Б) тактичность и чуткость
Есть еще одна черта характера человека, которая так близко соседствует с вежливостью, что иногда их просто трудно разграничить, но все же и у нее есть свои отличительные свойства. Это тактичность.
Если правила вежливости можно механически запомнить, заучить, и они станут хорошей привычкой человека, как говорится, его второй натурой, то с тактом, тактичностью все обстоит гораздо сложнее. Чувство такта предполагает понимание человеком всего, что может доставить другому неприятность, боль, досаду. Это умение понять потребности и переживания другого, умение вести себя, не задевая достоинства и самолюбия окружающих.
В каких же жизненных ситуациях это находит себе применение?
Так, в разговоре не следует говорить громче своего собеседника, раздражаться при споре, повышать голос, терять доброжелательный, уважительный тон, употреблять по адресу собеседника такие выражения, как “чушь”, “глупости”, “ерунда на постном масле” и т. д. Всегда бестактно перебивать говорящего без предварительного извинения.
Воспитанный человек умеет слушать своего собеседника. А если ему скучно, он никогда не покажет этого, терпеливо дослушает до конца или, во всяком случае, найдет вежливое средство для перемены темы разговора. Нетактично делать замечания по ходу разговора, вмешиваться в чужой разговор без приглашения, вести его на языке, которого не понимают остальные присутствующие. По этой же причине не разговаривают и шепотом при других. Но если все-таки нужно сказать что-то по секрету своему собеседнику, следует оставить этот разговор до более удобного времени или удобной обстановки.
Не дают непрошеные советы людям, недостаточно близко знакомым или людям старшего возраста.
Бывает, что присутствие какого-то человека не очень желательно в данный момент. Тактичный человек всегда почувствует это и никогда не станет мешать: ему чужда назойливость. Да и в разговоре с кем бы то ни было, он будет обращать внимание на реакцию собеседника и в зависимости от нее продолжит или прекратит разговор.
Прежде чем сказать или сделать что-то, тактичный человек всегда подумает, как его слова и поступки будут восприняты, не нанесут ли они незаслуженной обиды, не оскорбят ли, не поставят ли другого в неудобное или неловкое положение. Именно, прежде всего, такому человеку близка и понятна суть следующих пословиц: “Не делай другому того, чего себе не желаешь”, “Свое поведение исправляй по поведению других”, “Оглядывайся на себя по 5 раза в день”.
Тактичный человек учитывает еще и такие моменты: то, что по отношению к одним людям выглядит как проявление дружеских чувств и расположения, к другим — как проявление невоспитанности, неоправданной грубости и бестактности. Так что следует учитывать и этот момент. Например, то, что скажешь своему хорошему знакомому или приятелю, далеко не всегда можно говорить малознакомым или старшим. И если в ходе оживленной беседы один из собеседников шутливо хлопнет своего приятеля по плечу, это вовсе не будет считаться таким уж серьезным нарушением правил культурного поведения. Но такое поведение в отношении людей малознакомых или незнакомых, разных по положению, возрасту и поду, не только бестактно, но и недопустимо.
Тактичный человек не будет пристально и откровенно разглядывать другого. Казалось бы, что тут может быть плохого, когда люди смотрят друг на друга. Но смотреть — еще не значит бесцеремонно разглядывать. Праздное любопытство не должно иметь места особенно по отношению к лицам, имеющим какие-то физические недостатки. Следует помнить, что излишнее внимание к их внешности никогда не может быть для них приятным, а напротив, всегда болезненно ими воспринимается.
Тактичность проявляется и в таких ситуациях. Случается, что хозяин, извинившись, оставляет нас в помещении одних может, он вышел на кухню по какой-то надобности, может, вышел в соседнюю комнату позвонить или его срочно позвали соседи... Тактичный человек не станет прогуливаться по комнате, не будет разглядывать и рассматривать вещи, тем более брать их в руки, перебирать книги, пластинки... Такой человек не будет и все время посматривать на часы, когда к нему кто-нибудь придет. Если он спешит и у него нет времени на встречу, он, извинившись, скажет об этом и позаботится перенести ее в другое, более удобное время.
При всех обстоятельствах не годится подчеркивать каких-то своих преимуществ, то, чего нет у других.
Бывая в квартирах других людей, не делают замечаний вслух, особенно в домах малознакомых людей. Так, один самоуверенный молодой человек сказал хозяевам, с которыми он обменивался квартирами, критически оглядев их обстановку: “Хотите такую мебель перевозить? Я бы из нее устроил хороший костер...” И хотя, может быть, обстановка в комнате была, действительно, неприглядной и ветхой, имел ли право он говорить об этом вслух? Очевидно, что нет. Мало ли как каждый из нас может подумать о другом? Но это ведь не основание, чтобы свои соображения и домыслы делать достоянием других.
Иногда приходится испытывать чувство неловкости за тех, кто делает такие замечания, которые могут больно ранить чувство человека. “Как ужасно быть, наверное, одной”,— говорит кто-то, будучи со своим спутником в гостях, и, наверняка найдутся те, у кого обидой дрогнет сердце и станет неуютно и неловко от этих слов. Но еще хуже, если замечание будет отнесено к вполне конкретному лицу. На этом же основании нельзя привлекать внимание в гостях к человеку, который по каким-то соображениям не ест то или иное блюдо, выяснять его здоровье.
