Занятия под руководством преподавателя. Блок 2 - Уважение
В данной книге собрана большая часть материалов, которыми Вы будете пользоваться при прохождении всех составляющих ступени Бхакти-правеша. Мы просим Вас не читать их заранее. Читайте данный материал только по мере того, как Вас просят об этом преподаватели и наставники. Это крайне важно, так как позволит улучшить Ваше усвоение материала в разы.
Содержание
Самбандха, занятие 1 -------- 5 стр.
Самбандха, занятия 2-3 ----- 10 стр.
Самбандха, занятие 4 ------- 17 стр.
Самбандха, занятие 5 ------- 24 стр.
Праманы – 31 стр.
Гуру-таттва – 42 стр.
Курсы под руководством преподавателя (блок 2, Уважение) – 48 стр.
Занятие 1: Духовное виденье: смирение, 48 стр.
Занятие 2: Духовное виденье: предание и энтузиазм, 51 стр.
Занятие 3: Духовное виденье и основные препятствия, 56 стр.
Занятие 4: Уважение к материальному миру, 61 стр.
Занятие 5: Уважение к материальному миру часть 2, 68 стр.
Занятие 6: Уважение к социуму, 74 стр.
Занятие 7: Уважение к социуму - родственники, 79 стр.
Занятие 8: Уважение к социуму - социальная позиция, 83 стр.
Занятие 9: Уважение к социуму - социальная позиция часть 2, 88 стр.
Занятие 10: Уважение к духовному учителю - важность духовного учителя, 90 стр.
Занятие 11: Уважение к духовному учителю - наставник, 93 стр.
Занятие 12: Уважение к духовному учителю - служение гуру, 95 стр.
Занятие 13: Уважение к духовному учителю - развитие отношений, 102 стр.
Занятие 14: Уважение к Святому имени: слава и важность, 105 стр.
Занятие 15: Уважение к Святому имени: практика воспевания часть 1, 112 стр.
Занятие 16: Уважение к Святому имени: практика воспевания часть 2, 117 стр.
Занятие 17: Уважение к Святому имени: оскорбления, 122 стр.
Занятие 18: Уважение к Божествам, 127 стр.
Занятие 19: Уважение к прасаду, 135 стр.
Занятие 20: Уважение к Священным писаниям, 146 стр.
Занятие 21: Уважение к храму, дхаме и экадаши, 150 стр.
Занятие 22: Уважение к гуне благости, 155 стр.
Занятие 23: Уважение к регулирующим принципам, 158 стр.
Занятие 24: Уважение к утренним процедурам, 264 стр.
Занятие 25: Уважение ко внешнему виду, 269 стр.
Занятия 26-28: Уважение к этикету (обзорные), 279 стр.
Занятие 29: Уважение к дхарме часть 1, 280 стр.
Занятие 30: Уважение к дхарме часть 2, 285 стр.
Занятие 31: Уважение к дхарме, часть 3, 295 стр.
Занятие 32: Уважение к дхарме, часть 3, 302 стр.
Занятие 33: Уважение к детям, 311 стр.
Занятие 34: Уважение к преданным - важность общения, 316 стр.
Занятие 35: Уважение к преданным - проявление уважения, 320 стр.
Занятие 36: Уважение к преданным: критика, 325 стр.
Занятие 37: Уважение к ИСККОН: цели и миссия, 230 стр.
Занятие 38: Уважение к ИСККОН: проповедь часть 1, 237 стр.
Занятие 39: Уважение к ИСККОН: проповедь часть 2, 242 стр.
Занятие 40: Уважение к ИСККОН: семья и организация, 250 стр.
Ответ на вопрос «Кто такой Бог?» прост, это всего четыре слова: Бог — это Верховный Управляющий. Если ты будешь в этом убежден и будешь это проповедовать с энтузиазмом, успех тебе обеспечен, и ты совершишь величайшее служение всем живым существам. Продолжай все больше и больше служить Кришне, и Он тебе поможет. (ПШП Данавиру, 5 мая 1972)
В данной книге собрана большая часть материалов, которыми Вы будете пользоваться при прохождении всех составляющих ступени Бхакти-правеша. Мы просим Вас не читать их заранее. Читайте данный материал только по мере того, как Вас просят об этом преподаватели и наставники. Это крайне важно, так как позволит улучшить Ваше усвоение материала в разы.
Самбандха
Занятие 1
Домашнее задание.
Прочитать цитаты.
Прочитать «Веда, тайны Востока: Кто такой Кришна?».
Выписать главную мысль из каждого абзаца.
После прочтения письменно объяснить (доказать / рассказать в деталях) своими словами каждую мысль, которую выписали.
