Человек как смысловая модель мира
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ
( Сервисология )
Учебное пособие
Кузнецов А.И.
Варнаков В.В.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ульяновский государственный университет
Инженерно-физический факультет высоких технологий
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Кузнецов А.И.
Варнаков В.В.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ
( Сервисология )
Учебное пособие
Ульяновск
УДК________________________
________
Печатается по решению Ученого совета
Инженерно-физического факультета высоких технологий
Ульяновского государственного университета
Рецензенты:
Заведующий кафедрой Истории ……. Ульяновского государственного университета доктор исторических наук, профессор И.А.Чуканов
Заведующий кафедрой Ульяновского технического университета доктор технических наук, профессор И.Ф.Дьяков
Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие / Авторы: Кузнецов А.И., Варнаков В.В. — Ульяновск: УлГУ, 2012 — с.
В учебном пособии рассматривается комплекс проблем, относящихся к человеку как существу нуждающемуся, обладающему разнообразными потребностями и стремлениями к их удовлетворению. Дается анализ потребностей и путей их удовлетворения посредством современных технологий сферы услуг. В пособии представлены современные концепции, методы и подходы управления поведением потребителей на рынке товаров и услуг, анализируется поведение потребителей на разных стадиях принятия решения о покупке. Проблема потребностей человека рассматривается в разных теоретических контекстах: с позиций философии, социологии, маркетологии и теории сервисной деятельности.
Объектом изучения является одна из сфер человеческой жизни – процесс потребления и анализ удовлетворения исходных человеческих потребностей посредством разового или длительного использования товаров или услуг.
Пособие предназначено для студентов,обучающихся по специальностямсервиса, преподавателей вузов.
УДК _____________________
Кузнецов А.И., Варнаков В.В., 2011
Ульяновский государственный университет
Содержание
Введение ______________________
Лекция 1. Человек как смысловая модель мира. Представление о челове-
ческих потребностях в исторической ретроспективе _________
Лекция 2. Системный подход к проблеме сущности человека. Единство
и взаимосвязь биологического и социального в человеке_____
Лекция 3.Психологические теории личности о человеке и его потребностях.
Основные положения, касающиеся природы человека __________
Лекция 4.Направленность личности, мотивация и мотивы_______________
Лекция 5.Понятие потребностей и их классификация ___________________
Лекция 6. Особенности функционирования сферы услуг. Классификация
услуг __________________
Лекция 7. Основные характеристики сервиса как сферы услуг. Культура
сервиса _______________
Лекция 8. Модели поведения потребителя. Типология личности ________
Лекция 9. Особенности технического сервиса ________________________
Заключение ____________________
Литература _
Введение
Дисциплина «Сервисология» (Человек и его потребности)» является одной из базисных в курсе изучения цикла дисциплин, связанных с сервисной тематикой.
В современной культуре мы становимся свидетелями тому, как рыночные отношения не только проникают в экономику, но и влияют на формирование современного человека. Современные специалисты столкнулись с ситуацией , когда для достижения успеха в той или иной деятельности недостаточно обладать знаниями и умениями для выполнения каких-то поставленных задач, необходима способность вступать в «состязание»со многими другими специалистами.
В таких условиях каждый стремится полнее использовать свои силы, что предполагает глубокое постижение окружающей социальной реальности , а так же изменение ее посредством активной собственной деятельности.
Все в большей степени главным действующим лицом становится конкретный потребитель, отличающийся своеобразием ,характера, особенностями мотивационной и потребностной сфер. Именно он и его ближайшее окружение решают, какие товары(услуги) приобрести, где и как учиться, лечиться, отдыхать и т.п. Производители должны отыскивать потребителей, выяснять их конкретные потребности и затем создавать товары и услуги для более полного удовлетворения этих потребностей. Причем этот процесс распространяется не только не вещественные товары и услуги, но и на организации, виды деятельности, идеи, персоны (Ф.Котлер). Именно потребитель решает, какую именно передачу посмотреть по телевидению или послушать по радио (информационную, образовательную, развлекательную), где и как отдохнуть, какие идеи поддержать и др.
Повседневной составляющей профессиональной деятельности каждого специалиста, занятого в сфере продаж различных товаров и услуг является работа с потребителем, т.е. - анализ, прогноз, по сути, управление его поведением. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в России работа с потребителями становится все более актуальной. Значимость потребителя и успех работы с ним становятся все более важными для каждого предпринимателя, поскольку он удовлетворяет желания и потребности покупателя. «Потребитель, а не компания находится в центре. Компании вращаются вокруг клиента, а не наоборот» (Р. Кейт).
Центральная фигура потребителя на современном рынке потребовала детального и глубокого изучения особенностей его поведения в диалоге «товар - покупатель».
В связи с ростом значения «фигуры» потребителя существенно возрастает роль окружающего социума, его качество, привлекательность, комфортность и т.д. Необходимо создавать специальные социальные структуры, формы, методы, правила и т.п., способствующие успешному «обслуживанию» индивида - потребителя.
