При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой
Доступ в шлюпку
Входы в спасательную шлюпку делаются с обоих бортов и имеют такие размеры и положение, чтобы была возможность поднимать на борт шлюпки людей в беспомощном состоянии, как из воды, так и на носилках.
Спасательная шлюпка устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить посадку в нее:
· на пассажирском судне - в течение не более 10 мин после подачи команды к посадке;
· на грузовом судне - в течение не более 3 мин после подачи команды к посадке.
Спасательная шлюпка должна иметь посадочный трап, позволяющий людям забраться в шлюпку из воды. Как правило, трап делается съемным и хранится внутри шлюпки.
С наружной стороны по бортам шлюпки выше ватерлинии (в пределах досягаемости для находящегося в воде человека) устанавливается поручень или спасательный леер.
Если шлюпка не самовосстанавливающаяся, то такие же поручни должны быть установлены в нижней части корпуса для того, чтобы люди могли держаться за перевернутую шлюпку.
Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.
Топрик - трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.
Спасательный шкентель - растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.
Сигнальный огонь
На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Аварийное освещение
Внутри шлюпки в верхней части устанавливается источник света, обеспечивающий освещение, достаточное для чтения инструкций. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Устройство для крепления буксировочного фалиня
Располагается в носовой оконечности шлюпки. Это устройство должно обеспечивать возможность разобщения под нагрузкой (во время буксировки) изнутри шлюпки.
Система автономного воздухоснабжения
Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения должны быть устроены так, чтобы обеспечить при закрытых входах и отверстиях нормальную работу двигателя не менее 10 мин. При этом воздух должен оставаться безопасным и пригодным для дыхания.
Такие шлюпки, обычно, устанавливаются на судах, авария на которых может сделать атмосферу вокруг судна непригодной для дыхания.
Система автономного воздухоснабжения обычно основана на использовании баллонов со сжатым воздухом, снабженных индикаторами, позволяющими регулировать давление подаваемого воздуха.
Маркировка устройства запуска системы воздухоснабжения |
Огнезащищенность
Огнезащищенные шлюпки, обычно, устанавливаются на судах, авария на которых может привести к разливу и возгоранию вокруг судна нефти или нефтепродуктов. Поскольку при нахождении в огне атмосфера вне шлюпки непригодна для дыхания, то такие шлюпки имеют автономную систему воздухоснабжения.
Испытания на огнезащищенность | Огнезащищенные спасательные шлюпки должны обеспечивать безопасность находящихся в них людей в течение не менее 8 мин, находясь на воде в зоне охватывающего ее со всех сторон огня, а температура воздуха на уровне головы сидящего человека не должна превышать 60оС. Следует помнить об ограниченности допустимого времени пребывания в зоне огня и стремиться в кратчайший срок уйти из опасной зоны. Если кромка зоны огня не видна, то выходить следует поперек направления действия ветра, где более высока вероятность скорейшего выхода из опасной зоны, поскольку нефтяное пятно будет вытягиваться по линии ветра. |
Обычно такие шлюпки для повышения огнестойкости оборудуются системой водяного орошения. Для орошения используется забортная вода.
Водозаборное устройство системы располагается в нижней части шлюпки таким образом, чтобы исключить попадание в систему горючих жидкостей с поверхности воды. Далее вода под давлением подается по наружным трубкам, в которых через определенные интервалы установлены распылители.
Маркировка устройства запуска системы водяного орошения |
3.1.3. Аварийное снабжение
Согласно Кодексу ЛСА [3] в спасательной шлюпке всегда должен находиться определенный комплект снабжения, необходимого для выживания людей в случае оставления ими судна:
1) Средства, обеспечивающие эксплуатацию шлюпок:
· плавучие весла (за исключением шлюпок, спускаемых свободным падением) в количестве, достаточном для обеспечения движения;
· 2 отпорных крюка;
· 2 фалиня;
· 2 топора (по одному в каждой оконечности);
· плавучий якорь;
· средства осушения: плавучий черпак и 2 ведра;
· инструменты для выполнения незначительных регулировок двигателя и относящихся к нему устройств;
· огнетушитель;
· компас.