1.1. Абсолютная Истина - недвойственная субстанция, проявляющая себя в виде трех аспектов - Брахман, Параматма и Бхагаван; Верховная Личность Бога Шри Кришна (ШБ 1.2.11, ШБ 2.10.7, Ади 2.65)
1.2. Брахман - 1) безличный аспект Абсолютной Истины; сияние, исходящее от тела Кришны; 2) вечное, нерушимое живое существо; суммарная материальная энергия (БГ 4.35, БГ 7.13, БГ 13.13, БГ 14.3, ШБ 1.2.11)
1.3. Параматма (Сверхдуша) - полная экспансия Господа; локализованный аспект Абсолютной Истины, который присутствует в каждый атом и в сердце каждого живого существа (БГ 2.2, БГ 3.28, БГ 5.18, БГ 6.15, ШБ 1.12.9)
1.4. Бхагаван - наивысший, личностный аспект Абсолютной Истины; Верховная Личность Бога, в полной мере владеющая шестью совершенствами - силой, славой, богатством, знанием, красотой и самоотречением. (БГ 2.2, БГ 10.1, ШБ 1.1.2)
1.5. Эти три божественных аспекта можно объяснить на примере Солнца, у которого также существует три различных аспекта - солнечный свет, солнечный диск и планета Солнце. Тот, кто изучает солнечный свет, находится на первой ступени процесса познания. Поднявшись на следующую ступень, человек познает солнечный диск, однако самым продвинутым является тот, кто достиг планеты Солнце. Учеников, довольствующихся изучением свойств солнечного света, его вездесущности и ослепительного безличного сияния можно сравнить с человеком, способным постичь лишь один аспект Абсолютной Истины - аспект Брахмана. Тот, кто более продвинут, обладает знанием о солнечном диске. Он подобен человеку, постигшему следующий аспект Абсолютной Истины - аспект Параматмы. А того, кто проник в сердце планеты Солнца, сравнивают с человеком, который осознал личностный аспект высшей Абсолютной Истины. ... Свет Солнца, солнечный диск и сама планета Солнце не отделимы друг от друга, однако тех, кто изучает тот или иной из этих аспектов, нельзя отнести к одной и той же категории.
(Бхагавад Гита 2.2, комментарий)
2.1. Как мы уже говорили, Верховная Личность Бога - это сач-чид-ананда-виграха. Виграха означает форма. Итак, Полное Целое не лишено формы. Если бы Оно не имело формы или в чем-либо еще уступало Своему творению, Его нельзя было бы назвать полным. Полное Целое должно содержать в себе все, что находится как в пределах, так и за пределами нашего опыта, иначе Оно не было бы полным.
(Шри Ишопанишад, Обращение.)
3.1. У Бога нет имени, но мы называем Его по Его качествам. Если человек необычайно красив, мы так и говорим о нем: "Он красивый". Если человек разумен, мы называем его мудрым. Таким образом, мы характеризуем людей по их качествам. Так как Бог всепривлекающий, имя "Кришна" может быть дано только Ему. "Кришна" означает "всепривлекающий". Это включает в себя все.
Совершенные вопросы совершенные ответы, Глава 1. Кришна – всепривлекающий
4.1. Вишну-татва - бесконечные непосредственные экспансии Верховной Личности Господа, качественно и количественно неотличные от него, но проявляющие различные силы в зависимости от времени и обстоятельств (БГ 15.7, ШБ 1.2.26, ШБ 1.14.28-29, ШБ 2.1.19)
4.2. Экспансии Кришны сравниваются в этом стихе со свечами, которые зажигаются от одной первоначальной свечи. Все свечи имеют одинаковую силу, но одна из них является изначальной, от которой зажжены все остальные. Кришна — изначальная Верховная Личность Бога, и Он распространяет Себя в Балараму, Санкаршану, Анируддху, Прадьюмну и Васудеву. Таким образом, существуют бесчисленные воплощения и экспансии, которые все относятся к категории Бхагавана, Верховной Личности Бога.
(Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 24.285)
5.1. "Брахма-самхита" называет Господа единой Абсолютной Истиной; Он один, но у Него бесконечное множество форм (ананта). Адваитам ачйутам анадим ананта-рупам. Являясь изначальной формой, Господь вместе с тем обладает бесчисленным множеством форм. Все многочисленные формы Господа трансцендентны, и Он являет их, исполняя желания Своих многочисленных преданных. Так, Хануман, великий преданный Господа Рамачандры, однажды сказал: "Я знаю, что Нараяна, супруг Лакшми, и Рама, муж Ситы, - одна и та же личность. Мне известно, что между Лакшми и Ситой нет никакой разницы, и тем не менее я люблю Господа Раму как никого другого". Другие преданные поклоняются изначальной форме Господа - Кришне. Говоря "Кришна", мы имеем в виду все формы Господа - не только Кришну, но и Раму, Нрисимху, Вараху, Нараяну и других.
