Путь к разрешению проблемы

Если мы принимаем ответственность за свои чувства, мы начинаем использовать их для решения своих проблем. Вспомните женщину, которая признала себя ответственной за свою депрессию, когда муж бросил ее. Она смогла решить свои проблемы, и жизнь снова обрела смысл.

Если мы признаем себя ответственными за собственные чувства, мы можем с их помощью улучшить свои взаимоотношения. Злость – это, как правило, сигнал о том, что кто-то согрешил против нас. Если мы думаем, что человек, который обидел нас, ответственен за наш гнев, у нас возникают серьезные трудности. Мы остаемся со своим гневом до тех пор, пока кто-нибудь не избавит нас от него, а это может длиться очень долго.

Однако если мы понимаем, что наша злость – это наша проблема, мы можем принять на себя ответственность за это и таким образом решить свою проблему. Иисус сказал нам: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего" (Мф. 18:15). Послушайте также заповедь Моисея: "Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха" (Лев. 19:17). В этих двух примерах ответственность за работу над чувствами возлагается на того, кто их испытывает. Моисей указал, что у нас есть два выбора: или мы обратим этот гнев на того, кто обидел нас, или этот гнев превратится в горечь и ненависть. Когда мы идем к человеку, обидевшему нас, и пытаемся разобраться в ситуации, тогда гнев исчезает и отношения становятся лучше, потому что "железо кует железо". Это может сделать любой человек. Но если, после того как нас оскорбили, мы не работаем над своими чувствами, они перерастают в ненависть и продолжают расти.

Труднее разобраться в ситуации, когда впадают в гнев люди, которых не оскорбляли. Я понимал, что жена Джима сердится на него за все то, чего он не делал. Но она не понимала, что неисполнение ее желаний не было грехом против нее. У нее не было оснований нападать. Если бы ей не хотелось так многого, то она и не злилась бы. Обида, существующая независимо от наших чувств и желаний, возникает, когда нас оскорбляют по-настоящему.

Иисус указывает на это в истории о хозяине, который платил работникам ровно столько, сколько обещал. Некоторые из них разозлились, потому что хотели, чтобы им заплатили больше (Мф. 20:15). Иисус прочертил границы, чтобы было ясно, кто ответственен за гнев. Хозяин сказал работнику, обвинявшему его, что не сделал ничего плохого, и призвал его разобраться со своим завистливым сердцем. Если хозяин не заплатил бы работникам, сколько обещал, тогда бы он согрешил против них, и они имели бы право на справедливое негодование.

Речь идет о принятии ответственности за свои собственные чувства, а не за чувства другого. Это ключ к успешной жизни. Мы все можем разозлиться, но после этого у нас два выхода из ситуации: 1) мы высказываем свои обиды тому, кто оскорбил нас, и прощаем его; 2) снижаем планку своих требований к окружающим, которые вызывают у нас гнев. Поступая так, мы сможем спокойно общаться с людьми и перестанем делать попытки управлять чьей-либо жизнью.

УСТАНОВКИ

Когда мы подробнее рассмотрим, что такое нарушенные границы, то увидим, что часто не владеем собственными установками, принимая вместо этого ответственность за внутренние позиции других.

Люди часто жалуются на то, что другие "возлагают на них свои ожидания". В детском возрасте мы впитываем в себя родительские ожидания, но, становясь взрослыми, мы должны отделиться от их позиций и создать свои собственные установки, отличные от родительских. Признавая себя ответственными за собственные позиции, мы тем самым освобождаемся от гнета ожиданий, возлагаемых на нас другими людьми.

Когда мы чувствуем себя "жертвами" ожиданий других людей, нам нужно отыскать свою собственную позицию. Несоответствие между чужими "ожиданиями" и собственными установками угнетает нас. Представления жены Джима о том, что он "должен" делать, были ее проблемой, а не его. Его проблема была в следующем: он думал, что "должен делать то, чего хочет она". Если бы его установкой было: "я должен тщательно взвешивать все, что она требует от меня, и только потом решать, что я хочу ей дать", он смог бы быть честным со своей женой, и ей впервые пришлось бы принять на себя ответственность за свою жизнь. Однако, пока Джим принимал на себя ответственность за ее ожидания и позволял ей контролировать свои установки, их семья распадалась.

