Б. Системы родственных связей

Если мыслить абстрактно, то ничто не мешает продлевать до бесконечности вертикальные оси семьи, уходя далеко в прошлое или проецируя их далеко в будущее. Однако совсем не так обстоит дело на практике. Все человеческие общества исключают из числа близких родственников поколения, предшествовавшие прародителям Я. Поэтому те, кто принадлежал к таким поколениям, отнесены в глобальную категорию предков или божеств. Из этого можно заключить, что как в обществах устного права, так и в обществах письменного права близким родственником считается лицо, которое мог лично знать Я или один из его потомков (достаточно напомнить, что в наших собственных обществах память очень редко идет дальше дедушек и бабушек и совсем редко дальше прадедушек и прабабушек). Однако мы знаем, что предки всегда находятся среди живущих, даже если воспоминание о их земной жизни стирается в памяти через несколько поколений. Тем не менее предки играют чрезвычайно важную роль в генеалогии.

Существует множество способов определения родства. Вместе с М. Аллиотом мы проведем различие между сообществами и группами родственников с тем, чтобы затем изучить вопрос о том, как эти родственники наследуют имущество.

Сообщества родственников – родня.Сообщества родственников состоят в основном из родни. Понятие «родня» объединяет всех лиц, с которыми данный индивидуум признает отношения родства. Содержание этого понятия может меняться: оно может либо включать всех кровных родственников до определенного колена, исклю-

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 85

чая свойственников; либо включать и тех и других; либо включать некоторых свойственников, исключая других. Члены родни, следовательно, всегда являются родственниками данного индивидуума, но в зависимости от выбранной формулы они не обязательно являются родственниками друг друга. С другой стороны, родня обычно включает в себя меньшее число родственников, чем другие родственные образования, такие, например, как род. Наконец, это сообщество весьма эфемерно: существуя лишь относительно данного индивидуума, родня исчезает вместе с ним, она не переходит к его потомкам. Ограниченность понятия «родня» еще более усугубляется за счет способа определения близости родственных отношений, который оперирует чаще всего понятием «степени родства».

По прямой линии количество степеней родства равно количеству поколений, отделяющих потомка от предка, а по побочной линии – количеству степеней, которые по прямой линии отделяют каждого родственника от общего предка (отец и сын являются родственниками первой степени, дед и внук – родственниками второй степени, дядя и племянник – родственниками третьей степени). Таким образом, индивидуум оказывается окруженным кругами родственников, смешивающих побочных родственников, потомков и предков и расположенных в порядке удаления (круг родственников Я первой степени включает в себя детей Я и его отца и мать; круг родственников второй степени включает в себя его братьев и сестер, внуков, бабушек и дедушек; круг родственников третьей степени включает в себя его племянников и племянниц, дядьев и теток, правнуков и правнучек, прабабушек и прадедушек и т.д.). Следовательно, индивидуум может иметь среди родственников одной степени лиц, которые не являются родственниками друг другу (прабабушка по отцовской линии не является родственницей дяди по отцовской линии).

Кроме того, подсчет по степеням идентифицирует как родственников лиц, которые в генеалогическом плане отстоят достаточно далеко от данного индивидуума (например, таким образом с данным индивидуумом связываются его внуки и внучки, его дядья и тетки). Такое положение не является тем не менее каким-то извращением: оно является плодом логики, которая превалирует в слабых и эфемерных родственных сообществах. Поэтому понятие «родня» очень широко распространено в современных обществах, характеризующихся индивидуализмом, доминирующим влиянием государства, которое предпочитает иметь дело с весьма рыхлыми семейными группами.

Однако родня может позаимствовать некоторые черты у родовых систем: в случае, когда для нахождения своих корней мы составляем генеалогическое древо, мы восстанавливаем группу родственников, идущих от общего предка, с которым мы связываем и себя. Равным образом, фамилия передается по отцовской линии, хотя этот принцип и ослабевает: об этом свидетельствует, в частности, объединение семьи вокруг матери, которое обычно имеет место в случае

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 86

развода; французский закон 1986 г. разрешает детям носить фамилию матери вместе с фамилией отца. Тем не менее родовая структура как характеристика групп родственников играет обычно значительно более важную роль в традиционных обществах.