...
Таким образом, Господь не имеет материальной формы, но, идя навстречу желаниям разных преданных, Он одновременно проявляет Себя в великом множестве форм, таких, как Рама, Нрисимха, Вараха, Нараяна и Мукунда. У Господа тысячи и тысячи форм, но все они являются вишну-таттвой, Кришной.
(Шримад Бхагаватам 4.24.31)
6.1. Когда человек становится преданным Господа, он сразу вступает в непосредственные взаимоотношения с Господом. Это очень сложный вопрос, но излагая его вкратце, можно сказать, что каждый преданный находится с Верховной Личностью Бога в одном из пяти типов трансцендентных взаимоотношений:
1. Преданный может находиться в нейтральных отношениях с Господом.
2. Преданный может быть слугой Господа.
3. Он может быть Его другом.
4. Преданный может быть отцом или матерью Господа.
5. Он может находиться с Господом в отношениях супружеской любви.
Арджуна был другом Господа. Разумеется, между их дружбой и дружбой в материальном мире существует огромная разница. Их связывали отношения трансцендентной дружбы, вступить в которые может далеко не каждый. Безусловно, каждое живое существо находится в определенном типе взаимоотношений с Господом и обнаружить их может лишь тот, кто достиг совершенства в преданном служении Господу. Однако в своем нынешнем состоянии мы забыли не только о Верховном Господе, но и своих вечных взаимоотношениях с Ним. Каждое из многих миллионов и миллиардов живых существ находится в определенных вечных взаимоотношениях с Господом. Такое состояние живого существа называется сварупой. Занимаясь преданным служением, живое существо может вновь обрести свою сварупу и подняться на уровень сварупа-сидхи - достичь совершенств и вернуться в свое изначальное положение. Таким образом, Арджуна был преданным Верховного Господа, с которым его связывали отношения трансцендентной дружбы.
(Бхагавад Гита, Введение)
6.2. Помимо названных шестидесяти трансцендентных качеств Господу Кришне присущи еще четыре, которых нет даже у Его экспансий Нарайаны, не говоря уже о полубогах и живых существах: 61) Он являет разнообразные чудесные игры (особенно в детстве); 62) всегда окружен преданными, питающими необыкновенную любовь к Богу; 63) Своей игрой на флейте способен привлекать все живые существа во всех вселенных; 64) обладает необыкновенной красотой, с которой не может сравниться ничто во всем творении.
(Нектар преданности, гл.21)
7.1. Материальный мир полон забот и тревог. На любой из его планет - от высшей планеты и до самой низшей, Паталы, - все живые существа пребывают в постоянном беспокойстве, поскольку в материальном мире нельзя жить вечно. На самом деле все живые существа являются вечными. Они стремятся обрести вечный дом, вечную обитель, но, поскольку они живут в бренном материальном мире, они постоянно пребывают в беспокойстве. Планеты духовного мира называют Вайкунтхами, потому что их обитатели не ведают тревог. Для них не существует рождения, смерти, старости и болезней, поэтому их жизнь не омрачают тревоги и печали. С другой стороны, обитатели материальных планет живут в вечном страхе перед рождением, смертью, старостью и болезнями, поэтому их постоянно гложут тревоги и беспокойства.
(Шримад Бхагватам 3.15.13)
8.1. Обитель Самого Господа называют Голокой Вриндаваной, а обители Его полных экспансий, где Господь пребывает в образе Нараяны, - Вайкунтхами. Любовь к Богу дремлет в каждом живом существе, и весь процесс преданного служения Господу направлен на то, чтобы пробудить дремлющую в нас вечную любовь к Нему. Однако степень этого трансцендентного пробуждения может быть разной. Те, кто полностью пробудил в себе любовь к Господу, возвращаются на Голоку Вриндавану, высшую планету духовного неба, а люди, в которых любовь к Богу по счастливому стечению обстоятельств или благодаря общению с преданными только начала пробуждаться, попадают на Вайкунтхи. По сути дела, между Голокой и Вайкунтхой нет принципиальной разницы, однако обитатели Вайкунтх служат Господу, преклоняясь перед Его беспредельным величием, тогда как жители Голоки служат Господу, движимые чувством спонтанной любви и привязанности к Нему.