2) Средства сигнализации
· 4 красные парашютные ракеты;
· 6 красных фальшфейеров;
· 2 плавучие дымовые шашки;
· электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для подачи сигналов по азбуке Морзе;
· прожектор с источником питания не менее чем на 3 ч;
· сигнальный свисток или рожок;
· таблица спасательных сигналов;
· радиолокационный отражатель или радиолокационный ответчик;
· сигнальное зеркало ("гелиограф");
· по крайней мере, одна шлюпка с каждого борта должна иметь переносную радиостанцию.
3) Вода и пища
· вода питьевая консервированная из расчета 3 л на человека.
Шлюпка может комплектоваться опреснителем ручного действия. Это могут быть химические реактивы для связывания солей или опреснитель вакуумного действия. В любом случае действие опреснителя не должно зависеть ни от солнечной энергии, ни от иных, чем в морской воде, химических элементов.
В этом случае запас воды может быть уменьшен на 1 л/чел., если опреснитель в состоянии произвести общее количество воды в течение двух дней.
· пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
· рыболовные принадлежности.
4) Медикаменты и медицинские принадлежности
· аптечка первой помощи;
· таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 ч на человека;
· по одному гигиеническому пакету на человека.
5) Рыболовные принадлежности
Перечень рыболовных принадлежностей Кодексом ЛСА не устанавливается. Обычно в комплект входят: леска, крючки, блесны, синтетические приманки.
6) Прочее снабжение:
· теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
· нержавеющий ковш со штертом;
· нержавеющий градуированный сосуд для питья;
· складной нож;
· 3 консервооткрывателя;
· 2 спасательных кольца с плавучим линем длиной не менее 30 м;
· инструкция по сохранению жизни на спасательных шлюпках
Места размещения аварийного снабжения в различных моделях спасательных шлюпок могут отличаться. Однако, эти различия незначительны, поскольку стремление к оптимальному размещению дает похожие результаты. В качестве примера размещения аварийного снабжения может служить следующий рисунок:
Схема устройства и расположение аварийного снабжения спасательной шлюпки, спускаемой свободным падением:
1) 1 плавучий черпак 2) 2 ведра 3) 2 топора 4) 1 контейнер со средствами сигнализации: 6 фальшфейеров; 4 парашютные ракеты; 2 плавучих дымовых шашки, оранжевых; 1 сигнальное зеркало; 1 складной нож с консервооткрывателем и лезвием для клетневания; 1 электрический фонарь с 1 запасной лампой и 2 запасными батарейками 5) 2 консервных ножа 6) 1 огнетушитель 7) 1 комплект рыболовных принадлежностей 8) 1 свисток 9) 5-литровые контейнеры с питьевой водой (З литра на человека) 10) пищевой рацион (по одной упаковке на человека) 11) 2 чашки для питья 12) плавучий якорь 13) 2 фалиня, длиной 15 м, диаметром 14 мм 14) 2 спасательных кольца с плавучими линями длиной 30 м, диаметром 8 мм 15) 1 аптечка для спасательных шлюпок с препаратом против морской болезни (6 доз на каждого человека) | 16) 1 компас 17) 1 ручной осушительный насос 18) 1 радиолокационный отражатель 19) дизельное топливо 20) 2 отпорных крюка 21) 1 поисковый фонарь 22) теплозащитные средства 23) 1 инструкция по выживанию/по подаче сигналов бедствия 24) 1 посадочный штормтрап Незакреплённое оснащение: 25) 1 ключ для сидений/топливного бака 26) 1 комплект подъёмных стропов 27) 1 аварийный румпель 28) 2 стропа для носилок Запасные детали для двигателя: 29) 1 V -образный ремень 30) 1 фильтр для топлива 31) 1 рабочее колесо насоса 32) 1 масляный фильтр 33) 1 набор инструментов 34) 1 насос для слива масла |
3.1.4 Маркировка спасательных шлюпок
На корпусе спасательной шлюпки должна быть нанесена следующая информация:
· номер шлюпки;
· число людей, допустимое к размещению;
· название судна;
· порт приписки.
