Основные свойства слуха
2.1. СТРОЕНИЕ УХА
Все передачи по системам вещания и связи предназначены для приема их человеком. Поэтому для правильного проектирования и эксплуатации этих систем необходимо знать свойства слуха человека, тем более что органы слуха являются своеобразным приемником звука.
Ухо состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего. Две первые части уха служат передаточным устройством для подведения звуковых колебаний к слуховому анализатору, находящемуся во внутреннем ухе — улитке. Это передаточное устройство служит рычажной системой, превращающей воздушные колебания с большой амплитудой скорости колебаний и небольшим давлением в механические колебания с малой амплитудой скорости и большим давлением. Коэффициент трансформации в среднем равен 50—60 (см. [4], с. 15).Кроме того, передаточное устройство вносит коррекцию в частотную характеристику следующего звена восприятия — улитки.
Продольный и поперечный разрезы улитки даны на рис. 2.1, причем продольный разрез дан для улитки в развернутом виде, при этом опущены некоторые дета-
ли, без которых можно обойтись при рассмотрении процессов восприятия звука. Улитка сообщается со средним ухом через две мембраны, закрывающие отверстия овального 2 и круглого 9 окон, находящихся у основания улитки. К мембране овального окна прикреплено стремечко /. Внутреннее пространство улитки заполнено жидкостью — лимфой. Вестибулярный 3 и барабанный 8 ходы (каналы) соединяются между собой у вершины улитки через небольшое отверстие, называемое геликотремой 6. По всей длине улитки от основания ее до геликотремы расположена основная мембрана 7, состоящая из нескольких тысяч волокон, натянутых поперек улитки. Волокна слабо связаны друг с другом и поэтому могут колебаться независимо. Вдоль основной мембраны расположен орган Корти 5, содержащий около 22 000 чувствительных нервных окончаний в виде волосковых клеток. Клетки расположены как вдоль основной мембраны на некотором расстоянии от нее, так и по глубине органа Корти в несколько рядов (см. [4], с. 10—15).
2.2. ВОСПРИЯТИЕ ПО ЧАСТОТЕ
При звуковых колебаниях стремечко приводит в движение мембрану овального окна. Под действием этих колебаний мембрана круглого окна колеблется в такт с мембраной овального, так как лимфа практически несжимаема. Лимфа колеблется касательно к поверхности основной мембраны, поперек к ее волокнам. На колебания лимфы отзываются (резонируют) в зависимости от частоты колебаний только вполне определенные волокна. Около геликотремы расположены наиболее длинные волокна, резонирующие на низких частотах, а в основании улитки (между овальным и круглым окнами) расположены наиболее короткие волокна, и они резонируют на высоких частотах. Сложный звук, состоящий из нескольких составляющих, далеко отстоящих по частоте друг от друга, возбуждает несколько групп волокон (в соответствии с частотами составляющих). Таким образом, основная мембрана служит частотным анализатором. Согласно теории Флетчера резонансная частота каждого из волокон определяется не только параметрами волокна как натянутой струны, но и массой лимфы, соколеблющейся с волокном. Эта масса определяется расстоянием резонирующего волокна от овального окна. Поэтому на низких частотах в колебаниях участвует большая масса лимфы, а на высоких — меньшая.На рис. 2.2 приведена эквивалентная электрическая модель слухового анализатора. Ток в каждом из параллельных звеньев (которые по параметрам эквивалентны волокнам основной мембраны) соответствует скорости колебаний волокна, последовательные индуктивности Lk — массе соколеблющейся лимфы.
Границы воспринимаемого слухом частотного диапазона довольно широки (20—20 000 Гц). Избирательность слухового анализатора невелика, что следует из рис. 2.3, на котором приведено несколько кривых изби-
рательности слуха для разных частотных диапазонов. Полосы пропускания резонаторов слухового анализатора, определенные на уровне 0,71 от максимального значения, составляют на частотах 250, 1000 и 4000 Гц около 35, 50 и 200 Гц соответственно. Эти полосы пропускания носят название критических полосок слуха.