(Шримад Бхагаватам 3.2.20)
8.2. Голока Вриндавана — это высшая планета духовного мира. Чтобы попасть в духовный мир, необходимо пройти сначала сквозь оболочки материальной вселенной, а потом сквозь брахма-локу, духовное сияние. Только потом можно достичь планеты, которая называется Голокой Вриндаваной. В духовном мире есть и другие планеты, именуемые Вайкунтхами. Их обитатели с почтением и благоговением поклоняются Господу Нараяне. На этих планетах царит шанта-раса, а некоторые их обитатели связаны с Верховной Личностью Бога дасья-расой, отношениями слуги и господина. Что же касается дружеских отношений, то на Вайкунтхах эта раса представлена гаурава-сакхьей, дружбой с оттенком трепета и преклонения. Другую разновидность дружеских отношений, проявляющуюся как вишрамбха (дружба на равных), можно встретить только на Голоке Вриндаване. Выше дружбы стоит служение Господу в ватсалья-расе (родительская любовь), а самое высокое положение занимают отношения с Господом в мадхурья-расе (супружеская любовь). Полностью эти пять рас проявляются в отношениях с Господом в духовном мире. Вот почему лишь в духовном мире, под сенью лотосных стоп Кришны, находит прибежище лиана бхакти.
(Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 19.154)
8.3. Здесь еще раз объясняется, как игры Верховного Господа могут привести человека в недоумение. Верховный Господь, как уже говорилось, остается Всевышним при любых обстоятельствах. Здесь приводится пример того, как Господь, оставаясь Всевышним, одновременно может быть игрушкой в руках Своего чистого преданного. Чистый преданный Господа служит Ему только из чистой, не имеющей примесей любви и в это время забывает о положении, которое занимает Верховный Господь. И Господь тоже получает большее удовольствие, когда преданный служит Ему, побуждаемый чистой любовью, к которой не примешивается благоговение или преклонение перед Ним. Как правило, преданные поклоняются Господу с благоговением, но Господь бывает особенно доволен, когда преданный из чистой привязанности и любви считает Господа менее значительным, чем себя. Именно такой дух царит в играх Господа в Его изначальной обители Голоке Вриндаване. Друзья Кришны считают Его равным себе. Они не думают, что Он заслуживает какого-то особого почтения. Родители Господа, которые являются чистыми преданными, видят в Нем только своего сына. Наказания, которые Господь получает от Своих родителей, доставляют Ему большую радость, чем молитвы ведических гимнов. Ему приятнее слышать упреки Своих невест, чем гимны Вед. Когда Господь Кришна находился в этом материальном мире, чтобы показать Свои вечные игры в трансцендентной обители Голоке Вриндаване и привлечь к Себе людей, Он явил замечательный пример подчинения Своей приемной матери Йашоде. Господь, как это свойственно шаловливым детям, имел обыкновение портить масло, собранное матерью Йашодой, разбивая горшки и раздавая содержимое Своим друзьям и товарищам по играм, включая и знаменитых обезьян Вриндавана, которые не упускали случая воспользоваться щедростью Господа. Мать Йашода, увидев это, из чистой любви решила сделать вид, будто хочет наказать своего трансцендентного ребенка. Она схватила веревку и пригрозила Господу, что свяжет Его, как это делается в обычных семьях. Господь, увидев веревку в руках Йашоды, опустил голову и заплакал, совсем как обыкновенный ребенок, и слезы покатились по Его щекам, смывая черную краску с Его прекрасных глаз. Кунтидеви любуется этим образом Господа, потому что ей известно, какое положение Он занимает. Его зачастую пугается сам страх, а Он испугался Своей матери, которая хотела Его чуть-чуть наказать. Кунти осознавала возвышенное положение Господа, а Йашода - нет. И потому Йашода находится на более высоком уровне, чем Кунти. Мать Йашода получила Господа в качестве своего сына, и Он заставил ее совершенно забыть, что ее ребенок - Сам Господь. Если бы Йашода осознавала верховное положение Господа, она, конечно, не спешила бы наказывать Его. Но Господь заставил ее забыть о Его положении, потому что хотел явить любящей Йашоде картину Своего совершенного детства. Эти любовные отношения между матерью и сыном были очень естественны, и Кунти, вспоминая эту сцену, приходила в замешательство. Ей не оставалось ничего другого, как прославлять трансцендентную сыновнюю любовь. Косвенным образом она прославляла и мать Йашоду за ее неповторимую любовь, так как та могла управлять даже всемогущим Господом как своим возлюбленным ребенком.
