Истоки якутского язычества
Якутское язычество относилось к религиям самой ранней Диринг-Юряхской зари человечества. Она очеловечивает всю живую и неживую природу. Согласно тому очеловечиванию, каждое растение, каждый камень, каждое озеро, каждая гора, каждая зверина, рыба и птица имеют внутри себя своего внутреннего разумного человечка под названием «иччи», что под угро-самоди «Ии»-«чи» (человек-человек). Иччи наделяли всеми качествами человека: гора, облака, насекомые, дерево могли думать, радоваться, обижаться, мстить, помогать кому-то и т. п. Отсюда и деликатное отношение язычников ко всей живой и неживой природе. Именно от остатков подобного очеловечивания живой и неживой природы черпают свои волшебства все сказки планеты. Обряды якутов основываются именно на таком представлении об иччи. Иччи они делили на «добрых» и «злых». Само понятие иччи породило и такое представление, будто у самого разумного человека имеется своё внутреннее миниатюрное иччи, т. е. получалось так, будто внутри человека живет второй мини-человек - иччи человека. Чтобы отличить иччи человека от иччи остальной природы, его наделили другим термином - «кут» от самодийского «ку», «кут»-«человек», что соответствует русскому понятию «душа». Тот «кут» живет внутри живого человека, а после его смерти уводит существовать самостоятельно. Только после смерти единый «кут» человека распадается на 3 части: воздушный, водный и земляной его виды. Выходит, после смерти человек распадается на 3 части и никогда больше не объединяется воедино. Кроме «кут», человека и животных наделяли его зеркальной копией или его тенью, именуемой «сюр» от угро-самодийского «сю» - «зверь». Понятием «сюр» древние подчеркивали, что и человек относится к царству животных и зверей.
Pin It
Река Далдын. Лето. Якутия. Фото Виктора Солодухина
/* */ Когда человек болел, считали, что у него украли его «кут» или «кут» сам сбежал от человека. Когда «кут» съедал шаман или злые духи, человек умирал.
«Кут» умерших становился дьяволом. За исключением злых иччи природы, «кут» умерших был единственным источником пополнения армии якутских «абаасы»-дьяволов, от «угро-самодийского «аба» (мертвец) и «чи» (человек). Отсюда, «абачи» или по-якутски «абааhы» - «иччи мертвого человека».
Общение с иччи, т.е. с очеловеченными силами природы, якутское язычество осуществляло большей частью без жреческих услуг. Каждый верующий сам мог лично обращаться к любым иччи добрым и злым. Обращение производилось при помощи подношения предметных даров или угощения их через уста огня. Таким образом, иччи огня был постоянным посредником между людьми и иччи. Канонизированных молитв ещё не было создано. Их заменяли алгысы прозаические, стихотворные нередко с песнями. Начавших специализироваться в деле алгысов называли просто алгысчитами. Таковыми становились обыкновенные мастера слова или певцы. Православие их назвало «белыми» шаманами. Это был ляпсус, ибо «Айыы ойуна» в дословном переводе означал «божий дьявол». Само слово «ойун» - от угро-самодийского «йунг» - «дьявол». От того же угро - самоди и привозное «тангра» с типичной «-ра».
Якутские иччи имели угро-самодийские названия: Барыылаах от самодийского «вар» - «большой», «старший». Его параллели у угро-самоди: Барулак, Баруси, Сибчи, Сибучи. От последнего якутско-эвенкийский Сэ-бэки, Сэбэк и якутский сибиэн. Короче, истоки якутского язычества связаны с циркумполярным язычеством Севера. Тут опять та же навязчивая общность, с индейской культурой.
В отличие от крупных религий якутское язычество не создало специальных складов для накопления душ мёртвых, т. е. оно не имело ни ада, ни рая. Связано это с тем, что первобытное общество, породившее якутское язычество, не имело ни тюрем для наказания мёртвых душ, ни рая для ублаготворения душ курортными условиями. Это и понятно: первобытное общество не имело ни богачей с образцом райско-курортной жизни, ни карательных для поддержки отсутствующей власти, якутское язычество не создало и царя - диктатора душ - бога. Короче, якутская религия была религией без социальных богов. В условиях отсутствия ада и рая, язычеству якутов хранить контингент душ (кут) было негде. Поэтому допускалось, как в безотходном хозяйствовании, утилизация душ мёртвых путём вкладывания части из них в рождающихся детей, детенышей зверей, птиц и всякой живности. Так создавалось понятие многократного «перерождения» мёртвых. Таким путём якутское язычество избегло создания специальных складов для хранения мёртвых душ всех времён в виде рая и ада.
