Шмуэл Левин и Борух Левин (отец и сын)

«..225. Левин Шмуэл.»[33] Фото 5 (Шмуэл Левин)

Шмуэель Левин, по свидетельству Мирона Мордуховича, был образованным и скромным человеком, директором банка в Желудке. ( фотография из Книги The Book of Zoludek (Zheludok) and Orlowa; a Living Memorial (Belarus), Editors: A.Meyerowitz, Former Residents of Zoludek in Israel and the USA, published in Tel Aviv, 1967)

Борух Левин ( фотография из Книги The Book of Zoludek (Zheludok) and Orlowa; a Living Memorial (Belarus), Editors: A.Meyerowitz, Former Residents of Zoludek in Israel and the USA, published in Tel Aviv, 1967), его сын. Фото 6 (Борух Левин)

Шмуэл Левин и Борух Левин (отец и сын) - student2.ru Мирон Мордухович о Борухе Левине: «..он был очень способный мужик, слесарь высокого класса, ремонтировал оружие, немцы его пощадили. Отец его был директором банка, Шмуель Левин. Борух был хулиганистым парнем, но очень развитый. Во время войны он знал, что его убьют, поэтому он не жил дома, он перебрался в Лиду, в Лидское гетто. Там организовал группу, вооружил ее, и они в 1942 году перешли к партизанам. Он был награжден орденом Красного Знамени, его представили даже к званию Героя Советского Союза, потому что он взорвал там больше 20 эшелонов немецких. Он как раз после войны работал в милиции, потом ушел в Польшу, его хотели посадить, там столько запутанных дел было.. Он расправлялся с полицейскими, он стал начальником милиции, и он их арестовывал, которые спрятались, которые учавствовали в расстреле евреев. Он их вылавливал, и расстреливал без суда и следствия, за это его хотели арестовать, когда он узнал, он бежал в Польшу. Те, кто работал на немцев, сидели, конечно, спрятавшись. Раньше евреи прятались - теперь они так прятались, и уходили в другие области, некоторые уходили вместе с армией в Польшу, а в Польше они устраивались все очень прекрасно – он вывозили по несколько возов еврейского добра. В домах остались.. еды, конечно, не было. – мебель, вещи, одежда, все это они растасскивали..[34]

Нохум Шифманови о Борухе Левине : «Вместе со мной ушел Борух Левин. За ним полицейские охотились, он прятался до ухода в лес непрерывно. В отряде Борух стал легендой, спустил под откос 18 эшелонов, командование представило к Герою Советского Союза, но он это звание не получил. После войны Борух Левин уехал в Палестину и прожил там до 1981 г., скончавшись в возрасте 70 лет.»[35]

Нахум Шифманович

«..389. Шифманович Эрцл,жена Элька, дети Эня, Шлеймеле погиб в партизанах»[36]

Это родители, сестра и брат Нахума Шифмановича. В списке значатся еще около 30 человек их этой семьи.

Гриша Шифманович, сын Нахума, живет в Гродно, ему около 65 лет, приезжает на встречи 9 Мая, о нем рассказал Мирон Мордухович.