Нумерация шлюпок (если на судне их установлено больше одной) ведется с носа в корму. Шлюпки правого борта имеют нечетные номера, а шлюпки левого борта - четные.
Название судна и порт приписки должны быть нанесены на каждом борту шлюпки в носовой части печатными буквами латинского алфавита.
Средства опознавания (какому судну принадлежит шлюпка и ее номер) должны быть нанесены таким образом, чтобы они были видны сверху.
3.1.5 Установка на судне
Спусковое устройство спасательных шлюпок должно обеспечивать безопасный спуск шлюпки с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20о на любой борт и дифференте до 10о (на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах эти значения могут быть больше).
Спуск шлюпки происходит только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии и не зависит от судовых источников энергии. |
3.1.5.1 Установка спасательных шлюпок, спускаемых на лопарях
Лопари - стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и проведенные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки. Шлюпки устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Их спуск осуществляется на лопарях вдоль борта судна до тех пор, пока шлюпка не окажется на воде. |
Схема установки спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях:
Распределение сил, обеспечивающих спуск шлюпки Приведенный рисунок объясняет, почему для спуска шлюпки не требуется никакой источник энергии. Центр тяжести шлюпки mxg и точка опоры R (точки, когда спуск производится на двух балках) разнесены в пространстве таким образом, что создают пару сил, заставляющих шлюпбалку ваваливаться за борт, когда освобождаются предусмотренные для удержания крепления. Такая конструкция позволяет производить эвакуацию людей с гибнущего судна, когда вышли из стоя все источники энергии. | |
Влияние крена на возможность спуска шлюпки Поскольку возможность спуска шлюпки зависит от взаимного расположения центра тяжести шлюпки и точки реакции опоры, то естесственно, что эта возможность ограничивается положением судна в пространстве. Приведенный рисунок показывает, что после достижения некоторого критического угла крена взаимодействие сил начинает прижимать шлюпку к балкам вместо её вываливания за борт. |
Управление спуском
Управление спуском шлюпки, спускаемой на лопарях, может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска. Такая возможность обеспечивается тем, что после освобождения шлюпки от найтовов и разблокирования стопора вываливающихся балок шлюпка остается висеть на лопарях, уложенных на барабан лебедки.
Барабан с лопарями удерживается тормозной системой, управляемой рукояткой, манипулирование которой возможно как с палубы, так и дистанционно из шлюпки, используя трос дистанционного управления, заведенный через систему блоков на рукоятку управления. Более подробно принцип действия спускового устройства описан в разделе
Для подъема шлюпки на борт предусматривается как механический привод лебедки, так и ручной. Мощность лебедки должна обеспечить подъем шлюпки с ее командой управления (но не с полным комплектом людей).
Разобщающий механизм
Процедура разобщения является очень ответственной частью процесса спуска спасательной шлюпки на воду. Командир шлюпки (или лицо, принявшее на себя эту функцию) должен ясно себе представлять к каким последствиям могут привести те или иные манипуляции с органами управления. Для грамотной и безопасной эксплуатации устройства разобщения следует ознакомиться с его конструкцией.
Шлюпки, спускаемые на лопарях, оборудуются разобщающим механизмом, который устроен таким образом, чтобы оба гака отдавались одновременно. При этом разобщающий механизм предусматривает два способы разобщения:
1) без нагрузки - разобщение происходит после спуска шлюпки на воду, когда нагрузка на гаках исчезает;
2) под нагрузкой - когда разобщение может быть произведено как на воде, так и на весу при наличии нагрузки на гаках.
