Разрешение конфликта между добром и злом
Мы пытаемся решить конфликт между хорошим и плохим в нашей жизни четырьмя способами, три из которых изначально обречены на провал.
Отрицание зла
Отрицание – это попытка не признавать наличие зла в своей жизни. Ричард не признавался самому себе, что злится на свою жену, потому что гнев осуждался и отвергался идеальным "я". Сэнди отрицала свое желание установить границы, так как установление ограничений не поощрялось в ее семье.
Другие отрицают чувства, которые не являются частью идеального "я". Иногда люди, которых научили, что эмоции – это плохо, отрицают грусть. Отвержение эмоций приводит к депрессии, потому что печаль и грусть – это Богом данные способы переживания потери и боли.
Некоторые не признают греховных чувств, таких, как похоть, зависть или горечь. Они думают, что христиане не должны иметь таких чувств, поэтому просто отрицают их существование.
Библия иногда сурово осуждает желание отвергнуть нашу греховность, потому что это становится грехом гордости. Послушайте, что говорит Иисус фарисеям:
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (Мф. 23:25-27).
Писание серьезно предупреждает нас, чтобы мы не отрицали греховности, которая внутри каждого из нас. Библия также предупреждает нас, чтобы мы не помещали на пьедестал других людей. Иногда люди отрицают наличие чего-либо плохого в других людях и видят в них только хорошее. Это идеализация. Они видят других людей совершенными, вместо того чтобы видеть всех равными грешниками (Рим. 3:23).
Руфь пришла на терапию из-за депрессии. Она постоянно осуждала себя за малейшие провинности, например, за усталость или за то, что приготовила обед немного позже. Я не мог добраться до глубинной причины такого отношения к себе. Она находилась под ужасным бременем, но когда я спрашивал ее о жизни, она говорила, что все у нее хорошо.
Когда я спросил, как муж реагирует на ее депрессию, она сказала, что он очень понимающе к этому относится и поддерживает ее. Он приносит ей цветы и помогает готовить. Он водит ее в ресторан, когда она чувствует, что не может готовить; он вызывает слесаря или водопроводчика, когда нужно что-нибудь подчинить. Я радовался, что у человека в депрессии есть такой достойный супруг!
Только когда муж пришел с ней на терапию, я все понял. Несмотря на то что он был достаточно мягким и дружелюбным человеком, все время приема он постоянно унижал Руфь. Ее волосы были неправильно уложены, она была неуклюжей, и так далее. Он не соглашался практически ни с чем, что она говорила.
И хотя ее муж был очень критичным и требовательным человеком, Руфь годами отвергала мысль о его греховности и была основным объектом, страдающим от этой греховности. Неудивительно, что она страдала от депрессии и не могла разрешить своих проблем. Она была средоточием всех проблем. Она была полностью плохой, а он был полностью хорошим.
Отрицание добра
Некоторые люди поступают противоположным образом. Они отрицают хорошее. Люди, находящиеся под сильнейшим давлением идеального "я", просто отбрасывают его вместе со всеми его стандартами. В результате они живут в грехе, без понимания того, что это плохо. "Закоренелый грешник" решает, что для него нет стандартов, по которым нужно жить. Что бы это ни было, это подробно описано в Послании к Римлянам (Рим. 1:18-23).
Точно так же, как мы разделяем хорошее и плохое в себе и закрываем доступ к хорошему, мы можем сделать это и в отношении других.
Джон, двадцатишестилетний молодой человек, который недавно женился, пришел ко мне на прием, чтобы я помог ему "с его браком". Он описал, как критична и требовательна его новая жена и как "она никогда ничего не делает по дому". После того как они поженились, Линн "полностью распустила себя", сказал Джон, она больше не была привлекательной, потому что прибавила в весе. Я попросил его привести ее с собой на следующий прием.
Когда жена Джона вошла ко мне в кабинет, я испытал шок и оставался в нем всю следующую неделю. Линн была высокой, стройной девушкой, от которой исходило чувство уверенности. После того как я поговорил с ней несколько минут, я понял, что Джон взвалил на Линн свои невероятно завышенные стандарты совершенства. В ответ Линн пыталась угодить ему, но это та стратегия, которая не может помочь в данном случае. Он не мог принять ее, если она хоть немного не соответствовала идеалу. Она должна быть полностью идеальной, поэтому он очень строго осуждал ее за все. Истина заключалась в том, что она все делала хорошо, но не совершенно, а он отвергал просто хорошее, ему нужен был идеал.