(Шримад Бхагаватам 1.8.31)
9.1. Аватара - тот, кто нисходит; форма Господа, в которой Он нисходит в материальный мир. Существует 6 форм аватар: пуруша-аватары, лила-аватары, гуна-аватары, манвантара-аватары, юга-аватары, шактьявеша-аватары (ШБ 1.3.28, Мадхья 20.263-264, УГЧ 7)
9.2. Когда Господь приходит на различные локи (планеты) или нисходит на эту планету, населенную людьми, Он являет Свои трансцендентные игры и делает это лишь для того, чтобы так привлечь к Себе обусловленные души и призвать их стать Его вечными слугами, друзьями, родителями или возлюбленными в трансцендентном мире, где Господь вечно отвечает взаимностью на это служение.
(Шримад Бхагаватам 1.11.35)
9.3. Господь Кришна нисходит в материальный мир прежде всего для того, чтобы исполнить желание Своих чистых преданных, которые очень хотят увидеть Господа и Его трансцендентные игры во Вриндаване. Поэтому главная цель каждой аватары Господа Кришны - удовлетворить желание Его чистых преданных.
(Бхагавад Гита 4.8)
Занятия 2-3.
Домашнее задание.
Прочитать цитаты
Прочитать «Веда, тайны Востока: Ты – не тело?».
Письменно пересказать прочитанное.
1.1. В этом стихе говорится о трех первичных энергиях Абсолютной Истины: внутренней, внешней и пограничной. С помощью внутренней энергии Личность Бога в Своем изначальном образе являет духовные вселенные Вайкунтхалоки, которые существуют вечно и остаются в неприкосновенности даже после разрушения материального мира. С помощью пограничной энергии Господь, подобно сияющему солнцу, распространяет Себя в бесчисленное множество живых существ, которые являются Его частицами. А с помощью внешней энергии Господь являет материальное мироздание, подобно тому как солнце своими лучами создает туман. Материальный мир - это лишь искаженное отражение вечной природы Вайкунтхи. … По сути, все три энергии Бога - внутренняя, внешняя и пограничная - едины, но действуют они по-разному, подобно электричеству, которое при разных обстоятельствах вырабатывает либо холод, либо тепло.
(Чайтанья Чаритамрита, Ади 2.96)
1.2. О трех энергиях Абсолютной Истины говорится также в "Вишну-пуране", где сказано, что пограничная энергия (живое существо) в качественном отношении неотлична от внутренней энергии Господа, а внешняя энергия косвенным образом подчинена изначальной причине. Майя, энергия иллюзии, вводит живые существа в заблуждение, подобно туману, который заслоняет солнечный свет и сбивает путника с пути. Майя качественно ниже пограничной энергии, состоящей из живых существ, неотдемлемых частиц Господа, и тем не менее она обладает властью над ними, как туман, поглощающий часть солнечных лучей, но не способный скрыть само Солнце. Пребывая во власти иллюзии, живые существа меняют тела одно за другим, получая то тело ничтожного муравья, то тело Брахмы, создателя вселенной. Прадхана, или первопричина в безличном ее проявлении, - это не что иное, как Верховный Господь, личностный образ которого можно увидеть только в пределах внутренней энергии. Господь проявляет Себя в виде материальной, вселенской формы с помощью Своей непостижимой энергии. По сути, все три энергии Бога - внутренняя, внешняя и пограничная - едины, но действуют они по-разному, подобно электричеству, которое при разных обстоятельствах вырабатывает либо холод, либо тепло. Внешняя и пограничная энергии называются так в силу разницы в условиях существования, но эти условия не распространяются на внутреннюю энергию. Также следует отметить, что условия, в которых действует внешняя энергия, отличаются от тех, что влияют на энергию пограничную. Человек, постигший все тонкости, связанные с действием энергий Верховного Господа, обретет необходимое знание и не сможет больше оставаться на позициях невежественного имперсоналиста-эмпирика.
(Чайтанья Чаритамрита, Ади 2.96)
1.3. Чтобы освободиться из-под власти материальной природы, обусловленная душа должна предаться Верховной Личности Бога. Это - первый шаг. Поскольку живое существо является пограничной энергией Господа, то, выйдя из-под влияния материальной энергии, оно оказывается во власти духовной энергии.