Джим изменил свои внутренние позиции, не боясь, что они перестали совпадать с ожиданиями его жены. В конечном итоге Джейн также начала понимать, что ее установки в отношении мужа должны быть приведены в соответствие с реальностью. Она увидела, что у нее всего два пути: либо изменить своего мужа, либо постоянно испытывать разочарование. Именно это преподносит нам реальность. Она показывает нам, насколько может быть искажено наше представление о мире, и вынуждает работать над этим. Если кто-либо, оберегая нас, принимает на себя ответственность за наши установки, мы перестаем расти. Нарушать границы – это значит присваивать то, что не является нашим, и отказываться признавать то, что принадлежит нам.

Если мы испытываем давление со стороны других, то это наша проблема, а не проблема тех, кто многого требует от нас. В действительности "ощущение давления" выявляет в нас тенденцию согласиться с установками других, вместо того чтобы противопоставить им свои собственные. Мы должны ясно представлять, как мы попадаемся на крючок, когда говорим "да", а не обвинять других за то, что они пытаются давить на нас.

История Донны

Донна была самой злой женщиной изо всех, которых я когда-либо встречал. Ее злили завышенные ожидания семьи. Ее мать требовала, чтобы Донна звонила ей каждую неделю и сопровождала ее в магазин. Отец требовал, чтобы она была дома на воскресном ужине. Сестры ожидали, что она будет покупать подарки их детям на день рождения и Рождество. Братья хотели, чтобы она сидела с их детьми, если они, собираясь куда-нибудь пойти, заранее не позаботились о сиделке.

Я согласился с Донной, что требования, предъявляемые к ней семьей, были слишком высокими. Но когда я заметил ей, что ее семья все равно не изменится и она сама должна освободиться от их ожиданий, изменив свои установки, она страшно на меня разозлилась. Она думала, что если я не воспринимаю ее как жертву, значит мне все равно. Я объяснил ей, что ее действительно выбрали на роль жертвы, когда она была еще ребенком, и теперь ей нужно остановить этот процесс. Для этого она должна освободить себя и от ожиданий семьи, и от своих собственных ожиданий.

– У меня нет никаких требований к ним, – ответила она, – они же постоянно утверждают, что "я должна".

– С другой стороны, – сказал я, – ты точно такая же, как они. Они говорят, что ты должна приехать на воскресный ужин, а ты говоришь, что они должны прекратить давить на тебя.

Другими словами, у нее были требования к своей семье; она требовала, чтобы они не возлагали на нее никаких ожиданий.

На протяжении всего курса лечения, включающего частые встречи, я пытался помочь ей увидеть свою ошибку: пока она не признает, что ее собственной установкой являются требования к семье, она не сможет стать свободной. Так как я не мог согласиться с ней, что ее семья должна измениться, чтобы ей стало лучше (этим процессом она не может управлять), мы никуда не продвинулись в ее лечении.

Она прислушивалась ко мне, только если я соглашался, что она несчастна по их вине, а не по своей. Я же мог согласиться только с тем, что они глубоко ранили ее и были источником ее боли. Но они не были ею в настоящий момент. Она была уже взрослой, могла контролировать свои действия, однако же позволяла так к себе относиться. Но так как она думала, что я "на их стороне", она прекратила лечение.

Когда я увидел ее через три года после этого, она находилась в том же плачевном состоянии, по-прежнему обвиняя свою семью за их позиции и за их ожидания от нее.

История Роберта

Роберт пришел на прием, потому что не мог удержаться ни на одном месте работы. Чрезвычайно талантливый и образованный человек, он был воспитан очень любящей матерью и грубым критичным отцом. Ни одно дело, которое отец просил его сделать, он не мог довести до конца. Мать, защищая его, выполняла работу за него.

Она распространила свою любовь даже дальше, возлагая на него, пока он рос, очень мало обязанностей. С годами она внушила ему, что мир должен заботиться о нем, потому что он "особенный", что большинство работ существует для менее одаренных людей; причем в список входило очень много специальностей. Роберт впитал в себя образ мыслей своей матери: "Я особенный и поэтому требую особого отношения. Мир должен мне предоставить возможности, которые другим не положены".

Когда он стал вращаться в мире бизнеса, он обнаружил, что босс не разделяет его убеждений. Установка босса была следующей: "Я ожидаю работы от того, кому плачу деньги". Можете представить, какие записи оставались в трудовой книжке Роберта, когда сталкивались эти, столь противоположные позиции.

Дальше ситуация усложнилась женой Роберта. Она разделяла его образ мыслей до тех пор, пока кредиторы не стали стучать в дверь.

В процессе терапии Роберту нужно было понять, что это его установки вызывали большие проблемы, а не установки "придурков" с работы. Ему нужно было принять ответственность за свое неправильное представление о работе. Кроме того, его жене нужно было понять, что она поощряла его удерживать эти позиции.

