Проводится физминутка «солнышко»
Конспект «Мое здоровье»
Форма организации детей – групповая и подгрупповая.
Методы организации разнообразны и подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей:
Словесные- разговоры с детьми о здоровье, органах чувств у человека, составление предложений, беседы по иллюстрациям, обсуждение выбора необходимых действий для достижения результата, проговаривание стихов.
Наглядные: презентация, иллюстрации, предметы, разрезные картинки.
Практические: выбор предметов, решение логических задач, выполнение заданий и физических упражнений, гимнастики для глаз, упражнения на развитие слуха ,зрения и тактильного восприятия.
Цель:Расширение представления детей о органах чувств человека, их значимости для человека и способы здоровьесбережения и профилактики заболеваний органов чувств.
Задачи:
Обучающие:
1. Обогатить представления детей о пользе витаминов А,В,С,Д и их значении для здоровья, в каких продуктах они содержатся.
2. Расширить представления детей о разнообразии органов чувств у человека.
3. Продолжать формировать у детей потребность заботиться о своем здоровье, избегать случаев, которые могут привести к болезни.
Развивающие:
1. Развивать сенсорные способности детей используя все сенсорные каналы.
2. Развивать умение назвать и находить на себе части тела, органы слуха, зрения ит.д.
3. Развивать умение аргументировать свои ответы используя доказательную речь.
4. Развивать критическое мышление, умение мыслить не стандартно.
Воспитательные:
1. Воспитывать осознанное бережное отношение к своему здоровью.
2. Ход непосредственной образовательной деятельности
Звучит музыка из передачи «Здоровье»
Воспитатель: дорогие телезрители, друзья! В эфире передача «Здоровье». Мы поговорим сегодня о том, как заботиться о своем здоровье, что необходимо для того , чтобы быть всегда здоровым.
В нашей программе встреча с доктором Айболитом, просмотр видеоочерка, присланный нашим корреспондентом, детская рубрика и, конечно, реклама.
Стук в дверь. Вносят корзину с телеграммой.
«Прибыть не смог сегодня к вам
Прислал мне телеграмму Гиппопотам.
На горе Фернандо-По
Где гуляет Гиппо-По
По широкой Лимпопо
Беда! Ангина, скарлатина
Дифтерия и бронхит
Спешу, лечу туда я
С приветом к вам доктор Айболит.
Да, шлю, друзья вам витамины
Всем они необходимы».
Воспитатель достает из корзины коробки с надписями «А», «В», «С», «Д». Показывает коробку с надписью «А» , там записка:
«Напомнить вам хочу, друзья,
Нужен всем витамин А.
Чтобы глазки не болели,
И всегда они блестели».
Воспитатель:Кто из вас сможет ответить, в каких продуктах встречается витамин «А»?
-Ответы детей (в рыбе, моркови, перце, яйце, петрушке)
Воспитатель:Где мы это можем узнать?
Ответы детей
Воспитатель: -правильно в энциклопедии (открывает книгу и демонстрирует иллюстрации с продуктами содержащими витамин «А» (в рыбе, моркови, перце, яйце, петрушке)
Воспитатель–А теперь проверим кто запомнил продукты? (закрывает книгу, дети называют продукты) –Молодцы!
Воспитатель достает следующую коробку с надписью «В» с запиской:
«Чтобы быть всегда здоровым
Крепким, бодрым и веселым
Очень нам необходим
«В»- он незаменим»
Воспитатель: -Дети, в каких продуктах содержится витамин «В»?
—Ответы детей (в курице, хлебе ржаном, орехах, горохе).
А сейчас мы проверим правильность ваших ответов. (на ковролинограф вывешивается логотип витамина «В» дети поочереди вынимают картинки с изображением продуктов курицы, хлеба,орехов,гороха ,прикрепляют вокруг витамина»В» и проговаривают название этих продуктов.)
Воспитатель– Какие вы молодцы и с этим заданием справились. А кто догадался какой витамин будет следующий?
Ответы детей
Воспитатель – Правильно, витамин «С» ( достает из коробки разрезную картинку с изображением натюрморта с продуктами ,в которых содержится витамин «С»)
Воспитатель- Кто не побоится сложить пазлы?
Выбираются двое детей, которые на столе или полу собирают разрезную картинку.
