Задание: выпишите цифры(-у), обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения:
1. Я вздрагивал,(1) забирался под простыню, (2)и прерванный сон продолжался. Окончательное и бесповоротное пробуждение наступало в момент, (3)когда вместе с ушатом воды на мою грешную голову обрушивались громы и молнии, (4)исторгаемые бабушкой.
2. – Возможно ,(1) придется вскрыть черепную коробку , (2) это может быть опухоль … – Ишь ты , (3) "вскрыть черепную коробку "! – вскричала бабушка. - Это тебе не тыква! Сынок , (4) вставай , (5) а то и впрямь он загонит тебя в могилу!
3. Помнится , (1) построили мы колхозную мельницу , (2) что за деревней , (3) и пустили по желобу нашу речушку. Билась , (4) билась вода , (5) да так и не сумела сдвинуть колесо с места – силенок не хватило. Тогда мы подвели второй рукав реки , (6) и пошло дело!
4. По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
5. Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно,(1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни..
6. Идти легко,(1) даже весело. Груз почти не давит на плечо,(2) а возле самого рта играют сверкающие бусинки черники. Можно языком слизнуть одну-другую,(3) но почему-то пока не хочется…
7. Отсюда хорошо были видны ярко освещённые окна нижнего этажа нового четырёхэтажного здания,(1) где жила Варя. Направляясь домой, (2) Варя никак не минует переезда, (3) и Лёшка её сразу приметит,(4) а она его нет.
8. И,(1) когда бы я ни открыл глаза, (2) ты была всегда возле меня, (3) и ночник горел в комнате, (4) и ты глядела на меня своими запавшими очами, (5)будто из тьмы, (6) сама вся тихая и светлая, (7) будто в ризах.
9. И,(1) разумеется,(2) ключник охотно отпускал Мишу на все четыре стороны,(3) да ещё и ставил его в пример остальным. Минуло три месяца,(4) и Мишку стали собирать к отъезду в Белгород. Мария Тимофеевна ходила вся в слезах: Мише нет ещё и семи,(5) а он отправляется в чужой далёкий город и будет там один-одинёшенек. В Белгороде Миша Щепкин провёл почти четыре года,(6) обучаясь истории и языкам – латыни и французскому.
10. Другой не было и в помине, (1) да и оставшаяся являла собой жалкое зрелище: опаленная и однобокая, (2) с толстым уродливым стволом, (3)прогнившая корявою щелью-дуплом, (4) она непонятно как удерживала несколько мощных сучьев.
11. Я еду с ярмарки, (1) кое-что купив и кое-что продав, (2)что-то найдя, (3) а что-то потеряв, (4) я не знаю, (5) в барышах я или внакладе, (6) но бричка моя не скрипит под грузом антикварной рухляди.
12. Его страсть восхищала меня,(1) и в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. Он,(2) например, (3) требовал, (4) чтобы слово обязательно было любезно, (5) услужливо.
13. Все в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, (1) и,(2) обходя свои владения,(3) хозяин ревниво следил за тем,(4) чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию.
14. Быть может,(1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится,(2) но все же мы жаждем душевного покоя,(3) в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности,(4) необходимой обществу.
15. Над обеими дверьми висели фонарики,(1) и по вечерам в них горели,(2) тускло освещая внутренность конки,(3) свечи.
16. Она ушла,(1) безжалостно,(2) тонко поскрипела под окном своими узенькими валенками,(3) и после ее ухода в комнате остался неспокойный,(4) смешанный запах мороза и свежести, заиндевевшего меха.
17. Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж.
Задание: выпишите цифры(-у), обозначающую(-ие) запятые между частями сложноподчинённого предложения:
1.В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все все знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.
Большая цель охватывает всего человека,(1) сказывается в каждом его поступке,(2) и нельзя думать,(3) что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
2.В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.
В радости ведь тоже нужна помощь:(1) помощь,(2) чтобы ощутить счастье до глубины души,(3) ощутить и поделиться им.
3.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Я считаю,(1) что у человека должно быть одно правило в жизни,(2) в его цели жизни,(3) в его принципах жизни,(4) в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством,(5) чтобы его помнили,(6) чтобы не стыдно было вспомнить.
4.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье,(1) но и о школе,(2) куда поместила их забота родительская,(3) о своем селе,(4) городе и стране…
5.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Уважающий себя человек никогда не будет поливать грязью других людей,(1) свою страну,(2) что бы ни случилось,(3) потому,(4) что ощущает свою принадлежность к ней и ответственность за всё,(5) что здесь происходит.
6.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Люди,(1) которых он некогда уважал,(2) которым он доверял,(3) могут оказаться лицемерными и жестокими самовлюбленными натурами,(4) готовыми ради собственного успеха поступиться совестью и честью.
7.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Произведя в уме некую нужную математическую операцию,(1) вы сможете ответить на обиду с большим достоинством,(2) которое будет тем благороднее,(3) чем меньше значения вы придаете обиде.
8.В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания, разделяющие части сложноподчиненного предложения.
И очень хочется надеяться,(1) что когда-нибудь в будущем понятия чести и совести во всем мире будут одинаковыми,(2) объединяющими в разных странах сейчас и тех,(3) которые были раньше,(4) но не дошли до нашего времени.
9.В приведенных ниже предложениях прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложноподчиненного предложения.
Россия до XVIII века руководствовалась сводом правил «Домострой»,(1) в основе которого лежали строгое сословное деление,(2) подчинение младших старшим,(3) низших высшим.
10.В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, при помощи которых обозначены знаки препинания, разделяющие главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.
Видя,(1) как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности,(2) напрячь все свои силы,(3) помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – (4) разумное занятие для достойного человека.
ПОВТОРЕНИЕ.
1. Замените словосочетание «осторожно перешагнул», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2.Замените словосочетание «болгарские танцы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание «клюквенного морса», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Замените словосочетание «гонки на велосипедах», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание
5. Замените словосочетание «бассейн для плавания», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
6.Замените словосочетание «ночная прогулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
7.Замените словосочетание «перечитывал с увлечением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
8.Замените словосочетание «упорно добиваться», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9.Замените словосочетание «мамина ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10.Замените словосочетание «о клюквенном торте», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11.Замените словосочетание «в кабинете отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
12.Замените словосочетание «плед в клетку», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.