Глава I. Единобожие в господстве

Авторы

Проф. Салих ас-Сухейми

Проф. Абд ар-Раззак аль-Бадр

Проф. Ибрахим ар-Рухейли

Редакционный совет

Проф. Али Насир Факихи

Проф. Ахмад аль-Гамиди

В книге кратко изложены основные постулаты мусульманской веры, взятые из двух основных источников исламского вероучения – Священного Корана и Пречистой Сунны. Авторы книги – авторитетные мусульманские ученые, признанные не только в мусульманских странах, но и далеко за их пределами. Предназначена для широкого круга читателей, интересующихся религиоведением и мусульманским богословием.

Все права защищены. Никакая часть произведения не может быть воспроизведена в какой-либо форме без письменного разрешения автора перевода.

ISBN 5-87459-148-6

© Перевод, Кулиев Э. Р., 2003

© Издательство «Абилов, Зейналов и сыновья», 2003

ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Предисловие

Хвала Аллаху, Который усовершенствовал для нас религию и завершил Свою милость по отношению к нам, сделал нашу мусульманскую общину лучшей из общин и отправил к нам из нашей среды Посланника, который читал нам Его аяты, очищал нас и обучал нас Писанию и мудрости! Мир и благословение тому, кого Аллах отправил как милость к мирам, Пророку нашему Мухаммаду, Его роду и сподвижникам!

Мудрость сотворения джиннов и людей состоит в поклонении одному Аллаху, о чем сказал Всевышний: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарийат, 56). Поэтому единобожие и правильные воззрения, взятые из их основного и благословенного источника – писания Аллаха и Сунны Его посланника, e, являются той самой целью, которая необходима для такого поклонения. Они являются основой, на которой зиждется эта вселенная, и их утрата влечет за собой разрушения и беспорядок в ней. Всевышний Аллах сказал: «Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы. Аллах, Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!» (аль-Анбийа, 22). Пречистый Аллах также сказал: «Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (ат-Талак, 12). На эту тему есть и другие аяты.

Разум не способен самостоятельно постичь это до мельчайших подробностей, и Аллах отправил Своих посланников и ниспослал Свои писания для того, чтобы подробно разъяснить это людям, и чтобы они поклонялись Аллаху на основании знания и твердой убежденности, опираясь на ясную основу и правильное основание. Посланники Аллаха один за другим проповедовали и разъясняли это, о чем сказал Пречистый Аллах: «Нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель» (Фатыр, 24). Он также сказал: «Потом Мы отправляли одного за другим Наших посланников» (аль-Муминун, 44). Это значит, что они приходили друг за другом до тех пор, пока их плеяда не завершилась самым лучшим из них, их господином и имамом, пророком нашим Мухаммадом, e. Он донес послание, выполнил возложенную на него обязанность и дал наставление своим последователям. Он истинно сражался ради Аллаха и призывал к Нему в тайне и открыто. Он самым совершенным образом сносил тяготы пророческой миссии, переносил на пути Аллаха самые тяжелые страдания и терпел, как терпели стойкие духом посланники. Он не переставал призывать к Аллаху и наставлять на Его прямой путь до тех пор, пока Аллах его руками не даровал победу религии и не завершил Свою милость. По этому поводу Пречистый Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (аль-Маида, 3).

Пророк, e, разъяснил религию целиком со всеми ее основными и второстепенными вопросами, о чем сказал имам города хиджры[1] Малик бин Анас: «Нельзя даже подумать, что Пророк, e, научил своих последователей тому, как надо подмываться, и не научил их единобожию».

Пророк, e, призывал уверовать в единство Аллаха и искренне поклоняться одному Аллаху. В полном отказе от многобожия со всеми его большими и малыми проявлениями заключалась миссия всех посланников, потому что все они были согласны с этим и единодушно призывали к этому. Более того, это было отправной точкой их призыва, сутью их пророческой миссии и основой их послания. Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение. Ступайте же по земле и посмотрите, каким был конец неверующих» (ан-Нахль, 36). Он также сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (аль-Анбийа, 25). Всевышний также сказал: «Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» (аз-Зухруф, 45).

Всевышний также сказал: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее» (аш-Шура, 13).

В сборниках «ас-Сахих» имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Пророки – братья: их матери – разные, а религия – едина».[2] Они исповедовали одну религию и одинаковые воззрения, хотя между их законодательствами были различия, о чем сказал Всевышний: «Каждому из вас Мы установили закон и путь» (аль-Маида, 48).