Тактичные люди никогда не поставят других в неловкое положение заведомо провокационным вопросом или намеком на что-то, о чем собеседнику неприятно слышать, вспоминать, говорить. К тому же они не заметят и чужой непреднамеренной и случайной оговорки, а также неловкости. Ведь и такое бывает.
Всякое может случиться: лопнуть шов, оторваться пуговица, спуститься петля на чулке и т. д., но делать замечания на этот счет совсем не обязательно. Если же все-таки мы решимся сказать об этом, то это нужно сделать незаметно для других.
Есть люди, которые, нисколько не смущаясь, могут высказать в присутствии других замечание человеку, не владеющему хорошими манерами. Но они же сами себя показывают отнюдь не с примерной стороны в отношении тех же самых хороших манер.
Тактичный человек не будет задавать вопросов, которые имеют отношение к интимной стороне жизни другого и не станет без особой на то необходимости вмешиваться в его личную жизнь.
Он не будет кичиться своим служебным положением или материальным благополучием перед теми, кто менее обеспечен и занимает более низкое служебное положение, подчеркивать свое умственное или физическое превосходство.
Некоторые люди истолковывают тактичность как всепрощение, безграничную снисходительность, умение спокойно и равнодушно проходить мимо нарушений норм социалистического общежития, как блаженную способность не замечать вокруг себя ничего плохого, смотреть на него сквозь пальцы или розовые очки. Конечно, воспитанный человек простит другому его невольную оплошность, не дойдет до того, чтобы на грубость ответить грубостью. Но если он видит, что кто-то умышленно и вполне сознательно нарушает нормы социалистического общежития, мешая окружающим, оскорбляя и унижая их, то по отношению к такому человеку нельзя допускать никакой снисходительности. Тактичность по отношению к таким нарушениям общественного порядка не имеет ничего общего с хорошим тоном в нашем понимании. По сути, она прикрывает трусость и мещанскую житейскую мудрость — “Моя хата с краю — я ничего не знаю”.
Еще встречаются превратные мнения, связанные с тактичностью и критикой, тактичностью и правдивостью. Как же они взаимоувязываются?
Известно, что цель критики — устранение недостатков. Вот почему она должна быть принципиальной и объективной, то есть учитывать все причины и обстоятельства, вызвавшие те или иные поступки. Но важно еще и то, в какой форме делается замечание, какие слова подбираются при этом, каким тоном и с каким выражением лица высказываются претензии. И если оно облекается в грубую форму, человек ведь может остаться глухим к самой сути замечания, зато он очень хорошо воспримет форму его и на грубость может ответить грубостью. Следует понимать, что в одном случае он примет замечание правильно, а в другом, когда, например, он чем-то расстроен или уже сам понял свою ошибку и готов исправить ее, то же самое замечание может вызвать у него нежелательную реакцию.
Справедливое наказание предусматривает обязательное уважение к человеческому достоинству. Вот почему замечания не делают в грубой форме, тем более с издевкой или насмешкой. А после наказания только бестактные люди напоминают человеку о его вине.
Именно тактичность о некоторых вещах вынуждает говорить иносказательно и чаще всего в присутствии детей, подростков. Иной раз она вынуждает поступиться и правдой, откровенным признанием. И разве правильно поступает тот, кто через много лет разлуки, увидев своего школьного товарища или сослуживца, соседа или просто знакомого, восклицает или говорит с сожалением и жалостью: “Миленькая моя, как же ты изменилась (или изменился)! Что же от тебя осталось?..” И забывает такой человек, что посмотрел-то он, в сущности, как в зеркало, на свое собственное отражение. Мы так хорошо замечаем, как изменяются люди другие, и не замечаем, как меняемся мы. А ведь время неумолимо. И в жизни каждого человека наступит момент, когда старость постучится и в его дверь. А старость не скупится на болезни, седину, морщины...
Тактичный человек не будет откровенно удивляться тому, что разрушено временем в человеке, а наоборот, как-то подбодрит своего знакомого, сделает приятной эту неожиданную и, может, совсем мимолетную встречу.
Не говорят и больному, как он похудел, подурнел и т. д. Ведь одно-два добрых слова — и у человека поднимается настроение, вновь приходит бодрость и надежда. А это не так уж и мало в жизни.
Некоторые считают, что тактичным и внимательным нужно быть только с посторонними людьми, в отношении же своих родных, друзей и знакомых можно особенно не церемониться. Однако они имеют не меньшее право на такое обращение. И здесь также остается в силе главная заповедь хорошего тона — думать, прежде всего, об удобствах окружающих, а потом уже о своих собственных.
в)Скромность.
"Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает - утверждает Д.Карнеги. - А человек, который думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был".
Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.
Д.Карнеги пишет: “ Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение" Приводится такой факт: в период своего пребывания в Белом доме Т.Рузвельт однажды признался, что если бы он был прав в семидесяти пяти случаях их ста, то не мог бы желать ничего лучшего. "Если это был максимум того, на что мог надеяться один из самых выдающихся людей двадцатого века, что можно сказать о нас с вами?" - спрашивает Д. Карнеги и заключает: "Если вы можете быть уверены в своей право те хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вам говорить другим, что они не правы".
И действительно, вам наверное приходилось быть свидетелем как кто-то третий, наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков.
Никогда не следует начинать с заявления "Я вам докажу то-то и то-то". Это равносильно тому, считают психологи, чтобы сказать: "Я умнее вас, я собираюсь кое-что вам сказать и заставить вас изменить свое мнение". Это вызов. Это порождает у вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с вами прежде, чем вы начали спор.
Чтобы что-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал.
Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.
В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.