(Бхагавад Гита 9.13)
1.4. Антаранга-шакти - внутренняя энергия, проявляющая многообразие духовного мира (ШБ 11.2.37, Ади 2.102, Ади 2.103, Мадхья 6.160)
1.5. Бахиранга-шакти (материальная энергия) - иллюзорная, внешняя, отделенная энергия Господа, являющаяся непосредственной причиной создания и уничтожения всего материального мироздания; искаженное отражение внутренней энергии (БГ 9.10, БГ 18.46, ШБ 4.22.33, Ади 2.102)
1.6. Татастха-шакти - пограничная или смешнная энергия Господа, проявляющая живых существ (ШБ 4.22.38)
2.1. Ачинтья-бхедабхеда-таттва - философия Господа Чайтаньи, утверждающая, что Господь и Его энергии одновременном едины (поскольку все существующее является проявлением Его воли) и различны (поскольку Он - создатель и руководитель всего) друг от друга благодаря Его непостижимой энергии. (ШБ 2.1.39, ШБ 7.9.31, ШБ 10.48.19, Ади 1.46, Ади 2.38)
2.2. Живые существа в качественном отношении тождественны Верховному Господу, так же как искры костра в качественном отношении не отличны от пламени костра. Однако в количественном отношении искры отличны от костра, так как по количеству тепла и света, излучаемого искрами, они несравнимы с костром. Когда маха-бхагавата, великий преданный, видит единство всего сущего, это означает, что он смотрит на все как на энергию Верховного Господа. А поскольку между энергией и источником энергии нет разницы, это единство имеет под собой реальную основу. Несмотря на то что с аналитической точки зрения тепло и свет отличны от огня, огонь без тепла и света немыслим. Таким образом, рассматриваемые как единое целое, тепло, свет и огонь неотличны друг от друга.
В этой мантре слова экатваманупашйатах указывают на то, что мы должны смотреть на единство всех живых существ с точки зрения богооткровенных писаний. Отдельные искры высшего целого (Господа) наделены почти восемьюдесятью процентами известных качеств целого, но не равны Верховному Господу в количественном отношении. Мы обладаем этими качествами, но в ничтожных количествах, поскольку живое существо является лишь крошечной частичкой высшего целого. Это можно сравнить с каплей воды и океаном: количество соли в капле воды из океана несравнимо с количеством соли во всем океане, но тем не менее соль в капле качественно, по химическому составу, не отличается от соли в океане. Если бы индивидуальное живое существо было равно Верховному Господу и качественно, и количественно, то оно не попало бы под влияние материальной энергии.
(Шри Ишопанишад, Мантра 7)
2.3. Солнечные лучи, так же как планета Солнце и бог Солнца, излучают свет, но солнечные лучи не тождественны богу Солнца, Вивасвану. В этом смысл философии одновременного тождества и различия (ачинтья-бхедабхеда-таттвы) . Все планеты покоятся на солнечных лучах, и благодаря исходящему от Солнца теплу все они движутся по своим орбитам. На всех планетах деревья и травы растут и меняют свой цвет благодаря свету Солнца. Солнечный свет - это лучи Солнца, поэтому он неотличен от самого Солнца. Планеты тоже неотличны от Солнца, поскольку все они покоятся на его лучах. Весь материальный мир порожден Солнцем и потому полностью зависит от него. Будучи причиной, в скрытом виде Солнце присутствует во всех своих следствиях. Подобно этому, причиной всех причин является Кришна, поэтому Он присутствует во всех следствиях. Весь проявленный космос следует считать экспансией энергии Верховного Господа.
(Шримад Бхагаватам 4.31.16)
4.1. Это дерево, будучи отражением настоящего дерева, является его точной копией. Все, что мы видим в материальном мире, существует и в мире духовном. ... Если материальный мир является искаженным отражением духовной реальности, то духовный мир тоже должен быть исполнен многообразия, которое в отличие от материального не является иллюзорным. ... Будучи материальным, этот мир существует лишь некоторое время. Всякое отражение мимолетно, оно то появляется, то исчезает вновь. Однако источник отражения существует вечно.
(Бхагавад Гита 15.1)
4.2. Но вы думаете, что у Господа нет формы. Почему? Откуда же тогда у вас есть форма? Вы ежедневно молитесь, "О Господь, Отец наш, дай нам наш хлеб." Итак, вы принимете Господа как Верховного Отца. И если у Вас есть форма, тогда и Вашего отца тоже должна быть форма. Это логично. Тогда как вы можете говорить, что у Господа нет формы? Это же полная глупость.
(В поисках просветления, 1)
4.3. Понятия "я" и "ты" (aхaм твaм) кaк отдельные кaтегории возникaют в результaте того, что мы зaбыли о вечных отношениях, связывaющих нaс с Верховной Личностью Богa. Верховный Господь, Кришнa, является центром мироздaния, a мы - Его неотдемлемые чaстицы, подобно тому кaк руки и ноги - это неотдемлемые чaсти телa. Кaк только мы действительно поймем, что вечно связaны с Верховным Господом, мы перестaнем проводить рaзличия между живыми существaми, основaнные нa телесной концепции жизни. Можно привести тот же сaмый пример: сaмa по себе рукa - это рукa, и онa отличнa от ноги, но, если и руки и ноги действуют нa блaго всего телa, нет смыслa говорить о них по отдельности, тaк кaк они являются чaстями единого оргaнизмa и действуют вместе, в состaве телa. Aнaлогично этому, для живых существ, облaдaющих сознaнием Кришны, не существует понятий "я" и "ты", поскольку они знaют, что все зaняты служением Господу. Господь aбсолютен, следовaтельно, служение Ему тоже aбсолютно. Пусть руки и ноги действуют по-рaзному, но, поскольку и руки, и ноги служaт одной цели - Верховному Господу, они неотличны друг от другa. Эти воззрения не имеют ничего общего с философией мaйявaды, соглaсно которой "все едино". Истинa состоит в том, что руки - это руки, ноги - это ноги, a тело - это тело, но, вместе взятые, они состaвляют единое целое.