Для получения целостного представления о системе разобщения и взаимосвязи её различных элементов следует рассмотреть следующий рисунок
Пример схемы разобщающего устройства Основными элементами системы разобщения являются: 1. носовой и кормовой гаки; 2. устройство управления разобщением; 3. гидростатический блокиратор; 4. тросы, обеспечивающие передачу усилий. |
В отличие от прочих грузовых устройств гаки разобщающего устройства спасательной шлюпки являются не продолжением грузового троса, а частью конструкции шлюпки. А лопари (тросы, на которых спускается шлюпка) заканчиваются увеличенным цепным звеном или специальной стальной рамкой, входящей в зацепление с гаком. Такая конструкция позволяет установить внутри шлюпки тяги, обеспечивающие одновременное откидывание носового и кормового гаков, в результате чего происходит освобождение шлюпки от лопарей.
Гак спасательной шлюпки | Схема устройства гака спасательной шлюпки |
Принцип действия шлюпочного гака при разобщении с подвесом можно представить следующим рисунком:
Процесс разобщения 1) тяга троса управления поворачивает эксцентрик, запирающий стопор гака; 2) стопор гака проворачивается и освобождает гак; 3) взаимное расположение оси гака и тяги звена подвеса приводит к откидыванию гака; 4) происходит разобщение гака с подвесом |
В приведенной схеме разобщения управляющий механизм представляет следующую конструкцию:
Данное устройство разобщения имеет защиту от случайного срабатывания в виде предохранительной чеки, которая не дает возможности перемещать рукоятку управления разобщением.
Предохранительная чека выдергивается непосредственно перед действием по разобщению!
Маркировка устройства разобщения |
Защиту от случайного разобщения, когда шлюпка находится еще на весу, а предохранительная чека уже выдернута, обеспечивает гидростатический блокиратор.
Блокировка разобщения на весу | Рукоятка блокиратора разблокирует рукоятку управления автоматически только после того, как шлюпка окажется спущенной на воду. | Однако, в случае экстренной необходимости разобщения на весу рукоятку блокиратора можно повернуть рукой (для чего необходимо открыть крышку). |
Принцип автоматического разблокирования рукоятки управления основан на использовании поплавка.
При погружении шлюпки на воду поплавок гидростата всплывает, чем перемещает вверх шток и трос управления рукояткой блокиратора. В результате этого рукоятка блокиратора занимает положение, не препятствующее манипулированию рукояткой управления разобщением. |
Схема действия такого механизма разобщения состоит в следующем:
1) | Исходное положение Шлюпка находится вне воды: рукоятка управления разобщением заблокирована предохранительной чекой и рукояткой блокиратора. Предохранительная чека выдергивается непосредственно перед действием по разобщению! |
2) | Разблокирование устройства Автоматическое После опускания шлюпки на воду гидростатическое устройство выжимает рукоятку блокиратора вверх, чем открывает возможность перемещения рукоятки управления разобщением. Ручное Для разобщения "под нагрузкой" (на весу) рукоятка блокиратора поднимается рукой и удерживается до полного завершения перемещения рукоятки управления. |
3) | Разобщение Перемещением рукоятки управления вытягиваются тросы управления носовым и кормовым гаками, что приводит к открытию гаков и освобождению лопарей. Перемещение рукоятки управления должно быть выполнено одним решительным движением до упора! |
Общая схема работы разобщающего устройства в нормальном режиме (без нагрузки) выглядит следующим образом
Так как процедура разобщения является одной из наиболее ответственных процедур во время спуска шлюпки, то в ней должна быть предусмотрена краткая и легкая в понимании инструкция, описывающая последовательность действий для разобщения шлюпки с подвесом.
Пример инструкции процедуры разобщения
3.1.5.2 Установка шлюпок, спускаемых свободным падением
Шлюпки устанавливаются в наклонном положении. Они могут устанавливаться как по бортам судна, так и на корме. При отдаче удерживающих шлюпку стопоров она разгоняется по направляющим наклонной рамы и приводняется на безопасном расстоянии от судна.
Несмотря на некоторые конструктивные отличия изделий различных производителей, общие принципы конструкции можно понять из рассматриваемых ниже примеров.
