Этапы развития первобытной цивилизации
Каменный век. Палеолит (1 млн. ― 13 тыс. лет назад)
Период раннего палеолита 1 млн. — 150 тыс. лет до н.э. (от греч. «палео» ― «древний» и «литос» ― «камень»). Основной тип человека: «питекантроп», «синантроп». Люди ашелльской культуры в основном пользовались дарами природы и пожирали себе подобных. Однако умели изготавливать каменное универсальное орудие ― обоюдоострое рубило, 300–200 тыс. лет назад научились пользоваться огнем (многометровый слой золы в кострище в пещере Чжоукоудянь; кострища возрастом более 1 млн. лет назад обнаружены в Африке). Основной тип социальной организации ― первобытное стадо ― непостоянные небольшие сообщества первобытных людей, организованные с целью добывания пищи. Господство потребляющих форм хозяйствования: собирательство, охота и рыболовство.
Период среднего палеолита 150—40 тыс. лет до н.э.В результатенаступления ледниковогопериода 100 тыс. лет назад резкого ухудшились природные условия на территории России, Центральной и Западной Европы. Важнейшим условием выживания стало умение пользоваться огнем (для обогрева жилища, приготовления пищи и защиты от хищников). Исследования археологов позволили проследить усовершенствование орудий труда и охоты из кости и заточенного камня ― обоюдоострые рубила, отщепы для разделки туш, деревянные копья с каменными наконечниками, скребки. Преимущественно питались мясом за счет охоты и каннибализма.
Основной тип социальной организации ― матриархальный род, что было обусловлено более важной ролью в сохранении рода женщин. Женщины давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами.
Характерно появление первых мистических/религиозных верований (похороны мертвецов и украшение могил цветами). В период контактов с сапиенсами возникли зачатки искусства (ожерелье из когтей медведя, «флейта» из кости, «скульптура»).
В результате обострения борьбы за источники пропитания и неспособности приспособиться к новым условиям существования множество стад первобытных охотников-неандертальцев погибло.
Период позднего палеолита (40—13 тыс. лет до н.э.). Утверждение в Евразии и Африке человека кроманьонского типа (30—20 тыс. лет до н.э.). Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы.
Основной тип социальной организации ― родовая матриархальная община, характеризующаяся относительной оседлостью. Родовая община ― постоянный коллектив людей, связанных кровными узами, обладающих общим имуществом и ведущих примитивное совместное хозяйство; характерно уравнительное распределение материальных благ при наличии гендерной и возрастной стратификации общества, как единственных форм разделения труда. Род регулировал брачные, хозяйственные и религиозные отношения.
На данном этапе возникла языческая религия, которая проявлялась в 4-х формах: тотемизм (вера в происхождение рода от одного предка), анимизм (вера в наличие души), магия (колдовство) и фетишизм (убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу). Вера в благоприятные или неблагоприятные приметы ― фетиш,вызвала необходимость создания фигурок животных и амулетов, приносящих удачу владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший кровь врага или съевший его сердце, приобретает особую силу.
Произошел качественный скачок в культурном развитии: возникновение искусства (наскальная живопись), ускорение технического прогресса, усовершенствование приемов охоты (негативное последствие —вымирание крупных животных 10 тыс. лет назад).
Эпоха мезолита 13—8 тыс. лет до н.э. (от греч. «мезос» ― «средний» и «литос» ― «камень») характеризуется благоприятным изменением природных условий. Отступление ледников создает условия для заселения новых территорий. Численность населения Земли составляла 10 млн. человек.
Основной тип социальной организации ― родовая матриархальная община. Основные занятия человека: собирательство, охота, рыболовство, приручение животных (собака, свинья). Усложнение процесса изготовления и появление новых орудий труда: лук, долото, топор, ножи, копья, лодки и др.
Эпоху мезолита характеризует наступление нового этапа в познании мира, о чем свидетельствует развитие наскальной живописи, изготовление украшений (бус) и статуэток с изображением людей и животных. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в искусстве. Многие из них связаны с ритуалами и обрядами первобытной магии. Охоте, лечению больного, выбору пары предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита изготавливали ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.
Особое значение придавалось усложнению похоронного ритуала. В погребения клали украшения, орудия труда и запасы пищи, что доказывает наличие убеждения в существовании потустороннего мира жизни человека.
