ГЛАВА 1. Вайрагья: отречение

Брихад Бхагаватамрита

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВА 1. Вайрагья: отречение

ББ 2.1.1 Шри Джанамеджая сказал: Поистине, мой отец отобрал самую суть всех вечных писаний. С великой любовью к Кришне он явил эту сокровенную истину, известную лишь немногим, своей матери.

ББ 2.1.2 О лучший из мудрецов, я пью и не могу напиться этим нектаром из океана «Шримад-Бхагаватам», аромат которого усиливается от соприкосновения с твоими лотосными устами.

ББ 2.1.3 Поэтому, о ученый мудрец, пожалуйста, расскажи мне, какие еще исполненные нектара темы обсуждали мать и сын, жаждая насладиться вкусом лотосных стоп Кришны.

ББ 2.1.4 Шри Джаймини сказал: О царь, невозможно своими силами понять эти темы и говорить о них. Даже мудрецам, которым ведомо все и которые непосредственно осознали Абсолютную Истину, нелегко их постичь.

ББ 2.1.5 Но Бадараяни - океан рас кришна-бхакти, и по его милости я сидел рядом с Парикшитом и Уттарой и своими ушами слышал их разговор.

ББ 2.1.6 В Ведах говорится, что верному ученику можно раскрыть даже самую сокровенную тайну. Поэтому, о самый удачливый, услышь теперь о славе Голоки.

ББ 2.1.7 Услышав священное повествование о поисках преданного, пользующегося наивысшей милостью Господа Кришны, твоя бабушка преисполнилась величайшего блаженства.

ББ 2.1.8 - 9 Исключительная преданность лотосным стопам Господа, возлюбленного гопи, приводит к особому результату, и Уттара горела желанием узнать о нем. Еще она хотела услышать о месте, где наслаждаются этим результатом и которое сама она считала превосходящим даже Вайкунтху. В глубине души заинтригованная всем этим и, не способная самостоятельно придти к какому-то выводу, она задавала вопросы Парикшиту.

ББ 2.1.10 Шримати Уттара сказала: Исполняя благоприятные обязанности, домохозяева, имеющие материальные желания, достигают трех миров. Те же, кто оставил свои дома, могут достичь четырех миров, находящихся за пределами этих трех.

ББ 2.1.11 Но когда время их наслаждений подходит к концу, все они вынуждены вернуться на эту бренную землю. Лишь немногие избранные из тех, кто достиг планет Махарлоки и миров выше нее, обретают освобождение вместе с Брахмой.

ББ 2.1.12 Некоторые наслаждаются в высших сферах вселенной, таких как царство огня, и достигают освобождения постепенно, шаг за шагом. Аскеты же, полностью посвятившие себя духовной науке, обретают освобождение быстро.

ББ 2.1.13 И даже преданные Верховной Личности Бога, у которых все еще остались материальные желания, могут изведать чаемых наслаждений, а затем полностью очиститься и отправиться в обитель Господа.

ББ 2.1.14 Эта обитель, Вайкунтха, состоит из концентрированного блаженства и чистого сознания. Даже освобожденным душам трудно достичь ее. Но преданные Господа, свободные от эгоистических желаний, попадают туда сразу.

ББ 2.1.15 Чистые преданные, живущие на Вайкунтхе, всегда наслаждаются тем разнообразием счастья, которое приносит им непосредственное служение лотосным стопам Шри Кришны. По сравнению с этим нектар освобождения кажется проклятием.

ББ 2.1.16 Среди преданных Верховного Господа некоторые имеют склонность к познанию, а некоторые являются чистыми преданными. Есть и такие, которые любят Бога, а также те, кто погружены в любовь к Богу, и те, кем мучительно овладела любовь к Богу.

ББ 2.1.17 Поскольку эти преданные находятся на разных уровнях, было бы неправильно, если бы они достигали одинаковых результатов. Но на Вайкунтхе нет никакой иерархии.