Нападение и осуждение
Нападение и осуждение – это наиболее распространенные способы борьбы со злом. "Нормальная" совесть судит и выносит приговор. Это выглядит приблизительно так: "Я такой глупый (или ничтожный, или плохой)". Гнев, нападающий на реальное "я", очень болезненный. Библия называет это "печаль мирская". "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10). Печаль по поводу собственной греховности, которая приводит к покаянию, – это печаль ради Бога. Иуда и Петр ясно показывают нам это различие. Иуда осудил себя и совершил самоубийство. Петр очень огорчился, предав Иисуса, но слезы привели его к покаянию. Осуждение не может ничего исцелить. Закон судит без милосердия.
Многие люди принимают в себе и хорошее, и плохое, но осуждают плохое в других людях.
Фил был очень любящим мужем. Он видел хорошие стороны своей жены и поддерживал ее во всем. Он радовался, когда у нее что-то получалось, и давал ей понять, как высоко он ее ценит. Но если она допускала какую-либо ошибку или делала что-нибудь не так, как он хотел, он злился и кричал на нее, говоря очень много жестоких слов. Он судил и критиковал ее, чтобы она испытала чувство вины и стыд за то, что сделала что-то не так, как хотелось ему.
Он не отрицал ни хорошего, ни плохого, но нападал и осуждал, когда видел плохое. Он давал своей жене истину без благодати.
Принятие
Принятие хорошего и плохого – это библейский путь решения этой проблемы. Это называется: благодать и истина вместе. На этом пути мы не отрицаем ни идеальное "я", ни реальное "я". Мы принимаем и прощаем плохое, и в то же время карабкаемся на вершину идеального "я" в атмосфере полного принятия. Мы находимся под благодатью. Эта стратегия не разделяет добро и зло, в ней нет места гневу и осуждению, но есть осознание, что и хорошее, и плохое могут существовать одновременно.
Так же как мы принимаем хорошее и плохое в себе, мы должны принимать его в других людях.
"Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф. 4:32). "Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу" (Кол. 3:12,13). "Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию" (Рим. 15:7).
Во всех этих отрывках подчеркивается соединение благодати и истины. Мы должны признать истину, но мы также должны принимать, а не отвергать все, что не соответствует ей; мы должны быть добры и не впадать в гнев. "Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга" (Прит. 17:9).
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
Если отрицание добра и зла так разрушительно, почему бы просто не разделить их? Почему признание существования обоих явлений является таким важным? Почему нельзя просто признать зло и ценить добро?
Чтобы понять всю важность этого процесса, мы должны вспомнить, в чем заключалась сущность грехопадения. Мы были созданы вне существования добра и зла. Бог оградил нас от этого. Но мы согрешили против Него, и поэтому оказались в мире, где существуют добро и зло.
Следует помнить, что мы были созданы без знания благодати, поэтому теперь должны научиться принимать плохое, не разрушая взаимоотношений.
Библия говорит, что мы рождаемся, утеряв общение с Богом, и Дух Святой призывает нас восстановить общение с Ним. Когда это происходит, мы начинаем принимать и собирать внутри себя любовь и прощение. Принцип Писания заключается в том, что мы в состоянии любить и прощать, потому что испытали любовь и прощение по отношению к себе.
Иисус обедал в доме Симона фарисея. Когда он возлежал за столом, женщина, "которая была грешница", отирала Его ноги своими волосами и поливала благовонным миром. Фарисей подумал, что если бы Иисус был пророком, то знал бы, что за женщина прикасается к Нему. Иисус же рассказал историю, иллюстрирующую принцип Писания:
"У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. <... > А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (Лк. 7:36-47).
Мы не рождаемся в этот мир со способностью прощать, потому что сами еще не прощены. Библия учит нас, что ровно настолько, насколько прощены были сами, мы сможем прощать других. Мы должны осознавать свое прощение для того, чтобы простить других и не отвергать людей как "полностью плохих", таким образом теряя взаимосвязь с ними.
Ребенок рождается в этот мир не испытавшим прощения. В результате, он сам становится непрощающим. Благодать и истина, или любовь и ограничения, разделены в его сознании. Ему нравится, когда он счастлив; он ненавидит ощущение недовольства. Эти два состояния формируют в нем две категории: хорошие люди и плохие люди, хорошее "я" и плохое "я". Добро и зло полностью разделяются, и появляется страх, что плохое может полностью поглотить хорошее.
Этот способ переживания и мышления распространяется на все, что окружает ребенка. Если за ребенком ухаживают и удовлетворяют его нужды, тогда мир становится хорошим местом для жизни, мама – хорошей мамочкой, и ребенок счастлив. Ребенок как будто говорит: "Все хорошо". Ребенок не печалится; все вокруг него хорошо, когда он получает все, что хочет.
