Отношения с родственниками
Из житий древних св. Отцов известно, что они, оставив мир, крайне неохотно выходили к родственникам, пришедшим повидать их, и не одобряли посещения монашествующими родственников, живущих в миру. Они считали себя уже умершими для мира. Однако насельникам современных монастырей, особенно новоначальным, было бы ошибочно копировать поведение древних Отцов без разсуждения, не учитывая своего собственного духовного состояния и условий современной жизни. То, что раньше воспринималось как подвиг, сейчас воспринимается как жестокосердие и безразличие к родителям, ставшее почти нормой поведения для не знающих Бога людей. В наши дни, напротив, христианам, в том числе и иночествующим, следует показывать людям достойный пример исполнения Заповеди «Чти отца твоего и мать твою…». Для нынешней монастырской жизни есть некая допустимая мера общения с родственниками.
Известны письма к родителям, родным братьям и сестрам свт. Игнатия Брянчанинова, иеросхимонаха Иеронима, духовника и восстановителя Афонского Пантелеимонова монастыря. И в наших монастырях насельникам дозволяется переписываться и поздравлять с церковными праздниками своих родственников, живущих в миру, увещевая их верить в Бога, быть чадами Православной Церкви, терпеливо переносить скорби, удерживаться от грехов. Не следует, однако, писать слишком часто, вникать до мелочей во все события мирской жизни сородичей и сопереживать всё вместе с ними.
Допускается и посещение монастыря родственниками на короткий срок, во время которого они обычно живут в монастырской гостинице, посещают богослужение, говеют и причащаются. Иногда, по благословению монастырского начальства, и насельник монастыря может посетить близких во время болезни или перед смертью, чтобы помочь им пособороваться, исповедаться, причаститься, иногда даже и покреститься. Бывает, что во время тяжелой и продолжительной болезни кто-то из родителей остается без присмотра. В таких случаях монастырского жителя могут отпустить на некоторый срок для ухода за больным, с обязательством вернуться после исполнения своего христианского долга. «Заповедано инокам удаление от родителей, когда родители влекут в мир, отвлекают от Христа; но когда они содействуют нашим благим намерениям, когда они больны, безпомощны, нуждаются в руке нашей, тогда ли отнять эту руку? Тогда помощь и служение им причисляются к иноческим добродетелям, одобрены и похвалены Святыми Отцами»[1].
Вместе с тем, не рекомендуется поступать в монастырь в том городе, где живут ближайшие родственники, чтобы удаленность служила естественной преградой для неумеренного общения.
Искушения
Подобно помыслам и сновидениям, искушения бывают:
– от Бога, как написано: «Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам!» (Быт. 22, 1).
– от диавола: «Там сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего не ел в сии дни» (Лк. 4, 2).
– от себя: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1, 14).
Чем же отличаются эти искушения друг от друга? Бог, искушая человека, предлагает ему совершить подвиг добродетели (самопожертвования, милостыни, смирения, упования на Господа) превышающий обычную меру этого человека. И если человек выдержит испытание, он поднимается на более высокую ступеньку добродетели, приближается к Богу. В пример можно привести Евангельскую притчу о милосердном самарянине: священник и левит не выдержали испытания от Бога, а самарянин выдержал. Грехом же, или злом, Бог никого не искушает, как говорит апостол Иаков (Иак.1, 13).
Диавол, искушая, предлагает человеку совершить грех, нарушить Закон Божий, поступить против совести, обычно играя на какой-нибудь страсти, естественной немощи человеческого естества, затруднительной ситуации. Поддавшись искушению, человек падает нравственно, усиливает над собою власть злых духов. Слово «искушение» здесь несет смысл соблазна, прельщения грехом. Чаще всего именно в этом значении оно и употребляется.
Позывы к добру могут происходить от усвоенных долгим навыком добродетелей, также и искушения на зло возможны от усвоенных человеком греховных страстей. Впрочем, к добрым побуждениям обычно присоединяет свое действие Ангел Хранитель, а к злым – демоны, стараясь как можно сильнее разжечь действие страсти.
Среди нас бытует мнение, что Господь не попускает верующему человеку искушения не по силам (1 Кор. 10, 13). Однако это верно только в том случае, когда мы сами соблюдаем Закон Божий. Мы же Закон Божий нарушаем, и порой очень грубо, вследствие чего Благодать покидает нас, и мы не можем справиться с искушениями. Обычно искушения не по силам бывают за гордость в различных ее проявлениях, чтобы человек в своем падении смирился, осознал, что без Бога он – ничто.
Едва ли не главной характеристикой человека является сопротивляемость искушению. Она зависит от веры, желания спастись, силы воли, знания последствий греха и многого другого. К сожалению, у многих нынешних христиан сопротивляемость искушению близка к нулю – как только искушение появляется, так они в него сразу и впадают, как малые дети.