Происхождение человека. Норма, пороки и аномалии развития

Невозможно понять анатомию человека, не зная его происхождение, как вида – антропогенез (от греч. anthropos – человек, genesis – происхождение), исторического эволюционного развития организмов - филогенеза ( от греч. phylen – род), и процесса его индивидуального развития – онтогенеза ( от греч. оnthos – сущее), начиная с оплодотворения и кончая смертью, понять причину формирования пороков и аномалий развития органов.

Антропогенез человека.Изучение нормальной анатомии человека невозможно без определенного минимума знаний по антропогенезу. Поэтому мы считаем целесообразным привести краткий очерк современного состояния вопроса о происхождении человека.

Вопрос о происхождении человека всегда интересовал людей. В 1871 г. вышел в свет труд Ч. Дарвина «Происхождение человека», в котором убедительно доказано, что человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами. Движущей силой эволюции человека Дарвин считал естественный отбор, благодаря которому выработалась вертикальная походка и освободились руки. Однако, Дарвин не смог выяснить, какой фактор был ведущим в процессе превращения обезьяны в человека, стада обезьян в человеческое общество. Эта проблема была раскрыта Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», опубликованной в 1896 г. Позднее, многочисленные находки костных остатков и орудий труда ископаемых людей блестяще подтвердили справедливость теории Энгельса.

Сравнение скелета человека и других позвоночных, особенно млекопитающих, убедительно показывает общие черты в их строении: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей. В скелете конечностей человека и животных имеются одни и те же кости, хотя они отличаются между собой по форме и строению.

Человек относится к млекопитающим, т.к. имеет все признаки этого класса: внутриутробное развитие, диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе и ушные раковины.

Для доказательства животного происхождения человека, как и для доказательства исторического развития животных, особенно важны рудименты: подкожная мышца шеи, некоторые мышцы уха, покрытие кожи человека незначительным количеством коротких мелких волосков – остатки сплошного покрова, копчик в скелете человека состоит из четырех (реже пяти) недоразвитых, сросшихся между собой позвонков, червеобразный отросток слепой кишки человека – аппендикс, третий коренной зуб, рудимент третьего века во внутреннем углу глаза.

Животное происхождение человека также объясняет рождение людей с атавизмами. Так, известны люди, родившиеся с хвостом, с гусиным волосяным покровом тела, с дополнительными сосками.

По многим признакам наблюдается сходство в развитии зародышей человека и животных. У него закладываются жаберные щели, как у зародыша рыб, есть клоака, имеется хвост с числом позвонков до десяти, который впоследствии дегенерирует и от которого остается копчик и др. Особенное сходство обнаруживается между зародышами обезьяны и человека.

По строению и физиологическим особенностям к человеку ближе других животных стоят человекообразные обезьяны: орангутанги, гориллы, шимпанзе, и близкие к ним гиббоны. Они во многом напоминают человека: выражают чувства радости, гнева, печали, нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание. У них хорошая память, высоко развитая высшая нервная деятельность. Однако обобщать, мыслить отвлеченно, абстрактно, обезьяны не в состоянии. Человекообразные обезьяны не имеют хвоста, они могут ходить на задних конечностях, но опираются при этом на руки. У них на пальцах ногти, а не когти, 12-13 пар ребер, 5-6 крестцовых позвонков. В скелете и внутренних органах человекообразных обезьян наблюдается поразительное сходство. Все это доказывает их несомненное родство.

Однако, между ними существует огромное различие. Основу жизни человека составляет труд, изготовление и применение орудий, производство товаров и услуг. Человек живет в обществе и подчиняется законам его развития, т.е. социально-экономическим законам. Человек имеет ряд анатомических и физиологических особенностей. Только человек ходит прямо на двух ногах, и все его тело приспособлено к прямохождению. Объем человеческого мозга – около 1400-1600 см3, а человекообразной обезьяны – 600 см3. У человека сильно развиты мозговые борозды и извилины, люди обладают членораздельной речью. Человек способен мыслить отвлеченно, развивать науки и искусство. Таким образом, человек и человекообразные обезьяны состоят между собой в ближайшем родстве.

В условиях общественного труда возникла жизненная необходимость в органе речи. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян, претерпели ряд изменений, в результате которых появилась способность к членораздельной речи. Возникла вторая сигнальная система, под которой И.П. Павлов понимал слово. Это специфическая человеческая сигнальная система. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.

Палеонтологические доказательства происхождения человека.В процессе становления человека следует различать три стадии или фазы:

1) древнейшие люди;

2) древние люди;

3) первые современные люди.

