Весь благой нрав содержится в четырех хадисах
Хвала Аллаху, Господу миров; я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. О Аллах! Ниспошли благословение нам в этом собрании, одари нас в нем полезными знаниями и наставлением к тому, что Ты любишь и чем Ты доволен из правдивых слов и праведных деяний. О Аллах! Исправь то, что между нами, соедини наши сердца, направь нас по путям мира и выведи нас из тьмы к свету. О Аллах! Внуши нам благоразумие, исправь для нас наши дела и не оставляй нас самим себе ни на мгновение.
Разговор, дорогие братья, будет о нраве. Тема нрава очень широка и у нее очень много разделов. Хадисов, приводящихся о нраве, очень много. Более того, нет такой темы или раздела религии, в котором не было бы доли нрава и поведения: поведение с родителями, нрав по отношению к соседям, поведение во время еды, во время вхождения, выхода и езды, проявление нрава в покупке, продаже и так далее…
Ученые, да помилует их Аллах, написали на эту тему множеств книг. Их труды на тему нрава очень подробны и в них описаны все проявления нрава. Но если мы начнем разговор о нраве, упоминая самые главные моменты, или упомянем о том, что включает в себе весь нрав, в свете того, что передается от Пророка, r , то мы должны упомянуть прекрасные слова имама Ибн Аби Зейда аль-Кайруани на тему нрава. Этот ученый – автор послания, предисловие к которому очень известен. Эти предисловие – об убеждениях требующих знаний, и на него составлено множество толкований. Это предисловие известно, как «Мукаддимату Ибн Аби Зейд аль-Кайруани». Этот ученый произнес великие слова относительно нрава человека, если говорить о нраве в целом. Что объединяет весь нрав человека? Эти слова передает Ибн Раджаб, да помилует его Всевышний Аллах, в книге «Джами'уль-'Улюм валь-Хикам». Ибн Аби Зейд, да помилует его Аллах, сказал: «Весь нрав человека содержится в четырех хадисах:
· Первый хадис: слова Пророка, r : «Кто верует в Аллаха и в Последний День, тот пусть говорит благое или молчит…»;
· Второй хадис: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока не будет желать своему брату того же, чего желает себе»;
· Третий хадис: «Проявлением хорошего исповедания Ислама является оставление человеком того, что его не касается»;
· Четвертый хадис: «Не гневайся».
Все эти хадисы имам ан-Навави включил в свои «Сорок хадисов», где, как известно, он собрал сорок два хадиса из числа многозначных хадисов Пророка, r.
Итак, эти четыре хадиса содержат в себе весь нрав человека. То есть, всякое проявление нрава, к которому призывает шариат, в конечном итоге возвращается к этим четырем хадисам. На самом деле, слова Ибн Аби Зейда заслуживают размышлений.
Первое, что возникает в твоем разуме, когда ты слышишь эти слова – это: « «Каким образом эти четыре хадиса объединяют в себе весь нрав человека? Каким образом все хадисы Посланника Аллаха, r, возвращаются к этим четырем?» Я подумал об этих хадисах, и понял, что весь нрав и его проявления возвращаются к четырем основам, каждая из которых основана на одном из этих хадисов, и если эти основы воплотит в себе человек, то он воплотит в себе весь нрав, каким он должен быть.
· Первая основа – это защита языка. Эта основа крайне важна для тех, кто хочет обладать хорошим нравом. Человек обязан усердно трудиться и постоянно работать над тем, чтобы защитить свой язык и следить за своими словами. Очень часто нрав оказывается плохим и испорченным из-за языка. Плохой язык, не следящий за речью, разрушает и уничтожает благой нрав. Также многие проявления нрава возвращаются к самому языку. Если ты начнешь изучать нрав в шариате, то поймешь, что многие из них возвращаются к языку человека, то есть к его речи. Нрав проявляется на словах и на делах, а все слова произносятся языком. Поэтому тот, кто не следит за своим языком и за своей речью, тот из-за этого выйдет из числа тех, кто обладает благим нравом.
Слова Пророка, r: «Кто верует в Аллаха и в Последний День, тот пусть говорит благое или молчит»,– это призыв к защите своего языка и размышлению над своими словами, чтобы человек не произносил слова, не взвесив его прежде, чем оно будет произнесено. Пока слово не произнесено, ты владеешь им, а если ты произнесешь его, то оно завладевает тобой, и ты вынужден терпеть последствия этих слов. Часто человек говорит или думает: «Если бы я не сказал таких-то слов тогда-то». Зачем человек доводит себя до такой степени, чтобы потом жалеть: «Если бы я не сказал!» Почему человек не следит за своими словами и не взвешивает прежде, чем их произнести?
