Установление контакта с клиентами
Первые 30 секунд после того, как клиент вас увидел или услышал, он активно формирует о вас свое первое впечатление. Это происходит автоматически, возникает вопрос: наводить мосты или строить оборонительные сооружения? Ответ на этот вопрос определяет дальнейшую стратегию поведения клиента.
Первое впечатление клиента о вас влияет на решения клиента в последующие дни, месяцы, годы. При установлении контакта с клиентом у вас нет репетиций, клиенту надо понравиться с первого взгляда.
Клиент должен увидеть в вас профессионала, которому можно доверять, который уважает его интересы, разделяет его ценности.
Помните, что клиенты хотят большего, чем просто продукт или услуга: они хотят, чтобы к ним хорошо относились.
Эл. Райе: «Люди страдают той же болезнью, что и товары: они хотят нравиться всем без исключения».
Клиент, наблюдая за вами, ищет ответы на вопросы:
— Можно ли доверять этому человеку?
— Насколько этот человек профессионален?
— Насколько он сам верит в предлагаемый товар (услугу)?
Поэтому только после того, как вы сформировали веру в ваши услуги у сотрудников, вы сможете «продать» клиенту идею о том, что вашей компании можно доверять. Ведь только доверяя продавцу, человек разрешает ему оказывать на себя давление.
■ Деньги клиент отдает только тому, кому доверяет.
■ Помните, что доверие – фундамент отношений.
Основное требование к профессии работника сервиса – это умение создать позитивное отношение к тому, что он делает.
Установлено, что те, кто успешно занимаются продажами, в момент встречи с потенциальным клиентом, вне зависимости от того, что происходило до этого, обладают уникальной способностью порождать в себе ресурсное состояние, проявляя энтузиазм, энергию, эмоциональность.
Успех определяется тем, насколько продавец способен заразить клиента своей верой, энтузиазмом, эмоциональностью. Вы должны привлекать внимание к себе, а свое отдавать клиенту.
Любая встреча должна начинаться со зрительного контакта. Элементы невербального поведения при встрече определяются бизнес-этикетом, который должен демонстрировать значимость, важность для вас клиента, создать ему удобства, безопасность, комфорт.
Профессиональный внешний вид и личная гигиена – составляющие успеха на этом этапе. Будьте готовы к тому, что вас будут оценивать и рассматривать.
Общение между продавцом и клиентом происходит по трем каналам: вербальному, визуальному, звуковому.
Эти каналы обладают различной эффективностью по воздействию на клиента:
10% – вербальное воздействие, определяемое значением слов, которые мы произносим;
30% – воздействие, оказываемое тембром голоса, мелодичностью, ритмикой;
остальные 60% – это воздействия, оказываемые движениями, взглядами, одеждой, выражением лица, манерой поведения.
Рис. 9. Участники решения о покупке
— Инициатор – тот, кому первому пришла идея сделать покупку услуги;
— влияющий – который обладает достаточным авторитетом;
— принимающий решение – чье слово оказалось решающим;
— покупатель – кто оплачивает покупку;
— пользователь – кто употребляет ее по назначению.
Успех организации в обслуживании клиента способствует его удержанию, так как известно, что затраты на удержание постоянного клиента составляют 20% того, что пришлось бы затратить на привлечение нового.
Итак, сервис как система индивидуального обслуживания предполагает комплекс организационных, технических и технологических видов деятельности по обеспечению комфортности жизнедеятельности людей.
А так как решение о покупке принимается под влиянием многих факторов, достаточно часто участников решения о приобретении того или иного товара и услуги несколько, то необходимо разобраться в проблемах, мотивирующих потребителя.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте сервисную деятельность, ее задачи.
2. Дайте характеристику видов сервиса.
3. Охарактеризуйте показатели уровня сервиса, параметры ассортимента услуг.
4. Охарактеризуйте сервис с учетом параметров стабильности и четкости обслуживания.
5. Дайте характеристику экономическим параметрам сервиса.
6. Укажите правила эффективного сервиса.
7. Охарактеризуйте культуру сервиса. Соотношение психологического своеобразия и особенностей взаимодействия работника сервисной сферы и клиента.
8. Этапы совершения заказа, их характеристика, тактика обслуживания на этапах.
9. Техники продаж. Правила их осуществления.
10. Дайте характеристику участникам решения о покупке.
Лекция 8