Экзистенциализм. Свобода и ответственность. Смысл человеческого бытия
Экзистенциализм — философия существования, иррационалистическая философия. Ее наиболее крупные представители — М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю, Н. Аббаньяно. В Германии экзистенциализм стал складываться после первой мировой войны (обстановка озлобления и уныния). Новая волна — Франция времен оккупации и после второй мировой войны. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт философии экзистенциализма — изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы — это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциалисты объявляют предметом философии бытие. «Современная философия, как и в прошлые времена, занята бытием» (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иные, ненаучные, иррациональные пути для проникновения в него. Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия, отлично нам знакомый, — это наше собственное. Здесь-то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование — нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: «существование есть то, что никогда не становится объектом», ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Экзистенциализм — это философия, единственный предмет которой — человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно, — это страх. Страх — это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете, это страх перед смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека, есть «бытие в себе», а человеческое существование есть «бытие для себя» или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратиться в ничто, то для человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись такого бытия, из которого оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит, бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх. «Человек есть его страх».
Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в «пограничных ситуациях» — страдание, борьба, смерть.
Экзистенциалисты полагают, что человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек — это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Однако свобода понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопоставляемая необходимости и отрешенная от общества, есть пустой формальный принцип. Свобода — это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. «Человек осужден быть свободным», свобода есть мучительная необходимость.
Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир представляет среду, мир заботы человека, окружающий человеческое существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования. Время — это переживание существованием своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти — произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.
Общество — всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды. Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем, он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку. Все, что нас окружает, — сущность, предшествующая существованию (сначала проект, потом вещь). Человек существует в тех же рамках (по образу и подобию бытия). Человек — свобода, проект, замысел, неопределенность, возможность выбора. Сначала он приходит в этом мир, а потом становится. Человек отвечает за свой выбор. Неподлинное бытие — когда человек ведет стандартный образ жизни. В большинстве случаев он живет в неподлинном бытии. Можно из него вырваться в пограничных ситуациях. Главенствующая установка экзистенциализма — противопоставления социального и индивидуального бытия, утверждение их разорванности. Это противопоставление выливается в способ решения проблем человека в форме антитез и парадоксов.
Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса гуманности и разума. Он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость и хрупкость человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план встает проблема человека.
Основная установка экзистенциализма — существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, а потом появляется как личность.
Вводя термин «существование», Хайдеггер подчеркивает, что человека можно рассматривать как историческое существо, пребывающее «здесь и теперь» в этом остановленном моменте времени. Следовательно, задача философии — анализ наличного бытия человека.
Человек — временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти занимает такое же место, как и в религии, но человеку не отводится никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считали, что человек не должен убегать от сознания своей смертности и должен ценить все, что напоминает о суетности его практических начинаний.
Человек — свобода, он способен творить себя и других людей. Человек свободен совершенно, независимо от его целей и возможностей. Т. о. свобода — это свобода выбора духовно-нравственной позиции, свобода сознания, т. е. деятельность людей направляется не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями. Люди свободны и в выборе средств для достижения своих целей.
Со свободой связана и ответственность человека, без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, он не отвечает за свои действия.
Хайдеггеровское представление о человеке трагично. Истинное существование противопоставляется неистинному, безличности, банальной повседневности, закрывающей глаза на смерть. Существо истинное отказывается от неправды: оно — «истинное существо для конца», «существо для смерти и без обмана и бегства». «Начальный порыв, — пишет Хайдеггер, — открывает перед человеческим существом возможность быть самим собой, перспективы Свободы без иллюзий безликости, Свободы деятельной, уверенной в себе и полной страха перед собою — свободы для смерти».
«Человеческое существо все более пронизано ощущением приближающегося небытия, и лишь страх может обнаружить его подлинный характер. Этот «первородный» страх в человеческом существе обычно подавляется. Страх не исчезает, он лишь дремлет. Его дыхание пронизывает человеческое существо; слабее всего он проявляется в человеке боязливом, совершенно неощутимо — в деловитом, знающем лишь «да — это да», «нет — это нет»; сильнее же всего — в человеке, сутью которого является мужество.
Однако главное, к чему нас должен привести экзистенциальный психоанализ — это отказ от духа серьезности. Результатом духа серьезности, который, как известно, царит над миром, является то, что символические ценности предметов впитываются их эмпирической индивидуальностью, как промокательной бумагой; он, этот дух, воздвигает на первом плане непроницаемость желаемого предмета и представляет его в самом себе как ни с чем не сравнимую желаемость.
Но онтология и экзистенциальный анализ должен открыть носителю морали, что он — то существо, благодаря которому ценности существуют. Только тогда свобода осознает самое себя и откроет себя в страхе как единственный источник ценностей, и Небытие, благодаря которому существует мир». Человек, такой, каков он есть — предоставленный самому себе в этом мире без Бога — свободен. Но если идеи Бога нет, то и ценности традиционного гуманизма не могут существовать в своей трансцендентной и безусловной форме, теперь они становятся порождением нашей свободы: «Человек, лишенный помощи и поддержки, приговоренный ежеминутно создавать человека». Создание морали может быть приравнено к художественному творчеству. Т. о., ценности непредсказуемы. Но в них есть то общее, что все они — ценности свободы. Но стремление к свободе — это и стремление к свободе других. Человеческая свобода восстанавливает закон, на основе которого может быть достигнуто соглашение между людьми.
На уровне фундаментальных философских концепций очевидно, что такой фундаментальный мыслитель, как Карл Ясперс, — экзистенциалист: у него можно найти убедительные формулировки этого направления мысли. «Философия, — пишет Ясперс, — не обладает объективной ценностью познания, она — сознание бытия в мире». Понятие «ситуации», т. е. чувства того, что всякий вопрос ставится исходя их определенной экзистенциальной ситуации, так что познание перестает быть созерцанием и становится завербованностью, ведущим понятием экзистенциализма, — этого никто не осветил лучше его. У Ясперса теория «предельной ситуации», т. е. неоспоримых данностей существования, уводит философию от равномерного освещения классических схем и придает ей небывалую до сих пор патетичность. Смерть, Страдание, Борьба, Ошибка — таковы новые принципы философии.
Человеку как объекту познания и опыта, подчиненного естественным и социальным силам, Ясперс противопоставляет человека как сознание, экзистенцию, свободу. «Человек — больше того, что он может познать, изучая себя». Истинный человек не может допустить обращения с собой как с предметом: он должен осуществить свою свободу, свое бытие. Спасение — в стремлении к самобытности, в самоутверждении личности.
К независимости человеческой личности Ясперс подходит неабстрактно: он вводит понятие «ситуации». «Жизнь — постоянное напряжение между условиями существования и свободой. Отказываясь от одиночества и от мятежа, личность должна принять свою взаимосвязь с миром: с обществом, с историей, с политикой, с техникой. Отстраненность от мира дает человеку свободу, взаимосвязь с ним — существование». Эта свобода «в ситуации» открывает перед человеком будущее, которое невозможно представить себе заранее. Для Ясперса, как и для Хайдеггера, человек всегда осуществляется в будущем. В этой незавершенности всегда звучит голос надежды.