Этика справедливости Дж. Ролза

Исходной категорией этики, считает Дж. Ролз, проф. Гарвардского университета (Дж. Ролз является одним из ведущих специалистов в области прав человека), должна быть категория справедливости. Его книга «Теория справедливости» (1971 г.) получила мировую известность. Принцип справедливости, пишет Ролз, самодостаточен и не должен опираться на общую концепцию блага. Свою позицию Ролз противопоставляет утилитаризму Бентама и Милля, положивших в основу своего учения общее благо, связанное в принципом пользы. В противоположность этой установке Ролз считает, что принцип пользы не может служить основой морального закона, потому что не является гарантом прав и свобод отдельных граждан. На основе справедливости отдельные индивиды могут реализовывать в жизни свои представления о благе.

Только справедливость предоставляет каждому человеку право реализовывать свою свободу при условии сохранения прав и свобод других граждан.Свобода решать, в чём состоит ценность жизни и свобода действовать в соответствии с этим свободным решением, с точки зрения Ролза, имеет принципиальное значение.

Ролз выделяет следующие принципы справедливости:

– принцип системы свобод, согласно которому каждый человек выберет общество, в котором наиболее максимально будет обеспечиваться индивидуальная свобода (политическая – это равное участие в политических действиях, регламентируемых конституцией; верховенство закона,реализуемое в правовом государстве; свобода совести);

– принцип дифференциации, определяющий характер урегулирования социальных и экономических отношений в обществе к «выгоде наименее преуспевающих» граждан;

– принцип равных возможностей, создающий перспективу равных прав в получении должностей в государстве;

– принцип сбережения, вменяющий в обязанность всем гражданам нынешнего поколения долг в отношении будущих поколений;

– принцип приоритетности свобод и прав человека в случае конфликта с политическими свободами или экономическим благополучием.

Ролз отдаёт себе отчёт в том, что в реальном обществе каждый человек предпочитает те принципы справедливости, которые могут для него создать наиболее благоприятные условия доступа к социальным благам. Для установления общезначимых принципов справедливости, позволяющих удовлетворять потребности каждого человека к благополучию, нужно исходить из гипотетической модели общества. Сознательно отталкиваясь от должного, а не от сущего, он выстраивает идеал общественного устройства, требующий равного распределения основных социальных благ: свободы, дохода, благосостояния. Ролз создаёт идеальную конструкцию, являющуюся попыткой с либеральных позиций осмыслить нравственные проблемы современного общества.

Контрольные вопросы

1. Каково название работы Дж Ролза?

2. Почему теория Ролза вызвала широкий интерес общественности во всём мире?

3. Справедливость является критерием моральной оценки личности или социальных систем?

4. Дать анализ принципов справедливости.

5. Является ли перспективной модель справедливости Ролза?

6. Почему позицию Ролза можно охарактеризовать как позицию оправдания либеральных идей?

Прикладная этика

В последние годы повышенный интерес философов, психологов и многих практических работников к исследованию роли морального фактора в многогранной деятельности индивидов, социальных и профессиональных групп обусловил формирование особой области этического знания – прикладной этики. Как замечают А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян, возникновение прикладной этики явилось особой стадией в развитии морали, выразившейся в своеобразном синтезе теоретической этики и человеческой практики, так называемого «теоретизирования в терминах жизни». Практические проблемы, содержащие моральные вопросы, возникают во всех областях человеческой жизни. Вопросы эти в высшей степени трудны, решить их можно на основе тех знаний, которые накопила этика за весь путь своего существования.

Одним из направлений развития прикладной этики является акцентирование в современных обществах «открытых моральных проблем», при определении морального содержания которых существует широкий разброс мнений. К таким проблемам относят, в частности, следующие: допустимо ли оказывать помощь в совершении самоубийства безнадёжно больным людям, которые, испытывая мучительные страдания от болезни, пришли к выводу о невозможности продолжать жить? Необходимо ли запрещать показывать по телевидению, в кино тяжёлые сцены насилия, смерти? Допустимы ли аборты с этической точки зрения? Круг этих проблем достаточно широк. В них тесно переплетены теоретический и практический аспекты, их решение не является простым приложением теоретического знания к практике. Поэтому возникновение прикладной этики характеризует важную особенность современной этической мысли – преодолеть абстрактный характер традиционной этики.

Важным направлением в развитии прикладной этики является её обращение к вопросам профессиональной морали.

Наши рекомендации