Старицы анисия, матрона и агафия
Старицы Анисия (1890-1982 гг.), Матрона (1902-1995 гг.) и Агафия (1910-1996 гг.)
В голодные послереволюционные годы прозорливый старец Сергий предсказал Алексию и Анне Петриным, что настанут такие времена, когда в их дом будут ездить из всех окрестных сёл и привозить всё необходимое. Прозорливец предвидел, что сестры будут нести крест старчества. Он часто молился за семью Петриных, не вкушал пищу по семь или девять дней. (Этот праведник сподобился мученической кончины. Его расстреляли в Моршанске.)
В 1933 году арестовали Анисию. Девушку приговорили к расстрелу, но в последний момент приговор был заменён на заключение и ссылку на10 лет. После освобождения её арестовывали дважды. Старица не любила вспоминать о тех страшных годах, говорила, что отсидела 10 лет за себя, а остальные – за весь мир. (Она отбывала срок в Сибири, на Дальнем Востоке и в Казахстане.)
Однажды ночью, когда подвижница молилась, она услышала голос: «Анисья, собирайся домой». От неожиданности девушка растерялась, до конца срока ей предстояла ждать долго, она даже не могла мечтать о досрочном освобождении.
Когда в молитве Анисья вопрошала: «Господи, кто же меня освободит? Последовал ответ: «Святитель Николай!» Свершилось чудо, вскоре среди ночи девушку освободили.
Когда Анисья добралась до Шацка, в храме Святителя Николая совершалась всенощная великому святому, накануне дня празднования его памяти.
Матрона и Агафья были арестованы в 1935 году. Их арестовали в храме, когда они украшали храм к Пасхе. Их отправили по этапу в Казахстан. Многое пришлось претерпеть сестрам в заточении в ссылке. Девушки всё делали с молитвой, в Казахстане им удалось вырастить небывалый для тех мест урожай. За добросовестный труд, сестры получали вознаграждение продуктами, поэтому часто посылали зерно родным.
После окончания войны, подошёл и срок освобождения сестёр, зимой 1946 года они вернулись домой. (Отец не дождался дочерей,брат погиб на фронте.)
По свидетельству современников в семье стариц царила духовная гармония. Старицы были разные, блаженная Анна так отзывалась о своих дочерях: «У моих дочерей разные дары, у каждой свой». После смерти блаженной Анны верующие обращались за советом к Анисии, относились к ней с благоговением, её считали «благомудрой». И в семье она была за старшую. Сестры ласково называли её Аниська. Она была очень доброй. Про неё говорили: «Доброта и любовь изливались из нее каким-то незримым светом, а её лицо озаряла почти всегда добрая радостная улыбка».
Вокруг сестёр собралась община девушек (более восьмидесяти человек), не выходивших замуж, девушки жили как монахини в миру. Строго постились, выполняли ежедневно молитвенное правило, во всём старались отсекать свою волю, обращались за духовной поддержкой к старице. Старица Анисья в свою очередь старалась уберечь вверенные души от искушений. Прозорливой старице открывались грехи верующих, даже греховные помыслы, она умело обличала, врачевала душевные раны, давала мудрые советы. По молитвам сестер многие верующие исцелялись. Бывали случаи, когда старицы направляли страждущих к блаженной Наталье.
Однажды одна женщина попросила старицу Анисью помолиться за курящего сына, который не мог избавиться от пагубной привычки. Старица лишь улыбнулась в ответ на просьбу. Вскоре по молитвам старицы юноша бросил курить.
Другая женщина как-то пожаловалась, что муж не соблюдает посты. Старица посоветовала ей сварить мужу жирный мясной бульон. Что она и выполнила. После такой еды у мужчины разболелся желудок, и он невольно был вынужден поститься.
Старица Анисья, имея глубокое смирение, учила смиряться и других. Она объясняла духовным дочерям, что Господь принимает предпринятое дело только тогда, когда оно имело за собой чистое смиренное сердце, а не напоказ. Старица учила совершать добрые дела в тайне. Анисья всегда носила светлые платки, говорила при этом, что чёрный цвет смирения, а у неё его нет. Сестры и их послушницы носили светлые головные уборы, светлые блузки и тёмные юбки.
По свидетельству современников старица Анисья многим предсказала грядущие события в жизни. Этой способностью Господь наградил всех трёх сестёр. О судьбах Церкви и России сёстры всегда говорили со скорбью. Анисья говорила, что русскому народу предстоит пережить многие беды. Спасётся тот, кто будет жить не так, как все.
