Доктрина «общественный договор»
Сущность языка
Язык проявляет себя, что одно лицо может высказать что-либо другому лицу и второе лицо может понять сказанное и ответить на высказывание словом, действием или размышлением. Цельное высказывание называют актом общения. В акте общения содержатся три стороны: досоциальная, собственно творческая и обусловленная навыками, привитая воспитанием.
Каждый вид животного имеет свой язык общения. При таком общении используются звуки, гримасы, химия, световые элементы.
Язык человека также имеет сигнальные свойства сходные с языком животных. Всё это относится к досоциальной стороне языка. Досоциальная сторона языка осталась нам в наследство от первобытного состояния человека. Социальность акта общения не в факте языкового общения, а в его особых качествах:
-историческая связь акта общения друг с другом (передача опыта) с общественным производством, основанном на разделении труда.
-способность быть выразителем общественного сознания
-способность формировать и использовать культуру
Историческая связь с общественным производством способность выражать общественное сознание и быть носителем культуры составляют социальные качества языка, которые проявляются только в членораздельной речи.
В большой части общения происходит нарастание принципиально новой информации для общества. Таким образом, новизна информации определяется применительно знанием участников общения, однако новизна для общения в целом бывает разной. Сообщение о новых фактах и новых событиях могут быть ценными в данный момент, но по мере того, как факты и события уходят в прошлое, актуальность таких сообщений исчезает. В других общениях сообщаются новые знания законов природы, общества, содержится эстетическая ценность, такие сообщения должны хранится обществом и постоянно производиться. Они составляют часть культуры.
Происхождение языка
Рассматривается несколько теорий происхождения языка. Эти теории относятся к двум областям знания к философии и филологии. В философии теория происхождения языка основываются на разных науках. Эти науки показывают становление человека, общества и общественной жизни. Эти науки история, археология, антропология, социология.
В философии по-другому рассматриваются происхождения языка. В этой области теория происхождения языка рассматривается как гипотеза о становлении языковых фактов, здесь обращается внимание на стремление генетически объяснить строение системы языка. Представители философских наук обращают внимание на происхождение языковых форм и значение слов, и обращает так же внимание на ранее проведённые исследования, и соединяют знания о том, каков язык и каким методом филолог может его исследовать.
Логосическая теория происхождения языка.
Теория возникла на ранних этапах развития цивилизации и существует в нескольких разновидностях: Библейская, Ведическая, Конфуцианская.
Суть этой теории заключается в том, что в основе зарождения мира лежит духовное начало. Дух воздействует на материю, потому что материя находится в хаотическом состоянии и упорядочивает его формы: биологические, социальные. Конечным актом творения духа является человек.
В библейской теории – Бог создал слово, затем люди стали создавать новые слова. Отрицательное в этой теории то, что люди сами стали создавать слова.
Доктрина «общественный договор».
Логосическую теорию в 15 веке сменяет новая теория, в основе которой лежит философская доктрина «общественный договор».
Согласно этой доктрине « общественный договор» отличает общество от первобытного стада. В стаде господствует отношения вражды и борьбы каждого с каждым. Это обусловливает различие интересов. Для того, чтобы создать отношения, характерные для общества, необходимо, чтобы между враждующими сторонами были достигнуты соглашения по предмету интересов и чтобы отношения вражды сменились отношениями сотрудничества.
Родоначальником доктрины «общественного договора» принято считать голландского учёного Гроция (16в). Он считал, что государство и право возникают из общественной природы человека. Общественная природа человека проявляется в естественном и человеческом праве.
Естественное право исходит из стремления человека к общежитию, которое проявляется в даре речи и способности к совластным действия, основанном на разуме.
Человеческое право развивается от естественного права к государственному праву, частному и гражданскому.
Язык таким образом и есть одна из основ естественного права. Доктрина «общественного договора» противопоставлена богословной доктрине (логосической). В ней разработаны:
-идеи индуктивной логики;
-идеи конструирования новых языков для научно-исследовательских целей;
-идеи знаковости языков.
Положительное является то, что в этой доктрине даётся обоснование создание новой лексики на основе определённых научных выводов. Это гипотеза основывается на идее знаковости языка психологии и на опыте конструирования языков.