Поэтому каждому мусульманину следует твердо знать, и каждому правоверному следует ясно представлять, что религиозные воззрения являются не той областью, где можно высказывать собственное суждение и поступать по своему усмотрению. Каждый мусульманин на Востоке и Западе обязан исповедовать воззрения пророков и посланников, веровать в те основные убеждения, в которые верили они, и проповедовать их безо всяких сомнений и колебаний.

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие» (аль-Бакара, 285).

Вера, покорность, смирение и послушание – это деяния правоверных и их путь. Если верующий поступает так, то ему сопутствует благополучие, и он оказывается в безопасности. Его душа очищается, а его сердце обретает покой, и он оказывается бесконечно далек от противоречий, волнений, сомнений, ошибок, смятения и колебаний, которые не покидают заблудших людей по причине их порочных воззрений.

Правильные мусульманские воззрения, имеющие твердую и здоровую основу и крепкий фундамент, являются единственными убеждениями, которые могут принести людям счастье, процветание и успех, как в этом мире, так и в Последней жизни. Причина же этого заключается в ясности этого учения, правильности его доказательств, и непорочности его аргументов и доводов, а также в том, что оно полностью соответствует непорочному подсознанию и здравому разуму.

Весь исламский мир испытывает острую нужду в знании этих чистых воззрений, потому что от них зависит его счастье, и без них невозможно его спасение.

В этом кратком труде мусульманин может найти основные мусульманские воззрения и важнейшие убеждения, без которых не может обойтись ни один мусульманин. Каждое из этих утверждений подтверждается доказательствами и свидетельствами. Эта книга разъясняет основы веры в свете Корана и Сунны. Эти великие основы унаследованы от посланников и предельно ясны, и все разумные люди, от мала до велика, могут понять их в течение самого короткого срока. А вот наставить на прямой путь может только Аллах!

Мы просим Пречистого Аллаха сделать ее полезной для всех мусульман! И в заключении еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

Введение

Для мусульман не секрет, что вера имеет большое значение, играет важную роль и приносит огромную пользу верующему человеку как в этом мире, так и в Последней жизни. Более того, любое благо и в мирской, и в Последней жизни определяется тем, приобрел ли человек правильную веру. Она является важнейшей задачей и самой славной, самой благородной целью. Благодаря ей жизнь раба становится благодатной и счастливой, и он спасается от неприятностей, зла и несчастий и заслуживает награду в Последней жизни, ее вечную благодать и нескончаемое благо, которое не исчезнет и не покинет его.

Всевышний сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (ан-Нахль, 97). И Всевышний сказал: «А если кто возлюбит Пос­леднюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (аль-Исра, 19).

Всевышний сказал: «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени» (Та ха, 75). А еще Всевышний сказал: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса.&Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен» (аль-Кахф, 107, 108). Аятов на эту тему в Священном Коране много.

Тексты Корана и Сунны указывают на то, что вера зиждется на шести столпах. Это – вера в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, Последний день и предопределение с его добром и злом. Эти столпы упоминаются как в Священном Коране, так и в пророческой Сунне, во многих местах:

1. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он нис­послал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (ан-Ниса, 136).

2. Всевышний сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков» (аль-Бакара, 177).

3. Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие» (аль-Бакара, 285).

4. Всевышний сказал: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (аль-Камар, 49).

5. А в известном хадисе Умара бин аль-Хаттаба, переданном в «ас-Сахихе» имама Муслима, сообщается, что ангел Джибрил сказал Пророку, e: «Сообщи мне, что такое вера». Он сказал: «Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Судный день и верить в предопределение с его добром и злом».[3]

На этих шести могучих столпах зиждется вера. Более того, никто не станет верующим, пока не уверует в них. Эти столпы взаимосвязаны, и ни один из них не может быть отделен от другого. Вера в один из этих столпов требует уверовать во все остальные, а неверие в один из них, фактически, является неверием в каждый из них.

Поэтому в обязанности каждого мусульманина входит проявлять особое внимание и заботу к этим столпам, осознавая их, изучая их и выполняя их на практике.

Далее мы перейдем к разъяснению того, что связано с первым из этих столпов – верой в Аллаха.