С другой стороны, когда ребенок разочарован, все вокруг становится плохим. Мама становится плохой мамой, папа – плохим папой, и мир вообще становится плохим местом для жизни. Ребенок не может понять, что мама, которая немного опоздала с кормлением, это та же самая мама, которая утешала его и делала жизнь для него прекрасной день назад.
Когда мама, в конце концов, приходит и приносит ребенку то, что ему было нужно, ребенок успокаивается. Снова все хорошо. Никто во всем мире не сможет убедить его, что в этот момент мир несовершенен. Ведь рядом с ним "полностью хорошая" мама.
Со временем, когда мама продолжает удовлетворять его нужды, и ребенок принимает вовнутрь эту любовь, а мама прощает ему различные выходки, ребенок начинает понимать, что мама не является ни полностью хорошей, ни полностью плохой. Хорошее противостоит разочарованию. Ребенок понимает, что один и тот же человек и любит его, и разочаровывает его. Одна и та же мама и играет с ним, и заставляет подождать с игрой. Если хорошего в жизни этого ребенка достаточно, он в состоянии принять плохое.
С одной стороны, если хорошего по отношению к ребенку проявляется мало и мало прощения, тогда хорошее и плохое не принимают друг друга. Дети, вышедшие из подобных семей, продолжают разделять окружающий мир на хороших и плохих людей; они любят тех, кто удовлетворяет их нужды, и ненавидят тех, кто этого не делает. Они обожают работу, которая им доставляет удовольствие, и бросают работу, на которой не получают удовольствия.
С другой стороны, дети, которые никогда не испытали разочарования, могут также стать непрощающими. Если совмещение добра и зла зависит от баланса между разочарованием и удовольствием, а ребенок никогда не переживал разочарования, он никогда не научится прощать источник разочарования. Мы все видели людей, которые моментально начинают считать весь мир полностью плохим, если пять минут подождали в очереди перед кинотеатром. Они не могут совмещать плохое и хорошее.
И в первом, и во втором случае, когда добро и зло не совмещаются, человек считает людей хорошими, если они доставляют ему удовольствие, и плохими, если они этого не делают. Такой человек не может простить "хороших людей", когда те все же совершают ошибки.
Позже в процессе развития, когда дети начинают двигаться, на сцену выходит идеальное "я". Они начинают чувствовать, что могут делать все; они чувствуют себя великими и сверхчеловеками, потому что нашли "новую силу" передвигаться. Они могут говорить, изучать что-то новое и убегать. На данном этапе они еще не получили достаточно опыта падений. Идеальное "я" находится на своей самой высокой точке, и дети хотят, чтобы их принимали как совершенство. Это восторженный период, называющийся "Мама, посмотри!" Мы все проходим через эту стадию, когда мы хотим, чтобы нас ценили, и это для нас является самым важным.
В конечном итоге, однако, грандиозное идеальное "я" должно уступить место реальности. Дети учатся, что падение – это также часть реальной жизни и что они не являются невидимыми. Когда наше несовершенство понято и принято другими, мы тоже учимся принимать его как образ самих себя. Мы начинаем ценить реальное "я", которое не совершенно, не грандиозно и не идеально. Мы учимся тому, что Павел называет умеренностью в отношении самих себя ("думайте скромно", Рим. 12:3). Мы учимся и других людей не видеть такими уж великими; мы привыкаем ценить реальное "я" с его недостатками точно так же, как учимся прощать и принимать реальное "я" других с их ограниченными возможностями.
Потом, гораздо позже, когда мы сталкиваемся с реальной жизнью, мы понимаем не только то, что мы и хорошие, и плохие одновременное, но и то, что можем достигнуть успеха, а можем провалиться. Мы налаживаем взаимоотношения между нашими ожиданиями и нашей деятельностью. На данном этапе может развиться нападающее и осуждающее отношение к реальному "я". Этот вид отношения развивается, когда наши падения не прощаются с любовью, но жестоко осуждаются. Падения должны признаваться, обсуждаться и прощаться.
Родители должны принимать падения своих детей так же, как это делает Бог. Бог не отрицает падений и не наказывает нас за каждый промах. Он обличает нас – показывает нам истину, – но Он также проявляет к нам любовь и сострадание, потому что "благость Божия ведет тебя к покаянию" (Рим. 2:4). Божья доброта и сострадание нежно ведут нас к работе над своими ошибками и греховностью. Жесткое осуждение и наказание не могут привести нас к покаянию. Если бы Божественная педагогика была единственным стилем воспитания, в мире оказалось бы очень мало людей, думающих, что их падения слишком велики, чтобы над ними работать, и что они единственные, кто грешит на этой планете. Но, к сожалению, таких людей очень много.
