Пришлая версия о якобы пришлом происхождении якутов

При своём продвижении на восток воеводы расспросным способом предварительно собирали разведывательные данные о боевой мощи и военной организации ещё не покорённых областей, которые надлежало покорять. Те сведения состояли из вопросов: в чьём владении находится область, из кого состоит знать, каков бой: лучной или огневой, и строй: конный или пеший? По поступившим предварительным сведениям, якуты оказались в числе возможных оказать серьёзное сопротивление, ибо они оказались обладателями, после «огненного боя» одного из самых серьёзных видов оружия того времени - лошадей. Те воеводы ещё не позабыли память о мощи конных орд скотоводов и мощную военную организацию золотоордынских ханов. Поэтому, ещё находясь в пути в сторону Якутии, они начали направлять в Москву челобитные с предположением о возможной принадлежности «конных» якутов к золотоордынцам. Подобное предположение усиливалось тем, что многие скотоводы енисейских соседей якутов оказались данниками монгольских Алтуи-ханов. После прибытия в саму Якутию указанное предположение перешло в подозрение, будто якуты сознательно скрывают от русских свою былую принадлежность к какой-то части золотоордынцев. Они почти полторы века неустанно задавали всем якутам упрямо-неизменные вопросы: откуда приехали, почему откочевали сюда и какой сухопутной скотопрогонной дорогой шли сюда? Последний вопрос задавали, зная, что у якутов нет скотоподьемных средств водного транспорта. Все те расспросы зафиксированы в многочисленных челобитных, и не было ни одного случая, чтобы те челобитные сообщали о получении хоть от одного якута подтверждения о былой их принадлежности к золотоордынцам и переселении в такую непроходимую даль. В тех челобитных зафиксировано полное отсутствие у якутов каких бы то представлений о своих южных соседях и какой бы то ни было дороги оттуда в Якутию. А дорога та, если бы она существовала, жизненно важна была бы самим землепроходцам для провоза грузов и скота. Однако, надежды отыскать когда-нибудь таковую не оправдались и через несколько столетий упорных поисков уже самими землепроходцами.

пришлая версия о якобы пришлом происхождении якутов - student2.ru

/* */ Расспрашивая о якобы былом южном происхождении якутов и переселении их оттуда, землепроходцы нередко с удивлением констатировали отсутствие у них даже элементарных представлений о смежных им южных областях. Так, в книге С.А.Токарева «Общественный строй якутов XVII-XVIII вв.» приведены архивные документы о том, какую злую шутку сыграло с олёкминскими якутами их полное незнание природно-климатических условий Забайкалья. Согласно тем документам, поверив байкам будто у озера Кушканда нынешней Читинской области не бывает снега зимой, группа олёкминских якутов взяла да отправилась со скотом в ту сказочную Кушканду. А там снега и морозов оказалось не меньше якутских, и авантюристы потеряли весь свой скот. На те кричащие сведения не обращают сегодня внимания ни один из убежденных сторонников версии о, якобы, южном переселенческом происхождении якутов. Точнее, знают, но не желают считаться с ними из-за упрямой предубежденности. Указанные, не оправдавшиеся с самого начала, предположения и подозрения тех челобитных о якобы былой золотоордынской принадлежности якутов и их переселении в Якутию каким-то образом попали в руки западно-европейского ученого Н.Витзена. Тот предположение челобитных о золотоордынстве якутов превратил в утверждение о татаро-монгольской принадлежности якутов. Вот так простонародное предположение малограмотных землепроходцев XVII в. получило наукообразное оформление в книге того Н.Витзена. От неё и взяла свою изначальную разгонку, названная позже «аксиоматичной» «теория» о якобы южном переселенческом происхождении якутов. Любопытно, в течение почти четырёх столетий целая армия сибиреведов и якутоведов сознательно занималась подбором всё новых и новых подпорок, дабы не рухнуло указанное сознательное извращение истории целого народа. И подбиравшие данное извращение знали его изначальную неправоту. И не отыскалось никого, чтобы одёрнуть подтасовку. И всё из-за «научного» обычая делать лишь реверансы сказавшим слово первыми. С другой стороны поддерживать Н.Витзена приходилось почти поневоле: ведь, писать - то о прошлом якутов надо было ради хлеба насущного. А сказать что - либо другое, о прошлом бесписьменного народа никто не имел правдоподобных сведений. Оставалось им лишь латать обветшавшее витзеновское новопридуманными заплатками. При этом каждый придумавший новую заплатку, молчаливо и открыто претендовал на авторство той теории, рассчитывая на историографическую малоосведомленность рядового читателя. И те претензии почти оправдались: никто с самого начала не назвал теорию о южном происхождении якутов ни «витзеновской», ни «землепроходческой». Вместо тех подлинных двух авторов, ту теорию приписывали то одному, то другому. И эта обезличка воодушевляла всё новых и новых претендентов - ремонтников, мечтавших, что и им припишут авторство обезличенной теории. Наконец, часть поздних авторов сознательно запутывала происхождение данного народа, чтобы эта высокоудойная проблема - корова и в дальнейшем доилась с прежней доходностью.

