Кому положено давать садака или закят?
Следующий очень важный момент: кому давать садака и закят, как расходовать деньги на пути Аллаха? Некоторые братья, тем более богатые, хотят просто скорее избавиться от денег и для них неважно, куда и на что они ушли. Ислам не сторонник того, чтобы человек бросал свои деньги. Если я могу, то должен знать, кому или на что даю садака. Потому что я заинтересован в том, чтобы получить от своей благотворительности максимальное вознаграждение от Аллаха. В некоторые места я могу пожертвовать и получить, скажем, миллион вознаграждений, а в некоторых могу и вовсе не получить вознаграждения. Ислам учит не только быть щедрыми, но и тому, как быть щедрыми. Учит не только быть добрыми, но и тому, как быть добрыми. Именно поэтому Всевышний Аллах четко в Коране описал, кому дается закят:
(60). Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый. (9:60)
Здесь перечислено 8 категорий. Когда я хочу давать закят или садака, нужно, чтобы мои деньги шли именно на одну из этих категорий.
1. Первая категория – это неимущие и бедные. Кто является неимущим? И кто является бедным? Ученые склоняются к тому, что нужно смотреть на условия, в которых живет человек: местность, количество людей на содержании и т. д. Неимущий в Казани – это один человек, неимущий в деревне – другой. Неимущий в России – один человек, неимущий в Америке – другой. Ученые говорят, что здесь нужно применять такое понятие, как прожиточный минимум. У кого состояние ниже этого минимума, тот бедный. По России этот минимум составляет приблизительно 5000 рублей на человека. Значит, на семью из двух взрослых и двух детей должно быть 20000 рублей. Если заработок составляет только 15000 в месяц, значит, этот человек – тот, кому положено давать деньги из закят или садака.
Есть и другая группа ученых, которая имеет более обширные понятия. И по этим понятиям, наверное, все мы имеем право получать закят. Говорят, что садака и закят можно давать тому, кто не выплачивает закят. Если человек не в состоянии платить закят, значит, он бедный по определению Ислама. Они ссылаются на изречение Пророка Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах : «Закят – это то, что берется у богатых и дается бедным». А кто богатый? Богатый тот, у кого есть нисаб, и он платит закят. Правильно? Значит, если у меня нет этого нисаба, если я не обязан давать закят, значит я имею право принимать деньги от закят. Это по рассуждению других ученых. Но более достоверно первое мнение.
Чем отличается неимущий от бедного? Неимущий на арабском языке звучит – факир. А бедный на арабском языке– мескин. Чем отличается факир от мескин? В литературе, которую я прочел, особых определений на этот счет нет. Просто говорится, что Всевышний Аллах упомянул неимущего и бедного для подтверждения того, что этим людям нужно давать, потому что оба нуждаются. Не думаю, что нам стоит вникать в эти отличия, достаточно знать, что тот, у кого доход ниже прожиточного минимума, однозначно нуждается в помощи. Следующий вопрос – сколько давать закят одному человеку? Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Дайте людям столько, чтобы обогатить их». Имеется в виду, что желательно отдать большую сумму одному человеку, чем раздробить её и дать незначительные суммы нескольким. Лучше прийти к одному человеку и дать ему достаточного пропитания на 2–3 месяца, тогда у него какое-то время голова не будет беспокоиться, чем же прокормиться. А если, например, один семьянин хочет открыть торговую точку или начать какое-то дело, было бы хорошо поддержать его полностью, чтобы он мог достаточным образом зарабатывать, а на следующий год он уже и не будет нуждаться в закят.
Еще одна тонкость относительно бедных. Если человек беден, но при этом здоров и силен, в состоянии зарабатывать, можно ли ему давать помощь или нет? Некоторые ученые говорят, что нет, опираясь на случай, когда к Пророку, да благословит его и приветствует Аллах, пришли два сподвижника и просили садака, а Пророк Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, смотрел на них укоряющим взглядом, означавшим, что они два сильных мужчины что-то просят. В другом случае, когда один просил помощи, Пророк Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, спросил: «У тебя есть что-нибудь на продажу?» Он сказал: «Коврик». Тогда Пророк Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, велел ему принести и предложил купить сподвижникам. Один его взял за два дирхама тогда Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «На один дирхам купи себе кушать, а на второй – купи топор и иди работать».
