Г) Деликатность и корректность

Деликатность очень близка к тактичности.

Если такт следует соблюдать во всех случаях, то дели­катность предполагает такую ситуацию, ко­торая имеет в виду людей знакомых и к тому же достойных уважения. Она неуместна по отношению к человеку, совершившему недостойный поступок, и не всегда возможна по отноше­нию к незнако­мым или малознако­мым людям. Это умение вовремя и незаметно прийти на помощь человеку, кото­рый нуждается в поддержке и понимании, умение оградить его от постороннего взгляда, вмешатель­ства во взбудора­женное состояние его души. И если мы заметим, что знакомый человек чем-то удручен, расстроен, далеко не всегда нужно обра­щаться к нему с расспросами, тем бо­лее — с шут­ками. Все же лучше подождать, может, он сам обратится к нам и спросит совета, поделится своими переживаниями. В иных случаях стоит отвлечь от него внимание других, чтобы они не заметили его слез и рас­строенного вида. А если мы почувствуем, что наше при­сутствие его тяготит, что ему не до нас — лучше всего оставить его в покое.

И еще есть одно понятие, близкое к тактичности,— корректность. Это умение владеть собой, держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях. Ко­нечно, следует учитывать и то, что поведение че­ловека в значительной степени зависит от состояния его нервной системы, ха­рактера, темперамента.

Любой человек может оказаться в какой-то конфликт­ной ситуации дома и на работе, в общест­венной жизни. И часто именую корректность поможет ему достойно выйти из любого положения. Жизненные си­туации пока­зывают, как во многом проигрывает человек, не сумевший вовремя взять себя в руки, удержаться от гнева, который часто приводит к опрометчивым поступкам, запоздав­шему раскаянию и стыду. А какой неприятный осадок остается на душе после этого. “То, что начато в гневе, кончается в стыде”,— говорил Лев Толстой. Исходя из жизненных примеров, ученые и пе­дагоги, писатели и общественные деятели давно уже пришли к выводу, что гнев есть признак слабо­сти, а не силы, и проявление его чаще всего приносит самому человеку только вред. Недаром народ­ные пословицы говорят: “Вспылил — дело погубил”, “Во гневе — что юнец, что аксакал, как только вспыхнул гнев — так ум пропал”.

Корректность нужна человеку. Кем бы он ни был и где бы ни трудился, умение владеть собой, выдержка и веж­ливость создадут ему прочный авторитет и уважение окружающих. На работе она помогает устранить то, что мешает интересам деда, в личных отношениях способству­ет взаимопо­ниманию людей, помогает сохра­нить достоинство. Кстати, достоинство — одно из личностных ка­честв человека, которое тоже занимает свое место в культуре поведения человека.

Среди людей нет двух одинаковых, но это вовсе не значит, что тот, кто менее красив, менее спо­собен, ме­нее образован, должен себя чувствовать ущемленным и страдать комплексом неполноцен­ности. Зато у каж­дого чело­века есть какие-то свои личные достоинства, которые могут положи­тельно отличать его от других. И пусть он не умеет сочинять стихи или петь, зато умеет хорошо плавать, вязать и шить, готовить вкусные блюда, быть ловким и находчивым, не говоря уже о том, что он, наря­ду с этим, может быть хорошим обще­ственным деятелем или специалистом, отлично разбирающимся в вопросах своей профессии.

Каждый человек может положительно утверждать себя как личность, и тогда в любом обществе он будет чувствовать себя хорошо.

Тот, кто обладает чувством собственного достоинства, не манерничает, он прост и естествен. Еще на школьной скамье мы знакомимся с пушкинской Татьяной, которая может служить примером в этом отноше­нии:

“Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней.”

Правда, что касается спокойствия и сдержанности, то нельзя не считаться с особенностью харак­тера и темпе­рамента человека. Но именно чувство собственного досто­инства заставляет его пове­рить в свои силы, не считать себя бесполезным, лишним, не даст человеку быть и не­честным, уни­жаться или терпеть оскорбле­ния.

Уважающий себя человек не позволит в своем присут­ствии и другим вести себя неправильно, не­при­стойно: повышать голос, говорить скабрезности, проявлять хамст­во. Он не сделает вид, что ни­чего не слы­шит и не видит. Он вмешается там, где следует кого-то осадить, попра­вить. Такой чело­век, к тому же, не даст и легкомысленных обещаний, которые не сможет выполнить. Вот потому он еще аккуратный и обязательный человек.

Точность, аккуратность, обязательность — это тоже положительные качества личности человека, которые сказываются в культуре его поведения.