Укрепление веры в высшие силы, которые могли помогать или вредить, вызвало необходимость жертвоприношений в виде части добычи или человеческих жертвоприношений. Заметную роль в жизни первобытных племен начали играть жрецы (шаманы, колдуны),
Формирование ранней социальной стратификации первобытного общества: вожди (избирались самые сильные и опытные охотники), старейшины (наиболее опытные члены рода) и жрецы (обладали умением общаться с высшими силами, знатоки целебных трав).
Эпоха неолита 8—3 тыс. лет до н.э. (от греч. «неос» ― «новый» и «литос» ― «камень»). В 10 тыс. до н.э. человек идеально приспособился к условиям среды обитания, и как господствующий вид, утвердился на всех континентах земли. Однако совершенствование орудий охоты привело к массовому истреблению животных, что подрывало основы существования первобытных людей. Платой за прогрессстал голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции. Это был первый в истории кризис развития цивилизации, решение которого шло 2-мя путями:
1. Племена экваториальной зоны Африки, Южной Америки, островов Юго-Восточной Азии и Тихого океана, Австралии, Севера Европы как бы замерли в развитии и познании окружающего мира. Система запретов (табу), ограничивающая охоту и потребление пищи, предотвращала рост населения, препятствовала изменению образа жизни и развитию знаний. Это привело к сохранению мезолитического типа хозяйства и культуры.
2. На территории современных государств ― Египте, Иране, Ираке, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу ― где были благоприятные природные условия, произошел прорыв на качественно новый уровень развития. Люди перешли к осознанному преобразованию природной среды, что создало условия длянеолитической революции ― переходу от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности, от охоты к скотоводству (первая отрасль), от собирательства к земледелию. Неолитическая революция создала условия для возникновения первых аграрно-скотоводческих культур, в которых рост производительности труда способствовал увеличению количества продуктов в рационе питания.
Произошли существенные изменения в структуре общественных отношений. Углубилось общественное разделение труда.
І разделение труда ― из земледелия выделилось скотоводство;
ІІ разделение труда ― самостоятельное значение приобрел ремесленный труд (ткачество, гончарство, изготовление лодок и колесных повозок, приводимых в движение лошадьми, волами и ослами). Усложнилась специализация труда между ремесленниками (одни поселения специализировались на оружии, другие ― ткачестве или изготовлении посуды).
ІІІ разделение труда ― возникновение избытков продукции стало основой развития торговли, выделение торговли из производственного цикла. Господствующей формой оставался натуральный обмен между племенами, расширение которого вызвало необходимость в едином эквиваленте стоимости товаров ― деньгах.
Постепенно в обществе зарождалось имущественное неравенство. Вожди, жрецы, умелые ремесленники стали накапливали имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.
Изменения были характерны в области гендерных ролей в обществе. Для раннего периода первобытной цивилизации (от палеолита до развитого неолита) характерно существование матриархата. Матриархат (лат. Mater ― мать і грец. άρχη ― власть) ― особая форма первобытного общества, в котором родовые группы создавались на основе родства по женской лини. В период раннего матриархата (палеолит и ранний неолит) основой равноправного положения полов в обществе было занятие женщин собирательством, мужчин ― охотой, примитивным рыболовством занимались представители обоих полов. Развитый матриархат характеризовался ведущим положением женщин в обществе, что определили новые отрасли хозяйствования ― мотыжное земледелие, развитое рыболовство и разведение домашнего скота.
Ячейкой матриархатного общества была материнская семья ― большая группа (200‒300 особ) близких родственников по женской линии, которые выступали хозяйственными единицами, коллективно владеющие родовой общинной землей. Во главе материнского рода стояла старшая женщина. Характерным явлением была полиандрия (многомужество).
В эпоху неолита люди продолжали жить большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Для избегания генетического вырождения мужчины и женщины из одного рода не могли вступать в брак друг с другом. Девушек отдавали замуж в другие рода, из них мужчины брали себе жен. Из рода в род переходили женщины, мужчины оставались постоянным ядром своей семьи. Степень родства стала учитываться по мужской линии. В некоторых племенах женщины выполняли функцию своеобразного товара, который одна семья продавала другой. При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, оставалось в ней.