Конечно, здесь не все решает сила, может быть и так, что человек просто не может заработать, хотя трудится изо всех сил. В таких случаях можно давать. Но если человек не старается заработать, хотя в состоянии сделать это, ему человеку лучше ничего не давать. А если давать его семье, то минуя его. Ведь из-за его лени страдают жена и дети. На самом деле такие люди есть среди мусульман, которые привыкли приходить в мечеть за помощью. Я был в мечети и видел там здорового сильного мужчину. Хазрат говорит: «Клянусь Аллахом, он уже приходит и требует. Это было 2–3 года назад, мы ему просто помогли, а сейчас он привык к тому, что по приходу в мечеть ему дадут столько-то денег, а не дают – начинает скандалить».
Поэтому нужно знать в этом плане, кому давать закят или садака.
2. Следующая категория людей, которым полагается закят – те, кто занимается его сбором и распределением. Не будем долго останавливаться на этой теме, отметим только то, что эти люди, чтобы собрать закят, затрачивают свое рабочее время, а у них также есть семьи. Из собранных от закят средств нужно покрыть их нужды и расходы. Не только расходы на еду, но и на жизнь вообще. Это слова Аллаха, что этим людям платится закят. Поэтому мы не имеем даже права как-то попрекнуть мусульманские закятные фонды в том, что они выплачивают зарплату своим рабочим из собранных средств.
3. Еще одна категория – люди, чьи сердца вы хотите завоевать. Имеется в виду, приблизить их к Исламу. Это могут быть новообращенные мусульмане, которых нужно поддержать. Не нужно думать, что здесь идет призыв подкупать идеологию людей, попытка заманить их деньгами. Нет, здесь другая цель. Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, говорил, что бедность чуть ли не стала неверием, настолько это большое испытание. И сам Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, часто просил у Аллаха: «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от неверия и бедности».
Бедность – это большое испытание. Бывает, что некоторые не выдерживают его. Тем более новички в Исламе. Если есть два бедных человека, но для одного бедность гораздо большее испытание, чем для другого, вот первому и надо помочь, чтобы он не испортился. Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, после одной битвы распределял трофеи. И почти все отдал новичкам – они все были курайшитами, то есть из его народа. Не дал даже анасарам, которые сильно поддержали его, когда он к ним переселился. Дошло до Пророка, да благословит его и приветствует Аллах, что ансары обиделись, и некоторые подумали, что он так сделал, потому что новички являются курайшитами, как и он. Тогда он велел одному из ансаров собрать их всех и выступил перед ними, сказав: «О ансары, разве вы не были заблудшими, я приехал к вам и наставил на прямой путь? Разве вы не были бедными, я приехал к вам, и вы разбогатели? Разве вы не были врагами, я приехал к вам, и вы примирились?» Они сказали: «Правильно, о Посланник Аллаха».
Потом он сказал: «О ансары, вы могли сказать: «Он приехал к нам изгнанным – и мы приютили его, обвиняемым во лжи – и мы поверили ему, слабым – и мы укрепили его». И если бы вы это сказали, я бы подтвердил и сказал: «Да». О ансары, клянусь Аллахом, я действительно даю (что-то одному) человеку и обделяю другого, однако обделяемого мной я люблю больше того, кому даю! Даю же я (что-то таким) людям, в сердцах которых вижу недостаток терпения и беспокойство, иных же я вверяю богатству и благу, вложенным Аллахом в сердца их. О ансары, вы не хотите, чтобы люди вернулись с деньгами и скотиной, а вы с Посланником Аллаха?» Ансары, услышав эти слова, заплакали и сказали, что ничего не хотят, кроме как вернуться с Посланником Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах.