Вследствие ограниченного числа нервных окончаний, расположенных вдоль основной мембраны, человек запоминает во всем диапазоне частот не более 250 градаций частоты, причем число этих градаций резко уменьшается с уменьшением интенсивности звука и в среднем составляет около 150, т. е. соседние градации в среднем отличаются друг от друга по частоте не менее, чем на 4%, что в среднем приближенно равно ширине критических полосок слуха. Поэтому фильмы, снятые для кино со скоростью 24 кадров в секунду, можно демонстрировать на телевидении со скоростью 25 кадров в секунду и наоборот. При этом самые лучшие музыканты с абсолютным слухом не замечают разницы в звучании, так как расхождение в частотах колебаний не превосходит 4%. При расхождении на два кадра в секунду эту разницу уже можно обнаружить. При непосредственном сравнении двух тонов слушатель может обнаружить разницу в частотах тонов по их биениям до 0,5 Гц.
Звуки, имеющие широкополосные сплошные спектры, например шумы, возбуждают волокна всей основной мембраны.Вследствие слабой избирательности слуха происходит интегрирование этого спектра в каждой из критических полосок слуха, т. е. слух как бы превращает сплошной спектр в дискретный, состоящий из конечного числа составляющих по числу критических полосок слуха, охватывающих частотный спектр этого шума.
Введено понятиевысоты звука, под которой подразумевают субъективную оценку восприятия звука по частотному диапазону.Так как ширина критической полоски слуха на средних и высоких частотах примерно пропорциональна частоте, то субъективный масштаб восприятия по частоте близок к логарифмическому закону. Поэтому за объективную единицу высоты звука, приближенно отражающей субъективное восприятие, принята октава: двукратное отношение частот (1; 2; 4; 8; 16 и т. Д.). Октаву делят на части: полуоктавы и третьоктавы. Для последних стандартизован следующий ряд частот: 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10, являющихся границами третьоктав. Если эти частоты расположить на равных расстояниях по оси частот, то получится логарифмический масштаб. Исходя из этого, для приближения к субъективному масштабу всечастотные характеристики устройств передачи звука строят в логарифмическом масштабе. Для более точного соответствия слуховому восприятию звука по частоте для этих характеристик принят особый, субъективный масштаб — почти линейный до частоты 1000 Гц и логарифмический выше этой частоты. Введены единицы высоты звука под названием «мел» и «барк» (100 мел=1 барку). В общем случае высота сложного звука не поддается точному расчету.
2.3. ПОРОГ СЛЫШИМОСТИ
Если волокно основной мебраны при своих колебаниях недостает до ближайшей волосатой клетки (см. / рис. 2.4, на котором утрированно представлены волокна основной мебраны и клеток органа Корти), то человек не воспринимает звук. При увеличении амплитуды колебаний волокна, как только оно коснется ближайшей клетки (см. // рис. 2.4), произойдет раздражение нервного окончания, которое сразу же начнет посылать электрические импульсы в слуховой центр мозга; звук
будет услышан. Этот скачкообразный переход из слышимого состояния в неслышимое и обратно называется порогом слышимости.Заметим, что абсолютная величина слухового ощущения на пороге слышимости невелика, но имеет конечное значение.
Порогом слышимости также называют наименьшее значение раздражающей силы чистого тона, которое вызывает ощущение звука. Под раздражающей силой подразумевают интенсивность звука или звуковое давление. Порог 'слышимости зависит от частоты: при 1000 Гц он равен около 10-12 Вт/м2. На рис. 2.5 приведены зависимости порогов слышимости от частоты, причем по оси ординат отложена интенсивность звука в логарифмическом масштабе. В сторону низких частот порог слышимости резко повышается (начиная с частоты 500 Гц), т. е. для появления слухового ощущения на низких частотах необходима более высокая интенсивность, чем, скажем, на частоте 1000 Гц. Так, на частоте 100 Гц порог слышимости по интенсивности в 104раз выше, чем на частоте 1000 Гц. В сторону высоких частот порог слышимости сначала снижается (чувствительность слуха повышается) в 8—10 раз по интенсивности (на частоте 2000—4000 Гц), а затем начинает повышаться так же, как и на низких частотах.