Родственные группы: клан, потомство, род.Обратно тому, что может произойти в родственных сообществах, все индивидуумы, составляющие родственную группу, являются родственниками друг другу, поскольку все они происходят от одного предка, который может быть очень далеким и даже мифическим. В соответствии с положением этого общего предка вертикальная ось родства может быть более или менее длинной: от клана к потомству, проходя через род, как это показано на нижеприведенной таблице[24]:

Б. Системы родственных связей - student2.ru

Каков бы ни был избранный масштаб, в этих системах термин родство не является синонимом термина потомство. В однолинейной системе ребенок является потомком своих двух родителей, но он состоит в отношениях родства только с одним из них: с отцом, если речь идет о системе, основанной на отцовской линии, и с матерью, если речь идет о системе, основанной на материнской линии (тогда как в родственных сообществах понятия родства и потомства смешиваются: между родственниками по отцовской и материнской линиям нет никакого различия).

1) Потомство. Оно включает в себя потомков реального предка, который еще жив, по отношению к Я.

2) Клан. Клану соответствует максимальная длина вертикальной оси: он объединяет потомков реального предка, живого или умершего, с мифическим предком, который довольно часто является не человеком, а животным или растением. Таким образом,

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 87

клан основан на понятии мифического родства, тогда как потомство и род зиждятся на биологических родственных связях. Кланы чаще всего носят имена животных или растений, которые они используют для того, чтобы выделиться среди множества других клановых групп в соответствии с их тотемными верованиями.

3) Род. Объединяя потомков реального умершего предка, род занимает промежуточное положение между потомством и кланом. Генеалогическая широта рода сильно изменяется в зависимости от типа общества и может включать в себя от трех до десяти поколений. Род основывается лишь на времени через посредство родства. Он связан также и с пространством: подобно тому как в основе каждого рода есть предок, каждый род имеет свое родовое пространство, довольно обширное, на котором живут в данный момент потомки основателя рода. Род играет очень важную роль во многих традиционных обществах. Необходимо, следовательно, отличать друг от друга различные принципы родства, используемые здесь и отображенные на нижеприведенных таблицах[25]:

Б. Системы родственных связей - student2.ru

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 88

Б. Системы родственных связей - student2.ru

Б. Системы родственных связей - student2.ru

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 89

(родство по отцовской линии превалирует в Северной Африке. В Черной Африке и на Мадагаскаре распространено как родство по отцовской, так и родство по материнской линиям; реже встречаются общества, основанные на двухлинейном родстве).

Род играет ключевую роль в обществах, где политическая и родственная власть не дифференцированны. Поэтому в таких обществах родство ограничивается генеалогической общностью (при отсутствии политической власти такой общности достаточно для того, чтобы создать костяк общества), которая определяется потомством и брачными союзами. С другой стороны, родственные группы дифференцируются в зависимости от пола предка и характера родственной связи с ним. Возьмем, например, всех потомков по женской и по мужской линиям и будем рассматривать их как членов одного сообщества: это будет недифференцированное родство. Если же мы определяем родственные отношения в зависимости от пола предка, то речь может идти о родстве по отцовской или по материнской линиям, или же о двухлинейном родстве.

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 90

а) Однолинейное родство встречается очень часто и может быть родством по материнской или по отцовской линиям. В случае родства по материнской линии (система, существующая, в частности, у племени найяр (Южная Индия), у минангкабау (Индонезия), у тробриандов (Меланезия), у ашанти (Гана), у банту (Центральная Африка) и во многих обществах Юго-Восточной Азии) отношения устанавливаются исключительно от родственников по женской линии, имущество и социальное положение передаются также исключительно между родственниками по этой линии. Ребенок не принадлежит к роду своего отца и не получает наследства от него: «отцовскую» власть над ним имеет его единоутробный дядя, т.е. брат его матери.

