После ручного освобождения найтовов плот остается связанным с судном, без участия слабого звена
Есть устройства, у который освобождение найтовов происходит не со стороны гидростата, а со стороны их крепления к раме (поворотом рукоятки выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов). Такое устройство часто применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом.
В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки (этот режим считается экстренным и применяется в крайнем случае!). Каждая рукоятка зафиксирована шпилькой, предохраняющей от случайного срабатывания устройства отдачи найтовов.
Автоматическое освобождение
Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат - устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 м.
По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.
Гидростат режущего типа:
Установка гидростата режущего типа
Устройство гидростата режущего типа
Принцип действия
В исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленном на подпружиненной мембране.
Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 м внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается веревочная петля, удерживающая найтовы.
Плот остается связанным с судном только через слабое звено!
Гидростат разобщающего типа:
Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип действия, при котором освобождение фиксатора происходит из-за перемещения мембраны при достижении заданного давления. Жесткость пружины, удерживающей мембрану (а следовательно, и запирающее устройство), рассчитана на то, чтобы под давлением воды на глубине до 4 м произошло освобождение фиксатора, что в конечном счете, приводит к освобождению плота от найтовов.
Плот остается связанным с судном только через слабое звено!
Принцип работы шарикового замка: Подвижный шток, прикрепленный к мембране, может перемещаться внутри направляющего цилиндра. В верхней части цилиндра сделано несколько отверстий, в которых металлические шарики располо-жены таким образом, что при выдавливании их изнутри штоком, они частично вы-ступают за диаметр направляющего цилиндра. В отделяющейся головке имеется круговой паз, в который входят выступающие части шариков. Таким образом, отделяющаяся головка не может перемещаться, так как шарикам из паза некуда перемещаться. Если шток переместится вверх до положения, когда шарики окажутся на уровне шейки штока, то отделяющаяся головка может быть легко снята, так как ша-рики утапливаются внутрь направляющего цилиндра.
а) походное состояние | б) ручное разобщение | в) автоматическое разобщение |
Как уже говорилось, при погружении на глубину до 4 м происходит срабаты-вание гидростата, и плот освобождается от найтовов. Имея положительную плаву-честь, контейнер всплывает. Если судно продолжает тонуть, то пусковой линь вытягивается из контейнера. Когда весь пусковой линь будет вытянут, дальнейшее его натяжение откроет пусковой клапан на баллоне с газом.
Слабое звено
Прочность пускового линя, соединяющего тонущее судно с плотом, хотя и не достаточна для того, чтобы утянуть плот под воду (плавучесть плота в несколько раз превышает разрывную прочность линя), но может привести к повреждению плота в районе крепления линя к плоту.
Для избежания возникновения опасных напряжений в элементах плота, соединение пускового линя с судном делается через "слабое звено". Разрывная прочность слабого звена должна составлять 2,2 + 0,4 кН, что достаточно для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана.
ВНИМАНИЕ! В рассмотренных выше схемах крепления плота предусмотрено, что при ручной отдаче найтовов плот остается связанным с судном пусковым линем напрямую, исключая из связки слабое звено:
В данной конструкции и ручное, и автоматическое освобождение найтовов возможно только после освобождения отделяющейся головки, что достигается вертикальным перемещением штока: в ручном режиме - нажатием на педаль; в автоматическом режиме - перемещением мембраны при нарастании давления в негерметичной нижней камере при погружении под воду. Поскольку и ручное, и автоматическое освобождение найтовов происходит за счет разобщения гидростата и головки, то и вставка слабого звена возможна единственным способом - сделать его частью пускового линя. Внимание! В данной конструкции плот связан с судном через слабое звено, как при автоматическом, так и при ручном освобождении от найтовов!
|
Доставка плота на воду и посадка людей
Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в виде рисунков (или рисунков с пояснениями) наносится на контейнер плота и рядом с местом установки. Там же наносится схема элементов крепления.
Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15О со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае мало вероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам.
3) вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
4) раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить фалинь;
Если плот раскрылся днищем вверх. На днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и уперевшись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот.
Обычно, на днище с наружной стороны наносится схема действий для переворачивания плота в нормальное положение.
5) переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:
· можно спуститься по штормтрапу;
· можно спуститься по швартовному концу или пожарному рукаву;
· можно прыгать на плот с высоты до 4,5 м, если есть уверенность, что в нем нет людей;
· можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забираться в плот.
6) помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота);
Процедура доставки на воду спускаемого плота и посадка в него предусматривает следующие действия:
1) зацепить скобу подъемного устройства плота за гак лопаря плотбалки;
2) закрепить концы оттяжек и линя для удержания контейнера;
Оттяжки представляют собой лини, предназначенные для фиксации выведенного за борт надутого плота на уровне посадочной палубы во время посадки людей.
Линь для удержания контейнера - это линь, при раскрытии плота удерживающий части контейнера от падения в воду. Это делается потому, что в воде у борта могут оказаться люди или другие спасательные средства.
В походном состоянии эти лини не крепятся к судну, т.к. автоматическое раскрытие плота при затоплении судна возможно, если он связан с судном только пусковым линем.
3) освободить найтовы;
4) разнеся в стороны и удерживая оттяжки руками (для предотвращения закручивания контейнера вокруг вертикальной оси), поднять контейнер на высоту, когда стоп-марка на лопаре поднимется до шкива плотбалки;
Стоп-марка - отметка на лопаре, устанавливаемая с таким расчетом, что при раскрытии плота его вход оказывается на уровне посадочной палубы.
5) вывести плотбалку с контейнером за борт;
6)вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
7) раскрывшийся плот прижать к борту и закрепить оттяжки;
8)осуществить посадку людей;
9) отвязать или отрезать оттяжки;
10) опустить плот на воду;
11) разобщить гак с подъемным устройством плота;
12) помочь другим спасающимся забраться в плот.
Отход от судна
После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:
1) отрезать пусковой линь;
Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления фалиня.
2) выбрать плавучий якорь;
К плавучему якорю могут вести два линя - дректов и нирал (нирал может отсутствовать). Выбирать якорь следует при помощи нирала, при этом купол якоря легко сворачивается и не создает сопротивления выборке.
Если не удается зрительно различить дректов и нирал, то они различаются по натяжению. Когда якорь находится в воде, при наличии ветрового дрейфа дректов оказывается под нагрузкой, а нирал свободно плавает.