Постепенно он начал менять свои взгляды. В результате ему удалось наладить контакт с людьми и удержаться на очередном месте работы. Если бы с самого начала он не принял ответственность за свои установки, он никогда бы не изменился, а так бы и продолжал прыгать с работы на работу. Как сказал Иисус: "Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф. 7:5). Роберт не мог ясно видеть других, потому что он обвинял их за проблемы, вызванные его собственными установками. Когда он вытащил бревно из своего глаза, он четко увидел окружающий мир.

ПОВЕДЕНИЕ

Осознание того, что мы способны управлять собственными поступками, является важнейшим фактором формирования в себе силы для контроля над собственной жизнью. Закон "что посеешь, то и пожнешь" – основной закон поведения. Мы можем быть уверены, что он принесет нам либо удовлетворение, либо недовольство.

Однако этот же закон похож на закон земного притяжения; его действие можно предотвратить. Другими словами, мы можем защитить себя от определенных последствий. Если я роняю стакан, закон притяжения направит его к полу, и стакан разобьется. Если я обвяжу стакан веревкой и брошу его, я предотвращу последствия его падения.

Закон "что посеешь, то и пожнешь" также можно обойти, если ответственность за твое поведение возьмет на себя другой человек. Мы знаем закон, в соответствии с которым кто не работает, тот и не ест. Но закон не действует, если есть кто-то, кто подает подаяние. Люди, получающие помощь, ничего не посеяли, однако пожинают плод в виде пищи. Им грозит потеря чувства защищенности, так как они утратили знание, что любое действие имеет последствия. Они начинают чувствовать себя бессильными и зависимыми от "подающего" или от покрывающего.

Алкоголик в семье – классический пример. Муж пьет и ведет себя таким образом, который влечет за собой естественные последствия, но позволяющий человек, обычно жена, защищает его от последствий его пьянства. Она звонит в больницу вместо него. Она говорит соседям, что ее дочь упала, играя на улице, вместо того чтобы сказать, что ее избил пьяный отец. В результате, реальность не побуждает алкоголика изменить свое поведение и стать взрослым. Алкоголизм – это безответственный образ жизни; без кого-то, кто играет роль буфера, он не может продолжаться.

Всегда, когда кому-нибудь не позволяют "владеть" своим поведением, то есть ощутить последствия, имеет место нарушение границ. Должен прийти кто-то другой и взять на себя тяжкий груз последствий, чтобы предотвратить страдания безответственного человека. Но ограждать людей от последствий их собственного поведения – небиблейская позиция. Бог заложил закон земного притяжения, чтобы мы научились ходить. Он дал нам обязанности, чтобы мы научились работать. Если поведение не имеет ограничений и последствий, мы не контролируем собственную жизнь.

Некоторые дети привыкают к тому, что могут делать практически все, что им вздумается, ибо всегда есть кто-то, кто выручит их из беды. Они думают, что так будет и во взрослой жизни, и обычно всегда находят того, кто продолжает эту традицию. Однако такая позиция наносит ущерб всем окружающим. Классическая схема синдрома вседозволенности – ты совершаешь поступок, а я за это расплачиваюсь.

История Гарольда

Гарольд пришел ко мне, чтобы "направить на путь истинный" свою тридцатипятилетнюю дочь Стейси. Он сказал мне, что Стейси, которая отказалась прийти вместе с ним, не работает и принимает наркотики в огромном количестве.

– Что она делает в свободное время? – спросил я.

– Она проводит большую часть времени в теннисном клубе, – сказал он с раздражением. – Я не понимаю, как человек с ее способностями может так бездарно тратить свое время.

– Как она умудряется оплачивать это? – спросил я. – Это очень дорогое хобби. Если она не работает и тратит деньги на наркотики, кто-то должен снабжать ее деньгами.

– Она живет на деньги, которые я кладу на ее счет в банке. У нее много денег. Деньги – это не проблема. Ее безрассудная жизнь беспокоит меня гораздо больше.

– Я думаю, что деньги – часть ее проблемы.

– Как так?

– Вы умный человек, Гарольд, – сказал я, – как бы поступили ваши клиенты, если бы вы не выполняли их заказы в срок?

– Они бы пошли в другую фирму, – сказал он. – Я остался бы без работы. Но какое это отношение имеет к Стейси?

– Стейси получает слишком хорошие деньги за невыполненные заказы, – сказал я. – Я не отказался бы быть на ее месте. Фактически вы сами позволяете ей растрачивать жизнь. У нее нет другого выбора, пока вы не перестанете обеспечивать ее.