Очень важно понять, что родство по материнской линии не имеет ничего общего с матриархатом: большинство систем родства по материнской линии являются патриархальными в том смысле, что имущество и социальный статут передаются от единоутробного дяди детям матери, а не от матери дочерям. Другими словами, эта система родства основана на женщинах, но работает на мужчин: единоутробный дядя является главой семьи, власть принадлежит мужчинам и их братьям. Роль мужа очень мала, чем и объясняется тот факт, что разводы очень часты, а процедура их упрощена до предела в обществах, основанных на родстве по материнской линии: у племени шо-шон (американские индейцы) если женщина хочет избавиться от своего мужа, ей достаточно просто выбросить его вещи из хижины.

Родство по отцовской линии встречается как в традиционных, так и в современных обществах. По мнению К. Леви-Строса, оно превалирует в обществах, где политическая власть отделена от власти родственной, так как очень сложно прийти к сосуществованию политической власти, осуществляемой главным образом мужчинами, и родственной структуры, основанной на материнской линии. В основном родство по отцовской линии основывается на тех же правилах, что и родство по материнской линии, за исключением пола главы семьи. Существуют, однако, и различия. Несбалансированность между двумя системами объясняется тем фактом, что мужчины в обоих случаях стремятся сохранить доминирующее положение. Родство по отцовской линии облегчает эту задачу, поскольку оно объединяет мужчин, тогда как родство по материнской линии связывает мужчин и женщин по принципу единокровия.

В системе родства по отцовской линии мужчины должны доминировать над своими супругами, так как род воспроизводится через их посредство. В системе родства по материнской линии мужчины должны удерживать своих сестер, так как эти последние дают жизнь детям рода. В системе родства по отцовской ли-

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 91

нии брачная компенсация (цена, уплачиваемая родителями жениха родителям невесты) очень часто более значительна, чем в системе родства по материнской линии, в которой жених отнюдь не заинтересован в том, чтобы платить высокую компенсацию, поскольку впоследствии жена очень легко может развестись с ним. Наконец, в особенности выбор места жительства супругами в разных системах родства влечет за собой разные последствия. Прежде всего следует отметить, что существует множество возможных вариантов:

А – супруги живут вместе с родственниками мужа по отцовской линии;

Б – супруги живут там, где жил муж до женитьбы, или там, где он решил жить после женитьбы;

В – супруги живут вместе с родственниками жены по материнской линии;

Г – муж переходит жить туда, где жила жена до замужества; Д – супруги живут вместе с братьями жены;

Е – муж является лишь сексуальным партнером и не живет вместе с женой (случай племени нагиар); жена, ее братья, ее сестры и их дети остаются жить в их родной деревне;

Ж – супруги свободны в выборе места жительства: у родителей мужа или у родителей жены; выбор этот зачастую диктуется экономическими соображениями;

3 – супруги живут поочередно по вариантам Б и Г или А и В.

В принципе, система родства по материнской линии должна отдавать предпочтение вариантам В и Г, а система родства по отцовской линии – вариантам А и Б. Однако эти две ситуации не являются строго симметричными. В системе родства по отцовской линии, выбрав варианты А или Б, супруги приобретают власть в своих семьях, тогда как в системе родства по материнской линии в случае выбора супругами вариантов В или Г власть в семье остается в руках братьев жены, в результате чего может иметь место соперничество между мужем и братьями жены. Такого соперничества не может быть ни в первом случае, ни в третьем случае, т.е. когда в системе родства по материнской линии супруги выбирают варианты А или Б: действительно, мужу не приходится жить с братьями жены, даже если они и стоят выше его в генеалогическом плане.