Шлюпка устанавливается, опираясь привальным брусом на катки, расположенные на наклонных балках.
От скатывания её удерживают два независимых механизма: первый - захваты, устанавливаемые в кормовой части шлюпки; второй - удерживающее устройство.
Захваты, которые входят в зацеп со специальными элементами шлюпки, стягиваются найтовом через глаголь-гак и талреп. Талреп позволяет обтянуть найтов, а глаголь-гак предназначен для быстрого освобождения шлюпки от захватов. |
Удерживающее устройство представляет собой два кронштейна (на шлюпке и на шлюпбалке), которые входят в зацепление при установке шлюпки. | |
Для разобщения шлюпки со шлюпбалкой гидравлический поршень, приводимый в действие насосом, приподнимает корму шлюпки и выводит кронштейны из зацепления. |
Спусковое устройство шлюпки, спускаемой свободным падением, должно дополнительно быть оборудовано средствами для ее спуска и подъема на талях. Такое дополнительное устройство может действовать как на использовании силы тяжести или накопленной механической энергии, так и питаться от основного и аварийного источника энергии судна.
3.1.6 Эвакуация людей с использованием спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях
Эвакуация людей с использованием спасательной шлюпки предусматривает несколько последовательных этапов:
1. Подготовка к спуску
2. Посадка людей
3. Доставка на воду
4. Отход шлюпки от судна
Подготовка к спуску
Перед спуском шлюпки на воду необходимо выполнить ряд действий:
1)Независимо от способа спуска на воду в шлюпку следует доставить дополнительное оборудование и снабжение, необходимое для выживания после оставления судна:
- переносную УКВ аппаратуру двусторонней радиотелефонной связи;
- теплые вещи (одеяла);
- дополнительный запас пищи и воды;
- дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации;
- если эвакуация происходит на нескольких спасательных средствах, то в одно из них необходимо взять спутниковый аварийный радиобуй.
2) Перед спуском на воду необходимо закрыть колпачком/пробкой спускной клапан (находится в нижней точке корпуса и имеет соответствующую маркировку).
3) В случае необходимости готовятся к использованию фалини из аварийного снабжения, которые крепят к оконечностям шлюпки и разносят вдоль борта.
a. Шлюпку, спускаемую на лопарях вдоль борта в штормовых условиях, необходимо удерживать от раскачивания и биения о борт судна.
b. Если спуск шлюпки производится, когда судно имеет ход относительно воды, то в этом случае также необходимо использовать фалини для удержания шлюпки у борта.
При спуске шлюпки фалини потравливаются втугую через утки или другие подходящие элементы конструкции. Если длина фалиня позволяет, то предпочтительнее его заводка дуплинем (проводка вокруг какого-либо элемента конструкции и возвращение ходового конца в шлюпку), чтобы не оставлять на борту судна людей, которым бы пришлось потом спускаться в шлюпку по штормтрапу. |
4) Убирать леерное ограждение посадочной палубы.
5) Подготовить штормтрап.
6) Отдать найтовы.
7) Отдать найтовы (если они не отдаются автоматически при освобождении стопора вываливающихся балок).
Порядок действий при подготовке к спуску шлюпки можно представить в виде последовательности:
№ | Руководство | Схема |
Проверить, что рукоятка установки (выделена темным цветом) находится в горизонтальном положении и касается стопора (стопор гака заблокирован). | ||
Никогда не входите в спасательную шлюпку не убедившись, что гаки полностью закрыты должным образом! Незавершенная установка гаков может стать причиной падения шлюпки и гибели людей. | ||
Проверить, что рукоятка устройства освобождения находится в положении "закрыто", и предохранительная чека установлена. | ||
Освободить стопор вываливающихся балок. | ||
Убедиться, что трос дистанционного управления спуском заведен в шлюпку. | ||
Открыть посадочную дверь спасательной шлюпки и сесть в шлюпку. | ||
Убедиться, что спускной клапан закрыт и затянут. | ||
Включить питание. | ||
Открыть клапан подачи топлива. | ||
Убедиться, что открыт клапан подачи забортной воды для охлаждения. | ||
Закрыть дренажный клапан выхлопной трубы. | ||
Пристегнуть привязные ремни. |
Посадка людей
Посадка людей в шлюпку, спускаемую на лопарях, может производиться:
· на пассажирских судах - или на месте ее установки, или с посадочной палубы;
· на грузовых судах - на месте установки.