В продолжение разговора я понял, что Гарольд всегда с особой теплотой относился к своей дочери от первой умершей жены. Он всегда поддерживал близкие отношения со Стейси, так как видел в ней свою жену. Он не мог позволить себе, чтобы его дочь страдала от последствий своих действий, потому что боялся, что она уйдет от него. Он "тащил ее на себе" начиная с колледжа. Она могла потратить лишние деньги или разбивала машину, взамен получая чек по почте или покупая новую машину. Она никогда не испытала действия закона причинно-следственной связи, поэтому не контролировала собственную жизнь.

– Что бы она стала делать, если бы я не давал ей денег? – спросил Гарольд. – Я боюсь, она просто умрет с голода.

– Это зависело бы от нее, – ответил я. – Если бы она решила воспользоваться своим дорогим образованием, она бы неплохо справилась. Ей бы пришлось пойти в наркологический диспансер и навести порядок в своей жизни. Но в нынешнем положении ей ничего не нужно делать. У нее есть лучшее из всего. Она может не делать ничего и иметь много денег. Я всю свою жизнь мечтал оказаться в таком положении, а вы?

Гарольд улыбнулся. Он понял, какой нелепой была ситуация. Он был очень умным человеком. Он многого добился в жизни, что потребовало от него большой ответственности. Но его любовь к дочери и горе по безвременно ушедшей жене побудили его "пересечь" личные границы своей дочери. Когда он стал "овладевать" ее поведением, он перестал замечать истинное положение дел. Нарушенные границы действуют следующим образом: она тратила, он платил, она гуляла, он платил, она спала, он платил. Он не поступал так в других областях своей жизни, но во взаимоотношениях, которые были для него самыми важными, он поощрял безответственность дочери, нанося ей больше вреда, чем пользы. В Книге Притчей говорится: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (13:24). Если бы Стейси несла наказание за последствия своего поведения, она, возможно, не оказалась бы в такой ситуации. Но потому что Гарольд не работал над своим горем внутри своих личных границ, он пересек ее границы и действовал на ее территории.

Очень часто, любя человека, мы не позволяем ему страдать от последствий его поведения. Это, как правило, случается в браках, где один супруг оскорбляет другого. Оскорбляющий должен страдать от последствий своего поведения. Один из супругов должен сказать: "Я не потерплю подобного обращения; до тех пор пока ты не изменишься, я буду жить у своей матери". Но потому что люди не устанавливают четких границ, они часто позволяют обидчику переходить их. Это длится годами. Когда один человек берет на себя последствия поведения другого человека, он платит очень высокую цену. Супруг платит цену своей депрессией, дети – страхом и одиночеством. Обидчик никогда не принимает ответственность за свое поведение, потому что за него это делает кто-то еще. Люди, окружающие такого человека, должны отказаться от участия в этом грехе, тогда появится надежда на изменения.

МЫСЛИ

Собственными мыслями мы должны овладеть так же, как чувствами и установками. Мысли оказывают большое влияние на эмоциональный рост. Не все эмоциональные расстройства рождаются от мыслей, но они играют существенную роль. (В действительности наши эмоции влияют на наше мышление больше, чем что-либо другое, потому что чувственная организация человека первична, а мышление – вторично. Но данная книга – не труд по теории психологии. Просто примем тот факт, что эмоции и мышление влияют друг на друга, и мы должны владеть этими частями нашего "я".)

Наше мышление влияет на то, как мы реагируем на людей и на различные ситуации. В главе, посвященной взаимоотношениям, мы отмечали, что наши мысли способны препятствовать построению хороших взаимоотношений. Мы можем подумать: "Я все равно им не понравлюсь, поэтому я не буду звонить". Это пример того, как мышление приводит к одиночеству. Мы должны владеть нашим мышлением. Осуждающие мысли по поводу других людей всегда ранят нас. Мы должны контролировать свое мышление и признавать его критическую предрасположенность, тем самым позволяя Богу изменять наш ум.

В то же самое время мы не можем быть ответственны за мысли других. Если кто-либо думает о нас плохо или хорошо, мы должны принимать это. Мы можем попытаться повлиять на это, но не можем контролировать. Мы должны дать людям свободу, чтобы они могли думать о нас все, что пожелают. Спросите Иисуса. У некоторых людей были достаточно безумные мнения о Нем, и Он позволил им так думать.