Из воспоминаний насельника Святой горы Афон иеромонаха Николая (Генералова): «Когда у моего отца сильно болели ноги, была закупорка вен и другие болезни, а врачи были не в состоянии помочь, и он не мог уже ходить, а с трудом волочил ноги, передвигаясь на костылях, то т. Анисия сказала ему, что если он хочет вылечиться, то пусть едет на Вышу в психиатрическую больницу и возьмет из больницы к себе домой на постоянное жительство одну больную по имени Анастасия. Отец исполнил просьбу: взял из больницы к нам в дом рабу Божию Анастасию, которая к тому времени пробыла в психбольнице 18 лет. Она жила вместе с нами много лет, а затем снова стала шалить, убегать из дома в город Шацк, там кричала на власть имущих, обличала их, и оттуда ее снова увезли власти в психбольницу. Но ноги у моего отца совершенно излечились».
Старица Анисья дожила до глубокой старости, до девяносто двух лет сохранила трезвость ума. Она до последних дней сама себя обслуживала. Перед смертью лежала лишь три дня. 10 октября 1983 года она мирно отошла ко Господу.
Пятеро священников совершали отпевание новопреставленной старицы в Шацком Никольском храме. Несмотря на дождливую погоду, на Ялтуновском кладбище собрались верующие со всех окрестных сёл. Старицу Анисью похоронили рядом с её родителями.
Похоронив сестру, Матрона и Агафья прожили вместе ещё тринадцать лет. Сестры трудились в огороде, делали свечи, пели по праздникам на клиросе.
Люди по-прежнему шли в дом Петриных за помощью. Следует отметить, что старицы молились об исцелении страждущих только в тех случаях, когда предвидели, что полное выздоровление не повредит душе просящего. Старицы говорили, что переносить посильные болезни необходимо и спасительно. Случайно никто не болеет. Болезнь посылается Богом... как спасительный крест, или как епитимия за свои грехи или грехи рода. Во всех случаях, терпеливое несение болезней, без ропота и с благодарением, ходатайствует страдальцу спасение. Иногда, ниспосланная Богом болезнь является ограждением от больших грехов.
В августе 1994 года старица Матрона повредила себе ногу, она пролежала шесть месяцев, 4 февраля 1995 года праведница скончалась. Отпевали почившую в Ялтуновском храме. Проститься со старицей приехал архимандрит Алексий (Фролов), он и возглавил чин отпевания.
После смерти сестёр ослабевшая старица Агафья сокрушаясь, говорила: «Мне одной трудно окормить всех!»
К прозорливой старице приезжали миряне, настоятели монастырей, монахи, священники. На вопросы старица отвечала иносказательно или прикровенно, часто отвечала присказками.
Однажды к старице пришёл человек, заболевший раком лица. По молитвам старицы он получил исцеление.
Родителям больного мальчика, у которого на большом участке головы выпадали волосы, старица посоветовала мазать больные места елеем из храма, тем которым пользуются священники на помазании во время всенощных бдений. Вскоре не осталось и следа от болезни.
По свидетельству духовных чад, старица обладала добрым и любящим сердцем.
Многие говорили о таких качествах, как природная проницательность, острый ум и умение рассказывать.
Незадолго до смерти старицы, ухаживающая за ней женщина подумала: «Как в таком слабом, измождённом теле живёт такая крепкая, несокрушимая вера?» Старица вдруг перекрестилась и прошептала: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»
Восьмого мая 1996 года старца закончила свой земной путь. По свидетельству очевидцев «вереница людей провожала почившую в храм». После того, как гроб с телом почившей внесли в церковь, Царские ворота открылись «сами собой».
Поздно вечером 9 мая из Москвы приехал Владыка Алексий. (Старицу Матрону Владыка отпевал будучи архимандритом.)
Владыка отслужил литию у гроба старицы, а 10 мая – в сослужении местного духовенства и приехавшего их Саранска священника, он отслужил заупокойную литургию. После неё, по полному Пасхальному чину было совершено отпевание усопшей.
В 1998 года по благословению двух архиереев на месте захоронения семьи Петриных была возведена часовня. Надпись на ней гласит: «Часовня трёх сестёр Девиц Анисии, Матроны, Агафии и их родителей Алексея и Анны Петриных, на месте сем погребённых, всю свою жизнь посвятивших Богу и ближним».
Блаженная Наталья
(+1975)
Блаженная Наталья родилась в селе Путятино рязанской губернии (40 км от Шацка). Известно, что родителей её звали Флор и Ирина. Рассказывают, что долгое время старица скиталась по селам, ночевала, где придётся. Позже её стали брать к себе верующие одинокие вдовы.