Дальнейшее управление спуском производится при помощи ручного тормоза лебедки спускового механизма. Тормоз освобождается, и шлюпка под действием собственной силы тяжести начинает вываливать за борт шлюпбалки и опускаться. При посадке пассажиров с посадочной палубы спуск затормаживают, выведя вход шлюпки на уровень посадочной палубы.
Если после спуска на воду спасательной шлюпки на борту судна остались люди, то для их перемещения в шлюпку предусмотрен штормтрап.
Доставка на воду
Порядок действий при спуске шлюпки можно представить в виде последовательности:
№ | Руководство | Схема |
Запустить двигатель | маркировано как | |
Потянуть вниз трос дистанционного управления спуском. |
Натяжение троса управления приводит к разблокированию барабана лебедки, на котором находятся найтовы, шлюпка вываливается за борт и опускается на воду.
Основные меры безопасности на данном этапе:
Осторожно |
|
Предупреждение |
|
Отход шлюпки от судна
Для шлюпки, спускаемой на лопарях, после приводнения необходимо еще освободиться от связи с судном в виде лопарей и фалиней, если они использовались при спуске.
Разобщение без нагрузки
Если обстоятельства позволяют, то разобщение с лопарями следует производить в режиме без нагрузки. Делать это следует в момент, когда шлюпка находится на подошве волны: пройдя это положение, шлюпка начнет подниматься на гребень, и нагрузка на гаках будет отсутствовать. Если начать процедуру разобщения на гребне волны, то в дальнейшем шлюпка начнет опускаться к подошве (скорее всего, раскачиваясь в продольной и поперечной плоскостях). Это приведет к натяжению лопарей (или только одного лопаря) и рывкам, что затруднит процедуру разобщения без нагрузки.
Порядок действий при разобщении без нагрузки можно представить в виде по-следовательности:
№ | Руководство | Схема |
Убедиться в том, что спасательная шлюпка приводнилась. | ||
Вытянуть предохранительную чеку рукоятки разобщения. | ||
Одним движением перевести рукоятку разобщения в полностью открытое положение. |
Примечание: В случае, если при выше описанной процедуре не произошло освобождение гака, убедитесь в состоянии обоих гаков и приводнилась ли шлюпка. Даже если гаки не могут быть разобщены согласно выше описанной процедуре разобщениябез нагрузки, возможна процедура разобщения под нагрузкой, описанная ниже.
Разобщение под нагрузкой
В условиях, когда имеется течение, когда судно имеет ход, или на волнении, когда гидростатический блокиратор производит разблокировку устройства периодически, освободиться от лопарей позволит возможность разобщения под нагрузкой.
Порядок действий при разобщении под нагрузкой можно представить в виде последовательности:
№ | Руководство | Схема |
Убедиться, что спасательная шлюпка приблизилась к поверхности воды настолько близко, насколько это возможно, но гидростатический блокиратор не сработал. | ||
Вытянуть предохранительную чеку рукоятки разобщения. | ||
Открыть крышку гидростатического блокиратора. | ||
Поднять и удерживать рукоятку гидростатического блокиратора. | ||
Одним движением перевести рукоятку разобщения в полностью открытое положение. |
Устройство разобщения под нагрузкой позволяет сбросить шлюпку с любой высоты. Поскольку падающая днищем на воду шлюпка почти не погружается в воду, то приобретенная кинетическая энергия создает сильную ударную нагрузку, что может привести к гибели или серьёзным травмам пассажиров. В режиме разобщения под нагрузкой следует стремиться опустить шлюпку настолько близко к воде, насколько это возможно.