ЛЮБОВЬ И ПРИНЯТИЕ
Любовь – это решение всех проблем, связанных с принятием добра и зла. Когда мы были в Эдемском саду, испытывая совершенную Божью любовь и принятие, вопроса соотношения добра и зла не существовало. Когда мы согрешили, противоборство добра и зла стало вопросом первостепенной важности.
Если в детстве мы получали достаточно любви с ограничениями, то есть благодати вместе с истиной, у нас сформировалось понимание, как Бог общается с нами. Мы познали, что находимся под благодатью (Рим. 5:2), где осуждение и наказание бессильны. Мы узнали, что греховность и падения – это грустная вещь, потому что они могут серьезно повредить отношениям с любимыми. Если бы мы не теряли огромного количества энергии на осуждение собственных грехов, мы бы больше обращали внимание на тех, кого ранили своим грехом. Мы смогли бы испытать печаль ради Бога, вместо парализующего чувства вины.
В первой главе, когда мы рассуждали о присоединении, я говорил, что иногда задаю вопрос членам группы: "Если я дам вам бейсбольную биту и разрешу ударить меня по лицу, сделаете ли вы это?" Люди, которые говорили, что не смогут ударить меня битой по лицу, потому что "это является неправильным поступком", не основываются на стандартах высшей христианской нравственности. Так как осуждение не распространяется на христиан, которые находятся под благодатью, то настоящей причиной не ударить меня битой по лицу должна быть любовь: "Нет, потому что вам будет больно". Иисус говорил об этом, когда ответил книжнику на вопрос о законе. Он сказал, что весь закон можно свести к двум заповедям: люби Бога и ближнего. Когда человек понимает свои падения и грехи как следствие недостатка любви к людям, а не как собственную "греховность", тогда он переходит на более высокую ступень понимания проблемы добра и зла.
То же самое можно применить и к нам самим. Если, согрешив, мы видим, насколько грех ранит нашу личность, то, вместо того чтобы считать себя "плохим человеком", мы начнем выбираться из рабства "закона греха и смерти". Только когда мы увидим полную картину разрушительной сущности наших грехов, мы начнем изменяться. Манипуляции чувством вины не сработают; они только увеличат грех. "Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим. 5:20).
Такова простая истина Евангелия. Только благодать освобождает нас. "Бедный я человек! кто избавить меня от сего тела смерти?" (Рим. 7:24). "Итак, – продолжает Павел, – нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе" (Рим. 8:1). Только когда мы перестанем осуждать себя за плохое, мы сможем избавиться от него. Только получив освобождение от закона греха и смерти, мы сможем идти дальше путем Святого Духа.
Но, если мы по-прежнему считаем свою греховность заслуживающей вины и осуждения, грех будет только возрастать. В этом замкнутом круге оказываются люди, которые борются с вредными привычками, или с навязчивыми идеями, или пристрастиями. Они совершают поступок. Затем чувствуют себя ужасно и думают, что недостойны любви. Затем снова совершают подобный поступок, чтобы избавиться от чувства неприятия. История Ли достаточно хорошо демонстрирует этот цикл.
Ли пришел в клинику по поводу депрессии, которая была следствием его завышенного чувства вины из-за сексуальных пристрастий. Его "цикл греха" действовал именно таким образом. Когда он испытывал чувство одиночества, он находил проститутку. Он чувствовал себя ужасно, но все равно делал это. После всего он ощущал непомерную тяжесть чувства вины, которое не покидало его неделями. В такое время он чувствовал себя все больше и больше недостойным любви и пытался остаться один. Он бросал семью и друзей, что увеличивало его "потребность"; вместе с потребностью росло и принуждение. Возрастало напряжение, усиливалась боль, и чувство одиночества становилось невыносимым. Он находил еще одну проститутку, вина возвращалась, и все продолжалось по замкнутому кругу.
Когда он начал говорить о своем пристрастии в маленькой группе поддержки, он вдруг понял, что никто его не осуждает. Он понял, что люди не были удивлены его "греховностью" и продолжали любить его, несмотря на плохие поступки. Он пытался снова и снова отвернуться от этой любви и принятия, пытался спрятаться. Но в конечном итоге он понял, что "никакого осуждения" относилось также и к нему; он не мог избежать этого. Он не будет осужден, даже если снова согрешит. Его состояние неосуждения не меняется в зависимости от его поступков.
В положении "никакого осуждения" Ли узнал, что его "греховность" и чувство вины вообще не были важны; все это было однажды оставлено на кресте. Важным было лишь то, что он лишал себя настоящей любви. Именно отсутствие любви медленно убивало его. Но он не мог добраться до сущности своего греха и его разрушительных последствий в своей жизни, пока не выбрался из замкнутого круга вины. Только через принцип "никакого осуждения" грех потерял над ним свою власть.