Воспитатель -Пока ребята выполняют задание давайте с вами «Расскажем стихи руками» -самомассаж (дети проговаривают слова и показывают и делают самомассаж)
«Чтобы горло не болело (потирают горло и область шеи ладошкой )
Не чихалось, (потирают пальцами обеих рук крылья носа)
не слезилось (потирают кулачками обеих рук закрытые глаза)
Чтобы грипп к вам не пристал (постукивают кулачками по груди)
Витамин бы «С» Я порекомендовал».( потирают лицо ладошками сверху-вниз)
Воспитатель- Наши друзья сложили картинку, давайте посмотрим. Какие продукты вы здесь видите? Назовите.
Дети по очереди называют продукты. (в луке, капусте, лимоне).
Воспитатель– Какой витамин содержат эти продукты, напомните мне?
Дети – витамин «С»
Затем воспитатель показывает коробку с надписью «Д» и запиской:
«Чтобы зубы были целы
Никогда бы не болели
Крепки были наши кости
«Д», конечно, нам поможет.»
Воспитатель:- А где же находится витамин «Д»? Нам подскажет стихотворение.
Проводится физминутка «Солнышко»
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
- Воспитатель -Теперь вы готовы мне ответить, где же находится витамин «Д»?
Ответы детей (витамин «Д» образуется под влиянием солнечных лучей, поэтому нужно больше бывать на свежем воздухе).
Воспитатель – Отлично, молодцы!
Воспитатель:- Это самые нужные витамины для всех нас: и взрослых и детей, но есть, конечно, и другие, не менее важные.
Ну, а сейчас я предлагаю посмотреть видеочерк, присланный нашим корреспондентом. Он спрашивает: «Можно так делать или нельзя. Почему?»
Воспитатель показывает слайды, на которых изображены дети (кто-то ест сосульку, кто-то грязное яблоко, кто-то бегает босиком по лужам в холодную погоду и т.д.). Дети рассматривают, дают ответы аргументируют их с помощью доказательной речи.
Воспитатель:- Да, эти дети не заботятся о своем здоровье, хотя взрослые предупреждали их об опасных для здоровья ситуациях, которые могут привести к болезни. Надеюсь, вы, ребята, относитесь к своему здоровью бережно. А теперь, как всегда реклама.
Входит ребенок подготовительной группы с подносом, показывает продукты и говорит:
«Чем «Стиморол» покупать
Лучше сыру пожевать.
Торт, конфеты, шоколад.
Ты, конечно, очень рад
Если мама покупает,
Если кто-то угощает
Только меру надо знать.
Чтобы зубы не болели
Лучше б морковку вы поели.»
Воспитатель: -А сейчас, ребята, детская рубрика. У каждого из нас есть органы, которые нам помогают в жизни. Без них нам было бы очень трудно. А, может, кто-то из вас знает, что это за органы?
-Ответы детей
Воспитатель:-Сейчас мы с вами узнаем, какие же это органы. Что это?
(показывает предмет).
-Ответ.
Воспитатель: -А сейчас закройте глаза, что это?
(показывает другой предмет)
-Ответ.
Воспитатель:- Почему вы не узнаете этот предмет, не можете ответить?
-Ответ (не видим)
Воспитатель:Открывайте глаза (дети называют предмет) Что нам помогло узнать предмет? с помощью чего мы видим?
-Ответ (с помощью глаз)
Воспитатель: Да, глаза нам очень нужны, чтобы видеть окружающие нас предметы. Что вы можете увидеть с помощью глаз?
-Ответы детей.
Воспитатель: Глаза нужно беречь?
Ответы детей
Воспитатель- Как?
-Ответы детей (предположения).
Воспитатель: Нужно соблюдать следующие правила: выберите из всех картинок только те, которые относятся к правилам сохранения здоровья глаз. (дети ходят вокруг стола, рассматривают картинки, вслух рассуждаю и выбрав картинки, выставляют их на мольберт)
1. Не три глаза грязными руками (показ иллюстрации)
2. Не смотри на солнце без затененных очков (показ иллюстрации)
3. Не смотри долго телевизор (показ иллюстрации)
4. Не примеряй чужие очки (показ иллюстрации)
5. Если заболели глаза - обратись к врачу-окулисту (показ иллюстрации)
Воспитатель- (спрашивая каждого ребенка просит аргументировать свой выбор) – Почему ты выбрал эту картинку, объясни?
Воспитатель- Мы долго смотрели на картинки, давайте дадим нашим глазам отдохнуть и сделаем
Гимнастику для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
А теперь закройте глаза, что вы слышите?
-Ответы (хлопки, режут ножницами, мнут бумагу и т.д.)
Воспитатель:А как вы узнали?
-Ответ
Воспитатель: А что помогло вам услышать?
-Ответ
Воспитатель: А сколько у человека ушей?
-Ответ.
