Специфика и виды ритуалов перехода
Ритуалы жизненных кризисов:
- церемонии жизненного цикла, связанные с биологическими кризисами (рождение ребенка);
- церемонии социальной трансформации (проводы в армию, на пенсию, свадьба);
- ритуалы духовной/религиозной трансформации (крещение).
3 этапа (Арнольд ван Геннен): разделение (открепление личноси или группы от ранее занимаемой соц./культурной позиции); фаза (в мифах) – умерщвление, сон; восстановление в новом статусе.
Мифологическое путешествие героя (Кэмпбелл).
В основе мифологического путешествия лежит ритуал перехода. Цель путешествия – обретение нового опыта, в результате которого прежняя личность умирает и рождается новая.
Фазы:
1.Исход: призыв к путешествию (оплошность может открыть таинственный мир; богами посылаются знаки); отказ от призыва->все равно вовлекается в путешествие; пересечение первого порога; «чрево кита»;
2.Инициация: дорога испытаний; встреча с богиней (возлюбленной); возвращение сестры, матери или возлюбленной; воссоединение с отцом (сказка о царе Салтане); обожествление; окончательная награда (эликсир бессмертия);
3.Возвращение: отказ от возвращения; волшебное бегство; спасение извне (Иван царевич и серый волк); пересечение порога на обратном пути (Золотая рыбка).
Познать себя – спуститься в глубины бессознательного. Человек обретает себя в ритуалах перехода.
Особенности личности шамана.
Шаман – человек, который имеет уникальных духовный опыт выхода в другую реальность и имеет трансперсональный опыт (выход за пределы своего тела). Считает себя посредником между двумя мирами. Обретает призвание двумя путями: спонтанно – духовный кризис, ломка сознания, похождение через территорию смерти; посвящение – путь ученичества, инициации (часто используются наркотики).
Инициация может восприниматься как: заключение брака с избавившим человека духом; выращивание (выкармливание) шаманской души духами предков; расчленение (пересотворение) его тела – варка в котле, перековка в кузнице, заливание под кожу магических кристаллов (ритуал перехода – создание новой личности, кристалл – символ мистического света, т. е. тело становится светоносным).
Атрибуты шамана: бубен (дерево – символ мироздания); специфический головной убор или маска; особый костюм (раскрашивание тела – например, под скелет – символ смерти); магические предметы – духи-помощники (иголочки, насекомые, веточки, пушинки, животные).
Ритуал перехода (путешествия шамана): исход (впадает в транс) – стадия пересечения границ; поединок в мире духов (с духами болезни, возврат жизненных сил) или переговоры; возвращение с элементами бегства.
Колдовство: значение и факторы «эффективности» (Леви-Стросс)
Факторы эффективности:
1.Особый психический фон, формируемый культурой. Определяет не только социальное поведение людей, но и их физическое и психическое состояние – набор определенных ожиданий, которые действуют в рамках этой культуры. Тройственность веры: вера колдуна в действенность своих приемов; вера жертвы (объекта воздействия) в могущество колдуна; вера всего общества в колдовство (подобие гравитационного поля).
2.Влияние социума – как окружение ведет себя по отношению к заколдованному. Проклятый оказывается в изоляции, фактически считается мертвецом. Все стараются отгородиться от него – > социальная смерть предшествует физической.
Агрессия: истоки и формы контроля. Ритуал как средство нейтрализации агрессии.
Агрессия – любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу.
Необходимы искусственные регуляторы: в природе есть равновесие средств нападения и защиты, а человек создал искусственные средства; у животных есть популяциоцентрический инстинкт – запрет убивать себе подобных; природа не породила более эффективного агрессора, который мог бы извне ограничить формирующегося человека.
Типы примитивных обществ по степени их деструктивности (Фромм).
Человек обучается агрессии – это социальное приобретение. .3 типа общества: жизнеутверждающее (миролюбивые культуры); недеструктивное, но все же агрессивное (эскимосы, инки); деструктивное – находятся в состоянии войны (ацтеки).
Любовь и брак в контексте разных культур: остров Самоа (Мид).
Сначала мальчики и девочки не общаются. В 14 лет повляются дружественные отношения. В 16-17 лет начинаются взаимоотношения. Формируются табу: отсутствие добрачной любовной связи подростков; связь девушки со взрослым мужчиной; любовь мужчины к юной и зависимой от него женщине. Официальный брак – не то, чем стоит гордиться. Одобряется связь между взрослым и юношей или девушкой, не состоящими в браке. Измена является приемлемой.
3 формы любовных отношений: тайные свидания под пальмами; церемониальные ухаживания (предполагается движение к браку. Соа – платный поверенный, через которого парень назначает свидание.); открытое бегство с возлюбленной; насилие над спящей девушкой.
Наблюдается стабильность в браке. Но и развод – легкий процесс.