Концептуальный подход: цивилизационный (зачем?)
МЕТОДОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
«…Науки, вынужденные заниматься собственной методологией, — больные науки». Густав Радбрух
В философии методология(греч. «methodos» — путь к чему-либо, прослеживание, исследование) понимается как:
l учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека (методология – самостоятельная наука);
l совокупность приемов исследования в какой-либо науке или в области знаний (методология – элемент любой науки).
С одной стороны, сравнительное правоведение разрабатывает методологическую базу для правильного исследования иностранных правовых элементов, т.е. определяет, что и как нужно изучать в зарубежном праве и в практике его применения, как заимствовать в иную среду правовые элементы и т.д. (метод исследования – способ получения научных фактов).
С другой стороны, изучение и заимствование иностранных правовых элементов направлено на совершенствование национального права и национальной юридической практики (прикладной метод - способ получения практического результата).
Направления развития методологии сравнительного правоведения
l обоснование и развитие собственных методологических основ;
l привлечение новых методов и подходов, разработанных в рамках других юридических наук;
l «юридизация» (В.С. Нерсесянц) новых методов, сформированных неюридическими науками (социология, культурология, лингвистика и пр.).
Требования к современной методологической структуре сравнительного правоведения
l во-первых, отказ от методологического монизма, базирующегося на «европоцентризме», господствовавшем долгое время в теоретико-исторических исследованиях общественных (в т.ч. государственно-правовых) явлений и использование принципа плюрализма при выборе методологических подходов и приемов;
l во-вторых, отказ от идеологизации нашего научного познания в целях объективного, беспристрастного отношения ко всем без исключения правовым системам и смещение акцента в пользу общецивилизационных ценностей;
l в-третьих, необходимость признания неотдифференцированных и дифференцированных правовых систем как равноценных составляющих правовой панорамы мира;
l в-четвертых, комплексное использование концептуальных подходов, методологических принципов и методов в сравнительном правоведении.
Структура методологии сравнительно-правовых исследований
В методологии теории права выделяют несколько блоков (уровней) элементов:
(1) блок логики, концептуальных идей и концептов (подходов);
(2) блок принципов;
(3) блок методов познания (методики познания).
Концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований
Концептуальный подход - построенная на общих мировоззренческих категориях аксиоматическая ИДЕЯ, которая является постулатом общей стратегии исследования и в соответствии с которой производится отбор исследуемых фактов и интерпретация результатов исследования
Актуальные концептуальные подходы в сравнительном правоведении
l цивилизационный;
l герменевтический;
l аксиологический;
l антропологический.
Концептуальный подход: цивилизационный
По А.Дж.Тойнби цивилизации - типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев
(«цивилизация с точки зрения исследователя»).
По С.Хантингтону цивилизация — это самый широкий уровень культурной идентичности людей, связанный с наличием таких черт объективного порядка, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективная самоидентификация людей
(«цивилизация в восприятии изнутри»).
Концептуальный подход: цивилизационный (зачем?)
Цивилизационный подход дает возможность рассматривать историю человечества как многовариантный процесс.
Соответственно, использование данного подхода в сравнительном правоведении позволит:
с одной стороны, сделать видение эволюции правовых систем более многомерным;
с другой стороны, последовательное использовании данного подхода в изучении эволюции правовых систем приводит к выводу об их принципиальной равнозначности в плане культурно-исторического развития, что, в свою очередь, обуславливает необходимость изучения всех правовых систем.
Концептуальный подход:
герменевтический
Герменевтика - наука о правилах толкования, порожденная необходимостью разъяснения и конкретизации священных текстов, произведений поэтов, писателей, философов, ученых, основанная на процессе интерпретации на стыке языка и жизненного опыта.
НО!ни одно истолкование текста не может претендовать на общее признание, поскольку толкуемое содержит в себе скрытое противоречие, поэтому любой смысл — есть нечто в высшей степени неразрешимое, а «истинного» смысла не существует вообще.
Каждый текст имеет две стороны — предметно-содержательную и индивидуально-личностную, т.е. текст имеет грамматическую (объективную) и психологическую (техническую) природу. Герменевтика, таким образом — это искусство постижения чужой (авторской) индивидуальности как она выражена в тексте (художественном или научном).