Тема 1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии
О.Т. Коростелева
СОЦИАЛЬНАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса
и методические рекомендации
для студентов дневной и заочной форм обучения
Барнаул 2009
60.58
К 686
Рецензент: Е.А. Попов, д.ф.н., проф., зав. кафедрой общей социологии
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «1» сентября 2009 г.
К 686 Коростелева О.Т. Социальная антропология: программа и методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения. Барнаул, 2009.
Данное пособие предназначено для студентов дневного отделения социологического факультета по специальности «социология». Оно разработано на основе курса «Социальная антропология» и содержит в себе программу курса, учебный план, план семинарских занятий, список рекомендуемой литературы и вопросы к экзамену.
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом цикла ОПД.Ф.18 ГОС ВПО второго поколения по специальности 020300 «Социология». Материалы печатаются по целевой программе «Основы качества национального социального образования для России XXI века» Совета по «Социологии и социальной антропологии» УМО по классическому университетскому образованию при МО РФ
ã О.Т. Коростелева, 2009
Содержание
Содержание................................................................................................................................ 3
Введение....................................................................................................................................... 4
Организационно-методический раздел................................................................. 5
Содержание курса.................................................................................................................. 8
Учебный план курса............................................................................................................ 10
Примерный перечень вопросов
для самостоятельной подготовки........................................................................... 16
Примерные темы курсовых работ.............................................................................. 17
Вопросы к экзамену по социальной антропологии.................................... 18
Учебно-методическое обеспечение курса......................................................... 19
Введение
Курс «Социальная антропология» во многом является авторским курсом, адаптированным для чтения студентам-социологам в 5 семестре дневного обучения. Ссоциальная антропология призвана сыграть важную роль в формировании у студентов базовых знаний о человеке и человеческом обществе, а также устойчивого интереса к центральным проблемам гуманитарной теории и методологии: к проблемам целостности и гармонизации человеческого бытия, диалога, понимания, значения и смысла. Обращение к данным проблемам вносит существенный вклад в реализацию принципа культуроцентричности образования, так как ориентирует студентов на рассмотрение любого аспекта человеческого бытия и любого элемента социальной жизни в герменевтическом, смысловом пространстве культуры, в мире культурных ценностей, значений и смыслов. С другой стороны, в контексте получения студентами профессионального социологического образования важно обратить внимание на архаичные формы социальной организации, на основе которых возникают более поздние (в том числе современные) системы родства, социальные оппозиции и социальные институты.
Структура курса складывается из следующих тематических блоков:
1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии;
2. Основные «миры» смыслового пространства бытия и диалоговые структуры их освоения;
3. Миф как способ бытия человека в мире.
При чтении курса и проведении семинарских занятий реализуется принцип сочетания серьезного изучения оригинальных работ, принадлежащих классикам социальной антропологии (А.Р. Рэдклифф-Брауну, К. Леви-Стросу, Л. Леви-Брюлю, Дж. Фрэзеру, В. Тэрнеру, Е.М. Мелетинскому, Э. Фромму, Й. Хейзинге и др.), с максимально свободным и заинтересованным обсуждением актуальных проблем самореализации и бытия человека в мире. Привлечение достаточно широкого этнографического материала не является самоцелью, а ориентировано в первую очередь на понимание родовой общности людей, принадлежащих к различным типам культур, а следовательно – на преодоление позиции этноцентризма и различных форм национальной нетерпимости. При этом, на наш взгляд, преподавание курса позволяет оптимальным образом учесть диалектику глобального, национального и регионального при изучении человека и общества. Ведь делая объектом своего изучения человека в контексте родной для него культуры (и неизбежно акцентируя момент ее уникальности, неповторимости, исключительности), социальная антропология демонстрирует наличие инвариантных, константных, архетипических форм бытия в мире, которые могут реализоваться и реализуются лишь при условии этнической и региональной уникальности.
Организационно-методический раздел
Курс предназначен для чтения студентам ФС специальностей «социология» и «информатика в социокультурной сфере» в 5 семестре. В содержательном плане является продолжением курса «Антропология», который читается студентам в I семестре первого года обучения.
Цель курса – ознакомление студентов-социологов с научной традицией, основными категориями и проблемами социальной антропологии, что является важнейшей составляющей профессиональной социологической и общегуманитарной подготовки.
Задачи курса:
1. Познакомить студентов с предметно-методологической спецификой социальной антропологии.
2. Проанализировать основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и диалоговые структуры их освоения.
3. Показать формы и механизмы социального опосредования бытия человека в мире.
4. Рассмотреть мифологию и ритуальную практику как регуляторы человеческого поведения.
Формой проверки усвоения знаний студентами является экзамен.
Критерии оценки
Основанием для получения отличной оценки является: глубокие знания при ответе на поставленный вопрос, последовательное изложение материала с использованием знаний лекционного курса, монографической литературы, ответы на все дополнительные вопросы, иллюстрация теоретических положений собственными примерами, сформулированные и обоснованные выводы.
Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания программного курса, обязательного минимума учебной и монографической литературы, умение связывать теоретические положения с анализом реальной ситуации. (Основанием для снижения оценки могут быть неточности и непоследовательность в изложении материала, недостаточно обоснованные выводы).
Удовлетворительная оценка выставляется за изложение минимума лекционного материала и учебника при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно и неумении связать данную тему со смежными темами курса, за неаргументированные выводы.
Тематический учебный план курса
для студентов дневного отделения
№ | Наименование тем и разделов | Аудиторных занятий (час) в том числе | Самостоятельная работа | Всего часов | |
лекции | семинары | ||||
1. | Предметно-методологическая специфика социальной антропологии | ||||
2. | Основные «миры» герменевтического пространства человеческого бытия, связь между ними | - | |||
3. | Человек в повседневном мире. Структуры повседневности | ||||
4. | Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия | ||||
5. | Человек в социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они» | ||||
6. | Системы родства как проблема социальной антропологии | ||||
7. | Миф как способ бытия человека в мире | ||||
8. | Обряды перехода, их роль в жизни человека | ||||
9. | Представления о жизненных силах в мифологическом сознании | ||||
10. | Пути гармонизации человеческого бытия в современном обществе | ||||
Всего: |
Тематический учебный план курса
для студентов заочного отделения
№ | Наименование тем и разделов | Аудиторных занятий (час) в том числе | Самостоятельная работа | Всего часов | |
лекции | семинары | ||||
1. | Предметно-методологическая специфика социальной антропологии | - | - | ||
2. | Основные «миры» герменевтического пространства человеческого бытия, связь между ними | - | |||
3. | Человек в повседневном мире. Структуры повседневности | - | - | ||
4. | Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия | - | |||
5. | Человек в социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они» | ||||
6. | Системы родства как проблема социальной антропологии | - | |||
7. | Миф как способ бытия человека в мире | ||||
8. | Обряды перехода, их роль в жизни человека | - | - | ||
9. | Представления о жизненных силах в мифологическом сознании | - | |||
10. | Пути гармонизации человеческого бытия в современном обществе | - | - | ||
Всего: |
Содержание курса
Тема 1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии.
История формирования взглядов на предмет социальной антропологии, различные варианты его трактовки. Проблема соотношения и взаимодействия с социологией, культурологией, историей и психологией. Социальная антропология и виталистская социология: сферы пересечения интересов. Методологическая специфика социальной антропологии: герменевтический подход к изучению человека и его культуры.