В этом хадисе содержится призыв к ограничению себя в своих словах. Как человек может ограничить себя? Он сказал: «Кто верует в Аллаха и в Последний День, тот пусть говорит благое или молчит». Это – призыв к размышлению над словами перед тем, как произнести их. Тебе следует посмотреть на свои слова до того, как произнести.
Если ты подумаешь над своими словами, то ты увидишь, что они не выходят за рамки трех видов речи:
1. Есть речь, которая блага, и в которой нет зла. Такую речь можно произносить, и нет в этом греха;
2. Есть другой вид речи, и если ты подумаешь о ней, то поймешь, что она – зло, и нет в ней блага. Такие слова нельзя произносить и ты обязан удержать себя и не произносить их, так как в них нет блага.
3. Относительно третьего вида речи ты сомневаешься. Ты не знаешь, благая ли она, или нет? Полезна ли она, или вредна? Ты не знаешь о ней. Такие слова также ты обязан оставить, следуя хадису: «А кто оставит сомнительное, тот сохраняет свою религию и честь». К сомнительному, которое необходимо оставлять, относится и речь, относительно которой ты не знаешь, благая она, или нет. Оставь ее, пока не поймешь. Если ты затем поймешь, что в ней заключено благо, то произнеси их, если нет – то оставь, и поблагодари Аллаха, что ты остановился и не произнес эти слова.
Этот хадис: «Кто верует в Аллаха и в Последний День, тот пусть говорит благое или молчит»,– считается важным и великим критерием в отношении нравов человека. Кто не будет следовать этому хадису, тот очень сильно отдалится от благого нрава, в зависимости от того, какие слова сойдут с его языка: это будут не взвешенные и неограниченные рамками шариата слова. Поэтому, первая основа в ограничении нрава – это защита языка. На это указывают слова Пророка, r: «Кто верует в Аллаха и в Последний День, тот пусть говорит благое или молчит».
· Свобода сердца по отношению к братьям по вере. Это извлекается из второго хадиса, который упомянул Ибн Аби Зейд, да помилует его Аллах, а именно: слов Посланника Аллаха, r: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока не будет желать своему брату того же, чего желает себе». Если в твоем сердце не будет этой любви и желания своим братьям того, чего ты желаешь себе, то как твой нрав станет правильным, если ты изначально не желаешь своим братьям того, чего желаешь себе? Поэтому, если в твоем сердце возникло что-то плохое, если ты питаешь к братьям какие-то плохие чувства, такие, как зависть, ненависть, злоба и прочие чувства, противоречащие словам Пророка, r: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока не будет желать своему брату того же, чего желает себе»,– то знай, что твой нрав испортится вслед за этими чувствами. Пророк, r, сказал: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце».
Итак, среди важных основ в нраве человека есть также то, что ты должен работать над исправлением своего сердца и очищением его от всего дурного в отношении твоих братьев. Сторонись того, чтобы в твоем сердце возникла зависть, злоба, ненависть и тому подобное. Стремись к тому, чтобы в твоем сердце находилось желание благого для твоих братьев так же, как ты желаешь этого себе. Этому желанию не должно сопутствовать твое имущество или что-то другое. Здесь имеется в виду простое желание, которое в сердце, и это желание должно совпадать с тем, чего ты желаешь себе. Это – одна из самых больших основ в исправлении нрава. Если это желание пропадет, то это будет самым большим толчком к порче твоего нрава.
Тот, кто желает своим братьям того же, чего желает себе, тот, с позволения Аллаха, окажется в безопасности, а это – высокая степень. Он сказал: «Не является верующим тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла». Обрати внимание на разницу между мусульманином и верующим в этих хадисах. Он сказал: «Мусульманин – это тот, от чьего языка и руки мусульмане находятся в безопасности (سلم)». Верующий человек выше простого мусульманина. Пророк, r, сказал: «Верующий – это тот, от которого имущества и кровь людей безопасны (أمن)». Безопасность, о которой говорится во втором хадисе, выше по своему положению, чем та, о которой говорится в первом.
Важно то, что одна из великих основ благого нрава – то, чтобы сердце человека желало другим мусульманам того же, чего желает себе, то есть, блага. Если человек хочет получить знаний, и видит, как другой получил их, он радуется за него, а не завидует ему. Если он хочет себе, например, ребенка, то, если у одного из братьев появились дети, то он должен порадоваться. Если он хочет имущества или чего-то подобного, и у брата появилось это, то он должен порадоваться, а не завидовать ему. Он не должен быть врагом милости Аллаха Своим рабам. Он должен желать своим братьям того же блага, которого желает себе. Если эта великая черта нрава появится в сердце, то человек овладеет одной из основ, на которой основан благой нрав, и как уже упоминалось: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока не будет желать своему брату того же, чего желает себе».
