Социальная антропология м. мосса
Мосс – ученик Дюргейма, выступает с идей о том, что социология должна быть объединена с этнологией. Современное общество изучается социологами, первобытное – этнологами. Без понимания первобытного общества нельзя понять современное. Первая работа "О некоторых первобытных формах классификации"1903г. посвящена первобытному мышлению: что лежит в основе первобытной космологии, логики и т.п. В основе космологии и логических представлений туземцев лежит тот или инойтип социальных связей. Существует структура социальной власти, определяющая представление о родстве. Космос – большая община, изучение на основе общины. Эти идеи новые – вызывали споры.
Явление культуры рассматривал с функциональной точки зрения. Дюргейм хотел создать универсальную теорию общества,искал причинные объяснения явлений социальной жизни. Мосс очень рано начинает описывать определённые явления культуры в рамкахконкретного контекста. Для понимания явлений соц.жизни нужно проследить взаимоотношения явлений между собой и нет смысла в универсальных явлениях культуры. Мосс начинает говорить о том, что описание человека в современных науках порочно,идея "тотального или целостного человека" Человек – биологическое, социальное и физиологическое. Язык описания человека – описание его верований, физиологии и др.
1921 "Обязательное выражение чувств": описываются погребальные обряды оборигенов Австралии. Мосс пишет, что траурный обряд – это выражение скорби. Заскорбью стоит психология, физиология. Но это не спонтанное действие, оно носит нормативный характер – в любом обществе нормы обряда чётко расписаны. Невозможно разделить физиологию от культуры. В этойи др.работах мосс описывает разные культуры. Исходя из языка той культуры, в которой происходят данные обряды (глазами индивидов той культуры, где происходит явление).
Самая известная работа – "Очерк о даре"1925 В ней Мосс стремиться объяснить один из механизмов, обеспечивающих целостность социокульткрной жизни. Люди живут сообща, обмениваются результатами деятельности. В современном обществе господствует товарно- денежная система. В традиционном обществе функцию денег выполняла процедура обмена подарками – форма взаимодействия членов общества. Обмен дарами – не просто экономическая сделка. Он охватывает все сферы жизни общества – пища, женщины, дети, имущество, жреческие услуги...Мосс разбирает смысл процедуры: формально дары – добровольное дело. Дары эквивалентны друг другу. Если дары не эквивалентны, это может привести к войне между племенами или подчинению сообщества другому. Мано-психологическая сила определённого предмета или действия. В ситуации обмена дарами: любой предмет или действие идёт во благо, внешне предмет твой, но с точки зрения магической силы предмет или действие – во зло. Альтруистический дар – чем больше формализация, тем меньше даритель настраивается на ответный дар. Мосс выдвигает идею тотальных социальных фактов – явление, пронизывающее все стороны жизни сообщества, все институты сообщества.
1938 "О первой категории человеческого духа: понятие личности, понятие "я"" Представление о "я" очень важно для современного человека. В дописьменных культурах представления о "я" отсутствовали, человек отождествлялся с определённой социальной ролью. Я – охотник, я –рыбак, я – жрец. В древней Индии в рамках брахманизма появляются представления о "я",личность в религиозном смысле. Правовая личность появляется в Римской культуре. В римском праве понятие личность – ключевое.
1943 "Техники тела" - ключевая работа для направления в рамках антропологии. Естественное и культурное разделить невозможно. Например, дыхание, плавание, культурно обусловлены. Средний способ передвижения можно обусловить культурными факторами.
Метод исследования культуры Мосса – метод точечного сравнения, когда конкретное явление культуры рассматривается в конкретную эпоху. Мосс не претендует на создание общей теории культуры, в его работах мы имеем дело с вариациями определённой темы.
31. Концепция «первобытного мышления» Л. Леви-Брюля.
Л. Леви-Брюль (1857-1939) обращается к конкретной тематике, его интересует качественная эволюция человеческого мышления. В 1903 г. выходит его книга "Мораль и наука о нравах", где он чётко фиксирует свой интерес к мышления первобытных народов. Выход в свет этой книги – соединение идей Дюргейма и Леви-Брюля. Л. Л-Б работал в сфере антропологии. В 1910-1925-27 выпускает несколько работ, гдеформулируется концепция происхождения первобытного человека, повлиявшая на антропологию.В работах обосновывается идея качественного отличия первобытного мышления от логического мышления современного и цивилизованного человека. Л-Б говорит, что данное противопоставление – это система, есть много общего, но нужно говорить об отличиях.Л-Б интересовался системой мышления человека. Его работы выходят в свет сразу после работ Фрэзера, чья тема – эволюция сознания(магия и т.д.). Работы Л-Б на поддерживают эволюционистские идеи. Как и Фрэзера, Л-Б не устраивает Тейлоровский подход к мышлению первобытного дикаря (не отличающий его от мышления современного человека). Для Л-Б первобытный человек мыслит иначе, чем современный. Понятие "коллективные представления" – основа для Л-Б. Эти представления не носят коллективного характера.Для Л-Б коллективные представления определяются социальной структурой.
Социальная структура → коллективые представления → индивидуальное сознание
Изменение мышления связано с изменением коллективных представлений – каждый индивид меняет свою точку зрения.
Существует 2 типа мышления: 1. Первобытное; 2. Цивилизованное;
Л-Б выделяет 4 основных черты первобытного мышления:
1) С точки зрения содержания первобытное мышление носит мистический характер. Под мистикой Л-Б понимает веру человека в существование таких сил и действий, которые не воспринимаются нашими чувствами. Л-Б пишет, что мышление первобытноо человека сопровождается мистическими концептуализациями. Мистический концепт у дикаря доминирует над непосредственным чувственным восприятием. Концептуализация - сознание конкретного индивида, настроенное на определённое направление. Направленность или интенция направленности не доходит до сознания в чистом виде. Есть генеральные линии упорядочения движения. Человек последовательно выстраивает мир. Концептуализация – это процесс упорядочевания чувственных данных. Мифы в первобытном обществе производили упорядочевание. Если сопоставить современного и архаического человека – система мышления совр. человека упорядочевается быстрее, более адекватно, чувственные ощущения обрабатываются меньше.
Мышление дикаря имеет мифологический характер. Сознание современного человека более адекватно воспринимает действительность.
2)Первобытное мышление носит пралогический характер. В начале ХХв. учёные считали,что мифы не логичны. Пралогическое предшествует логическому мышлению. Первобытный человек мыслит по последовательности, основанно на других принципах, чем у современного человека. Например закон противоречия – важнейший принцип современного мышления. Суть закон - один и тот же объект не может одновременно находится в разных местах. На материале архаичных культур этот закон не работает. Для первобытного мышления объект может одновременно находиться в разных местах.
3)Первобытное мышление подчиняется закону сопричастности. Л-Б: коллективные представления опутаны сетью сопричастий – предметы связаны друг с другом родством изнутри. Закон сопричастности – доминирующий принцип в первобытном мышлении.Например, родство между человеком и его тенью – происходящее с тенью отражается на состоянии души человека; сопричастность судьбы человека и его тайного имени.
3)Смысловые единицы первобытного мышления – не понятия, а коллективные представления (стереотипы сознания) Коллективные представления не подвержены изменениям извне, они очень устойчивы, не воспринимают логические доводы. Первобытный человек очень мало вывсодит обобщающих идей из своих впечатлений, непосредственных ощущений. Вездеработают мифы. Первобытный человек не задаёт вопросы. Мышление шло попути понижения коллективного представления. Мышление первобытных людей более устойчиво. Первобытный человек редко делает ошибки, т.к. делает то, что ему преднаписано делать.