ББ 2.1.18 Следовательно, среди преданных на Вайкунтхе царит равенство даже в особых совершенствах, существующих там (таких, как возможность жить рядом с Верховным Господом или обрести облик подобный Его облику). А есть ли какая-то цель выше, чем Вайкунтха, - неизвестно.

ББ 2.1.19 Конечно, все преданные в каждой из областей Вайкунтхи полностью счастливы, ибо достигли того, что желали в соответствии со своей индивидуальной природой.

ББ 2.1.20 Каждый из них достиг высшего предела счастья в своей собственной разновидности экстатических взаимоотношений с Господом. Но какой обители удостаиваются те особые преданные, что служат Господу, исполняющему танец раса?

ББ 2.1.21 Они повторяют Его имена и исполнены необыкновенной любви к Нему. Безразличные ко всему остальному, они хотят лишь одного: стать слугами Шри Радхи.

ББ 2.1.22 Если окажется, что эти особенные преданные обретают лишь то же совершенство, что и другие, в моем сердце останется неудовлетворенность. Неужели такие преданные, как Нанда и Яшода, достигли той же самой цели? Сама мысль об этом для меня нестерпима.

ББ 2.1.23 В этих преданных стекаются неисчислимые и разнообразные совершенства, подобно рекам, бегущим в океан.

ББ 2.1.24 Поэтому, несомненно, для них должно существовать подходящее место за пределами Вайкунтхи. Пожалуйста, расскажи мне о нем и избавь от сомнений.

ББ 2.1.25 Шри Джаймини сказал: Довольный этой необыкновенно приятной просьбой Уттары, ее сын, Парикшит, склонился перед ней и начал отвечать. Слезы струились из его глаз, а волоски на теле стояли дыбом.

ББ 2.1.26 Шри Парикшит сказал: Дорогая матушка, ты живешь только для Господа Шри Кришны, и разлука с Ним для тебя нестерпима. Твой вопрос достоин высшей похвалы. Никто до тебя не задавал подобного вопроса.

ББ 2.1.27 Сам Кришна даровал мне счастливую возможность родиться здесь из твоего чрева и стать внуком Его дорогого друга Арджуны, мужа Шри Субхадры.

ББ 2.1.28 Чтобы защитить нас с тобой от брахмастры, Кришна появился в твоем чреве, держа в руках диск и палицу. Когда я был ребенком, Он побуждал меня постоянно искать Его, высматривая в людях знакомые черты. Подобная медитация - достояние самых возвышенных вайшнавов.

ББ 2.1.29 Он наделил меня качествами великих святых. Ему я обязан тем, что покорил Кали и этим прославился. Верно следуя Ему, я обрел несметные царские богатства. А потом Он же заставил меня отречься от всего, послав мне проклятие брахмана.

ББ 2.1.30 Когда я узнал о проклятии, я счел это прекрасным известием. Сам Шри Васудева в форме ученика брахмана вызволял меня из заброшенного колодца семейной жизни и подталкивал к решению поститься до самой смерти на берегах божественной Ганги.

ББ 2.1.31 В собрании самых возвышенных мудрецов Господь рассеял мой страх, устами Шукадевы объяснив мне истину. Господь осчастливил меня, наградив общением со Своими дорогими преданными. Сейчас я помогу тебе испить нектар повествований о Господе.

ББ 2.1.32 Я склоняюсь перед Шри Кришной, вместилищем беспричинной милости. Из уважения к словам брахмана я смирился с отпущенным мне до смерти сроком. Поскольку время немного задержалось, я, собравшись с мыслями, отвечу на твой вопрос, изложив тебе суть всех вайшнавских писаний.

ББ 2.1.33 Я могу удовлетворить твою просьбу, разъяснив тебе высказывания из шрути и смрити - как их буквальное значение, так и скрытый смысл.

