Мудрые изречения и полезные наставления
|
во владениях своего господина.
Страсти мира этого подобны игре воображения, и невежественный способен видеть лишь явное, тогда как разумный видит то, что за завесой.
Увидели они зёрнышко желаемого, но когда протянули руки к нему, чтобы взять его, взоры их увидели нить силка и они взлетели на крыльях осторожности и снова пустились в путь:
«Если бы только мой народ знал, что мой Господь простил меня и что Он сделал меняодним из почитаемых!» (сура 36 «Йа Син», аяты 26-27).
Некоторые люди увидели всё сущее и поняли цель свою в этом мире и приготовились к отъезду, прежде чем настало время отправляться в путь, приложив усилия для следования прямым путём. А другие заняты чем-то не-
значительным, тогда как они преодолевают огромные расстояния, а птицы страстей в силках ждут заклания.
Две лисы попали в капкан, и одна из них сказала другой: «Где мы теперь встретимся?» А вторая ответила ей: «Через два дня в месте для дубления шкур».
Клянусь Аллахом, дни были всего лишь сном, а потом они [искренние верующие] проснулись одержавшими победу.
Прошлое мира этого — сон, будущее его — бесплотные мечтания. А между ними — время, которое тратится напрасно.
Как обретёт благополучие тот, у кого есть жена, которая не проявляет милосердия к нему, отпрыск, который не принимает его оправданий, сосед, от которого можно ожидать зла, друг, который не относится к нему чистосердечно и не даёт ему благих советов, компаньон, который не относится к нему справедливо, враг, который враждует с ним постоянно, не смыкая глаз, душа, которая побуждает к дурному, мир этот, приукрасивший себя, влечения, восстающие против него, страсть, которая одолевает его, гнев, с которым он не может справиться, шайтан, приукрашивающий для него [скверное], и слабость, которая подчиняет его себе?..
Если Аллах помогает ему и приближает его к Себе, то всё это не выдерживает противостояния с ним, а если Аллах оставляет его без помощи и предоставляет его душе его, то она набрасывается на него и губит его.
Когда люди отвернулись от обращения за решениями к Корану и Сунне, и перестали судить в соответствии с ними, и стали считать, что их недостаточно, и обрати-
лись к мнениям, аналогиям, тому, что им казалось благим, и словам шейхов, то их естественная природа начала портиться. Б сердца их вошёл мрак, понимание их исказилось, разум пришёл в негодность, и всё это ослепило и одолело их, и в соответствии с этим воспитывался малый и доживал до дряхлости пожилой, и им не казалось это порицаемым!
И тогда к ним пришло другое государство, в котором нововведения заняли место Сунны, душа — место разума, страсть — место благоразумия, заблуждение — место прямого пути, порицаемое — место одобряемого, невежество
— место знания, совершение дел напоказ — место искренности, ложное — место истины, лесть — место чистосердечия и благого совета, притеснение — место справедливости. И всё перечисленное взяло верх и обрело силу, а приверженцы этого стали важными и влиятельными людьми, хотя прежде вес имели противоположности этих вещей и авторитетом пользовались приверженцы этих противоположностей.
И когда ты увидишь, что эти вещи берут верх и их знамёна зареяли высоко, а войска устремились вперёд, и под землёй, клянусь Аллахом, находиться стало лучше, чем на её поверхности, то у вершин гор находиться станет лучше, чем на равнинах, и находиться в обществе зверей будет лучше, чем находиться в обществе людей.
Земля вздыбилась, небеса потемнели и явилось нечестие и порча на суше и в море из-за несправедливости грешников, исчезла благодать, блага стало очень мало, звери сделались истощёнными и жизнь стала скверной из- за нечестия нечестивцев, и дневной свет и ночная мгла плачут из-за скверных деяний и отвратительных поступков, и благородные писцы и ангелы, которые, сменяя друг друга, приходят к Господу, жалуются Господу
своему на множество мерзостей и на то, что порицаемое и отвратительное берёт верх. Это, клянусь Аллахом, предостережение от грядущего потока наказания, тучи которого уже сгустились, и ночь обещает принести с собой беду, такую чёрную! Отойдите же с пути этого потока с помощью искреннего покаяния, пока ещё есть возможность покаяться и врата покаяния открыты... Как будто вы уже стоите перед дверью, которая закрылась, и перед залогом,
который уже недоступен28, и перед грехом, который уже записан: «А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся»(сура 26 «Поэты», аят 227).