· Третья основаблагого нрава – это отдаление от всего лишнего и занятия тем, что не касается человека. Человек, который постоянно занят тем, что не касается его и тем, что ему не нужно, обязательно испортит свой нрав. Лишнее проявляется во взглядах туда, куда не нужно, в попытках услышать то, что не нужно, а также говорить то, что не нужно. Человек должен стремиться к тому, чтобы запретить себе заниматься тем, что его не касается. Это также является одной из основ и причин, помогающих человеку украсить себя благим нравом. Если человек делает что-либо лишнее, входит в то, что его не касается, то как он будет обладать благим нравом, когда он сам идет туда, куда не надо, и совершает то, что его не касается, либо взглядом, либо подслушивая, либо произнося лишнее. Все эти деяния противоречат благому нраву.
Поэтому, одна из важных основ – это отдаление от ненужного. Это извлекается из слов Пророка, r: «Проявлением хорошего исповедания Ислама является оставление человеком того, что его не касается». Также этот хадис говорит о том, что оставление этого является Исламом, то есть покорностью. Оставление чего-либо также является одним из деяний, относящихся к Исламу. Подобно тому, как Ислам – это повиновение и совершение благодеяний, также он – это оставление греховного и прегрешений. Поэтому к Исламу, или даже к хорошему проявлению Ислама относится оставление им того, что его не касается.
А также: что значит «не касается»? Как определяется то, что не касается человека? Слова «не касается» определяются желаниями и склонностями человека или критериями шариата? Чем из двух? Например, если один начал порицать другого, используя правильную речь и правильные слова, а второй говорит ему: «Проявлением хорошего исповедания Ислама является оставление человеком того, что его не касается». Нет! Порицание других за греховное касается и других мусульман, и запрещение порицаемого является одной из основ, на которой стоит религия! Как можно сказать человеку, который хочет предотвратить греховное, что это его не касается?! Поэтому смысл слов «не касается» определяется критериями шариата, а не склонностями человека и его желаниями. Об этом очень подробно говорит имам Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, в своем толковании к этому хадису в книге «Джами'уль-'Улюм валь-Хикам».
· Четвертая основаблагого нрава – это отдаление от подчинения душе, особенно при гневе. Поэтому он, да помилует его Аллах, упомянул хадис: «Не гневайся». Это один из самых многозначных хадисов о нраве: «Не гневайся».
Одна из важных основ благого нрава – это отдаление от подчинения душе, человек не должен подчиняться в своих словах и делах порывам своих эмоций, которые проявляет душа, особенно во время гнева. Человек, который в гневе говорит что-либо, не может взвесить свои слова и ограничить их, так как речь в гневе неограниченная. Действия, совершенные в гневе, также не взвешены и не ограничены. Человек в гневе произносит слова и совершает дела, далекие от благого нрава и хорошего поведения. Лучшее описание гнева, которое я когда-либо видел – это слова одного ученого: «Гнев начинается с безумия, а кончается раскаянием». То, как ведет себе человек в приступе гнева, похоже на сумасшествие, так как он совершенно не контролирует свои слова и действия. Но когда человек успокаивается и видит, что он сделал или сказал в приступе гнева, то начинает сожалеть и раскаиваться в содеянном. Однажды я читал в одном сборнике, где печатают разные вопросы ученым, длинную историю одного мужчины, который сознался, что в гневе ударил в лицо свою жену и выбил ей зубы, а затем, когда успокоился, сожалел, извинился, потратил деньги на лечение и т. д. Как человек исправит свой нрав, если он подчиняется своей душе во время всплесков эмоций во время гнева. Человек так не сможет взвесить ни свои слова, ни свои действия. Поэтому обрати внимание на наставление нашего Пророка, r, гневающемуся человеку, который совершил что-либо или произнес что-либо:
§ Относительно слов Пророк, r, сказал: «Если кто-либо из вас разгневался, то пусть замолчит». Пусть не говорит ни слова. «Если кто-либо из вас разгневался, то пусть замолчит». Зачем молчать? Так как речь никак не контролируется во время гнева. «…пусть замолчит»,– то есть, пусть замолчит сразу, как гнев вспыхнет в нем. Гнев продолжается недолго: две или три минуты, а потом человек успокаивается, и в это время человек не должен говорить ничего, запретить себе говорить, так как всякое слово, которое сейчас выйдет из его рта, будет ненужным. Он сказал: «Если кто-либо из вас разгневался, то пусть замолчит».
§ Относительно действий человека во время гнева Пророк, r, сказал: «Если кто-либо разгневался, будучи стоящим, то пусть сядет, а если и так гнев не покинет его, то пусть приляжет». В этих словах содержится призыв к тому, чтобы человек не предпринимал никаких действий по отношению к тому, кто разгневал его. Если человек что-либо сделает во время гнева, это может повлечь за собой тяжелые последствия. Иногда человек во время гнева убивает другого тем, что у него в руке или рядом. Он может пролить чью-либо кровь в гневе, а затем сожалеть. Множество бед случается во время гнева, и если кто-либо из вас разгневался, то «пусть сядет, а если и так гнев не покинет его, то пусть приляжет».