(Шримад Бхагаватам 4.12.4)
4.4. Люди, следующие разными путями духовного самоосознания, постигают различные аспекты Абсолютной Истины. Одни познают Ее как безличный Брахман, другие - как локализованную Параматму, а третьи - как Верховную Личность Бога, Кришну, или Вишну. Брахман, Параматма и Бхагаван, Верховная Личность Бога, неотличны друг от друга. Все это суть разные аспекты Абсолютного Господа. Издалека гора может показаться облаком на горизонте. Подойдя ближе, мы обнаружим нечто зеленое. Когда же мы начнем подниматься на гору, то увидим на ней многочисленные дома, деревья и животных. Одну и ту же гору можно увидеть по-разному в зависимости от нашего положения по отношению к ней. Глядя издалека, мы воспринимаем ее как нечто однородное - облако или зеленый силуэт на горизонте, но, приблизившись, можно увидеть царящее на ней разнообразие: дома, деревья, животных, людей и т.д. Абсолютная Истина также не однородна. Наряду с материальным, существует духовное разнообразие. Но, рассматривая Абсолютную Истину издалека, философы-майявади не в состоянии разглядеть это разнообразие.
(Учение Господа Капилы, стих 6)
5.1. Мы уже неоднократно объясняли, что есть два типа живых существ. Большую часть живых существ составляют вечно освобожденные души, или нитйа-мукты, однако какая-то часть живых существ являются вечно обусловленными. Вечно обусловленным душам присуще стремление к господству над материальной природой, поэтому сотворение материального мира преследует одновременно две цели. Первая - дать возможность обусловленной душе проявить свою склонность господствовать над мирозданием, а вторая - предоставить ей шанс вернуться к Богу.
Шримад Бхагаватам 2.10.6
5.2. Итак, если кто-то спрашивает: «Когда мы соприкоснулись с материальной природой?», ответ состоит в том, что мы с ней не соприкасались. Под влиянием внешней энергии мы лишь думаем, что связаны с ней. В действительности мы не падали. Мы не можем пасть. Мы лишь создали ситуацию, в которой думаем, будто пали. На самом деле эту ситуацию создал Кришна. Мы хотели подражать Ему, и Он дал нам такую возможность: «Хотите подражать Мне? Хотите изображать царя на сцене? Хорошо. Почувствуйте себя царем. Люди будут вам аплодировать: какой хороший царь!"».
Каждый в материальном мире хочет играть какую-то роль. «Я хочу быть премьер-министром». «Я хочу быть крупным магнатом».
«Я хочу быть начальником». «Я хочу быть философом». «Я хочу быть ученым». Люди пытаются играть эти роли, и Кришна предоставляет им такую возможность: «Хорошо, играйте».
Однако все эти роли — бессмыслица. Просто сон. Как только вы просыпаетесь, всё, что было во сне, исчезает. Нет никакого тигра и никаких джунглей. Точно так же, пока существует тело, душа может думать: «Я важный начальник. Я то, я это», но, когда телу приходит конец, все эти представления исчезают.
(В поисках просветления, 2 - От материи к духу, Падение души.)
5.3. Чтобы как-то успокоить плачущего ребенка, отец дает ему игрушки. Подобно этому, весь материальный мир создан по воле Господа только для того, чтобы дать возможность сбитым с толку живым существам, оставаясь под неусыпным контролем представителя Господа, господствовать над материальными объектами, как они того желают. Живые существа, как маленькие дети, играют в материальном мире под присмотром служанки Господа - природы. Они принимают майу (служанку) за олицетворение высшей власти и потому ошибочно полагают, будто Высшая Истина имеет женскую природу (богиня Дурга и т.д.). Глупые материалисты, как дети, неспособны даже представить себе, что есть кто-то, стоящий выше служанки Господа, материальной природы, но разумные взрослые сыновья Господа прекрасно сознают, что материальная природа подчиняется Господу, так же как прислуга подчиняется хозяину дома, отцу маленьких несмышленых детей.