ББ 2.1.34 Но мне бы хотелось объяснить тебе этот вопрос, рассказав сначала одну историю, которую я услышал по милости духовного учителя. Этот рассказ рассеет твои сомнения.

ББ 2.1.35 Давным-давно жил в городе Прагджьотише бедный брахман. Он не знал, чему учат священные писания, и жаждал посильнее разбогатеть.

ББ 2.1.36 - 37 Каждый день он с верой поклонялся Камакхье, богине того места. И когда богиня была удовлетворена его поклонением, он получил от нее во сне десятисложную мантру для поклонения лотосным стопам Мадана-гопала. Также богиня рассказала ему о том, как медитировать на мантру, и посвятила его в различные тонкости этой практики. Мантра сама явилась ему, подобно бесценной сокровищнице, раскрывшейся перед его взором.

ББ 2.1.38 Повинуясь приказу богини, он нашел уединенное место и там постоянно повторял про себя эту мантру. Со временем он забыл о своем желании разбогатеть, и сердце его исполнилось удовлетворения.

ББ 2.1.39 Ничего не зная об истинном положении вещей, он не думал, что эта мантра приведет его к успеху в следующей жизни и что она - окончательная цель, к которой надлежит стремиться. Он думал, что это что-то другое.

ББ 2.1.40 Он покинул дом и разорвал все прочие связи и отправился странствовать по местам паломничества, обеспечивая нужды своего тела милостыней. Так он пришел в то место, где Ганга впадает в океан.

ББ 2.1.41 Там, на берегах Ганги он увидел множество брахманов, которые по большей части были семейными людьми. Они были сведущи во всех областях знания и верны своим предписанным обязанностям.

ББ 2.1.42 Он услышал от них, какие обязанности надлежит исполнять человеку - ежедневно и время от времени. Узнал он и о второстепенных обязанностях, которым следуют для выполнения конкретных желаний, а также о результате, к которому приводят все эти действия, - о достижении рая.

ББ 2.1.43 Слыша различные обещания, которые они произносили, решительно настроенные соблюдать данные обеты, он увидел, насколько тверды были брахманы в своих намерениях следовать долгу. В его сердце проснулась вера, и он начал следовать этому методу согласно их наставлениям.

ББ 2.1.44 Из уважения к приказу богини он продолжал регулярно повторять свою мантру, делая это молча, в уединении. Под влиянием этой мантры он не чувствовал никакого внутреннего удовлетворения от выполнения этих ритуалов.

ББ 2.1.45 Поэтому он утратил всякий интерес к этому и отправился в Каши. Там он увидел людей из разных земель, среди которых особенно много было санньяси, проповедующих теорию монизма.

ББ 2.1.46 В первую очередь он поклонился Господу Вишвешваре, а затем посетил различные ашрамы. Там он кланялся санньяси, вступал с ними в дискуссии и отдыхал в их компании.

ББ 2.1.47 Разум этих санньяси был чист; по крайней мере, так можно было заключить по их философским беседам. Слова их описывали освобождение как что-то легко достижимое - стоит только протянуть руку. Все это побудило брахмана считать их мнение совершенным.

ББ 2.1.48 - 49 Он постоянно слышал от них утверждения из «Веданты», в которых прославлялись отречение и освобождение. Он совершал омовение на Маникарника-гхате и мог созерцать Господа Вишвешвару. Не предпринимая никаких усилий, чтобы раздобыть себе еду, он в компании санньяси наслаждался замечательными блюдами, которые были ему по вкусу. Так у него появилось желание самому стать санньяси.

ББ 2.1.50 При этом он никогда не прекращал повторять свою мантру. Причиной тому было чувство уважения к богине и внутреннее блаженство, которое мантра давала ему. А однажды во сне он увидел Божество, которому поклоняются посредством этой мантры.