Так объясняются две констатации. С одной стороны, встречается мало обществ, где родство по материнской линии сочетается с вариантом В выбора места жительства. С другой стороны, в системе родства по материнской линии супруги, даже

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 92

выбрав сначала вариант В, затем переходят к варианту А[26]: даже если муж родом из другой деревни, жена переходит жить к нему. Это объясняется тем, что в обеих системах родства женщина является лишь представительницей мужского потомства, чем и объясняется ее более низкое положение по сравнению с мужчиной в большинстве человеческих обществ. К. Леви-Строс дает этому явлению совершенно четкое объяснение: «В случае родства по материнской линии рука отца или брата жены дотягивается до деревни зятя... За колебаниями, наблюдаемыми в системах родства при постоянстве выбора места жительства в доме родителей мужа, скрывается коренное отношение неравенства между полами, характерное для человеческого общества»[27].

Б. Системы родственных связей - student2.ru

Процессы сегментации[28]

Наконец, можно констатировать, что роды способны перестраиваться. Действительно, предпочтение, отдаваемое какой-либо одной линии, усиливает влияние демографических флуктуации между полами. Полигамия и усыновление (удочерение) могут помочь исправить положение, особенно в случае, когда ощущается

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 93

опасность угасания рода (сокращение числа потомков мужского пола в роде, основанном на родстве по отцовской линии). Однако может произойти и обратный процесс, т.е. чрезмерное увеличение рода. Тогда происходит сегментация, которая может осуществляться двумя способами: либо род делится ровно на два социально эквивалентных сегмента, либо один сегмент выделяется в результате деривации и будет рассматриваться как подчинный по отношению к первому. Сегментация происходит довольно легко в обществах, основанных на родстве по отцовской линии: для того, чтобы создать свою семью, каждый сын или брат должен лишь найти себе жену. В системе родства по материнской линии братья, которые уходят вместе со своими сестрами, должны еще найти им мужей. Могут также иметь место сближения между кланами либо на основе родства, либо для осуществления совместных акций (война, церемония, и т. п.). В этом случае союз между несколькими кланами носит название фратрии.

б) Двухлинейное родство было открыто в 1924 г. Рэдклифом-Брауном: каждый род имеет одну или несколько специфических функций. Характерным примером такого родства является племя яко (Нигерия). В этом случае земля наследуется по отцовской линии, а движимое имущество наследуется по материнской линии.

в) Недифференцированное или единокровное родство представляет собой решение, резко отличающееся от двух предыдущих: принадлежность к какой-либо родственной группе не основывается более исключительно на половом признаке. Все потомки какого-либо индивидуума являются членами его родственной группы и любой может наследовать от любого из своих родителей. Я является членом не одного или двух родов, а членом стольких родовых сообществ, в скольких он может определить свое место. Здесь мы вновь встречаемся с понятием родни, характерным для наших обществ и уже рассмотренным нами выше.

Вот таким образом организуются индивидуумы, поддерживаются и развиваются группы, которые они образуют с течением времени, отмеченного кончинами и рождениями. Как же обстоит дело с имуществом?

Наследование имущества.Дома утверждал: «Порядок наследования основан на необходимости поддерживать и передавать достояние общества от уходящего поколения к поколению, приходящему ему на смену»[29]. Это означает, что порядок наследования имущества отражает структурную организацию общества. Не стоит упрощать проблему путем противопоставления совре-

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 94

менных обществ, в которых порядок наследования является четко индивидуалистическим, традиционным обществам, в которых группа ставится намного выше индивидуума. В наших обществах воля индивидуума также подчиняется определенным правилам, и данный индивидуум не может распоряжаться своим имуществом исключительно по своей воле: наследство имеет и семейную, и общественную функции. Ниже мы увидим, что традиционные общества также не игнорируют полностью индивидуума, но они интегрируют его в общинный проект. Различия касаются в большей степени уровня, нежели природы наследования.

Первый принцип: режимы наследования отражают степень интеграции индивидуумов в группы. Эта интеграция вовсе не предполагает противопоставления прав индивидуума правам группы и тем более не стремится к полному их аннулированию. Задача ее состоит в том, чтобы привести эти права в соответствие с тем местом, которое данный индивидуум занимает в группе.

