Отрицательные утверждения
В большей степени осознание нашей личности строится не на положительных утверждениях о том, кто мы есть. Говоря: "Мне нравится спорт" или "Я верю, что Иисус – Господь", мы определяем, кто мы есть, через положительные утверждения. Мы – спортсмены или болельщики и христиане.
Мы видели, как Бог показывает, кем Он является и кем не является. Так же, как Он обрисовывает Свои личные границы отрицательными утверждениями, поступаем и мы. Говоря: "Я ненавижу несправедливость", я заявляю о том, чего не принимаю, и это очень важное утверждение. Если я говорю: "Я не люблю науку", я делаю такое же по важности утверждение, как если бы я сказал: "Я люблю философию".
Многие люди не соприкасаются с переживанием своего "не-я". Мальчик, у которого не было никакого таланта к медицине, не слишком твердо заявлял об этом своим родителям, – о том, что дар Эскулапа не является частью его "я". Он должен был кричать "Я ненавижу медицину" до тех пор, пока кто-нибудь не услышал бы его. Но отрицательные утверждения проявляются в разных формах. Плохая успеваемость в институте и полный провал на практике – форма, в которой проявились отрицательные утверждения этого мальчика. Отрицательные утверждения – это реальность. Точно также, как мы должны принимать ответственность за то, что находится внутри наших личных границ, мы должны признаваться себе в том, что лежит за пределами наших границ.
Прекрасный пример отрицательного утверждения приведен в истории, рассказанной Иисусом, о двух сыновьях, работавших на своего отца:
"У одного человека было два сына; и он, подошед к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И подошед к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь»; и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Мф. 21:28-31).
Второй сын не знал, кем был на самом деле. Он не хотел работать в винограднике, но не мог сказать: "Я не пойду". Таким образом, он не имел контакта сам с собой. Первый, потому что смог сказать "нет", был в контакте с собой, и этого было достаточно, чтобы позже сказать "да". Люди этого типа умеют говорить "нет", и потом их "да" значит очень много. Мы должны быть в связи со своим "нет" и контролировать его, иначе позже оно будет контролировать нас. Второй сын не владел своим "нет", и оно завладело им. "Нет" всегда проявляется в какой-либо форме или манере поведения. В этом случае "нет" проявилось в намеренном промедлении.
Некоторые отрицательные утверждения могут быть такими: "Нет, мне не нравится выступать перед большой аудиторией", "Нет, мне не нравится, когда ты дразнишь меня при других людях", "Нет, я не буду работать за такую оплату", "Нет, я не разрешаю ругаться в моем доме", "Нет, мне не нравится кокаин", "Нет, я не хочу, чтобы ты прикасался ко мне", "Нет, я не согласен с твоим мнением", "Нет, мне не нравится этот фильм, ресторан" и т.п.
Находясь в контакте со своим "не-я" переживанием, мы сможем по-настоящему отделить себя от окружающего мира. Если мы не можем сказать, кем не являемся, у нас не остается надежды на освящение, потому что мы не можем ненавидеть зло и отделиться от него. Люди с нечеткими границами не могут отвергнуть то, что не относится к ним. Если мы не можем сказать, что такое "не-я" на уровне нашего тела, чувств, установок, действий, мыслей, способностей, решений, желаний и границ, мы не сможем оградить душу от вредного влияния. Мы будем принимать то, что не принадлежит нашему "я"; это могут быть хорошие вещи, но они не являются истинно нашими, и плохие, которые вообще не должны принадлежать кому-нибудь. В любом случае, это – "не-я".
Для Сэнди "не-я" утверждение звучало бы следующим образом: "Мама, я люблю тебя, но этот День благодарения я не хочу проводить дома. Я хочу провести его со своими друзьями". Если ее мать разозлилась бы, Сэнди могла возразить: "Мне жаль, что ты злишься на меня, но тебе придется смириться с этим. Тебе придется изменить свои планы на День благодарения, потому что я не приеду".
Может быть, это звучит грубо, но прямолинейные утверждения необходимы для людей, которые любят контролировать других и при этом не признают своей ответственности за собственные разочарования. В действительности, это утверждение помогло бы Сэнди больше, чем ее матери. Это помогло бы ей понять, кто за что отвечает. Если ее мать настолько контролирующий человек, что обвиняет дочь в своих огорчениях, она все равно не услышит правды.
Чрезвычайно важно уметь делать отрицательные утверждения. Мы должны быть в состоянии сказать, что такое "не-я", чтобы обрести свое "я". То, что нам нравится, не будет иметь значения до тех пор, пока мы не узнаем, что нам не нравится. Наше "да" не имеет значения, если мы никогда не говорим "нет". Выбранная мной профессия не принесет удовольствия, если я думаю, что с ней может "справиться кто угодно". Наши мнения и мысли очень мало значат, если их нечему противопоставить.
Глава 7