Характер первобытного языка
Язык в период своего становления унаследовал мыслительные достижения доязыковых средств общения: жеста, мимики, «выразительных движений». Постепенно произошла смена знаковых систем. Менее продуктивная система и более продуктивная, развивающаяся система долго сосуществовали, и только потом одна вытеснила другую. При этом непрерывность языка, то есть непрерывность общения людей, предполагает известное тождество элементов этих систем на каком-то этапе. Первоначальный язык впитал в себя мыслительные и знаковые результаты доязыковых, низших знаковых средств общения и выражения мысли. Кинетические и соматические средства общения и сейчас активны в непосредственном обмене мыслями. Более того, язык заимствует невербальные знаки, переводя их в языковые в виде так называемых соматических фразеологизмов, сочетаний слов и отдельных слов, например: погрозить пальцем, поманить рукой, махнуть рукой на что-либо, сделать большие глаза, пожать плечами, топнуть ногой, погладить по голове.
Невербальные первоначальные средства общения ограничены во многих отношениях. Но такими они выглядят с точки зрения современных требований, с высоты современного развития человеческого мышления и взаимоотношений людей. В период становления человека неязыковые средства общения не имели чрезмерно конкретного характера.
Человеческое мышление имеет разные уровни отражения окружающего мира. Задачи общения могут ограничиваться поверхностным отражением и обозначением предметов. В непосредственном общении люди редко обращаются к понятию или образу. Обычно люди ограничиваются указанием на предмет. В таком общении знак и предмет отождествляются. Такая перцептивная функция знака была преобладающей, если не единственной в ту эпоху.
Ученые отмечают ассоциативное богатство, картинность и многозначность слов в первобытных языках. Не исключено, что у неязыкового древнейшего знака было много ассоциативных представлений и образов, он отличался явно не выраженной информационной насыщенностью.
На основе мнений ученых, исследовавших историю языка, можно в общих чертах, гипотетически, но с определенной долей вероятности представить некоторые черты первоначального языка.
1. Единицей общения в первоначальную эпоху языка, по общему признанию, было слово-предложение, то есть такое синкретическое, нерасчлененное образование, которое сочетало в себе в зародыше номинативную и предикативную функции. Не будучи расчлененным, слово-предложение заключало в себе определенные зачатки предицирования, поскольку так или иначе соотносило свое содержание с действительностью. Внутренне слово-предложение включало в себя такие психологические центры, которые соответствовали наиболее типичным реальным отношениям первобытных людей между собой, между человеком и действительностью (субъект -действие, субъект - действие - объект).
Сочетая в себе номинативные и предикативные функции, слово-предложение представляло собой внутреннее диалектическое противоречие. Выступая внутренним источником движения и развития, это противоречие в конечном итоге приводит к разделению этих функций в знаках и тем самым к расчленению слова-предложения.
Субъектом в первобытном слове-предложении выступал сам обозначаемый предмет. Герман Пауль и Гуго Шухардт утверждали, что первообразования, с которых началось формирование языка, соответствуют цельным чувственным образам и выступают как простейшие предложения, характер которых можно себе представить на примере предложений, состоящих из одного слова, типа: «Пожар!», «Красота!». «Первообразования тоже представляют собой одно лишь сказуемое, причем в роли подлежащего к нему выступает какое-нибудь чувственное впечатление».
Первобытный язык включал в себя незначительное количество слов-предложений. Об этом свидетельствуют данные этимологического анализа современных европейских языков. По мнению А.А.Потебни и Августа Потта, эти языки насчитывают 500—1000 исходных непроизводных корней. В первобытном языке слов-предложений было значительно меньше.
2. Ученые XIX в. вели оживленный спор о том, какими были корни первобытного языка - глагольными или именными? Оказалось, что этот спор лишен оснований, поскольку первые слова-предложения не были глаголом или именем в современном смысле слова. Слово-предложение было двучленно, поскольку называло и сообщало о чем-то. И только в результате длительной эволюции из этой синкретической единицы выделились два грамматических и смысловых центра - прототипы глагола и имени.
Соломон Д. Кацнельсон, исследуя семантику имен в языке отсталых племен, обнаружил, что они совмещают функции существительных и прилагательных и имеют развитую многозначность и образность.
3. С фонетической стороны первоначальный язык отличался незначительным количеством фонематических единиц, причем это были скорее слоги, а не отдельные, сложные по своему образованию звуки. Как считает О. Есперсен «простота фонетической стороны предполагает значительное развитие языка». Первобытная речь с фонетической стороны отличалась активностью, сопровождалась видимым проявлением чувств, страстностью, что наблюдают исследователи речи у современных отсталых племен.
Членораздельный звук формировался в первобытном слове-предложении. Так, например, Дмитрий Николаевич Кудрявский утверждает «Членораздельность речи возникает только в предложении». Это соответствует положению том, что генетически единицы языка, части речи, грамматические формы, словообразовательные аффиксы идут из синтаксиса.
В эпоху образования языка триада «язык - речь - речевая деятельность» выглядела совершенно иначе, она была в зачаточном состоянии. Основной в тех условиях была речевая деятельность, неразрывно связанная с предметной деятельностью. Язык и речь начинали только формироваться.