Менеджеры и профессионалы в сфере услуг в современной российской культуре столкнулись с необходимостью повышения качества сервиса и удовлетворения потребностей клиентов на высоком уровне. Вместе с тем своеобразие услуг: их неосязаемость, несохраняемость, неотделимость от источника, непостоянство качества - создают значительные проблемы для менеджеров в сервисной деятельности. Маркетинговая система в данной сфере должна опираться не только на исследование рынка, рекламу, продвижение услуги, но прежде всего на понимание человека, его потребностей и психологические закономерности их мотивации и удовлетворения. При этом следует все более стремиться к индивидуализации обслуживания, учитывая не только внешние факторы, мотивирующие поведение потребителя, такие как культура, социум, экономика, но и внутренние - жизненный стиль, личностное и психологическое своеобразие клиента, его запросы и потребности. Наука, изучающая эти явления, получила название-сервuсологuя.
Вместе с тем усиливается исследовательский интерес и к таким традиционным дисциплинам, изучающим человека и общество, как социология, история, психология, социальная антропология и др. На базе углубляющегося и расширяющегося знания в области перечисленных дисциплин происходит, с одной стороны, специализация наук о человеке и обществе, а с другой - их интеграция. Одной из форм такой специализации и интеграции может быть сервисология, которую вполне можно представить как междисциплинарную, включающую в себя знания всех вышеперечисленных дисциплин. Междисциплинарность сервисологии предполагает также использование знаний в области техники, технологии и организации всех форм обслуживания как такового. Именно поэтому в структуру данного учебного курса включены вопросы не только из социально-психологической области, но и из области организации сферы обслуживания, влиянии различных факторов на формы и виды обслуживания населения и поведение потребителя. Акцент при этом сделан на индивидуализации в обслуживании, что и является основным отличием сервиса от обслуживания.
Итак, сервисология- это наука о природе, принципах и методах индивидуального обслуживания населения, учитывающих индивидуальность человека как целостной личности, его потребности, интересы и ценностные ориентации.
Предметом изучениясервисологии являются организация, формы и методы индивидуального обслуживания человека. Можно сказать, что речь идет о социальном менеджменте качества в сервисных сферах деятельности.
Объектом изученияданной дисциплины служит человек с определенными потребностями, интересами, ценностными ориентациями, запросами, психологическим своеобразием и жизненным стилем.
Она дает студентам понимание человека как индивида, как личности - носителя определенных ролей и субъекта общественно-исторической деятельности, как индивидуальности. Комплексный подход в исследовании человека как целостности, дает представление о нем, как о социально-природном существе.
Дисциплина изучает систему потребностей, их формирование, динамику и основные классификации. Значительное место отводится изучению взглядов на человеческие потребности, мотивацию деятельности в аспекте современных психологических и психоаналитических знаний. Прослежены место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей; методологические подходы к человеку в сфере сервиса в зависимости от психологического своеобразия потребителя и личностных проявлений профессионала в сервисной деятельности. Изучаются условия обеспечения оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природной и социальной сущности человека.
Изучение курса направлено на формирование устудентов знаний о человеке, его сущности и потребностях, методах удовлетворения потребностей индивида и общества, способах подходов к потребителю в сфере услуг, изучение места и роли сервиса в удовлетворении человеческих потребностей, на освоение методологических подходов к человеку в сфере сервиса.
Проблема человеческих потребностей раскрывается с философских, психологических, социологических, экономических и других позиций, что придает курсу интеграционный характер и позволяет студентам синтезировать полученные ранее знания в гуманитарной области.
Изучение дисциплины предусматривает решение ряда образовательных задач:
·Изучить человека как индивида, как личность - носителя определенных ролей и субъекта общественно-исторической деятельности.
·Проследить становление знаний о человеке и его потребностях в исторической ретроспективе.
·Исследовать систему потребностей человека, их динамику, формирование.
·Изучить структуру и классификации потребностей человека.
·Рассмотреть место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей.
·Освоить методологические подходы к человеку в сфере сервиса в зависимости от психологического своеобразия потребителя и личностных проявлений профессионала в сервисной деятельности.
·Освоить психодиагностические методики, направленные на выявление выраженности различных потребностей личности.
·Освоить методику диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.
·Освоить психодиагностическую методику «ценностные ориентации» М. Рокича.
·Освоить методику «диагностика мотивационной структуры личности».
Проблемная область материала, излагаемого в курсе, возникает на пересечении ряда направлений научной мысли и учебных дисциплин: философия, философская антропология, теология, социальная психология, психология (воли, мотивации и мотивов, личности), социальный менеджмент, этикет и др.
В результате изучения курса студенты должны:
·Изучить предмет и объект сервисологии.
·Приобрести понимание необходимости системного подхода к проблеме сущности человека.
·Овладеть знаниями по пониманию человека и его потребностей в исторической ретроспективе.
·Приобрести понимание потребностей человека в аспекте современных психологических теорий личности.
·Изучить структуру и классификации потребностей.
·Приобрести знания по мотивации потребителя, психологическим разновидностям потребителей, особенностям обслуживания потребителя с учетом их темперамента, характера, типологии.
·Научиться соотносить свои личностные характеристики с психологическим своеобразием потребителя.
·Овладеть знаниями по влиянию социокультурных, экономических, психологических факторов на модель поведения потребителя в процессе принятия решения.
·Изучить типологию потребителей и подходы к ним в процессе сервисной деятельности.
·Изучить сервис как сферу услуг. Сущность и классификацию услуг.
·Освоить методики исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.
·Изучить методику выявления ценностных ориентаций личности.
Лекция 1
ЧЕЛОВЕК КАК СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ МИРА.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