В ряде учебных пособий и справочников даются различные абсолютные значения и частотные зависимости порога слышимости. Эта разница обусловлена различием в методах измерения порога слышимости. На рис. 2.5 приведены пороги для одноухого 1 и двуухого слушания 2
Тоном называют гармоническое колебание, в общем случае состоящее из ряда гармоник; чистый тон—простое синусоидальное колебание. В дальнейшем, если не оговорено, под. тоном будем, подразумевать чистый тон.
пороги, измеренные по давлению около ушной раковины 3 (для слушания на телефоне) и по давлению в точке звукового поля 1 (до введения туда головы человека, т. е. для слушания через громкоговоритель) существуют пороги, измеренные для фронтального падения звуковой волны (для приема звука спереди) и при всестороннем ее падении (при слушании в помещении).
2.4. ВОСПРИЯТИЕ ПО АМПЛИТУДЕ
При увеличении интенсивности звука выше пороговой, пока амплитуда колебаний волокон не увеличится настолько, чтобы коснуться еще одной клетки, слуховое ощущение остается постоянным. Как только одно из волокон прикоснется к следующей клетке (см. III рис. 2.4), слуховое ощущение еще раз повысится скачком, так как и эта клетка будет посылать электрические импульсы в слуховой центр. По мере увеличения интенсивности звука расширяется зона возбуждения основной мембраны — начинают колебаться и соседние волокна, также возбуждающие нервные клетки одну за другой. Каждая из них будет посылать свои импульсы в слуховой центр. Слуховое ощущение при этом будет нарастать скачками по мере увеличения числа возбужденных клеток. Такие скачки называют порогом различения интенсивности. Число этих скачков на средних частотах не превышает 250, причем на низких и высоких частотах это число резко уменьшается и в среднем по частотному диапазону составляет около 150. Наконец, при дальнейшем увеличении интенсивности появляется ощущение боли — наступает болевой порог (порог осязания). Болевой порог соответствует очень большой интенсивности. Наибольшая величина болевого порога наблюдается на частоте 800 Гц (около 1 Вт/м2). В сторону низких и высоких частот он медленно снижается.
Таким образом, и по амплитуде имеет место дискретное восприятие звука. Учитывая дискретность по частоте и по амплитуде, насчитывают во всей области слухового восприятия около 22 000 элементарных градаций, что соответствует числу нервных окончаний.
Установлено, что для средних и высоких интенсив-ностей звука скачок получается при одинаковых относительных изменениях интенсивности. Вебер и Фехнер так сформулировали этот закон: одинаковые относительные изменения раздражающей силы вызывают одинаковые абсолютные изменения слухового ощущения, т. е. слуховое ощущение пропорционально логарифму раздражающей силы
На пороге слышимости, т. е. при I=Iп.с, слуховое ощущение равно нулю, поэтому имеем
откуда получаем
Для оценки величины слухового ощущения была предложена единица под названием «бел» (а=1). Эта единица соответствует десятикратному отношению ин-тенсивностей, поэтому была введена еще и более мелкая единица — децибел (дБ), равная 0,1 бела. В этом случае слуховое ощущение в децибелах
(2.2)
Так как диапазон изменения интенсивностей от минимального порога слышимости до максимального болевого порога составляет 1013 раз, т. е. слуховое ощущение изменяется на 130 дБ, то величина элементарного скачка ощущения в среднем по диапазону амплитуд равна 0,8 дБ, т. е. соответствует изменению интенсивности звука в 1,2 раза. На самом деле элементарные скачки ощущения для средних и высоких значений слуховых ощущений получаются при изменении интенсивности в 1,10 раза, т. е. скачки ощущения равны 0,4 дБ. Для низкого слухового ощущения скачки получаются равными 2—3 дБ.
2.5.УРОВНИ
Вследствие логарифмического закона восприятия и широкого диапазона интенсивностей слышимых звуков для объективной оценки введено понятие уровня интенсивности
(2.3)
За нулевой уровень условились принимать интенсивность Iо, близкую к пороговой интенсивности для нормального слуха на частоте 1000 Гц. Эта интенсивность приблизительно равна 10~12 Вт/м2. Следовательно, болевой порог интенсивности находится около 120 дБ.
В соответствии с квадратичным соотношением между интенсивностью звука и звуковым давлением (1.12) уровень звукового давления
где ро — звуковое давление на нулевом уровне