Нахум Шифманович (1922 г. р.) о своей семье и о себе: «..родители имели небольшую лавку тканей. Папа Гец страстно увлекался духовым оркестром, который сам организовал. Мать Элька была домохозяйкой и помогала в лавке, были еще брат Эня и сестра Шлейме. В Желудке были три школы с обучением на идиш, иврите и польском языке, две синагоги - старая и новая, помню раввина Сорочкина, были отделения организаций "hа-Халуц" и "Бейтар". Местечко находилось недалеко от границы и ходили слухи о преследовании евреев, о расстрелах не знали, говорили, что такой культурный народ, как немцы не способен на уничтожение невинных людей.
С началом войны руководство Желудокского района сбежало. За неделю безвластия до появления немцев (27 июня 1941 г.) крестьяне из деревень грабили еврейские дома, в основном те, где не были способны оказать сопротивление. Немцы сожгли местечко, остались только окраины, там устроили гетто. Жили в большой тесноте, несколько семей в комнате. Отношение к евреям изменилось. Одни из местных жителей пошли служить в полицию и сотрудничали с новой властью, другие были готовы помочь, но большинство оставалось равнодушными. В первые дни расстреляли шесть евреев, как бывших коммунистов. Потом убивали постоянно за малейшую провинность. Расстреляли 22 еврея, у которых во время работы не было желтых нарукавных повязок. Я был среди них. Сначала немцы не требовали с пристрастием их носить. Новый комендант однажды прибыл к месту работы и потребовал предъявить на построении повязки. Я достал свою повязку из кармана, у которой накануне оторвались тесемки, выпросил у стоявшего рядом булавку и заколол края. Мой товарищ - свою не нашел. Таких, как он, отвели в сторону, заставили выкопать могилу и расстреляли. Нам приказали засыпать убитых. Помню, один из них кричал: "Евреи! Не засыпайте, я еще живой!" Через три дня разрешили похоронить на еврейском кладбище. Когда откапывали их тела, в нагрудном кармане друга я нашел эту проклятую повязку, которая стала пропуском к жизни...
9 мая 1942 г. была проведена общая акция. Всех согнали в подготовленный за городом ров. Расстреливали немцы и полицейские из местных. Уцелел только мальчик Фишеле Зборовский, который голый выбрался из ямы и бежал, но потом снова попал к немцам. В погроме погибла вся наша семья, около 30 чел. - отец и мать, прекрасная танцовщица сестра Эня и другие. Мать успела спрятать только Шлеймеле, заложив его кирпичами в русской печи. Ночью он выбрался и бежал. После долгих мытарств нашел партизан и добился, чтобы приняли его в отряд. Шлеймеле (19 лет) блондин часто ходил в разведку, отличался дерзостью, всегда хотел быть впереди. В последнем бою его смертельно ранили.
Я уцелел только потому, что в момент расстрела работал в соседней деревне, откуда меня перевели в Лиду. В это время уже были партизаны. Однажды ночью пришел связной, чтобы забрать из гетто в лес хирурга Мясника. 15 октября 1942 г. мы с доктором и несколькими товарищами, имея неисправное оружие, ушли из гетто. Отношение партизан к евреям было разным. Некоторые сочувствовали, а другие - не скрывали своей неприязни. В отряде я был как все, ходил на задания, сидел в засадах, стоял в карауле.

Желудок освободили в июле 1944 г. "Начальство" (командиры, комиссары отрядов) остались на местах, организовывали местные органы власти, возглавили райком партии и райисполком. Рядовые партизаны влились в действующую армию, и пошли на Запад. После войны я демобилизовался, приехал домой, но жить больше в Желудке не мог, поселился в соседнем Щучине. Все годы работал, женился, построил новый дом, появились сын и дочь, дал им высшее образование, родилось четверо внуков. В 1990 г. мы все приехали в Израиль, решение это пришло не сразу, последнее слово было за детьми. Купили квартиру, дети работают, внуки учатся в университете. Дальше они уже сами будут строить свою судьбу (Архив автора. Письмо Нохума Герцовича Шифмановича из Холона от 4 июля 1994 г.)»[37]

Шейна Сорочкин

«..271. Сорочкин Шейна, дети Люба и Бен-Цион»[38]

О Шейне Сорочкиной рассказал Мирон Мордухович: «..наша улица была более зажиточная, раби жил в трех домах от нас. Он был старенький, с бородой, а дочка его была уже развратная девка. Она с еврейскими делами дела иметь не хотела, она была образованная, и она ходила в имение, она прекрасно говорилоа по-польски, они там выпивали, развлекались, а наши говорили раввину, что так нехорошо. Ее звали Шейнке, она тоже погибла, а вот муж ее не погиб. Он был молодой раввин, и она вышла замуж все-таки за этого молодого раввина, жили они в Желудке. Когда пришли Советы, раввина арестовали, отправили его в Сибирь, он там всю войну просидел, после войны был раввином в московской синагоге.»[39] Девичья фамилия Шейнке – Лурья, ее отца звали Цви Арье Лейб Лурья,его нет в списке расстрелянных. В списке значатся их родственники - Меер Лурья с семьей, и Соре-Эта Лурья.