Когда мы решаем следовать за Богом, некоторые думают, что мы поступаем неправильно. Мы должны всегда слушать то, что люди говорят о нас, и оценивать это. Но если мы убеждены, что поступаем верно, то должны позволить людям думать о нас все, что им захочется.

Когда Гарольд перестал давать деньги своей дочери, она научилась их считать. Когда жена алкоголика перестала покрывать поведение своего мужа, он стал считать ее предателем. Когда отец стал резче в воспитании своей дочери, она стала считать его тираном. Когда мы сделаем что-либо, люди составят о нас свое мнение. Мы должны позволить им иметь свое мнение и не пытаться пересечь их границы, чтобы изменить их мышление.

Когда Джим начал устанавливать ограничения на то, сколько времени он будет проводить в работе по дому, его жена Джейн думала, что он вел себя эгоистично, потому что больше не хотел выполнять всего, чего она от него требовала. Она называла его незрелым подростком, убегающим от ответственности. Она не понимала, что впервые ее муж отнесся ответственно к тому, чего она от него требовала. Он должен был позволить ей думать о нем все, что угодно, и не пытаться изменить ее мышление ни прямым путем, ни через изменение своих действий. Он должен был просто принять это.

Если мы боимся людского осуждения, мы сталкиваемся с серьезной проблемой. Многие люди не признают своей ответственности за свою жизнь. Они будут считать нас плохими за то, что мы не заботимся о них. Мы должны позволить им думать негативно о нас и не считать себя ответственными за их мнение. Вспомните, что иудеи думали об Иоанне Крестителе и об Иисусе. "Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: "в нем бес". Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам»" (Мф. 11:18,19). Некоторые люди будут критиковать нас независимо от того, что мы делаем.

Мы должны перестать волноваться по поводу того, что скажут о нас люди, но надо обращать серьезное внимание на то, что думаем о себе мы сами. Самоосуждение – вещь не библейского происхождения. "Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим. 8:1). Мы должны одержать победу над подобными мыслями. Им нет места в наших частных владениях.

В наших частных владениях нет места искажениям и предубеждениям. Но есть люди, которые учат "заповедям человеческим" (Мф. 15:9). Такие учения сковывают души людей. Если у человека есть реальные нужды, такие, как любовь, свобода, ответственность, а учение не позволяет им удовлетворять их, подобное учение неверно. Нарушением границ грозят и попытки внедрять в сознание людей свои собственные "толкования" Библии, которые могут стать тюрьмой для души. Как сказал Иисус: "Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их" (Мф. 23:4). Подобное нарушение границ может сломить дух и внести серьезное расстройство в эмоциональную жизнь человека. Мы рассмотрим этот вопрос подробно, когда будем говорить об управлении своей жизнью.

СПОСОБНОСТИ

Раньше мы говорили о принятии и владении собственными способностями и приводили несколько примеров о нарушении границ. Существует только два пути: либо кто-то пытается овладеть тем, что не является его собственностью; либо кто-то позволяет другому овладеть тем, что принадлежит ему. Мы никогда не должны сравнивать себя с другими, потому что Бог сотворил каждого из нас уникальным: "... по данной нам благодати, имеем различные дарования" (Рим. 12:6).

Мы должны находиться внутри своих личных границ, осознавая собственные способности. Люди, нарушающие границы, находятся в опасном положении, потому что испытывают либо ложную гордость, либо ложное чувство вины. Глаз может посмотреть на руку и сказать: "Я вижу гораздо лучше, чем рука. Разве я не велик!" или "Я не могу держать вещи, как это может рука. Я такой бездарный". Оба взгляда являются, мягко говоря, неверными.

Кроме того, мы не должны позволять пересекать наши границы и пытаться определять за нас, какие у нас способности. Таким нарушением границ часто грешат родители. Например, родители хотят, чтобы ребенок стал ученым, а его способности спортивные, или спортсменом, когда его способности чисто умственные. Чрезмерная боль является результатом того, что мы не стали самими собой. Если те, кого мы любим, не могут оценить наши таланты, мы часто подстраиваемся под их ожидания и отрицаем свои настоящие способности.

РЕШЕНИЯ

Наверное, это самая значимая область пересечения личных границ. Сама сущность границ – это принятие ответственности, а большая часть ответственности – это выбор. Бог дал каждому человеку возможность выбора. Когда у человека нет возможности выбора, он, в сущности, перестает быть человеком, перестает быть "подобием Божиим".

Границы могут быть нарушены или когда мы пытаемся сделать выбор за другого человека, или когда думаем, что кто-то является ответственным за наш выбор.

Наши рекомендации