Как возобладать горячим пылом?
Ничто так не разогревает пыл искателя знания, как непрестанное изучение того, что сообщили нам наши предшественники, и размышления над их образом жизни.
Удивительно, как наши предшественники стремились к знанию, распространяли его, писали книги, как они умели использовать свое время, свою молодость и создали то, что потрясает ум, приводит в восхищение и разжигает пыл. Так давайте же изучать их образ жизни, руководствоваться их примером и следовать их пути!
Ты рассказал о них мне, Са‘д, и полюбить меня заставил еще больше,
Чем я любил их прежде. Так продолжай же, Са‘д, рассказывай подольше!
Ибн аль-Джаузи сказал: «Дорога ищущего совершенства в знании – это знакомство с сочинениями, которые дошли до нас, так пусть же он читает как можно больше. Ведь, познакомившись со знаниями, которыми обладали те люди, и увидев их горячий пыл, он отточит свой ум, у него появится стремление к величию, и не окажется книга без пользы… Вы должны изучать путь жизни наших предшественников, читать их произведения и то, что они сообщают, ведь непрестанное чтение их книг позволит вам увидеть их воочию, как было сказано:
Мне глазами увидеть те дома не случилось,
Но, быть может, увидеть смогу я, услышав о них?
Я расскажу о себе. Я не могу насытиться чтением книг. Если я обнаруживаю книгу, которую не видел прежде, то я как будто наткнулся на клад.
Я просмотрел список книг, хранящихся в медресе Низамия, и обнаружил, что он содержит 6000 томов. В списке были книги Абу Ханифы, аль-Хумайди, книги нашего учителя-шейха Абдульваххаба ибн Насира, книги Абу Мухаммада ибн аль-Хашшаба, представлявшие собой довольно тяжелую ношу, и другие книги, которые я мог осилить.
И если я скажу, что прочитал 20 000 книг, то это не все, и я все еще продолжаю читать. Я познакомился с этими книгами и получил (огромную) пользу, увидев образ жизни людей, их горячий пыл, то, как они заучивали и поклонялись, увидев их удивительные знания. И это не дано познать тому, кто их не читал.
И хвала Аллаху, я стал презирать то положение, в котором (сегодня) находятся люди, и нашел, что пыл тех, кто ищет сегодня знание, жалок»[105].
Ибн аль-Джаузи также сказал: «Если кто-нибудь спросит: “Что мне делать, если я пылаю желанием, но (Аллах) не дал мне того, что я ищу?”, то скажи: «Если (Аллах) лишает (человека) какого-то удела, то Он дает (ему) другой. Но невероятно, чтобы (Аллах) вознаградил тебя горячим пылом и оставил без помощи. Посмотри на себя, быть может, Он дал тебе что-то, но ты не возблагодарил Его, а, быть может, Он испытал тебя, (подвергнув искушению) страстью, а ты не удержался?».[106]
3. Примеры проявления горячего пыла
нашими предшественниками
и эпизоды из их жизни[107]
Повтори для меня их рассказ, о сказитель,
Их рассказ просветляет мой жаждущий ум.
Ибн Джарир ат-Табари на протяжении сорока лет писал по сорок листов ежедневно.
(Однажды) он спросил своих учеников: «Сможете ли вы осилить тафсир Корана?». Они спросили: «Каков его объем?». Ат-Табари ответил: «Тридцать тысяч листов». На что они воскликнули: «Жизнь прервется прежде, чем это осилишь!». Тогда он сократил его до трех тысяч листов.
Затем он спросил: «Сможете ли вы осилить историю мира со времени Адама до наших дней?». Они сказали: «Каков ее объем?». И он назвал такое же количество листов, как и в тафсире, на что ему ответили так же, как и в первый раз. Он воскликнул: «О Аллах! Утерян пыл!». Затем он продиктовал ее в объеме тафсира».
Абу Зар‘а сказал: «Я знаю наизусть 200 000 хадисов так же, как люди знают «Скажи: Аллах Един!»[108], а в тетради 300 000 хадисов».