Обязательный человек не бросает слов на ветер, он обещает только то, что сможет сделать. Но уже обе­щан­ное всегда выполнит и притом — в точно назначенный срок. Есть китайская пословица: “Лучше сто раз отказать, чем один раз не исполнить обещанного”. Действительно, уж если пообе­щал, нужно сдержать слово, каких бы уси­лий это ни стоило. Именно об этом гласит русская посло­вица: “Не дал слова — крепись, а дал слово — держись”.

Если человек всегда выполняет то, что обещает, если он приходит в то время, которое назначено, значит, на него всегда можно положиться. Он никогда не подведет в служебных и других делах. А его собранность, подтяну­тость и точность могут служить примером для окружаю­щих. Обычно такой человек и пользуется авторитетом среди знакомых и товарищей по работе.

Воспитанность человека связана и со скромностью, которая проявляется в его поведении, манере дер­жаться, в одежде. Известны слова одного ученого, который гово­рил о себе: “Когда я окончил школу, мне казалось, что я все знаю и умнее многих; после окончания института я понял, что еще очень многого не знаю и многие умнее меня; когда же я стад профессором, то убедился, что почти еще ничего не знаю и не умнее других”.

Чаще всего нескромными бывают молодые люди, которые еще не научились уважать окружаю­щих по­тому, что не имели возможности убедиться в незрелости своих взглядов, неполноте и пробе­лах в знаниях, недостаточно­сти опыта.

В свое время писатель Марк Твен так ответил юноше, который жаловался в письме, что его роди­тели уж очень “малопонятливы”: “Потерпите. Когда мне было четырна­дцать лет, мой отец был так глуп, что я с тру­дом перено­сил его, но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел...”

Наверное, придет время, и некоторые из них, огляды­ваясь на себя в прошлом, поймут, насколько не правы они были, какими, может быть, смешными и заносчивыми ка­зались другим. Неприятно смотреть на тех, кто зазнается и превозносит себя. Но и быть скромным не всегда легко. Иногда ведь так хочется, чтобы тебя заметили, похвалили, оценили по достоинству, а окружающие как будто этого и не делают. И все же скромность редко остается неоце­ненной.

Давно уже подмечено, что чем культурнее человек, тем он скромнее. И как бы ни были велики его заслуги, онникогда не будет хвастливо выставлять их напоказ, без нужды выказывать все свои зна­ния. Напротив, это некуль­турный человек часто высокомерен и чванлив. Он снисхо­дительно отно­сится ко всем окружающим, считая себя выше и умнее их. К таким в полной мере относятся пуш­кинские слова “мы почитаем всех ну­лями, а единицами — себя”.

Вот как высмеял чванливых людей поэт С. Смирнов в басне “Наивная планета”:

— Я выше всех! — подумала Планета И даже где-то Подчеркнула это, А на нее с улыбкой погля­дела Все­ленная, которой нет предела.

На протяжении веков многими наблюдательными людьми отмечалась закономерность: чем со­держатель­нее личность, тем скромнее и проще держится человек.

Светский этикет решительно осуждает и нетерпимо относится к такому поведению, которое го­ворит о том, что человек думает только о себе, совершенно игнорируя то, как окружающие реаги­руют на его слова и по­ступки.

Случается, что человек, стремящийся к сохранению собственного достоинства, переоценивает себя, явно пре­увеличивает или просто нескромно подчеркивает свои заслуги или преимущества. И тогда вместо, каза­лось бы, уважительного отношения у окружающих людей могут возникнуть со­вершенно противоположные чувства.

Всякая самооценка должна предполагать, в первую очередь, знание своих слабых сторон и недос­татков, что не позволит переоценить свои заслуги или преимущества. Вот почему скромность есте­ственна для тех, кто умеет правильно понять и оценить все качества собственной личности, само­критично судить о себе, не заявлять о своих достоинствах и преимуществах громогласно, прилюдно.

Мы говорим о скромности, но ее никак нельзя приравнивать к застенчивости. Это совсем другое каче­ство, которое мешает человеку, прежде всего, в его обще­нии с окружающими, доставляет не­редко ему самому му­чительные переживания, связанные зачастую с недо­оценкой своей личности. Такой человек больше другого склонен переоценивать свои недостатки.

Такие качества, как вежливость, тактичность, дели­катность, корректность, обязательность, скромность, чело­век должен всемерно воспитывать в себе и других, для того чтобы сделать общение с другими здоровым и краси­вым, сохранять нервы, время и душевное спокойствие.

Соблюдение правил советского этикета помогает со­зданию той хорошей нравственной атмо­сферы, в ко­торой людям хорошо живется, легко дышится и работается.

Международный этикет.

Основные черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении, но и у себя дома. Но порой бывает ,что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил меж­дународного этикета. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует не только знания иностранных языков, но и умения вести себя естественно, тактично и достойно, что крайне необхо­димо и важно на встречах с людьми из других стран. Такое умение не приходит само собой. Этому следует учиться всю жизнь.

Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в какой бы стране не находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.

Светский этикет.

Раньше, под словом "свет" подразумевалось интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное об­щество. "Свет" состоял из людей, отличающихся своим умом, ученостью, каким-либо талантом, или хотя бы своей вежливостью. В настоящее время понятие "свет" отходит ,но светские правила поведения остаются. Светский этикет - это ничто иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслу­жить всеобще одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого бы то ни было.

а) Правила разговора.

Вот несколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре, ведь манера разговаривать - это вторая по значимости вещь после манеры одеваться, на которую человек обращает внимание и по кото­рой складывается первое впечатление у человека о его собеседнике.

Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым но, не утрируя вежли­вость. В "свете" говорят обо всем, но ни во что не углубляются. В разговорах следует избегать всякой серьез­ной полемики, особенно в разговорах о политике и религии.

Уметь слушать такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и уметь гово­рить, и если вы хотите чтобы вас слушали, нужно самому других слушать других или, по крайней мере, делать вид, что вы слушаете.

В обществе не следует начинать говорить о себе, пока не попросят специально, так как только очень близ­кие друзья (и то вряд ли) могут интересоваться личными делами кого бы то ни было.

б) Как вести себя за столом.

Не нужно торопиться раскладывать свою салфетку, лучше подождать, пока другие это сделают. Непри­лично вытирать свои приборы в гостях, у знакомых, так как этим вы показываете свое недоверие к хозяевам, но это позволительно в ресторанах.

Хлеб надо всегда ломать кусочками над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть, резать свой кусок хлеба ножом или откусывать от целого ломтя.

Суп следует есть не с конца ложки, а с бокового края.

Для устриц, омаров да и вообще для всех мягких блюд (таких как мясо, рыба и т.п.) следует употреблять только ножи.

Считается очень неприличным есть фрукты, откусывая прямо от них. Нужно ножом очистить фрукт от кожуры, разрезать фрукт на части, вырезать сердцевину с зернами и только после этого есть.

Никто не должен просить, чтобы ему первому поднесли блюдо, выказывая каким-либо образом свое не­терпение. Если вам за столом захотелось пить, то следует протянуть свою рюмку к тому, кто наливает, держа ее между большим указательным и средним пальцами правой руки. Нужно избегать оставлять в своем ста­кане вино или воду , которые могут пролиться .

Вставая из-за стола вовсе не следует складывать свою салфетку и естественно очень не прилично уезжать тотчас после обеда, всегда нужно подождать, по крайней мере полчаса.

в) Сервировка стола.

При сервировке стола следует иметь в виду, что не принято класть более трех вилок или трех ножей (каж­дому виду блюд должен соответствовать свой прибор) так как все приборы все равно не будут использо­ваться одновременно. Остальные ножи, вилки и другие дополнительные предметы сервировки подаются в случае необходимости к соответствующим блюдам. Вилки должны лежать слева от тарелки в порядке после­довательности подачи блюд. Справа от тарелки нож для закуски, столовая ложка, нож для рыбы и большой обеденный нож.

Бокалы ставятся в такой последовательности справа налево: бокал (стакан) для воды, бокал для шампан­ского, бокал для белого вина несколько меньший бокал для красного вина и еще меньший для десертного вина. На самый высокий фужер обычно кладут карточку с именем и фамилией гостя для которого предна­значено место.

г) Одежда и внешний вид

Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке, и одежда одно из главнейших условий того, насколько хорошее сложиться у человека мнение о вас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф-клуба.

Я думаю не стоит говорить о том, что одежда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной. Но вот несколько советов по поводу того, как и в каких случаях нужно одеваться.

На приемы до 20:00 ,мужчинам можно одевать любые костюмы не ярких цветов. На приемы, начинаю­щиеся после 20:00 следует надевать костюмы черного цвета.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке входят к знакомым, в ресторан, в зрительный зал театра, сидят в президиуме или выступают с докладом, но при этом следует знать, что нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают.Расстегнуть пуговицы пиджака можно на обеде, ужине или сидя в кресле.

В случае, когда нужно одевать смокинг это специально указывается в приглашении (cravate noire,black tie)

Цвет мужских носков должен быть в любом случае темнее, чем костюм, что создает переход от цвета кос­тюма к цвету обуви. Лакированная обувь должна надеваться только к смокингу.

Женщина пользуется значительно большей свободой в выборе фасона одежды и ткани, чем мужчина. Ос­новное правило, которое следует соблюдать при выборе одежды, - это соответствие времени и обстановке. Поэтому не принято принимать гостей или ходить в гости в роскошных платьях в дневное время. Для таких случаев подойдет элегантное платье или платье-костюм.

Наши рекомендации