Образ человека в истории философской мысли
Тема 15. «Человек и его бытие как центральная проблема философии».
Вопросник:
Основные образы человека и философии.
Образ человека в истории философской мысли.
В различные исторические периоды и в различных концепциях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологическими мировоззрениями, то можно выделить три основных типа характеристики человека в истории философии. Первый из них — космоцентрический. Он характерен для эпохи античности. Человек здесь понимался как микрокосм, маленькая модель единой одушевленной Вселенной, т. е. Космоса.
Второй тип — теоцентрический. Он господствовал в эпоху Средневековья. Человек в этот период предстает как творение Бога по его же подобию. И подобно Богу человек обладает свободой воли, но в отличие от творца он греховен, так как воспротивился его воле. Третий тип — антропоцентрический. Он представлен в философии с начала Нового времени и в какой-то мере сохранился до наших дней. Здесь человек характеризуется по преимуществу как творец собственной жизни и судьбы. При этом подчеркивается его стремление к господству над природой и вера в безграничность творческих возможностей.
Во второй половине XVIII века существенный вклад в понимание человека внес немецкий философ Иммануил Кант. Для него вопрос «Что такое человек?» является основным вопросом философии. Человек, по мнению Канта, «самый главный предмет в мире… он для себя своя последняя цель» (Кант И. Сочинения. Т. 6. – М., 1966. С. 351). Иначе говоря, о человеке можно философствовать отдельно и особо.
Природа человека не может быть раскрыта через законы неживой или живой природы. Ее можно познать только из ее собственных законов. Человек, по Канту, нравственно-природное существо. С одной стороны, он подчинен природной необходимости, а с другой — нравственной свободе и абсолютным ценностям. По мнению Канта, всякая личность является самоцелью и самодостаточна и поэтому не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было целей. Таким образом, Кант открыл новые возможности видения человека и этим расчистил путь к построению философской антропологии как самостоятельного раздела философского знания.
У Гегеля человек понимается как субъект духовной деятельности, как носитель всеобщего идеального начала. Против такого понимания человека выступил Людвиг Фейербах. Его философия справедливо называется антропологическим материализмом, который в сущности является единством материализма и гуманизма. Вместо любви к Богу он обосновал необходимость любви к человеку и веры в него. Сам же человек трактовался Фейербахом как часть природы, как чувственно-телесное существо. Подчеркивая природно-биологическое начало в человеке, он также не отрицал в нем социальной природы как родового существа, находящегося в постоянном общении с себе подобными, в любви к другим, в том числе и половой. Фейербах подчеркивал значимость и самоценность живого эмпирического человека. Однако человек не рассматривался в широком социальном контексте, в реальных социальных связях, в практической деятельности. Поэтому считается, что социальной сущности человека Фейербах не понял.
Как известно, антропологический материализм Фейербаха и идеалистическая диалектика Гегеля были переосмыслены К. МаркСомиф. Энгельсомна основе достижений науки середины XIX века. В результате этого в марксистской философии возник диалектико-материалистический взгляд на человека. Последний характеризуется как целостное деятельностное существо. Целостность человека задается как эволюцией неживой и живой природы, так и становлением общества. В социальном плане человек — момент движения общества, а общество — момент движения человека. К. Маркс определяет сущность человека как совокупность всех общественных отношений. И это, прежде всего, отличает человека от его животных предков. Представляется, что при всех достоинствах марксистский подход к человеку несколько преувеличивает социальное в его природе и недооценивает биологическое.
К концу XX века в понимании и характеристике человека произошли существенные изменения. Прежде всего, исчез чрезмерный оптимизм, бытовавший в прежние эпохи в отношении совершенств человека, и усилился акцент на отрицательных его характеристиках. В это время о человеке говорят в таких выражениях, как «человек умер» (Э. Фромм), «одномерный человек» (Г. Маркузе), «децентрированный центр» (Ж. Делёз). Следует заметить, что данная тенденция началась еще в XIX веке. Уже у Ф. Ницшеразум толкуется как заблуждение, как болезнь, омертвляющая человека. На первое место в человеке он выдвигал «волю к жизни» как лидерство и страсть.
Современные представители экзистенциализма толкуют человека в качестве одинокого, отчужденного индивида, которому противостоит общество и государство. В соответствии с мнением экзистенциалистов, человек — существо, бунтующее в рамках общесоциального существования и пытающееся избавиться от однообразного, коллективного и тоталитарного. Все, что закрепощает, достойно деконструирования.