Выкупи душу свою сегодня, ибо рынок открыт, цена имеется и товар дёшев, но придёт день, в который у тебя уже не будет доступа к этому рынку и этому товару — ни '. к малому его количеству, ни к большому: «Это — День ..взаимного обделения»(сура 64 «Взаимный обман», аят 9); «В тот день несправедливый станет кусать свои руки»(сура 25
«Различение», аят 27).
Если тыневзял с собой запас — богобоязненность, И встретил в День сбора тех, кто запасался, Ты пожалеешь, чтоне сделал тоже самое,
И не обрёл того, что обрели они...
Деяния, совершаемые без искренности и следования [Корану и Сунне], подобны путнику, наполняющему сосуд свой песком, который только обременяет его и не приносит ему никакой пользы.
28То есть стал собственностью того, кому он был оставлен.
Когда обременяешь сердце тревогами и тяготами мира этого и перестаёшь уделять внимание тому, что связано с религией, хотя это — твоё пропитание и жизнь твоя, то ты уподобляешься путнику, который нагружает своё верховое животное сверх его сил и при этом не кормит его должным образом — очень скоро оно остановится под ним.
Распыляющий силы свои жизнь проживает Растерянным, — не победа и не поражение...
Спешащий погонщик, увы, ни над чем не властен, Ведь не все животные достаточно быстры, Осторожнее пусть ступают копыта животных, Ибо они попирают лбы и щёки под ними...
Для того, кто видит вдали блеск благополучия, нетрудно перенести горечь терпения.
Цель — первое в расчётах и последнее в существовании, начало с точки зрения разума и конечная остановка на пути.
Слабость — твоё привычное состояние, а если бы пыл твой поднялся до дел великих, то тебе бы светили лучи решимости.
Поистине, люди превосходят друг друга своими стремлениями, а не внешним видом.
Поистине, из-за низости своих стремлений чистильщик колодцев оказывается в колодце с нечистотами.
Тебя отделяет от преуспевших гора страстей; они остановились перед ней, а ты — позади неё.
Преодолей же оставшееся расстояние, и ты присоединишься к ним.
Мир этот — место состязания. Пыль поднялась, и не видно победителя, и в этом месте есть и всадники на лошадях, и двигающиеся пешком и едущие на ослах с плохими сёдлами.
Ты увидишь, когда пыль рассеется, Кто под тобой — скакун или осёл...
Человеку свойственна неумеренность в еде, но лучше следить за своим питанием.
Разбойник алчного стремления выходит только во мраке страстей.
Зёрнышки желаемого — под сеткой силка, и если чувствуешь, что больше нет сил терпеть, то подумай о заклании [которое ждёт тебя, если ты попадёшь в силок].
Сила стремления обрести желаемое порождает усердие в трудах ради достижения цели и опасение лишиться предмета своих желаний.
Скупец — бедняк, который не получит награды за свою бедность.
Проявляй терпение, воздерживаясь от того, в чём заключён вред, и не пей из источника попрёков.
Достойная женщина будет голодать, но не станет добывать пропитание с помощью груди своей.
Не проси ни о чём никого, кроме Господа, ибо для раба просить о чём-то кого-то, кроме своего господина, — значит оскорблять его.
Когда ты сажаешь семена уединения, они приносят плод —
близость к Всевышнему.
Не привыкай и не привязывайся к тому, с чем вскоре расстанешься, и привыкай и привязывайся к Тому, Кто всегда с тобой.
Уединение невежественного — порча, а уединение учёного — как в случае с верблюдом, при котором его копыта и который всегда найдёт воду.
Когда разум и твёрдая убеждённость встречаются в доме уединения и приглашают мышление, между ними начинается тайная беседа.
Пришёл рассказ к тебе, внимать которому
Для нас удовольствие, будь то стихи или проза, Вспоминая о нём, душа забывает печали свои, И вот уж мрак забот вокруг сердца рассеялся...
