е. таким общностям людей, которые сложились в результате единства исторических судеб народов, населяющих данную область, и их длительных взаимных связей и влияний.
5. При решении проблемы этногенеза классификация
по историко-этнографическим областям имеет гораз
до большее значение, чем классификация по хозяй
ственно-культурным типам.
6. Границы антропологических типов больше совпада
ют с границами историко-этнографических областей,
чем с границами распространения хозяйственно-куль
турных типов и групп языковой классификации (Ро-
гинский, Левин, 1978).
Расообразование
Факторы, имевшие значение в формировании расовых типов, рассматриваются по отношению к следующим этапам этого процесса:
1) возникновение признаков;
2) закрепление признаков и сохранение их в населении;
3) распространение признаков на территории;
4) возникновение различных сочетаний признаков;
5) характер и закономерности изменений признаков.
При анализе факторов расообразования необходимо
иметь в виду специфические для человека условия существования, т. е. общественную среду.