(Шримад Бхагаватам 2.5.32)
5.4. Живое существо по своей природе трансцендентно к материальному заточению, но в данный момент оно заключено в тюрьму внешней энергии и потому считает себя одним из порождений материи. Из-за этого греховного контакта чистое духовное существо испытывает материальные страдания, находясь под влиянием гун материальной природы. Живое существо ошибочно принимает себя за порождение материи.
(Шримад Бхагаватам 1.7.5)
5.5. Поскольку живое существо духовно по своей природе, оно может быть счастливо только в духовном мире, живя на одной из бесчисленных планет, именуемых Вайкунтхами. Поэтому духовное существо, обусловленное материальным телом, должно стараться вылечиться, а не усугублять свое болезненное состояние. Неразумные лидеры общества, поглощенные только заботой о собственном материальном благополучии, необоснованно гордятся своим высоким положением, однако этим лидерам абсолютно неведома духовная ценность человеческой жизни. Ослепленные иллюзией, они строят планы на обозримое будущее, но это никого не делает счастливее, ибо они не могут избавить людей от тройственных страданий, которые причиняет им материальная природа. Никакими усилиями невозможно повлиять на законы природы. В конце концов человек неизменно подчинится главному ее закону - закону смерти. Смерть, рождение, старость и болезни - таковы симптомы недуга души. И потому высшая цель человеческой жизни - избавиться от этой болезни и вернуться домой, к Богу.
(Чайтанья Чаритамрита, Ади, 5.20)
6.1. Значение русского слова религия несколько отличается от понятия санатана-дхармы. Религия несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно изменить. Кто-то из нас может верить в действенность того или иного метода, однако не исключено, что с течением времени он начнет верить во что-то другое. Между тем, санатана-дхармой называют деятельность, которую нельзя изменить. К примеру, у воды нельзя отнять того, что она - жидкая, как тепло нельзя отделить от огня. Аналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность. Санатана-дхарма вечно присуща живому существу и не отделима от него. Поэтому говоря о санатана-дхарме, мы , опираясь на авторитет Шрипады Рамануджи ачарьи должны принять на веру, что у нее нет ни начала, ни конца. То, что не имеет ни начала, ни конца не может быть ограничено узкосектантскими рамками, ибо его вообще нельзя ограничить. Те, кто сами являются сектантами, могут по ошибке принять санатана-дхарму за сектантское понятие, однако изучив этот вопрос достаточно глубоко и рассмотрев его с позиций современной науки, мы увидим, что санатана-дхарма является деятельностью, которой занимаются все люди земли, и даже более того - все живые существа во вселенной.
У любой религиозной веры которая не относится к категории санатаны, можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как санатана-дхарма не имеет исторического начала, поскольку вечно остается с живым существом. Что же касается живых существ, то в авторитетных священных писаниях (шастрах) говорится, что живое существо никогда не рождается и не умирает. В Гите сказано, что над живым существом не властны законы рождения и смерти. Живое существо вечно и неразрушимо, оно продолжает существовать и после гибели временного материального тела. Говоря о санатана-дхарме, мы должны понять значение слова религия исходя из санскритского значения корня этого слова. Дхармой называют то, что вечно присуще какому-либо предмету. Известно, что тепло и свет являются постоянными спутниками огня; без тепла и света слово огонь совершенно лишается смысла. Аналогичным образом, мы должны обнаружить ту часть живого существа, которая является его сутью и постоянным спутником. Постоянным спутником живого существа является такое его качество как вечность, именно оно и составляет его вечную религию.
Когда Санатана Госвами спросил Шри Чайтанью Махапрабху о сварупе каждого живого существа, Господь ответил, что сварупа, или изначальное положение живого существа, состоит в том, чтобы служить Верховной Личности Бога. Проанализировав это утверждение Господа Чайтаньи, мы увидим, что каждое живое существо постоянно кому-нибудь служит. Одно живое существо служит другим в различных качествах и таким образом наслаждается жизнью. Низшие животные служат людям, как слуги - хозяевам, А служит хозяину Б, Б служит хозяину В, который служит в свою очередь служит хозяину Г и так далее. Мы видим также, как один друг служит другому, мать служит сыну, жена - мужу, муж - жене и так далее. Продолжив это исследование, мы убедимся в том, что все без исключения живые существа кому-нибудь служат. Политики представляют избирателям свои программы, стремясь убедить их в своей способности служить обществу, и тогда избиратели отдают им свои голоса в надежде на то, что они окажут обществу много неоценимых услуг. Продавец служит покупателю, а рабочий - капиталисту. Капиталист служит семье, а семья служит государству, реализ