Надмогильное сооружение. Фото Попова
/* */ До утилизации души мёртвых вынуждены были жить в своих воздушных гробницах - арангасах или в надземных коробах-склепах - наземных «арангасах». В дневное время они из грабниц не высовывались. Зато после захода солнца шли они бродяжничать там, где раньше жили и работали, т. е. среди живых. Отсюда, названные позже «Срединным Миром» (Орто Дойду) было обиталищем и живых, и мёртвых. Так язычество обходилось без ада, заменив ад ночным временем.
«Ад» якутам привезло христианство. Оно запретило воздушные и наземные захоронения мертвецов и приказало обязательно под угрозой штрафов, закапывать их в землю. И это мероприятие не обошлось без социальных треволнений. После введения закапывания мертвецов в землю якутам пришлось позаимствовать у православия понятие о Подземном Царстве. Только его не называло адом. Тут творческая самодеятельность поработала с блеском. В качестве проходов в Подземное Царство использовали погребальные ямы. Хозяев Подземного Царства называли Арсан Дуолай (Зубастая Пасть) и Буор Мангалай (глотательное устье земли). Оба названия — иносказания погребальной ямы. Заселили это царство также своеобразно. Там поместили новопридуманных дьяволов: Илиэhэй (от русского «леший»), Дьаабыл (от «дьявол»), Адьарай (от библейского Азраил), Дьэгэ Бааба (от Баба Яга), Кээлээни (от чукотского «кэлэ» -«дьявол»), Чэчуэккэ (от русского «суседка») и т. п. В это Подземное Царство не ссылали грешников.
Принявши библейский ад, якутскому язычеству пришлось придумать и замену для рая. Только якутские небеса тогда были заняты самыми злыми из местных абаасы - небесными посылателями самых лютых морозов. Православие требовало те небеса как - то превратить в рай. Тут местная самодеятельность вместе с миссионерами разделили небеса на ярусы. На одном из тех ярусов оставались жить прежние небесные абаасы, а в ярусах по соседству поместили якутских Айыы, почти силком переселенных с поверхности земли в небеса.
Языческая самодеятельность создала и «царя-диктатора» для тех Айыы в лице Кун Айыы Тойон и Аан Алахчын Хотун. Прообразами той выдумки стали эпитеты русскому царю, придуманные в Якутии XVIII-XIX вв. Тогда царя якутская аристократия величала «Кун Судаар», «Epунг Ыраахтаа5ы». Из этих двух выражений скомпонован Кун Айыы Тойон. Причём слово «тойон» образовано от русского «тиун». Царь - мужчина не мог не иметь жену. И придумали таковую из изысканных комбинаций якуто-угро-самодийских слов: «Аан» - «Изначальная», «Ала» - «Великая», «Кчин» или «Хчин» - «Человек», «Хотун» - «госпожа». Эту супружескую чету наделили способностью вершить судьбы. Мысль, возможно, продиктована миссионерами для восславления своего царя подобным образом. Здесь иногда прилепляют поговорку «Чынгыс хаантан ыйаахтаах, Одун хаантан онгhуулаах», отвечающую на вопрос: «Кимтэн кииннээх, хантан хаан-наах?» В ней имя хана Чингиса не понятно. Слово «хаан» якуты приняли не за титул правителя, а сочли за указатель кровного родства. Поэтому они туда прилепили от себя выражение «Одун хаантан», т. е. от крови одунов или одулов. В самом деле, по родовому составу в этнос «якут» вошло значительное количество одунских или одулских родов: Одуну, Уотту, hотту, Уедэй, Уедугэй, Онту, Одул и т. п. Если бы понимали титул хана Чингиса, то русского царя не пришлось бы называть «ырaaxтаа5ы», а называли бы «русским ханом» или «русским каганом». Это опять лишнее свидетельство о том, что якуты ничего толком не знали ни о тюрках, ни о монголах.
ГЛАВА III