Также он сказал: «Ахмад ибн Ханбаль знал наизусть миллион хадисов, и его спросили: «Как тебе удалось это знание?». Он ответил: «Я заучил (хадисы) и разделил их по главам».
Ар-Раби‘ сказал: «Аш-Шафи‘и здесь в Фустате жил четыре года и продиктовал 1050 листов. Вышла книга «аль-Умм» объемом в 2000 листов, книга «Сунан» и многие другие. И все это за четыре года, при этом он был очень сильно болен, и даже иногда, сидя верхом, он истекал кровью так, что она наполняла его штаны и обувь (т.е. он страдал от геморроя)».
Ибн ‘Акиль аль-Ханбали написал книгу «аль-Фунун», которая состояла более чем из 400 томов, согласно тому, что рассказал аз-Захаби. А Ибн Раджаб сказал: «Я слышал, как некоторые наши шейхи говорили: «Она состоит из 800 томов».
Ибн аль-Джаузи сказал: «Я собственной рукой написал эти 2000 томов книг, я стал причиной покаяния 100 000 человек, благодаря мне 20 000 иудеев и христиан приняли Ислам… и если я скажу, что прочитал 20 000 томов книг, то это не все, и я все еще продолжаю читать».[109]
Шейху-ль-ислам Ибн Таймийа, составляя книги, в день писал столько, сколько переписчик пишет за неделю и более.
Ознакомившись с биографиями ученых, особенно хафизов[110], узнаешь, что многие из них прочитывали огромные тома[111] (что, как правило, занимает очень долгое время) за несколько меджлисов[112] или дней.
В биографии[113] аль-Маджд аль-Файруз Абади, автора «Аль-Камус», говорится, что он прочитал «Сахих Муслим» за три дня, когда находился в Дамаске, и произн¸с следующие строки:
Хвалу воздаю я Аллаху за то, что в аш-Шаме, в Дамаске,
Что центром Ислама прослыл,
Рассказал я «Муслима» опоре Ислама имаму Бен Джахбалю,
И хафизам известным ученым мужам.
И с помощью Аллаха и с Его благодатью
Мне достаточно было трех дней.
Абу-ль-Фадль аль-‘Ираки в Дамаске прочитал Мухаммаду ибн Исма‘илу аль-Хаббазу сборник «Сахих Муслим» за шесть меджлисов подряд, а на последнем меджлисе прочитал более 1/3 книги. При этом присутствовал Зайнуддин ибн Раджаб, который сверялся со своим экземпляром книги.
В книге «Тарих аз-Захаби» в биографии Исма‘ила ибн Ахмада аль-Хири ан-Нисабури говорится: «Аль-Хатиб аль-Багдади в Мекке за три меджлиса прочитал ему «Сахих аль-Бухари», услышанный им от аль-Кашмихани: первые два из них состоялись ночью после вечерней молитвы (магриб) и до утренней молитвы, а третий – с утра и до рассвета (следующего дня)». Аз-Захаби сказал: «Я не знаю в наше время никого, кто бы мог сделать нечто подобное».
Ас-Сахави сказал: «Наш учитель-шейх Ибн Хаджар совершил еще более великое дело, чем его шейх аль-Маджд аль-Лугави. Он прочитал «Сахих аль-Бухари» за сорок песочных часов, «Сахих Муслим» – за четыре меджлиса, не считая заключительного, в течение двух с небольшим дней, «Сунан Ибн Маджа» – за четыре меджлиса, «Китаб ан-Насаи аль-кабир» – за десять меджлисов, каждый из которых продолжался около четырех часов, «Сахих аль-Бухари» – также за десять меджлисов по четыре часа каждый». Затем ас-Сахави сказал: «Самое быстрое, что ему удалось, произошло во время его поездки в аш-Шам, когда за один меджлис между полуденной и послеполуденной молитвами он прочитал книгу «Му‘джам ат-Табарани ас-сагир», в которой содержится около 1500 хадисов».
Они есть мужи, и быть названным мужем тому,
Кто с ними сравниться не в силах, не гоже.
Глава вторая