С одной стороны, имущество не должно распыляться между всеми социальными категориями. Только индивидуумы, которые могут представить доказательства генеалогической связи с общим предком, являющимся членом общества, могут обладать и передавать имущество. В соответствии с этим принципом во внимание принимается прежде всего положение бывшего владельца имущества в родственной группе. Чем выше это положение в родовой иерархии, тем легче определить новых владельцев этого имущества. Затем рассматриваются отношения между членами группы и бывшим владельцем имущества, причем предпочтение отдается лицам, которые в генеалогическом плане стоят наиболее близко к бывшему владельцу имущества. Эта близость зависит от типа родственных отношений: сын наследует имущество отца (в случае родства по отцовской линии), племянник наследует имущество дяди (в случае родства по материнской линии). Если правомочный наследник умер раньше наследодателя, имущество переходит к лицам, положение которых внутри группы аналогично положению правомочного наследника (выбор падает в этом случае на сына младшего брата отца или на сына младшей сестры матери). Можно также отдать предпочтение более младшему поколению и передать имущество внукам отца или сыновьям племянницы. Эти генеалогические условия ставятся перед индивидуумами, свобода наследования которых является очень ограниченной. Наконец, сам умерший имеет право на часть своего имущества: его наследники должны использовать часть наследства на организацию поминок и традиционных обрядов, которые проводятся периодически.

С другой стороны, наследуется не только имущество. Наследуются также функции супруги, детей, причем это происходит так же, как и с имуществом, поскольку наследование имеет

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 95

место по причине смерти, необходимо определить лицо, которое займет место умершего по отношению к лицам, с которыми он имел какие-либо особые отношения.

Наконец, если в наших собственных правовых системах право наследования не связано автоматически со смертью индивидуума (выделение наследства, дар и разделение имущества), то это явление еще более распространено в традиционных обществах: время наследования совершенно не одинаково. В том, что касается передачи материального имущества, наследование имеет место не в связи со смертью предыдущего обладателя этого имущества, а в связи с совершеннолетием наследника (Р. Вердье совершенно верно говорит о «наследовании по причине жизни»). Другими словами, в соответствии с правилами наследования дети получают от своих отцов или единокровных дядьев приданое или имущество, необходимое им в момент достижения ими совершеннолетия[30]. П. Бонт описал этот процесс так, как он происходит у туарегов Нигера: в случае женитьбы индивидуума или рождения его первого сына данный индивидуум получает часть стада, принадлежащего его отцу. Напротив, наследование общественных функций (колдун, целитель, землевладелец, глава рода) может иметь место только после смерти их предыдущего обладателя. Действительно, принято считать, что индивидуумом, наиболее готовым осуществлять руководство над родственниками, является самый старый из тех, кто был наиболее близок к предкам. Поэтому приходится констатировать, что и традиционные и современные общества имеют различные понятия в отношении времени наследования: в традиционных обществах наследование функций может иметь место после смерти, тогда как имущество может быть передано и при жизни его прежнего обладателя; в современном обществе наследование общественных функций и частных несемейных функций обычно имеет место при жизни тех людей, которые эти функции отправляют, тогда как имущество передается по наследству лишь после смерти его владельцев.

Второй принцип: наследственные режимы учитывают социально-родственную функцию имущества. Современное право имеет тенденцию отождествлять наследование имущества с переходом права собственности на имущество от умершего индивидуума к его наследнику. Напротив, традиционное право преследует цель организовать передачу имущества таким образом, чтобы обеспечить как монолитность групп, так и наследование в большей мере поколениями, нежели отдельными индивидуумами.