Древнейшие люди. Переход от ископаемых человекообразных обезьян к человеку совершен через ряд промежуточных существ, совмещавших черты обезьян и человека – обезьянолюдей. Считают, что они появились около миллиона лет назад.

Питекантроп(от греч. «питекос» – обезьяна и «антропос» – человек) означает в переводе «обезьяночеловек». Он ходил на двух ногах, черепная коробка была у него такой же длины и ширины, как у современного человека, объем мозга достигал 900 см3, лоб сильно покатый, челюсти сильно выдавались вперед.

Интересны находки синантропа– китайского человека, жившего несколько позднее питекантропа. Однако, синантропы были более развитыми существами. Питекантропа и синантропа считают двумя видами первого подрода - обезьянолюдей (род людей). Они являются представителями первой начальной стадии превращения обезьяны в человека. От них произошли представители второй стадии очеловечения – неандертальцы – древние люди. Первые поселения неандертальцев относятся ко времени 400-500 тысяч лет назад. Они были ниже нас ростом, коренастые, ходили несколько согнувшись, объем мозга приближался к мозгу человека – около 1400 см3. Питались растительной и мясной пищей. Ученые полагают, что при общении между собой неандертальцы пользовались жестами, нечленораздельными звуками и зачаточной членораздельной речью. Неандертальца считают предком первых современных людей – кроманьонцев, живших 100-150 тысяч лет назад. Они выше ростом (180 см), с высоким прямым лбом и объемом черепной коробки до 1600 см3. Развитый подбородочный выступ свидетельствует о хорошем развитии членораздельной речи. Техника изготовления и отделка орудий труда и предметов быта много совершеннее, чем у неандертальцев. Человек уже умел ими копать, сверлить, знал гончарное дело. Приручал животных и делал первые шаги в области земледелия. Кроманьонцы жили родовым обществом.

Кроманьонцы и современные люди – вид Homo Sapiens – человек разумный, относящийся к третьему подроду – новым людям (род людей).

Так, поднявшись от животного мира, наши предки в результате сложного и длительного процесса становления человека, превратились в людей современного вида. Ведущими и определяющими факторами стали социальные факторы и законы.

Таким образом, в ряду позвоночных человек занимает высшее место, относится к типу хордовых – Chordata, подтипу позвоночных – vertebrata, классу млекопитающих – mammalia, характеризующихся живорождением и питанием новорожденных молоком матери. В классе млекопитающих человек относится к подклассу рождающих – theriax, имеющих плаценту и молочные железы, отряду приматов – primates, подотряду обезьян и человекообразных обезьян – anthropoidea, надсемейству человекообразных – hominoidea, семейству человека – hominide, и виду человек разумный – homo sapiens.

Данные палеонтологии, ископаемые остатки костей предков человека используются для понимания развития человека в филогенезе. Процесс эволюции животного мира носит название филогенез (от греч. phylos – род, происхождение). Строение тела человека – результат длительной эволюции животного мира. Изучению тела человека помогают материалы сравнительной анатомии, которая исследует и сопоставляет строение тела животных, стоящих на разных этапах эволюции.

Не менее важно понимать развитие конкретного человека на протяжении всей его жизни – от момента зарождения до смерти – в онтогенезе ( от греч. ontos – особь, индивид).

В процессе развития человеческого организма (онтогенеза) различают два периода: внутриутробный (пренатальный) и внеутробный (постнатальный). Внутриутробный период начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением ребенка. Он состоит из двух фаз – эмбриональной, продолжающейся до трех месяцев, и фетальной, продолжающейся от трех до девяти месяцев. Развивающийся организм в эмбриональную фазу называют эмбрионом, а в фетальную – плодом. Постнатальный период продолжается от момента рождения до смерти индивидуума.

Пороки и аномалии развития.Рассмотрение вопросов фило- и онтогенеза в курсе нормальной анатомии позволяет понять происхождение пороков и аномалий развития органов. Наука, изучающая пороки и аномалии называется тератологией (от греч. teratos – урод).

Порок развития (мальформация) – это стойкие морфологические и функциональные изменения органа или организма, возникающее в результате нарушений развития зародыша, плода или нарушений дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством. Для его устранения требуется оперативное вмешательство.

Аномалия развития (лат. аnomalos - несходный) или малый порок – это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающиеся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющиеся причиной косметических дефектов или заболеваний, особенно при воздействии на организм экстремальных факторов. Это отклонение не требует оперативного вмешательства.

Классификация аномалий и пороков развития представлена на следующей схеме:

Наши рекомендации