Воспитатель: -Оказывается — шесть. Первое — мы можем потрогать. Второе — находится глубоко и его может потрогать врач с помощью специальных инструментов. А третье — глубоко в голове. Оно хорошо защищено и недосягаемо, недоступно(показ иллюстраций). Три с одной, три с другой. Получается шесть.
Воспитатель- Как вы думаете, Что нужно делать, чтобы уши хорошо слышали?
-Ответы детей -за ушами нужно ухаживать.
Воспитатель: -А как ?
Ответы детей (Надо уши мыть с мылом, беречь от шума, громкой музыки, в холодную погоду прикрывать, чтобы уши не простудились и не заболели.)
Воспитатель– Ответьте мне на вопрос - слышать все звуки это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
(от детей принимаются любые версии, даже самые нелепые, для развития критического мышления и доказательной речи)
Звучит отрывок из песни «Сюрприз»
Воспитатель (достает яйца из киндер сюрприза). Что это такое, как вы думаете, что находится внутри киндер-сюрпризов? Как можно узнать?
-Ответы детей
Воспитатель: -Давайте понюхаем.
(дети отгадывают запахи)
Воспитатель:Какой орган помогает нам различать запахи?
Ответы детей.
Воспитатель– Правильно –нос. А зачем нам нужно различать запахи? Где это может пригодиться?
Ответы детей.
( С помощью носа мы узнаем запахи, определяем свежий или несвежий продукт)
Воспитатель.- А теперь закройте глаза и по запаху определите, в какой баночке лежит лимон. Кто сможет справиться с эти заданием? (выбирается один ребенок, который находит по запаху баночку с лимоном и помечает ее маркером)
Воспитатель. - Позже вы сами можете проверить прав ли был Сережа. А сейчас поиграем в игру «волшебный мешочек» С помощью рук мы ощупываем предмет, узнаем, какой он: гладкий или шершавый, холодный или теплый.
Играют 2-3 человека
Воспитатель – Как нам помогают рука в жизни?
Ответы детей
Воспитатель- А как мы бережем кожу рук?
-Ответы (моем руки с мылом, предохраняем от порезов, обморожений).
Воспитатель – Абсолютно верно, вы молодцы!
Воспитатель(подводит детей к столику, на котором лежит предмет накрытый салфеткой) Отгадайте, что под салфеткой?
Кислое и сладкое
С кожицею гладкою.
Сочное, душистое
С мякотью лучистою.
Людям всем полезно.
Лечит от болезней!
Даже птичкам зябликам
Вкусно. Это ж... ( Яблоко. )
Воспитатель – (снимает салфетку) У меня яблоко. Какое оно на вкус: горькое или кислое, сладкое или соленое. Как узнать?
-Ответ (надо попробовать )
Яблоко разрезается и дети его пробуют.
Воспитатель – какое яблоко на вкус? Подбери слово.
По очереди дети отвечают.
Воспитатель –какой орган помог нам узнать вкус яблока?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно -язык.
Воспитатель:- на этом наша передача подходит к концу. Давайте вспомним и посчитаем, сколько всего органов чувств у человека?
С чем вы познакомились сегодня на передаче? Давайте вспомним и посчитаем, сколько всего органов чувств у человека? Что нового узнали? Что удалось особенно хорошо, а в чем испытывали затруднения? ( рефлексия детей)
Воспитатель:- Вы сегодня меня очень порадовали. Вы были активны, давали умные ответы, делали умозаключения и хорошо рассуждали. (рефлексия воспитателя)
Что пожелаем друг другу?
Дети – Здоровья!
Воспитатель.- Будьте всегда здоровы. Берегите свое здоровье. Каждый из вас должен и может сам заботиться о своем здоровье, ухаживать за собой. Ну, а теперь попробуем витамины, которые прислал нам доктор Айболит.
«Розовые ручейки»
Цель: дать детям первые представления о крови и кровеносной системе, развивать любознательность; формировать способность анализировать результаты опытов.
Методические рекомендации: Готовясь к данному занятию, воспитатель должен уточнить для себя, как выглядят детские ладошки на просвет, иначе его указания окажутся неточными и неконкретными.
Эксперимент лучше проводить в яркий солнечный день. При недостатке света включают электрическую лампу.
Методика проведения: дети сидят за столами по двое или вокруг одного большого стола.