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 96

С одной стороны, ценность имущества зависит в меньшей мере от его экономической природы, чем от его связи с группой, владеющей этим имуществом (так, например, у народности серере при одинаковой экономической ценности делается различие между коровой, унаследованной от единоутробного дяди, и коровой, унаследованной от отца). Таким образом, нет единства наследства: поскольку экономическая ценность не является определяющей, она не может служить общим эквивалентом, применяемым к имуществу, имеющему различную природу. Равным образом, не существует и единства наследования ни на уровне имущества, ни на уровне функций, ни на уровне личностей. Имущество является родовым понятием: каждый человек через посредство своих родственников по восходящей линии связан с предком–основателем рода; равным образом имущество связывается прежде всего с лицом, которое первым его создало, получило или приобрело, а это лицо вовсе не обязательно является последним обладателем имущества. Отсюда вытекает возможность наследования прежде всего по боковой линии (от брата к брату) и затем возможность наследования младшим поколением. Когда право передачи имущества осуществляется по вертикали, оно основывается на принципах родства по материнской или отцовской линиям или на принципах двухлинейного родства. Это распределение между линиями родства зачастую усложняется различиями, учитывающими не только генеалогическое происхождение имущества, но также и его природу: некоторые виды имущества (обычно земля) передаются только мужчинам (как в случае родства по отцовской, так и в случае родства по материнской линии); другие же виды имущества (украшения, драгоценности) передаются только от матери к дочери. (Легко заметить, что наш институт предпочтительной передачи сельскохозяйственного или промышленного предприятия также использует этот принцип дифференцированного наследования имущества в соответствии с его природой.)

С другой стороны, некоторые типы имущества рассматриваются группами как имущество, необходимое для функционирования этих групп: в этом случае имущество наследуется всей группой и отдельные индивидуумы не могут по своей воле изменить этот порядок. Существуют также типы имущества, рассматриваемые как второстепенные и квалифицируемые как индивидуальное имущество: владельцы такого имущества имеют полную свободу распоряжаться им по своему усмотрению.

Несмотря на краткость этих пояснений, можно констатировать, что в отличие от современного права традиционное право делает гораздо меньшее различие между имуществом и человеком. Следует ли рассматривать этот факт как признак «инфантилизма»? Речь идет, скорее, о совершенно другой логике. В современных обществах государство отдает предпочтение индивиду-

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 97

умам, а не группам. В традиционном же обществе родственный характер имущества является одним из основных юридических выражений самого его существования. Поэтому вполне логичен тот факт, что государство коренным образом меняет эту тенденцию и в большей мере отделяет имущество от человека, отдавая предпочтение индивидуальной собственности: французское республиканское государство, провозгласившее свободу личности, всегда гордилось тем, что освободило индивидуума от принуждений, навязываемых ему группой. Мы имеем, однако, все основания для того, чтобы считать, что в этом случае человек лишь сменил хозяина и что свобода личности есть прежде всего могущество государства.

Существует, однако, еще один вопрос, на который нас обязательно наталкивает разнообразие структур, управляющих родственными отношениями: какие же причины вызывают такое разнообразие?

Гипотезы об основах дифференциации систем родства.Мы уже видели, что родственные структуры соответствуют обществам, в которых государство утверждает свое превосходство над родственными образованиями и что, по мнению К. Леви-Строса, дифференциация политической власти ведет к преобладанию отношений родства по отцовской линии. Однако, кроме этих нескольких замечаний, основанных преимущественно на факторах политического порядка, мы можем выдвигать лишь гипотезы.

Сравнительный анализ различных культур, проводившийся до настоящего времени, свидетельствует о важности экономических факторов. Д. Ф. Аберль подчеркивает также, что некоторые явления ведут к преобладанию родства по отцовской линии или усиливают его в ущерб родству по материнской линии: увеличение производительности труда и демографических размеров групп; увеличение доли мужского труда и собственности, принадлежащей мужчинам; повышение контроля мужчин над средствами производства; развитие неродственного контроля над политической организацией[31]. С другой стороны, системы родства по материнской линии более многочисленны в тропических и субтропических зонах, где дикие растения, собираемые женщинами, встречаются в большем изобилии, чем дичь, на которую охотятся мужчины. Кроме того, наблюдения, проведенные А. Одрикуром и Р. Крессуэллом, дают основание считать, что различные общества проводят параллели между методами, используемыми ими для выращивания различных растений и одомашнивания животных, и их понятиями родственных отношений[32]. Выращивание злаков осуществ-

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 98

ляется при помощи растения, имеющего половые признаки и порождающего очень различные и очень многочисленные виды. Климат и почва способствуют развитию одних культур в ущерб другим, в связи с чем сельскохозяйственный производитель должен проводить тщательный отбор семян. И, наоборот, выращивание корнеплодов подчиняется совершенно другим законам: каждый год сажают те же семена, в результате чего образуется набор клонов или набор корнеплодов, получаемых путем последовательной посадки.