Еще один случай. Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, от одной битвы имел очень большие трофеи, большое стадо верблюдов. Однажды они проходили вдвоем с захваченным в плен вождем племени мимо этого стада. Этот человек похвалил верблюдов. Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, спросил: «Хочешь ли ты их забрать себе?» Тот ответил: «А кто же не хочет получить такое богатство?» Тогда Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Забери их, они – твои». После этого тот пошел к своему народу и сказал: «Клянусь Аллахом, Мухаммад раздает таким образом, как будто он никогда не боится остаться бедным». Он принял проявленную щедрость за крепость веры, за убежденность, что только Аллах дает на пропитание и все находится в Его руках. И прекрасно понял, что мусульмане не сражаются ради трофеев и мирской жизни. После этого он принял Ислам. Поэтому, если мы видим, что наша помощь может приблизить сердца каких-то людей к Исламу, должны им помочь. Представьте, что смотрит наш сосед-христианин про мусульман по телевизору? Не буду говорить что, вы и так постоянно видите эту антирекламу. Посмотрит очередную передачу, увидит пришедшего к нему бородатого мусульманина, что подумает? А если этот мусульманин ему в чем-то поможет, он будет говорить людям: «Вот мой сосед – мусульманин, не то что он не является угрозой, он даже помогает людям».
Но следует сказать, что поскольку закят дается только мусульманам, под эту категорию попадают только новопринявшие Ислам (см. ниже «Разница между закят и садака при их расходовании»).
4. Следующая категория – для выкупа рабов. Думаю, на сегодня это не так актуально, хотя в некоторых странах Африки до сих пор есть понятие рабовладения. Ислам внес значительный вклад в избавление от такого понятия, как «рабство», потому что в Коране есть призывы к освобождению рабов по разным причинам, например, искупление неисполненных клятв.
5. Затем идет категория должников. Опять-таки, если помогать таким людям, то лучше помочь одному человеку полностью рассчитаться с долгами, чем нескольким – частично. Даже если человек зарабатывает, но при этом он должник, я имею право давать ему закят. Потому что любой долг – это огромная нагрузка на человека. Вдобавок, завтра к этому долгу может прибавиться еще что-нибудь – сломается машина, нужны деньги на операцию или что-нибудь подобное.
6. Следующая категория – на пути Аллаха. Что это значит? Закят – это права бедных мусульман в обществе. Поэтому ученые, говоря об этом пункте, считают, что здесь имеются в виду люди, работающие на пути Аллаха. К примеру, он учится в мусульманском университете, хочет знаниями оказывать поддержку Умме, а у него есть семья. Поэтому здесь не имеется в виду строительство мечетей и прочее. Ученые говорят, что на пути Аллаха – это значит людям, работающим на пути Аллаха. Тем, которые обучают, учатся и так далее, но только людям. Исключение составляет только тот случай, когда в каком-то городе или селении нет ни одной мечети. Или когда мечеть есть, но ее недостаточно для поднятия Ислама, и мусульмане очень нуждаются в новой мечети. Только в таких случаях можно тратить на это средства из закят, т. к. это стало одним из приоритетов мусульман всего города. Но, например, в Саудовской Аравии – на каждом углу мечеть или молельная комната. Там уже однозначно нельзя расходовать закят на строительство мечетей. Значит, одна из основ закят – что он дается только людям мусульманам, что закят – это право бедных мусульман на богатых.
7. Также есть категория путников – тех, которые находятся в пути или которым надо вернуться домой. Такому человеку можно уделять из закят определенную долю.
Те же самые пути расходования будут для закят аль-фитр.
Этот вид закят касается каждого из нас, мы его платим в месяц Рамадан. Он тоже не расходуется для строительства мечети или издательства книг и прочего, а дается только бедным мусульманам и тем категориям людей, о которых мы говорили.
Вот этот момент нужно подчеркнуть, потому что некоторые думают, что закят можно расходовать на любое благое дело. Конечно, когда речь идет о расходовании, мы должны начать с близких родственников.
Всевышний Аллах сказал:
" Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом». (2:215)
И Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Подаяние неимущему это только подаяние, а оказание помощи родственнику это две вещи – подаяние и поддержание родственных связей (таким образом, человек, оказывающий помощь нуждающемуся родственнику, получит две награды)».
Но закят категорически запрещается давать тем, кого ты сам обязан содержать – отцу, матери, жене детям. Некоторые ученые включают сюда даже дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек. Здесь мы говорим о закят, а не о садака. Но, предположим, ситуация такова, что мой отец в долгах. Я обязан его содержать, но долги выплачивать не обязан. Тогда я имею право тратить закятные деньги на выплату этого долга. Также в эту категорию попадает жена. Я не имею право давать закят своей жене, потому что обязан ее содержать. Но жена не обязана меня содержать. Поэтому, если она из тех, кто выплачивает закят, а я являюсь одним из тех, кому положено получить закят, она может выплачивать закят мне.