Если с языка врага твоего слетела глупая фраза, то не посылай за ней следом подобную ей и не оплодотворяй её, ибо потомство ссоры — потомство порицаемое.
Твоё стремление встать на защиту души своей обусловлено твоим незнанием её истинной природы. Если бы ты знал её истинную сущность, то ты помог бы врагу против неё.
Когда из пламени гнева рождается пламя мести, оно сжигает того, кто развёл пламя.
Закуй свой гнев в оковы кротости, ибо поистине, он подобен собаке, которая, сорвавшись с цепи, принесёт много бед.
Тот, кому суждено счастье, увидит то, что поможет следовать ему правильным путём, прежде чем попросит об этом.
Когда предопределение избирает какого-то человека, оно бросает в почву его сердца семя Божественной помощи, затем поливает его водой прельщения и устрашения, после чего ставит смотрителя — постоянное воспоминание о том, что Аллах наблюдает за ним, а также стража — знание... И вот уже побег выпрямляет свой стебель.
Когда звезда стремления появляется во мраке ночи бездеятельности и следом за ним выходит луна решимости, земля сердца озаряется светом Господа своего.
Когда наступает ночь, сон и бодрствование меряются силами. Страх и стремление находятся в авангарде бдительности, а лень и медлительность — в отрядах беспечности. Решимость, начиная атаку, нападает на правый фланг и наносит поражение воинам нерадивости, и к рассвету военная добыча уже поделена и трофеи подготовлены для своих владельцев.
Ночное путешествие под силу лишь тому, кто привык переносить голод.
Породистые [верблюды и лошади] идут впереди, а те, которые тащат на себе поклажу, идут сзади.
Да не наскучит тебе стоять у ворот, даже если тебя прогоняют, и не прекращай извиняться и оправдываться, даже если тебе велят уйти. И даже если врата откроются для принятых, в числе которых тебя не будет, то устремись вперёд, как устремляются лгущие, и войди без спросу и протяни руку: «...и окажи нам милость»(сура 12 «Юсуф», аят 88).
О тот, кто пытается отпереть врата пропитания не ключом богобоязненности! Как же ты расширяешь дорогу грехов и при этом жалуешься на скудный удел?!
Если бы ты стремился к тому, чего требует богобоязненность, ты не упустил бы требуемое.
Ослушания — препятствия на пути обретения благ, и
«поистине, раб лишается удела из-за совершённого им греха».
Клянусь Аллахом, что, вас навестить стремясь, Я дороги долгой даже не заметил,
Так решительно к вашей двери я стремился,
Что, лишь о подол свой споткнувшись, остановился.
Души в телах подобны птицам в клетках: те, которых держат ради получения птенцов, не подобны тем, которых готовят к состязаниям.
Если работник хочет узнать, на хорошем ли он счету у султана, то он должен посмотреть на то, какие дела он ему поручает и чем он занимает его.
Будь одним из сынов мира вечного и не будь одним из сынов мира этого, ибо поистине, сын следует за матерью.
Мир этот не стоит того, чтобы ты делал хотя бы шаг в его сторону, так чего же ты бежишь за ним?!
Мир этот — падаль, а львы не питаются падалью.
Мир этот — просто переход, а мир вечный — родина, а желаемое ищут на родине.
Общение с братьями бывает двух видов. Один из них — притяжение натур и трата времени. Этот вид обычно приносит больше вреда, чем пользы. Как минимум он портит сердце и заставляет терять время.
Второй вид: общение с целью взаимопомощи в том, что является причинами спасения, и завещания друг другу истины и терпения. Это одно из величайших и полезнейших сокровищ, однако у него есть три недостатка. Первый: украшение друг для друга. Второй: разговоры и общение сверх необходимого. Третий: превращение этого в страсть и привычку и, как следствие, отход от изначальной цели. В общем, собрания — опыление. Либо для души, побуждающей к дурному, либо для сердца и души успокоившихся. От опыления получается результат. Хорошее опыление — хороший плод. Также и благие души: их опыление от ангела, а опыление скверных душ — от шайтана... Всевышний Аллах по мудрости Своей предназначил благих женщин для благих мужчин и благих мужчин — для благих женщин. Верно и обратное.
Польза