Взрослый сообщает детям о том, что кровь, которая вытекает из ранки, немного другого цвета, чем та, которая находится внутри организма. Чтобы узнать ее цвет, он предлагает детям повернуться лицом к окну (электрической лампе), сложить ладошки вместе и накрыть ими глаза. Советует прикрывать плотнее, чтобы свет не пробивался между пальчиками. Глаза не закрывать. После этого просит детей посидеть спокойно, чтобы глаза привыкли к темноте. Дети видят, что через ладошки просвечивает кровь. Вопросы к детям: Какого она цвета? Отличается она от той крови, которую вы видели? Кто знает, для чего нужна кровь?
С помощью воспитателя дети приходят к выводу: детские ладони прозрачны, на розовом фоне хорошо видны темные контуры костей. У взрослых видно то же, только ладони менее прозрачны.
Кровь переносит и кислород, а уносит ненужные вещества.
«Где спрятался пульс?»
Цель: дать детям представления о пульсе, учить находить пульс.
Методика проведения: воспитатель сообщает детям, что толчки крови можно прочувствовать и на крупных сосудах. Это называется «пульс». Дети повторяют хором. Предлагает детям найти пульс на шее: приложить к нему кончики пальцев. Пульс «прослушивается» кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти. Напоминает, что сильно не нужно сдавливать сосуды, иначе пульс не будет слышен. После этого детям предлагается поискать пульс на висках. Пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины.
С помощью воспитателя дети делают вывод: если отсутствует пульс, то сердце не работает. Сосуды и сердце надо беречь, они должны служить человеку всю длинную жизнь. Сердце могут укрепить занятия физкультурой. Человек должен заботиться о своем здоровье.
«Как работает ухо»
Цель: дать простейшие понятия детям о строении и функционировании уха.
Материалы: воронка, склеенная из плотной бумаги (по количеству детей); для педагога - пластмассовая воронка, вода, картон, магнитофон с музыкальной кассетой.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям представить себе, что воронка - это ухо. Широкая часть воронки - ушная раковина, узкая - наружный слуховой проход. Вода - это звук, который проходит в ухо. Картон - барабанная перепонка. Советует смотреть и слушать. Воздух через ушную раковину идет к барабанной перепонке и ударяется о нее. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка. Воспитатель сопровождает объяснения экспериментом - льет воду на картон через воронку. Дети слышат звук, возникающий от удара воды о картон. Вначале вода льется отдельными каплями; при повторении воспитатель льет воду струей. Эти опыты имитируют слабый и сильный звуки.
Затем воспитатель предлагает посмотреть, как помогает ушная раковина слышать звуки. С этой целью дети берут бумажную воронку и приставляют ее к уху, узким концом к слуховому проходу. Потом убирают. Как будет лучше слышна музыка? Педагог включает магнитофон так, чтобы сила звука была слабой. Дети проверяют качество восприятия звуков и делают вывод: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше.
Воспитатель спрашивает: «Что может произойти с перепонкой, если поковырять булавкой или тонкой палочкой в ухе?» Ответы детей: тонкая перепонка прорвется, проколется. Педагог делает в картоне или в бумаге большое отверстие. Льёт воду. «Что получается?» Надо постараться, чтобы вода лилась в таз через это отверстие бесшумно. Ответы детей.
Дети с помощью воспитателя делают вывод: при травмировании перепонки человек может остаться глухим на всю жизнь.
«Мои помощники»
Цель: дать детям представления о частях тела, их назначении
Методика проведения: Воспитатель предлагает нарисовать человека и продолжает обсуждение рисунков с точки зрения того, каких помощников человека дети изобразили и почему они считают их помощниками. Воспитатель предлагает детям вспомнить стихи, поговорки, загадки о глазах, ушах, поразмышляют над вопросом воспитателя, зачем человеку два глаза, два уха, две руки, две ноги. После их ответов можно прочесть шуточные стихи С. Я. Маршака:
Одна дана нам голова. Одна нога, одна рука,
А глаза два, Зато два рта, два языка, -И уха два,
И два виска, и две руки, Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот, Мы только бы и знали, Что ели да болтали.
Когда речь пойдет о частях тела - руках, ногах, можно рассказать детям об их строении и функционировании. Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть на картинке, на себе, друг на друге, из каких частей состоят рука и нога; ответить на вопросы, почему они устроены именно так. А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене?
Дети с помощью воспитателя учатся называть свои органы чувств и части тела, объяснять, для чего они человеку,
Заключение
Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Самосознание предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми
Содержание работы с детьми, направленной на воспитание интереса к себе и «помощи» себе в собственной социализации, можно объединить в несколько групп: организм человека; чувства, мысли, умения, поступки; место среди других людей. Все это вместе и поможет ребенку составить представление о себе как о человеке
3.Разработайте игры, направленные на ознакомление детей со своей родословной