Хозяевам трудно было привыкнуть к чудачествам блаженной, но стоило им полюбить старицу, окружить её заботой, как она неожиданно исчезала.
Так, где она появлялась, жизнь менялась коренным образом. Она умело врачевала духовные и физические недуги, предсказывала, обличала.
По свидетельству современников она одевалась всегда в пёстрое, чаще всего в красный цветастый сарафан. Ногтей никогда не стригла, старалась избегать людей, делала вид, что сердится.
Из воспоминаний иеромонаха Николая (Генералова): «...Тетя Наталия благодатию Божией излечивала любые трудноизлечимые болезни... Одна знакомая женщина поехала к т. Наталии взять у нее благословение, чтобы сделать операцию, так как в почках и печени у нее врачи обнаружили камни, часто бывают приступы. Приехав к т. Наталии, она застала там и других посетителей, с которыми блаженная старица вела беседу. Больная несколько раз сказывала т. Наталии о своей болезни, но блаженная делала вид, что ничего не слышит и не понимает, о чем идет речь. И когда женщина уже отчаялась получить ответ и тихо сидела на диване, от горя, опустив голову, блаженная, улучив момент, со всей силы ударила по больному месту. Больная от боли скорчилась, но вскоре боли у нее утихли, а когда она пошла в больницу, то никаких камней у нее уже не было.
Многих т. Наталия излечивала водой из родника. В таких случаях она просила принести ей из родника воды, и, когда эту воду ставили перед ней на столике, то она осеняла ее простым крестным знамением со словами: «Пусть этой водой мажется и пьет натощак». Таким способом она исцелила многих от глазных болезней, многим восстановила зрение, в том числе и одному священнику. Когда же кто-то из ее знакомых заболевал серьезно и собирался поехать к Наталии, но из-за множества дел или, не имея транспорта откладывал свою поездку к ней, то т. Наталия, все это, зная, начинала «страдать» той же болезнью и часто просила своих послушниц помолиться о ее болезни и перекрестить больное место, например, зуб (хотя она уже к тому времени зубов совсем не имела), или щеку, или голову и другие члены тела. И охала, и плакала, а когда приходил к ней больной, ее послушницы уже знали, с какой он болезнью, так как т. Наталия этой болезнью уже «переболела» раньше...
Тетя Наталия так могла обличать людей в их грехах, что в ее поступках они видели свои пороки и проделки. Например, если кто-то плясал и не раскаялся в этом, то Наталия могла так подробно отплясать ее любимую плясовую, что та только краснела и смиренно просила прощения...
Т. Наталия людям делала столько доброго, молилась, исцеляла, наставляла, но зато и диавол не дремал - она была ему как гвоздь в глазу. Он много раз возбуждал против нее местные власти, дабы избавиться от нее, но Господь не попускал этому произойти. Всякий раз, когда кто-то рьяно выступал за ее изгнание, в то же самое время в его семье происходили какие-нибудь несчастья: то у сына ноги отнимутся, то жена смертельно заболеет. Зная причину, эти люди тайком шли к т. Наталии, прося у нее прощения и исцеления, и всегда его получали...
В 1989 году я побывал на поклонении в Иерусалиме, где встретил монахиню Т., которую, как выяснилось, благословила т. Наталия. Эта монахиня все подробно мне рассказала, как она была у Наталии, как блаженная все ей, юродствуя, предсказала, но поскольку в этом деле много схожего со случившимся с другим человеком, то вот и скажем о нем из первых уст. Им является пишущий эти строки насельник монастыря с мая 1978 года.
Весной 1975 года я, отслужив два года в армии, прибыл домой к себе с целью навсегда остаться в своей прекрасной деревне... Но совсем другое готовил мне Господь по молитвам старцев. Вскоре как я вернулся из армии, мать моя по обычаю своему посетила т. Наталию, которая сказала ей следующее: «У тебя сын Николай уже две недели как пришел из армии?» «Да», - отвечает мать. «Пусть придет ко мне, - продолжала старица, - я хочу его видеть». Когда мать вернулась от т. Наталии и мне сказала все это, я просто взорвался... И ответил матери, что не пойду, нечего мне там делать... Видя мое упорство, мать замолчала, но зато что-то внутри у меня стало «говорить», то есть творится непонятное. Каждую минуту приходили на память слова старицы, появилось желание ее видеть, но я старался отгонять такие мысли и упорно занимался своими делами. В таком состоянии прожил почти неделю. Но в последние дни недели появилось такое сильное желание побывать у старицы, что хоть пешком иди... Сначала поехал в город Шацк, оттуда в Ялтуново к сестрам, которым и объяснил цель своей поездки. Тогда т. Анисия благословила т. Ганю ехать со мной, так как я не знал, где живет старица. Из Ялтуново мы направились с т. Ганей в Шацк и рано утром отбыли автобусом в село Выселки. От автобусной остановки надо было пройти еще пару километров до дома старицы. Тетя Ганя идет, как всегда, радостная, а я иду «яко овча, влекомая на заклание»...
