Понимание путей Божьих
Прошлые травмы, искаженное мышление и защитные механизмы – это прямые результаты грехопадения; в разной степени эти аспекты есть у всех людей. Библия прямо выступает против всех трех.
Обиды прошлого, связанные со взаимоотношениями, могут быть разрушительными как для самого человека, так и для людей, которые окружают его. С одной стороны, те, кому была нанесена обида, говорят: "Почему я не могу стать ближе к людям?" или "Почему я по-прежнему избегаю людей, хотя прошло столько времени?" С другой стороны, те, кто окружает их, говорят: "Почему они не могут понять, что их любят, и жить нормально?" или "Я думаю, что они просто эгоистичны и не хотят работать над собой".
Травмы, нанесенные в прошлом, в процессе развития, могут быть исцелены лишь со временем, и для личностного роста также нужно время. Мы говорим о самой уязвимой стороне наших сердец; нужно время, чтобы раны затянулись и сердце укрепилось. Павел понимал это, когда сказал: "Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем" (1 Фес. 5:14).
Душевные раны – это такие же раны, как и физические. Вначале человек чувствует боль, затем впадает в шок. Если у человека есть поддержка, его или ее сердце смягчается и боль возвращается снова. (Есть правда в старой поговорке: "Перед тем, как станет лучше, должно стать хуже".) Когда израненное сердце возвращается снова в круг взаимоотношений, оно укрепляется и растет, но этот процесс похож на упражнения атрофированной конечности или мышцы. Люди с атрофированными мышцами или с израненными сердцами должны терпеливо трудиться ради успешного выздоровления.
Мы воспринимаем искаженные представления в семье, где воспитываемся, из системы правил поведения, принятых в ней. Семья как духовный институт предназначена Богом для того, чтобы передать детям духовные законы вселенной. Семья – это то место, где мы должны научиться Божьим способам любовной привязанности, свободе выбора, прощению и возрастанию в навыках и дарах. Однако мы не живем в совершенных семьях, и многие семейные правила очень отличаются от Божьих.
Иногда я прошу каждого члена группы написать десять заповедей общения, которые исполнялись в их семье. Иисус говорит, что иногда мы живем в соответствии с "преданиями старцев" или "заповедями человеческими", вместо того чтобы жить в соответствии с законами Божьими (Мф. 15:1-9). Семейные правила могут быть полной противоположностью тому, что заповедал Бог.
Вот некоторые из них:
1. Да не позволяй никому сблизиться с тобой. Сохраняй расстояние между тобою и людьми.
2. Никогда не говори правду о своих чувствах. Если тебе больно, пусть никто об этом не узнает.
3. Если нужно сохранить мир, можешь солгать.
4. Пытайся всегда выглядеть хорошо. Не важно, что у тебя внутри.
5. Ты должен достигать высот и прославить свою семью.
6. Ты никогда не должен покидать семью и всегда оставаться ей верным, иначе остальным членам семьи будет очень плохо.
7. Никогда не говори о семейных проблемах или об обиде, полученной от членов семьи вне дома. Предательство – это мерзость пред Господом.
8. Дети должны принимать участие в конфликтах взрослых. Они должны находиться в центре любых проблем их родителей. Это приемлемая при взаимной любви жертва.
9. Нежные чувства недопустимы.
10. Нужно всегда быть эмоционально независимым с самого детства.
Этот список полностью противоположен Божьему списку. Однако многие христиане не отступают от "предания старших". Они живут в ложной "религии" ценностей своей семьи. Для того чтобы вырасти, они должны пересмотреть устои своей семьи, не выполнившей своих функций, и принять духовные принципы Божьей семьи.
Когда эта перемена произойдет, они смогут открыться для взаимосвязей:
"И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь" (Мк. 3:31-35).
Ответ Иисуса не означал, что Он отвергает Свою семью. Он хотел подчеркнуть, что в духовном общении Он отдает предпочтение тем, кто верит в Него. Иисус постоянно учил, что мы были перемещены из одного царства в другое (Кол. 1:13,14). Сущность этого перемещения в том, что мы должны понять, кто теперь наша "семья". На самом деле, Бог говорит, что мы получаем поддержку от духовной семьи, от тех, кто исполняет Божью волю. Нам следует пересмотреть правила, в соответствии с которыми мы строили свои взаимоотношения раньше, и принять правила духовной системы, то есть научиться Божьим способам взаимосвязи с людьми.
Начиная этот переход, мы можем оказаться в конфликте со своими друзьями, духовными руководителями и даже с членами своей семьи. Во многих местах Библии мы встречаемся с предупреждением об этом, и тем не менее мы должны сделать это перемещение. Иисус говорит, что, когда мы начинаем ценить любовь, а наши "любимые" не придерживаются тех же ценностей, наступает конфликт:
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня" (Мф. 10:34-37).
Это жестокие слова. Но Иисус не имел в виду, что мы должны отвернуться от друзей и от родственников, которые не верят в Божью любовь. Нам следует любить врагов наших и молиться за преследующих нас (Мф. 5:44).
Но мы также должны искать людей, которые будут помогать нам преображаться в подобие Божье, а не тех, кто уводит нас от Бога. Давид взывает к Богу:
"Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими" (Пс. 100:6,7).
Мы должны заботиться о том, чтобы наши взаимоотношения помогали нам расти в образ Божий. Говорить "нет" плохим отношениям и "да" хорошим очень трудно, если мы связаны плохими отношениями. Псалмопевец утверждает, что когда кто-то был угнетен в юности, у него на спине остаются "борозды". Каждый человек, перенесший оскорбление, знает, о чем идет речь. Но псалмопевец также утверждает, что Бог освобождает нас от уз нечестивых (Пс. 128:1-4). Тогда мы сможем "широко" раскрыть свои сердца тем, кто ходит путями Господними.
Глава 5