ББ 2.1.51 Очарование Шри Гопала пленило его и одарило величайшим блаженством. И после этого он больше не находил в себе душевных сил, чтобы заниматься чем-либо еще, кроме повторения мантры.

ББ 2.1.52 Не зная толком, как ему поступить, он впал в угнетенное состояние. Затем в другом сне к нему пришел Господь Шива, сопровождаемый богиней, чтобы дать наставления.

ББ 2.1.53 [Господь Шива сказал:] Глупец, не становись санньяси! Сию же минуту отправляйся в Шри Матхуру. Там, в лесу Вриндавана ты несомненно обретешь все желаемое.

ББ 2.1.54 Охваченный желанием идти в Матхуру, брахман отправился в путь по направлению к той области, все это время воспевая ее славу. По дороге туда он пришел в Праяг.

ББ 2.1.55 Там, в месте, которое называют царем святых мест, где пленительная Ямуна течет в Ганге, он увидел сотни святых, собравшихся у сияющих лотосных стоп Господа Мадхавы, чтобы в месяц Магха на заре совершить омовение.

ББ 2.1.56 Со всех сторон он видел людей, поклоняющихся Шри Вишну. Это было великое празднество: испытывая счастье от преданности Господу, люди постоянно пели, кланялись и возносили молитвы. Праздник был великолепный - с громким совместным пением имен Господа, с музыкой, танцами, рыданиями и жалобными криками любви.

ББ 2.1.57 Невинный, ничего не понимающий, удивленный, он сказал этим вайшнавам: «Простите меня, вы, о певцы, вы, кто повторяет молитвы, и вы, кто падает ниц на землю, подобно палке».

ББ 2.1.58 - 59 «Дорогие музыканты, чтецы и танцоры, громко плачущие и восклицающие „Рама, Кришна“, украшенные чудесными тилаками и гирляндами, пожалуйста, успокойтесь на минутку и прекратите этот грохот! Что за обряд вы соблюдаете? Кому с таким почтением поклоняетесь?»

ББ 2.1.60 Некоторые вайшнавы, услышав это, просто смеялись. Другие говорили ему: «Замолчи, глупец!» Третьи же, сострадательные к падшим душам, говорили иначе.

ББ 2.1.61 Святые вайшнавы сказали: Эй, глупый сын брахмана, ты что, ничего не знаешь? Не смей снова так обращаться к преданным и говорить им такие глупости!

ББ 2.1.62 Получив посвящение у наших гуру, мы всегда поклоняемся Верховному Господу Вишну при помощи тех мантр и тех методов, которым они обучили нас.

ББ 2.1.63 О лучший из брахманов, мы поклоняемся Господу в разных Его формах. Некоторые поклоняются Ему в облике Нрисимхи, некоторые - как Господу Рагхунатхе, а некоторые - как Шри Гопалу.

ББ 2.1.64 Шри Парикшит сказал: Тогда, устыдившись, брахман с великим смирением, но при этом радостно, спросил: «А где живет этот Господь? На кого Он похож? Какие блага способен даровать?»

ББ 2.1.65 Святые вайшнавы сказали: Он - верховный повелитель. Он вечно живет повсюду, внутри и вне всего. Никто, нигде и ни в чем не может сравниться с Ним.

ББ 2.1.66 Он - Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого живого существа и Бог всех богов в этом мире. Он - всеприлекающее, концентрированное воплощение вечности, знания и блаженства. Он живет в мире Вайкунтхи, где Его всегда можно увидеть. А Своим слугам Он дает Самого Себя.

ББ 2.1.67 Его прославляют шрути и смрити. Кому под силу описать Его величие? Но, пока ты здесь, пожалуйста, послушай те истории о Нем из Пуран, которые во множестве у нас рассказывают.

ББ 2.1.68 Просто поклонись Господу Мадхаве и смотри на Него, непосредственное проявление Господа вселенной. И скоро ты сам поймешь все это и многое другое.