На этой фотографии Раввин Сорочкин выступает в московской синагоге, после войны он стал там, по свидетельству Мирона Мордуховича, главным раввином. Фото 7 (Раввин Сорочкин)

Шмуэл Левин и Борух Левин (отец и сын) - student2.ru

Здесь представлены лишь немногие бывшие еврейские жители Желудка – всех их объединяет общее прошлое, никто из них не живет сегодня в родном местечке. Мирон Мордухович в своей книге упоминет о семьях Волчковских, Дубчанских, Берле Липшовиче, Нохуме – Велвке Грайжевском..Благодаря его воспоминаниям эти люди как бы снова возникают, возвращаются из небытия, вопреки все усилиям нацистов. О других - почти двух тысячах – желуудокцах – тоже необходимо рассказывать, чтобы вывести их для ныешшних желудокцев – из небытия.

Заключение

В рамках проекта «Вместе пишем историю», проводящемся в Желудке при поддержке немецкого Фонда «Память. Отвественность.Будущее», представляется необходимым постепенное открытое осмысление и обсуждение нынешними жителями поселка истории жизни и гибели евреев, «официальное» включение этого скорбного и трагического этапа истории Желудка в череду других исторических событий.

Для сегодняшних жителей Желудка «еврейская история» поселка остается сложной и социально не «проработанной» - практически все наши собеседники испытывали неловкость при упоминании «евреейской темы» в Желудке. Вероятно, что у многих из них на момент встречи с нами уже существовали определенные стереотипы, но не было достаточного опыта рассуждений и размышлений на эту тему, в процессе которых они могли сформировать свое мнение.

У некоторых информантов наблюдается общепринятая конформность и стереотипность в отношении к «еврейской теме»: «евреи работали в основном в торговле, были богаче белоруссов и русских и т.д.».

Часто настоящее отношение к евреям подменяется общепринятой доктриной « о мертвых или хорошо – или ничего»: одна из информанток, живущая между двумя бывшими еврейскими домами, очень настойчиво интересовалась, как и где будут использованы материалы и интервью. Услышав о возможной публикации сборника по итогам поездки, направив нас после беседы с ней к своей подргуе на интервью, информантка позвонила спустя некоторое время подруге по телефону, попросила нас взять трубку , и сказала: «о евреях пишите ТОЛЬКО хорошее – ТОЛЬКО хорошее!».

Мы расшифровали для себя этот контекст следющим образом:

  1. собственные высказывания этой дамы о еврееях, возможно, нельзя принимать за «чистую монету» , поскольку она сама ведь тоже руководствовалась этим принципом в своем рассказе.
  2. зная заранее о существовании негативного мнения, она предлагала нам не принимать его во внимание, и публиковать «только хорошее»
  3. как человек общественный, которому важен имидж поселка, информантке хотелось выставить поселок « в выгодном свете» , поскольку, видимо, по ее мнению, открытое выражение негативного отношения к евреям не приветствуется широкой общественностью
  4. учитывая глубокую религиозность информантки, возможно, она восприняла возможные потенциальные негативные высказывания как грех, и просила на таким образом «быть подальше от греха».

Говоря об известных личностях -уроженцах Желудка - , наряду с известными людьми – Врублевским, Бахаревым – уместно было бы назвать Мирона Мордуховича, автора книги о довоенном еврейском местечке Желудок, нашего современника, и других известных людей местечка, а также создать место памяти с поименным списком всех расстрелянных евреев Желудка и Орли.

Это должно было бы произойти в ближайшем будущем – пока живы последние уроженцы местечка, которые могут рассказать молодежи об истории местечка. Молодые жители Желудка, познакомившись с прошлым послека, были бы более отвественны в будущем – тогда бы название программы «Вместе пишем историю и думаем о будущем»[40] было бы в полной мере оправдано и применимо.

Конкретными шагами по осмыслению истории евреев могло бы быть:

  • Составление списка оставшихся в живых потомков и прямых участников событий в Желудке, приезжающих в День Памяти в поселок, установление с ними контактов со стороны жителей и Администрации поселка
  • Организация общей встречи для жителей поселка и потомков жертв Холокоста, поминовение погибших, с возможным участием представителя еврейской общины Гродно (?), кадиш (?)
  • Сбор материалов по истории местечка из личных архивов переживших Холокост, в государственных архивах и в интернете
  • Работа по созданию музея памяти местечка Желудок в помещении бывшей синагоги
  • Издание и популяризация среди жителоей поселка книги Мирона Мордуховича «Желудок»
  • Выявление исторических зданий местечка – синагоги, хедера, миквы, еврейских домов, посильная реставрация и консервация, обозначение их памятными досками (знаками) с указанием их прежней функции и значения.
  • Дальнейшая работа по сохранению еврейского кладбища
  • Создание единого мемориально-исторического проекта «Местечко Желудок»