Тетя Ганя говорит: «Вот уже и подходим, сейчас узнаем, как она нас примет, может, в ладоши нам схлопает, то есть свадьбу предскажет, или еще что-нибудь учудит». Но вот наконец-то мы стучимся в дверь, нам открывает одна из ее послушниц, мы входим в дом. Вошли в комнату. Слева от нас стоял маленький столик, а рядом со столиком у стены кроватка, на которой и отдыхала старица. Только мы вошли, она привстала на койке, перекрестилась и говорит: «Ну, слава Богу! Николай пришел, а я ведь тебя жду целую неделю». То есть целую неделю она молилась о моем вразумлении.
Тут же блаженная начала приказывать своим послушницам нести мне разные вещи... Несут… Затем все, что было у нее на столике, все запихала в мою сумку. Даже яйцо, которое она не докушала, отдала мне. И все это делала со словами: «У него длинная дорога, ему это все в дороге пригодится». Затем благословила меня простым крестным знамением, и я облобызал ее руку, которая была такая, что проглядывали все жилочки и капилляры, была как бы прозрачная. Видя все это, одна из послушниц сказала: «Николай, никого так не встречала старица, а тебя как архиерея встретила». Тогда я просил, чтобы она узнала у блаженной, что все это значило? Та спросила и сказала мне, что т. Наталия говорит: ты монахом будешь...Когда блаженная сказала, что я буду монахом, я от скорби опешил. «Ну, нет, - думаю сам себе, - будет все-таки, как я хочу. А не как она этого хочет»... Зная мои мысли, она только улыбалась. По дороге тетя Ганя толкует мне, что, мол, раз уж блаженная сказала, так оно и будет, она не ошибается, а хлеб, сахар и другие вещи, которыми она тебя благословила - это к духовной пище, значит, быть тебе монахом. «Нет, - говорю я ей, - никогда...»
Но по святым молитвам стариц спустя пару месяцев Господь привел меня в Псково-Печерский монастырь. Туда же на одни сутки приехал издалека повидаться с отцом Иоанном Крестьянкиным один иеромонах М. Наутро он ехал машиной (такси) в Пюхтицкий женский монастырь, куда я должен был ехать и отвезти туда огромный чемодан со свечами, которые сделали матушки-сестры. После Литургии отец Иоанн благословил мне ехать на машине с иеромонахом М. в Пюхтицы. По дороге, разговаривая с шофером, иеромонах сказал, что он вскоре уезжает на Святой Афон, а поэтому решил повидаться с отцами перед отъездом, а в Пюхтицы едет лишь потому, что он там еще ни разу не был. «Теперь, Слава Богу, - продолжал он, - есть такая возможность поехать на Афон. Для этого надо подать прошение на имя Патриарха и ждать разрешения от греческих властей». Когда я все это услышал, то весьма обрадовался и сказал сам себе: тогда и я поеду на Афон. И вот в машине, по молитвам стариц, определился мой дальнейший путь. Вскоре я подал прошение, а в мае 1978 года накануне памяти Св. Николая мы, пять монахов, вступили на Св. Афон и поселились в Русской обители святителя Пантелеимона».
Блаженная старица советовала всем как можно чаще, достойно подготовившись, приступать к Святым Тайнам. Не любила, когда священники ходили в мирской одежде.
К блаженной старице приезжали архимандрит Кирилл (Павлов) вместе с ключарём Троицкого собора архимандритом Николаем (Самвонов) (+1990 г.) Получив исцеление от болезней, по молитвам старицы, приезжали поблагодарить молитвенницу.
В 1970 году блаженная тяжело заболела, долгая изнуряющая болезнь подкосила подвижницу. Она лежала без движения, часто теряла сознание. Старица выздоровела. Спустя несколько лет, в ноябре 1975 года, неожиданно для всех скончалась. По свидетельству очевидцев проводить подвижницу в последний путь собрались многие люди. Её похоронили на Новосельском кладбище.