§ Также человек во время гнева сразу же должен прибежать к Аллаху от Шайтана, сказав: «أعوذ بالله من الشيطان الرجيم»(Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями). Шайтан сразу подходит к человеку, если он гневается. «Если кто-либо разгневался, будучи стоящим, то пусть сядет, а если и так гнев не покинет его, то пусть приляжет». А шайтан подойдет к тому, кто не защитился от него, говоря: «Он тебя злит, а ты уйдешь? Где твое мужество! Он злит, а ты ляжешь при нем?!» Поэтому необходимо прибегать к Аллаху, произнося: «أعوذ بالله من الشيطان الرجيم»,– чтобы он ушел вместе со своими наущениями и подстреканиями. Человек должен удержать себя от слов и дел, чтобы все успокоилось, а затем человек уже может спокойно взвешивать все свои слова и действия.
Поэтому, одна из важных и великих основ благого нрава – это то, чтобы человек не подчинялся всплескам эмоций, особенно во время гнева. Поэтому в хадисе он сказал: «Не гневайся». Это – один из самых многозначных хадисов. Посмотри на сподвижника, который попросил, что Посланник Аллаха, r, завещал ему что-либо, а тот ему ответил: «Не гневайся». Затем он повторил вопрос, а Пророк, r, повторил: «Не гневайся». Этот сподвижник сказал, как приводится в «Муснаде»: «Когда Пророк, r, сказал мне это, я понял, что гнев содержит в себе всякое зло». То есть, сколько раз я попросил у Пророка, r, чтобы он наставил меня, всегда он мне отвечал: «Не гневайся». Это подтолкнуло меня к размышлениям о гневе и я понял, что гнев объединяет в себе все зло. Из-за него с человеком происходит очень много плохого. Итак, одна из основ благого нрава – это оставление подчинения душе во время гнева.
Итог: эти четыре хадиса, о которых сказал имам Ибн Аби Зейд аль-Кайруани, да помилует его Аллах, действительно заключают в себе все основы благого нрава.
Я прошу Аллаха, Господа великого Трона, Его прекрасными именами и возвышенными атрибутами, чтобы Он направил всех нас к лучшим нравам, так как никто, кроме Него, не направляет к лучшим нравам. Прошу, чтобы Он отдалил от нас плохой нрав, так как никто, кроме Него, не сможет отдалить их от нас. О Аллах! Мы прибегаем к Тебе от порицаемых нравов, деяний и от болезней. О Аллах! Подобно тому, как ты улучшил наш образ, улучши наш нрав. О Аллах! Веди нас к Себе по прямому пути. О Аллах! Спаси нас от зла нас самих и наших злодеяний, а также от зла Шайтана и его многобожия и от зла всякого животного, и Ты способен схватить каждого из них за хохол. О Аллах! Надели наши души богобоязненностью и очисти их, так как Ты – лучший, Кто очищает их; Ты – их покровитель и попечитель. О Аллах! Мы просим у Тебя прямого пути, богобоязненности, целомудрия и богатства. Мы просим Тебя, чтобы Ты исправил для нас нашу религию, которая является защитой нашего дела. О Аллах! Исправь для нас нашу мирскую жизнь, в которой мы живем; исправь для нас Последнюю жизнь, куда мы вернемся; сделай нашу жизнь прибавлением во всяком благе, а смерть – отдыхом от всякого зла. О Аллах! Прости нам, нашим родителям, нашим шейхам, обладателям власти, мусульманам и мусульманкам, верующим женщинам и мужчинам, тех из них, кто жив, и тех, кто умер. О Аллах! Дай нам из боязни перед Тобой то, что оградит нас от ослушания Тебе; и из повиновения Тебе то, посредством чего мы достигнем Рая; и из уверенности то, благодаря чему облегчатся испытание этого мира. Аллах, давай нам усладу в том, что мы слышим, в наших взорах и нашей силе всегда, пока Ты поддерживаешь в нас жизнь. Сделай из нас наследников нам. Направь нашу месть на тех, кто причинил нам несправедливость. Помоги нам против тех, кто враждует с нами. Не делай нам бедствий в нашей религии. Не делай мирскую жизнь нашей самой большой заботой и не делай ее пределом наших знаний. Не подчиняй нас тем, кто не милует нас.
Пречист Ты, Аллах, и хвала Тебе; я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения; прошу у Тебя прощения и каюсь Тебе. О Аллах! Благослови и приветствуй Твоего раба и посланника, нашего пророка, Мухаммада, а также его род и сподвижников.
%%%%