[1] Ziwinskij_012_zhel

[2] Свидетельство собрано Леонидом Смиловитским: Свидетели нацистского геноцила евреев на территории Белоруссии в 1941-1944 гг., http://www.souz.co.il/clubs/read.html?article=2255&Club_ID=1

[3] Пивоварчик С.А. Желудок \\ Холокост на территории ССР: Энкиклопедия.- М:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Научно-просветительский центр «Холокост», 2011. С.307-308

[4]Моще Бирх, «День резни» (очерк), рукописный перевод с идиша М.Мордуховича, оригинал в The Book of Zoludek (Zheludok) and Orlowa; a Living Memorial (Belarus), Editors: A.Meyerowitz, Former Residents of Zoludek in Israel and the USA, published in Tel Aviv, 1967

[5] Morduchowitsch_012_zhel

[6] Gedrewistch_012_zhel

[7] Morduchowitsch_012-zhel

[8] Свидетельство собрано Леонидом Смиловитским: Свидетели нацистского геноцила евреев на территории Белоруссии в 1941-1944 гг., http://www.souz.co.il/clubs/read.html?article=2255&Club_ID=1

[9] Мордухович 012

[10] Алукевич 012 жул

[11] Ян францевич прусский

[12] Zhel_12_2_Guzen

[13] Morduchowitsch_012_zhel

[14] Номер согласно копии рукописного «Списка евреев м. Желудок, расстреляных немецкими фашистами 9 мая 1942 года», полученной в июле 2012 г. В Поссовете м. Желудок.

[15] Памяць. Шчучынскi раён. Минск, «Беларуская энцыклапедыя» 2001, стр.372 - 379.

[16] М. Мордухович, Мне всегда везло.. Статья в журнале «Корни», N40, www.shorashim.narod.ru/best.html

[17] Morduchowitsch_012_zhel

[18] Gedrevitsch_012_zhel

[19] Мордухович 012

[20] Мордухович 012

[21] Номер согасно копии рукописного «Списка евреев м. Желудок, расстреляных немецкими фашистами 9 мая 1942 года», полученной в июле 2012 г. В Поссовете м. Желудок.

[22] Ziwinskij_012_zhel

[23] Zhel_12_2_Guzen

[24] Morduchowitsch_012_zhel

[25] http://www.mod.mil.by/armia/pdf/2006n4/09.pdf

[26] http://www.belniva.by/news_full.php?id_news=22039

[27] Номер согасно копии рукописного «Списка евреев м. Желудок, расстреляных немецкими фашистами 9 мая 1942 года», полученной в июле 2012 г. В Поссовете м. Желудок.

[28] Zhel_12_2_Guzen

[29] Zhel_012_Guzen

[30] Zhel_12_2_Guzen

[31] Zhel_12_2_Guzen

[32] Morduchowitsch_012_zhel

[33] Номер согласно копии рукописного «Списка евреев м. Желудок, расстреляных немецкими фашистами 9 мая 1942 года», полученной в июле 2012 г. В Поссовете м. Желудок.

[34] Morduchowitsch_012_zhel

[35] Свидетельство собрано Леонидом Смиловитским: Свидетели нацистского геноцила евреев на территории Белоруссии в 1941-1944 гг., http://www.souz.co.il/clubs/read.html?article=2255&Club_ID=1

[36] Номер согласно копии рукописного «Списка евреев м. Желудок, расстреляных немецкими фашистами 9 мая 1942 года», полученной в июле 2012 г. В Поссовете м. Желудок.

[37] Свидетельство собрано Леонидом Смиловитским: Свидетели нацистского геноцила евреев на территории Белоруссии в 1941-1944 гг., http://www.souz.co.il/clubs/read.html?article=2255&Club_ID=1

[38] Номер согласно копии рукописного «Списка евреев м. Желудок, расстреляных немецкими фашистами 9 мая 1942 года», полученной в июле 2012 г. В Поссовете м. Желудок

[39] Morduchowitsch_012_zhel

[40] Местечко Желудок. Вместе пишем историю и думаем о будущем. Научно-популярное издание, 2011

Наши рекомендации