Предпосылки врожденных нарушений

Особенности пренатального периода развития человека.

Необходимо знать:

  • дробление и его типы;
  • отличие дробления зародыша от митотического деления соматических клеток;
  • строение и типы бластул;
  • строение гаструлы;
  • способы образования гаструлы;
  • гисто- и органогенез;
  • эмбриональную индукцию;
  • производные экто-, эндо- и мезодермы.

уметь:

  • определять типы дробления;
  • определять типы гаструляции;
  • диагностировать этапы эмбрионального развития;
  • определять элементы зародышей, осевые органы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССМОТРЕНИЮ:

1. Характеристика зиготы. Презумптивные закладки.

2. Характеристика процесса дробления. Типы дробления.

3. Характеристика бластулы. Типы бластул. Эмбриональные закладки.

4. Процесс гаструляции. Типы гаструл. Характеристика гаструлы.

5. Формирование осевых органов.

6. Гисто- и органогенез.

7. Критические периоды эмбрионального развития человека.

8. Эмбриональная индукция.

ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕСТАМ ИСХОДНОГО КОНТРОЛЯ:

1. Онтогенез представляет:

а) последовательный ряд филогенезов, б) историческое развитие живой ткани, в) развитие живого организма до рождения или выхождения из яйцевых оболочек, г) раз­витие зиготы до естественного окончания жизни.

2. 2. Итоговая стадия дробления:

а) бластула, б) гаструла, в) морула, г) эктодерма, д) мезодерма.

3. 3. Изолецитальным яйцеклеткам свойственно:

а) неполное дробление, б) полное дробление, в) поперечное, г) продольное, д) краевое.

4. 4. Какой из зародышевых листков дает начало соединительной ткани:

а) эктодерма, б) мезодерма, в) энтодерма, г) эпидерма, д) бластодерма ?

5. 5. Каким путем делятся бластомеры:

а) митозом, б) мейозом, в) амитозом г) политенией, д) прямым делением ?

6. 6. Эктодерма дает начало:

а) хорде, б) кишечной трубке, в) скелетным мышцам, г) кожным дериватам, д) скелету.

Инвагинация - впячивание (у ланцетника).

Эпиболия - обрастание (у амфибий эпиболия идет совместно с частичной инвагинацией).

Деляминация - расслоение (у птиц, млекопитающих, человека).

Иммиграция - выселение, перемещение (у птиц, млекопитающих, человека).

1. Обозначить схему "Оплодотворение - имплантация"

Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru

2. Определить виды бластулы.

Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru

А В

Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru

C D


____ – полное равномерное дробление;

____ - полное неравномерное дробление;

____ – полное асинхронное дробление;

____ – частичное (дискоидальное) дробление.

Различают следующие типы дробления:

1. Полное, равномерное (у первично изолецитальных яйцеклеток ланцетника, Полностью дробится зигота на равные части - бластомеры.

2. Полное, неравномерное (у мезолецитальных яйцеклеток амфибий). Зигота дробится полностью, но бластомеры образуются неодинаковые (мелкие на анимальном полюсе и крупные на вегетативном, где сосредоточен желток).

3. Частичное или меробластическое (у полилецитальных яйцеклеток птиц). Дробится лишь часть анимального полюса яйцеклетки, свободного от желтка.

4.Полное ,неравномерное,асинхронное(у вторично изолецитальных яйцеклеток плацентарных млекопитающих и человека).

Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru

3. Обозначить стадии развития:

___дробление,

___ морула,

___бластула ,

___гаструла.

Закладка осевого комплекса органов у ланцетника

____бластодерма;

____ бластоцель;

____ эктодерма;

____ энтодерма;

____нервная пластинка;

____ хорда;

____ мезодерма;

____ кишка

4. Обозначить зародышевые оболочки

Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru

1. Ворсинки трофобласта

2. Хорион

3. Амнион

4. Амниотическая полость

5. Зародыш

6. Желточный мешок

7. Пуповина

8. Ворсинки хориона

9. Область развития плаценты

10. Аллантиос



5. Изучить полное дробление на примере умеренно телолецитальной яйцеклетки амфибий (лягушки). Зарисовать и обозначить.

  Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru    

6. Рассмотреть итоговую стадию дробления – бластулу. Отметить ее особенности у амфибий. Зарисовать и обозначить.

Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru    

7. Провести анализ гаструлы амфибий, используя лупу или малое увеличение микроскопа. Выделить и за­рисовать зародышевые листки. Отметить, соответствует ли полость бластулы - полости гаструлы.

Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru    

8. Изучить полное равномерное дробление изолецитальной яйцеклетки аскариды. Рассмотреть микропрепарат «Срез матки аскариды»при малом и боль­шом увеличении микроскопа. Найти зародыши, отме­тить стадии митозов, характер и величину бластомеров. Зарисовать, сделать обозначения.


Предпосылки врожденных нарушений - student2.ru    

9. Заполнить таблицу.

Зародышевые листки Органы и системы органов
Эктодерма    
Мезодерма    
Энтодерма    

10. Используя музейную экспозицию, ознакомится с нормальными эмбрионами и плодами человека и млекопитающих животных, а также с различными нару­шениями, обусловленными действием тератогенных и мутагенных факторов среды.


Наши рекомендации