пришлая версия о якобы пришлом происхождении якутов - student2.ru

/* */ Всё же Витзен в раннем этнографическом сообщении о новонайденных якутах без всяких предвзятых умыслов объявил их монголо - тата - рами, не совсем поняв предположительный характер челобитных. При этом он и не предполагал, что его высказывание ляжет в основу теории противоречащей всеобщему мнению самих якутов о своём происхождении. У последователей же мнения Н. Витзена в основу поддержки версии Н. Витзена лег самый натуральный умысел, т. е. предвзятость. Они стали горой за версию Н. Витзена ради уничтожения якутского этноса и непризнания способностей якутов самим создавать на полюсе холода ни от кого независимое самобытное скотоводство. Они полагали, что полюс холода — не место для самостоятельного зарождения оригинального животноводства. Им и не снилось, что впоследствии в самом сердце полюса холода будут раскопаны останки антропогеновой лошади, очень похожей на сегодняшнюю якутскую лошадь и якутская порода скота стихийно докажет своё местное происхождение. Последнее получилось случайно во время борьбы за повышение жирности молока. При проверке жирномолочности обнаружилось, что жирность молока якутской коровы в 7-8% не уступает рекордсментке планеты - гернзейской породе. А жирность молока - средство защиты детеныша от низких температур. И никто не удивился столь большой жирности молока коровы из полюса холода. Однако, скептики усомнились, пойдёт ли данная корова как материал для увеличения жирности молока других пород путём скрещивания. Усомнились потому,что якутских коров считали привезенными извне и приобретенная путём акклиматизации жирность молока не станет таранить генетическую наследственность других пород. Однако первые же опыты убрали те сомнения. Теперь якутская корова числится как ценнейшая порода для повышения жирности молока других пород. И никому не пришло в голову о том, что описанной способностью якутская корова убедительно доказала своё непривозное местное происхождение. В итоге, оказались вполне доказанными, что и корова, и лошадь якутов не привезены ниоткуда. Всё же не считающиеся ни с какими упрямыми фактами, не признали и данные аргументы самой практики жизни. Они сегодня продолжают уверять, будто бы животноводство якуты привезли из теплого юга... Таким образом, из-за отказа якутам в способности самим без чужой помощи создавать скотоводство, всё послевитзеновское якутоведение и изучение происхождения народа пошло по линии незлонамеренного, но неуклонного теоретического уничтожения якутов как самостоятельный, самобытный, ни от кого независимый этнос и народ. Его уничтожали и уничтожают путём превращения в сборище изгойных беженцев, пустившихся навстречу холоду и голоду на гиблый полюс холода из-за неспособности выжить среди своих на степном юге, в древности занятом одними войнами и грабежом. Из-за такого приписываемого происхождения всё оригинальное самобытное якутское уничтожалось путём приписывания его к привозному извне, якобы из былой степной скотоводческой прародины. После подобной передачи выдуманным якобы степным предкам всех культурных, и жизненных успехов, якут получался этаким пустоголовым народом, неспособным ничего придумать для себя и своей жизни, и пользующимся одними готовенькими выдумками «своих», печально «престижных» войнами, степных «предков».

пришлая версия о якобы пришлом происхождении якутов - student2.ru

/* */ А о том, как выжили подобные беспомощные второсортные древних каганатов и ханств в экстремальных условиях Якутии, не подумали ни ученые-якутоведы, ни, гордящиеся подобным выдуманным происхождением, сегодняшние образованные якуты. Любопытна странная гордость значительной части сегодняшней интеллигенции Якутии быть родичами и потомками древних каганских и ханских вояк. Из всей истории человечества они считают престижными для себя лишь колониальные и карательные войны и победы в тех кровавых делах. Чтобы не обиделось сегодняшнее якутоведение, последнее выбирает своими предками только тех, кто пролил больше крови побежденных и порабощенных и выставляет себя почти прямым участником тех древних кровопролитных побед. К ряду побежденных, но культурных, они себя не причисляют. Так они выставляют себя потомками древних тюрков, хуннов, уйгуров, монголов, персов, ариев, но не китайцев, тибетцев и индийцев. Почему так популярны для них кровопролитие и война? - уму непостижимо. Даже с опозданием на целых полвека, Якутию выставляют «страной эпоса» именно из-за одних смакуемых в эпосах, «героических» кровопролитий. И молодежь заставляют изучать и гордиться тем картинным кровопролитием и жестокостями, не забывая сетовать на рост сегодня кровопролитной преступности. Возможно, кровопролития древности столь «престижны» для сегодняшних якутов из-за того, что издревле мирные якуты, не натерпелись поучительно от несчастий войн на собственной территории. Именно ради гордости войнами якобы «предков», истории всех войн древних каганатов и ханств выставлены как древняя история самих якутов. Вот такова история третьего, официально признаваемого мнения о происхождении якутов.

ГЛАВА IV

Наши рекомендации