Сельскохозяйственные производители, выращивающие злаковые культуры, часто занимаются интенсивным одомашниванием животных. В социальном плане они чаще всего являются ксенофобами и эндогамами. В политическом плане, в соответствии с западным опытом, они имеют тенденцию подчинять индивидуума государству и возвышать роль права. Наоборот, в странах Юго-Восточной Азии, где самой распространенной сельскохозяйственной культурой является ямс, т.е. растение, требующее минимума обработки (тогда как злаки необходимо сначала обмолотить и провеять), одомашнивание животных развито довольно слабо и в обществе преобладает мнение (это относится, в частности, к Китаю эпохи конфуцианства), что государство и право должны как можно меньше вмешиваться в повседневную жизнь.

В плане подтверждения того факта, что родственные структуры определяются экономическими факторами, можно сослаться на результаты исследований, предпринятых Драйвером и Массе-ем (1966), которые установили взаимозависимость между экономикой и родственными связями во всех индейских обществах Северной Америки. В обществах, в которых выживание обеспечивается главным образом за счет женского труда, преобладает выбор места жительства по месту жительства матери, родство по материнской линии и номенклатура родства по типу кроу. В обществах, в которых мужской и женский труд более или менее сбалансирован, преобладает свободный выбор места жительства, родство по обеим линиям и номенклатура родства гавайского типа. В обществах, в которых выживание обеспечивается главным образом за счет мужского труда, преобладает выбор места жительства по месту жительства отца, родство по отцовской линии и номенклатура родства типа омаха. Однако, если констатация этой взаимозависимости доказывает влияние экономических факторов (а кто может обоснованно заявить, что такого влияния не существует?), то это еще не доказывает, что экономические факторы играют определяющую роль: действительно, очень важно не упустить из виду, что эта взаимозависимость проявляется довольно слабо. Можно лишь согласиться с мнением М. Годелье, который утверждает, что другие факторы (политические, социальные, религиозные и т.д.) также оказывают ощутимое влияние.

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 99

По нашему мнению, все вышеизложенное позволяет сделать два основных вывода.

С одной стороны, материальные условия оказывают влияние на формирование структур родства, но одних их недостаточно для того, чтобы играть определяющую роль. Степень дифференциации политической власти также играет весьма важную роль. С другой стороны, преобладание мужского труда над женским способствует развитию родства в основном по отцовской линии: эта линия преобладает у всех кочевников-скотоводов (за исключением туарегов). Мужчины играют здесь основную роль, поскольку именно на них ложится основное бремя одомашнивания животных. Однако здесь можно говорить лишь о тенденции, так как во всех других обществах, материальная жизнь которых обеспечивается за счет других видов деятельности (охота, рыбная ловля, собирательство, сельское хозяйство, кустарные промыслы), в любую эпоху и независимо от способа производства можно наблюдать однолинейные, двухлинейные и недифференцированные отношения родства. Как пишет М. Годелье, мы с сожалением должны прийти к выводу, что «пока еще общественные науки оказались неспособны установить прямую связь между способом производства и общественным способом воспроизводства»[33]. Эта констатация не означает, что механизмы формирования родственных структур образуются по воле случая: туман, которым они закрыты от нашего изучения, объясняется лишь слабым светом прожекторов, находящихся в нашем распоряжении. К счастью, мы располагаем и более мощными «прожекторами», позволяющими более отчетливо видеть типы супружеских союзов.

Наши рекомендации