ББ 2.1.69 Шри Парикшит сказал: Так, глядя на Шри Мадхаву и склоняясь перед Ним, брахман заметил некоторое сходство между Шри Мадхавой и тем Господом, на которого он медитировал, повторяя свою мантру.

ББ 2.1.70 Там, на Дашашвамедха-гхате, в компании вайшнавов он прослушал некоторые отрывки из Пуран, а также увидел разные Божества Вишну, которым поклонялись эти преданные.

ББ 2.1.71 При этом он оставался в неведении, не способный осознать, что Божество, которому он поклоняется, - и есть тот самый Господь Мадхава, повелитель вселенной и господин святых преданных.

ББ 2.1.72 Он по-прежнему думал, что объектом поклонения этих вайшнавов является Мадхава, Господь вселенной, а сам он поклоняется кому-то другому.

ББ 2.1.73 «У Господа Мадхавы четыре руки, - думал он, - и Его украшают раковина, диск, палица и лотос. Это не мое Божество. С чего это мой Господь должен выглядеть так же?»

ББ 2.1.74 «Мой Господь не выглядит как наполовину человек, наполовину лев. Он не становится карликом и не принимает облик рыбы, черепахи, вепря и так далее».

ББ 2.1.75 «Не становится Он и Господом Рагху со всеми Его атрибутами царской власти, сжимающим в руках лук. Возможно, мое Божество имеет что-то общее с Гопалом, которому поклоняются некоторые из этих преданных».

ББ 2.1.76 «Но все равно я не могу представить себе, что мое Божество - это Господь вселенной. Мое Божество не обладает признаками, описание которых я слышал в „Прославлении месяца Магха“ и прочих священных текстах».

ББ 2.1.77 «Окруженный множеством друзей-пастушков, мой Господь стережет коров в лесу. Украшенный дарами леса, Он держит у Своих губ флейту. Подобно обычному человеку, он нарушает религиозные принципы святых, постоянно жаждая наслаждаться любовными играми со всеми девушками-пастушками».

ББ 2.1.78 «Благодаря могуществу богини, я ощутил блаженство, поклоняясь Ему. Поэтому я никогда не оставлю ни Его Самого, ни повторение Его мантры».

ББ 2.1.79 Поэтому, как и прежде, брахман продолжал в уединении повторять свою мантру. А благодаря общению со святыми вайшнавами он мог видеть Господа так, словно тот лично стоял перед ним.

ББ 2.1.80 Иногда в экстазе он терял сознание; причиной тому была природа объекта его медитации. Когда он приходил в себя и замечал, что время для повторения мантры вышло, он расстраивался.

ББ 2.1.81 «Откуда взялась эта напасть? Теперь я в большой беде! Ночь настала, а я все еще не закончил сегодняшнее повторение мантры».

ББ 2.1.82 «Или я уснул? Или в меня вселился дух? О, как же я порочен! Даже когда есть все причины расстраиваться, я чувствую в сердце счастье!»

ББ 2.1.83 Но однажды, когда он так печалился и уже чувствовал сонливость от того, что ничего не ел, он вдруг увидел Господа Мадхаву, который утешил его и дал такое наставление:

ББ 2.1.84 «Дорогой брахман, пожалуйста, помни слова Вишвешвары, супруга богини Умы. Иди по дороге вдоль берега Ямуны в Шри Вриндаван».

ББ 2.1.85 «По Моей милости там ты ощутишь необыкновенное наслаждение. Иди, и нигде не задерживайся по дороге, что бы ни случилось».

ББ 2.1.86 Итак, на рассвете брахман поднялся и радостно отправился в путь. Мало-помалу он дошел до благословенного Мадхупури и омылся в Вишранти-гхате.

ББ 2.1.87 Он пошел во Вриндаван, и с каждым моментом, проведенным там, он чувствовал все большее воодушевление, ибо, повторяя свою мантру, созерцал в медитации многих спутников Господа, сопровождавших Кришну в Его играх, и окружение, в котором эти игры проходили.

