Противоречия человеческого бытия
Только у человека может возникнуть проблема противоречивости его бытия. Это связано с тем, что противоречивость — не качество или свойство, а способ бытия. Изначальная противоречивость человеческого бытия обусловлена непредопределеённостью человека. Ни у кого из животных не возникает проблема быть или стать представителем своего вида. У человека же нет изначально заложенной программы, которая бы определяла для него качество «быть человеком». И здесь существенно даже не то, что человек — социальное существо, а не биологическое, а то, человек должен становиться собой. То, что фиксирует его человеческую сущность, находится вне его — в человеческом предметном мире. Действия, необходимые для выживания, не заложены генетически, а человек должен сам их осваивать. Сущность его не дана ему изнутри, а концентрируется извне его. Человек постоянно открыт, поэтому необходимость становиться собой и быть человеком — это не состояние, а проблема, — считал Э.Фромм[1].
Таким образом, бытие человека представляет собой постоянное овладение своей сущностью. Человеческое существование всегда устремлено на то, чтобы расширять свою сущность в овладении внешними предметами и освоении фрагментов природной реальности. Будучи непредопределённой заранее, человеческая сущность потому является потенциально безграничной. Человек может обретать себя, лишь выходя за рамки своего индивидуального бытия. В этом кроется проблема противоречивости индивидуального и социального существования, потому что, несмотря на сущностный для личности вектор саморасширения, она никогда не достигнет предела саморасширения, не разрастётся до всего социума в его пространственной и хронологической целостности.
____________________________
ˡ Фромм Э. Душа человека. М., 2015
Бытие человека таково, что стремясь своим саморазвитием становиться человеком, человек не снимает фундаментальные проблемы своего бытия, но диалектически развивает и углубляет их. В человечестве особое значение приобретает факт индивидуального развития всякого человека. Существование отдельной особи в животном мире не имеет особого значения для существования вида в целом. А индивидуальный человек же в силу не предопределённости своего бытия может открыть что-либо принципиально новое, востребуемое остальным человечеством; тем самым и человечество безгранично творчески развивается каждой индивидуальностью.
Человек не предопределен и открыт всякой возможности. Переставая совершать человеческие поступки, человек перестаёт быть человеком. Человек — социально открытое существо. Экзистениальные противоречия человека существуют для него в виде предела, горизонта, к которому он стремится, развивая свою социальную сущность. Социальная сущность и оказывается по мере своего освоения постоянно отодвигающимся пределом саморазвития личности. Жизнь человека заключается в том, чтобы постоянно приближаться к этому идеалу всестороннего развития. Достигая свой идеал, человек ставит перед собой ещё один ориентирующий идеал и начинает достигать его.
Итак, по причине своей изначальной непредопределённости, человек есть открытое миру, свободное существо.
Основные противоречия человеческого бытия:
· между индивидуальностью и социумом;
· между жизнью и смертью;
· между возможностями и реализацией.
Э.Фромм — один из философов, который рассматривал эти противоречия. В основе противоречивости человеческого бытия лежит противоречие между сущностью и существованием. Это — экзистенциальные противоречия. Они побуждают человека совершенствоваться, становиться хозяином природы и самого себя.
Наряду с экзистенциальными Фромм указывает исторические противоречия, которые не присущи с необходимостью человеческому существованию как таковому, а возникают в рамках данной исторической эпохи и разрешаются с изменением социальных условий. Те же, кто заинтересован в сохранении данной общественной системы, данной исторической эпохи, извлекают выгоду из исторических противоречий, и стремятся представить их как вечные, присущие изначально природе человека, то есть в качестве экзистенциальных, — например, рабовладельческий строй, или хищничество в рамках рыночных отношений. Разрешение исторических противоречий развивает общество в целом, экзистенциальные противоречия лежат в основе саморазвития всякого человека.
Другие проблемы человеческого бытия (свобода, агрессивность, одиночество) — конкретные проявления противоречивости человеческого бытия, с которыми человек постоянно сталкивается на протяжении жизни, стремясь к самореализации.
Согласно Э.Фромму, человек является социальным существом, выходит за пределы той предопределённости, которую даёт, обусловливает природа, поскольку он не только приспосабливается, но и преобразовывает. То есть, становится свободным. Выделившись из порядка природы, на ранних этапах своего развития человек не очень осознаёт себя в качестве преобразующего существа. Являясь, то есть постоянно становясь свободным творческим существом, человек не всегда это осознавал, и на первых этапах своего существования не вычленял себя отчётливо из общества, социума. С переходом к буржуазному типу общества человек начинает осознавать себя свободным субъектом социальных отношений. Вместе с тем, обрушившееся на человека ощущение свободы накладывает и постоянное бремя проблемы ответственности, проблемы выбора. Свободный человек всегда оказывается перед бременем жизненного выбора. И не каждый человек способен его выдерживать. Нет ничего более неприятного, чем свобода, потому что она всегда несёт с собой сложности, и человек всегда ищет инстанцию, на которую можно переложить всю ответственность. Поэтому неудивительно, что на почве демократических государств выросли тоталитарные режимы. Это не парадокс и не случайность. Эту перемену порождает неумение и нежелание человека быть свободным.
Согласно З.Фрейду, общество возникает тогда, когда люди хотят гарантированно удовлетворять свои потребности. Но выполнение социальных требований, которые подавляют инстинктивные потребности, вызывает у человека агрессивную реакцию.[2] Более того, Фрейд полагает агрессивность не только реактивной. Есть и накапливающаяся, и требующая выхода имманентная агрессивность. Агрессивность является не только реакцией на подавление инстинктов, но она спонтанна, коренится в самом человеке. В самой природе человека заложено стремление к агрессивности. И если не будет каких-то явных причин для агрессивного поведения, человек найдёт какие-нибудь случайные объекты для выхода своих агрессивных устремлений. В противном случае, по Фрейду, человек при подавлении биологических потребностей будет неудовлетворён, и свою агрессивность будет направлять не вовне, на общество, а на себя. Это может привести в конечном итоге к тому, что человек либо покончит жизнь самоубийством, либо сойдёт с ума.
К.Лоренц, как и З.Фрейд, считает агрессивность спонтанной. Если лишить животное реальных источников и объектов, вызывающих агрессивность, оно будет искать объекты приложения своей агрессивности, пусть лишь внешне отдалённо напоминающие настоящие. Если же при проявлениях внутривидовой агрессивности животные в состоянии убить друг друга в ходе поединка, у них развивается система торможения, что предохраняет бесполезную для вида гибель особей. У людей же такой системы инстинктивного торможения не развивается, поскольку они не могут друг друга убивать голыми руками и изобретают искусственные орудия убийства могущие развиваться безгранично. Чувство смертельной опасности притупляется.
Таким образом, можно утверждать, что противоречие между индивидуальным существованием человека и его социальной сущностью определяет его саморазвитие и является основным внутренним двигателем развития, а потому и усиления его способности к самоуправлению. Невозможность разрешения для человека указанного противоречия — это шанс человека. Противоречие сущности и существования всегда открывает человеку социальный горизонт, к которому следует стремиться в ходе саморазвития. Экзистенциальные проблемы неразрешимы, но они постоянно подталкивают человека решать их, и это развивает человека. Человек не может разрешить окончательно экзистенциальные проблемы, но не может не решать их, оставаясь человеком.
___________________________
²Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 2012.