Часть I

Вера в Аллаха

Вера в Великого и Могучего Аллаха – это важнейший из столпов веры. Он имеет первостепенное значение и является самым значимым. Более того, он является основанием для всех остальных столпов веры и фундаментом, на котором они зиждутся. Все они исходят от него, опираются на него и строятся на нем. Вера в Великого и Могучего Аллаха – это вера в то, что Он является единственным Господом, единственным, кто достоин поклонения, и единственным, кто обладает божественными именами и качествами. На этих трех основных убеждениях строится вера в Аллаха. Более того, чистая исламская религия целиком названа единобожием, потому что она строится на том, что Аллах управляет Своим царством и совершает Свои деяния один, безо всяких сотоварищей, и том, что Он один обладает божественной сущностью и божественными именами и качествами и не имеет Себе подобных, и том, что Он один достоин обожествления и поклонения и не имеет Себе подобных.

Из этого становится ясно, что единобожие пророков и посланников включает в себя три составляющие.

1. Единобожие в господстве (таухид ар-рубубийа) – это признание того, что Всевышний Аллах является Господом, Властелином, Творцом и Кормильцем всего сущего, дарует жизнь и умерщвляет, приносит пользу и вредит, является единственным, кто отвечает на молитвы в трудные минуты, обладает абсолютной властью, полностью распоряжается добром, и от Него зависят все дела, и никто не разделяет с Ним этой власти.

2. Единобожие в божественности (таухид аль-улухийа) – это посвящение всех обрядов поклонения, таких как унижение (зилл), покорность (худу), любовь (махаббат), смирение (хушу), поклоны поясные (руку) и земные (суджуд), жертвоприношения (забх) и обеты (назр), одному Аллаху, не приобщая к Нему никаких сотоварищей.

3. Единобожие в обладании божественными именами и качествами (таухид аль-асма ва ас-сыфат) – это признание за Всевышним Аллахом всех имен и качеств, которыми Он охарактеризовал Себя в Своем писании или устами Своего пророка, e, и отрицание от Него любых недостатков, пороков и любого сходства творений с тем, что присуще только Ему. Это – признание того, что Аллах ведает обо всем сущем и способен на всякую вещь, что Он – Живой и Поддерживающий жизнь, и что Им не овладевает ни дремота, ни сон. Его воля неукоснительно исполняется, и Его мудрость безгранична. Он – Слышащий, Видящий, Сострадательный, Милосердный. Он вознесся на Трон и владеет Своим царством. Он – Властелин, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Гордый. Пречист Аллах и далек от того, что приобщают к Нему в сотоварищи. И это – лишь некоторые из Его прекрасных имен и возвышенных качеств.

Каждая из этих трех составляющих подтверждается многочисленными доказательствами из Корана и Сунны.

Коран целиком посвящен единобожию и говорит о его требованиях и обещанной за него награде, а также о многобожии, его приверженцах и уготованном для них воздаянии.

Эти три составляющие единобожия мусульманские богословы установили благодаря последовательному исследованию текстов Корана и Сунны. Доскональное изучение шариатских текстов позволило уяснить религиозную истину, которая состоит в том, что единобожие, которое требуется от рабов, – это вера в то, что Аллах является единственным Господом, единственным, кто достоин поклонения, и единственным, кто обладает божественными именами и качествами. Кто не признает этого целиком, тот не является верующим. И в каждой из последующих трех глав мы разъясним в отдельности каждую из трех составляющих единобожия.

Глава I. Единобожие в господстве

Тема I. Его значение и подтверждение его Кораном, Сунной, здравым смыслом и подсознанием

Определение.

а) Лексическое значение: арабское слово «рубубийа» является отглагольным существительным, образованным от глагола «раббаба», что означает «воспитывать». От него же произошло слово «рабб», означающее «господь», «господин». Господство – это качество Аллаха. Это слово образовано от имени «рабб», которое на языке арабов имеет несколько значений, в том числе «властелин», «господин, которому повинуются», «реформатор, исправляющий положение вещей».

б) Терминологическое значение: единобожие в признании господства – это признание того, что только Аллах творит божественные деяния. К ним относятся сотворение, распределение удела, управление, оказание милости, царствование, придание облика, дарение и лишение, принесение пользы, причинение вреда, воскрешение, умерщвление, властное правление, предопределение и многие другие деяния, которые не совершает никто, кроме Аллаха. И поэтому раб обязан уверовать во все это.

Доказательства.

Наши рекомендации