Ценности эвдемонистической этики Сократа и Платона
При рассмотрении классических этических учений воспользуемся историческим подходом, который позволяет описать объективную историю этики. Первые классические теории морали появились в античный период, когда были поставлены важнейшие этические вопросы. Среди них центральное место занимал вопрос: что есть правильная человеческая жизнь? В период античности оформились две традиции, представляющие разные ценностные подходы в оценке правильной, добродетельной жизни: эвдемонизм и гедонизм.
Идеи эвдемонистической этики получили развитие у Сократа, Платона, Аристотеля. «Отцом» античной этики считают Сократа (469–399 гг. до н. э.). Сократ сосредоточил своё внимание, в отличие от предшественников, на человеке, считая бессмысленным изучать то, что не приводит к полезным переменам в самом человеке. «Познай самого себя, чтобы переделать себя» – такова исходная позиция Сократа.
Первое положение этики Сократа совпадает с мнением его ученика Платона (427–347 гг. до н. э.). Представляется, что позицию Платона и Сократа невозможно в этом разделить, так как Сократ не оставил никаких сочинений, а Платон не выдвигал положений от своего имени. Сочинения Платона написаны в форме бесед между Сократом и другими греческими философами и называются «Диалогами». При этом автор «Диалогов» всегда разделяет позицию Сократа. Имена Сократа и Платона являются не просто известными или великими. Этика Сократа и Платона пронизывает всю историю мировой этики.
Сократ и Платон счастливую, правильную, моральную жизнь человека связывали с необходимостью следовать добродетелям, к которым они относили мужество, справедливость, умеренностьи др. Правильная жизнь, с их точки зрения, это жизнь добродетельная. Все поступки, совершаемые на основе добродетели, прекрасны. Они придерживались мнения: человек, знающий, что такое правильная жизнь, не может совершать аморальных действий. Зло порождается недостатком знания. Основанием всякой добродетели является знание. Если люди усвоят, что является правильным в жизни, то они будут способны на благие поступки. Зная, что такое благо, мужество и т. п., можно совершать благие, мужественные поступки. «Знание есть основа добродетели» –второй принцип этики Сократа и Платона.
Заметим, Платон признавал факт, что люди могут жить добродетельно, не имея соответствующих знаний. В этом случае они действуют вслепую. Если же они овладеют знанием, то появятся определённые гарантии правильной жизни.
Поэтому, если люди усвоят содержание добродетелей, то свою жизнь они будут строить на основе имеющихся знаний. Платон разделял позицию, что знания о добродетелях являются врождёнными, поэтому сам процесс познания он понимал как припоминание
Как видим, постижение природы правильной жизни является интеллектуальной задачей. Проблема состоит в том, как приблизиться к правильному толкованию моральных добродетелей, ведь люди отличаются своими мнениями о правильной жизни. К решению этой задачи человек должен быть подготовлен. Только после длительного обучения может развиться способность к тому, чтобы понять природу моральных добродетелей. Платон в своей знаменитой работе «Государство» предложил программу подготовки к осмыслению правильной жизни. Он считал, что для этого необходимо развитие умственных способностей с помощью изучения математики, философии и других наук. Обрести полное знание о правильной жизни, считал Платон, могут только философы. Поэтому только они, постигнув знание правильной жизни, могут действовать в соответствии с этим знанием и станут хорошими правителями. Только в этом случае создаётся реальная возможность понимать, что добродетель справедливости состоит в знании о том, как соблюдать законы человеческие и божественные; добродетель мужества – как преодолевать опасности; добродетель умеренности – как преодолевать страсти
Сократ и Платон придавали большое значение развитию способностей человека к самопознанию. Этика, с точки зрения Сократа и Платона, должна учить человека встать на путь добродетели. Постижение этики нуждается в особом методе. Сократ считал, что таким методом должен стать метод ведения диалога. Этот метод Сократ назвал майевтикой (от греч. – повивальное искусство) и характеризовал его как искусство поиска истины путём противопоставления различных мнений.
Диалог позволяет выявить природу моральных добродетелей, но его успешность зависит от того, насколько участники диалога психологически готовы к обсуждению темы. Поэтому первой ступенью диалога, считал Сократ, является осознание важности обсуждаемого вопроса участниками диалога. Это должно породить у них сомнение в том, что имеющееся знание о той или иной добродетели является завершённым. Когда у участников диалога появляется сомнение в правильности своих представлений, например, что такое мужество, только тогда дальнейшее обсуждение темы становится необходимым. Второй ступенью метода является выявление логических противоречий в трактовке добродетелей и преодоление их. Благодаря этому становится возможным дать определение искомому понятию.
Несмотря на то, что постижение моральных добродетелей Платон считал интеллектуальной задачей, он утверждал: подготовка людей к правильной жизни должна сопровождаться выработкой навыков добродетельного поведения. Если человек ещё постигает суть добродетельной жизни, он должен направляться людьми, обладающими этими знаниями и ведущими добродетельную жизнь.
Сократ и Платон дали начало эвдемонистической (эвдемонизм от греч. – счастье, блаженство) традиции в рассмотрении морали, согласно которой счастье является высшей целью человеческой жизни. Сократ и Платон полагали, что смысл счастливой человеческой жизни состоит в добродетельной, нравственнойжизни. Быть счастливым – значит быть моральным человеком. Эвдемонистическая установка Сократа и Платона основана на их представлении о самоценности морали.
Платон обосновал природу моральных добродетелей. С позиций объективного идеализма Платон утверждал вечное существование так называемого «мира идей», одной из разновидностей которых, с его точки зрения, и являются моральные добродетели. Добродетели не зависят от человеческих стремлений и желаний. Они существуют вечно в неизменном состоянии, т. е. абсолютны. Люди, если они достаточно подготовлены, могут открывать их для себя. Платон был первым философом, заявившим об абсолютной объективности, независимости от человека моральных ценностей.
Выводы:
1. Сократ и Платон стояли на позициях рационализма, считая, что добродетельность поступков(нравственная жизнь) обусловлена лишь знаниями, а источником аморальности является незнание.
2. По мнению Сократа и Платона, счастливая жизнь – это правильная, моральная, добродетельная, а значит, разумная.
3. Платон обосновывал существование единого морального образца жизни, представленного в «мире идей», утверждал, что никаких иных вариантов правильной жизни, кроме этого единственного, быть не может.
Контрольные вопросы
1. Какие принципы положены в основу этики Сократа и Платона?
2. Почему этику Сократа и Платона называют рационалистической?
3. Согласны ли вы со следующим утверждением Сократа: «Лучше всех живёт, я думаю, тот, кто больше всех заботится о том, чтобы делать как можно лучше, а приятнее всех – кто больше всех сознаёт, что он делает лучше»?
4. Согласны ли вы со следующим высказыванием: «Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать» (Платон)?
5. Согласны ли вы с мнением Сократа и Платона, что моральные затруднения часто могут возникать из-за недостатка информации? Возможны ли такие ситуации в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью? Ответ аргументируйте.
6. Приведите аргументы «за» и «против» относительно точки зрения, что существует единая для всех модель «правильной жизни».
7. Каково содержание понятия «эвдемонизм»?