ББ 2.1.88 Не встречая ни единого человека, он бродил тут и там по этой земле, украшением которой были коровы. Но в одном месте, к востоку от Кеши-тиртхи, он вдруг услышал чей- то плач.

ББ 2.1.89 Следуя по направлению к месту, откуда раздавался этот звук, брахман услышал, что плач постоянно перемежается с нама-санкиртаной, исполняемой с чистой любовью. Приблизившись, он стал искать того, кто повторяет имена Господа.

ББ 2.1.90 Он вошел в густой и темный лес и никого там не увидел. Но, определив, откуда доносится звук, он в нетерпении направился туда, на берег Ямуны.

ББ 2.1.91 Там, в роще деревьев кадамба, он обнаружил красивого юношу, чье тело было очень нежным. Одежда и снаряжение выдавали в нем пастуха.

ББ 2.1.92 По ошибке приняв этого человека за свое Божество, брахман радостно воскликнул: «О Гопал!» и упал на землю, как палка, чтобы выразить ему почтение.

ББ 2.1.93 - 94 Этот юный пастух был драгоценным камнем, венчающим диадему всеведущих мудрецов. Когда брахман пришел в себя, пастух узнал в нем брахмана из Матхуры, который жил когда-то в земле богини Камакхи и поклонялся Шриману Мадана-гопалу. Затем он вышел из рощи, поднял брахмана с земли, склонился перед ним, обнял и усадил.

ББ 2.1.95 Чтобы еще больше завоевать доверие брахмана, пастух постарался удовлетворить его своим гостеприимством, а потом улыбнулся и поведал еще кое-какие факты о его жизни.

ББ 2.1.96 Теперь брахман понимал, что перед ним юный пастух. Он отнесся к нему так, словно тот был его близким другом, и, с радостью доверяя новому знакомому, рассказал ему обо всей своей жизни.

ББ 2.1.97 Затем с великим смирением, считая этого юного сына пастухов лучшим из мудрецов и великим святым, брахман покорно добавил к сказанному вопрос.

ББ 2.1.98 Брахман сказал: Из разных источников я слышал о разных целях и разных способах достичь их, но при этом я не могу твердо решить, к какой цели мне стремиться и что для этого делать.

ББ 2.1.99 Что бы ни приказала мне богиня, я регулярно делаю это. Но я понятия не имею о результатах, к которым приводит выполнение моих обязанностей, и даже о том, чем эти обязанности являются.

ББ 2.1.100 Поэтому я считаю свою жизнь бесполезной и просто хочу умереть. Я продолжаю жить лишь по милости Господа Мадхавы, а также Господа Шивы и Его жены.

ББ 2.1.101 И лишь по их милости сегодня я повстречался с тобой, сострадательным и всеведущим человеком. Ты совсем как Божество, которому я поклоняюсь, и я очень рад и доволен, что встретил тебя. Теперь, пожалуйста, освободи эту жалкую душу.

ББ 2.1.102 Шри Парикшит сказал: С почтением выслушав речи брахмана, юный пастух подумал: «Этот человек сделал все, что должен был сделать. Жизнь его увенчалась полным успехом».

ББ 2.1.103 «Все, что ему осталось, - это непосредственно увидеть лотосные стопы Господа. Ему нужно развить привязанность не столько к уединенному повторению мантры Господа, сколько к санкиртане Его имен».

ББ 2.1.104 - 105 «Несомненно, нет выше способа достичь совершенства, чем поклонение лотосным стопам Господа Мадана- гопала. Оно дарует результаты, которые намного превосходят все ожидания. Совершать его нужно главным образом через нама-санкиртану, испытывая при этом почтение и привязанность ко многим местам, где проходили игры Шри Гопала, - местам, которые человек должен регулярно посещать».

ББ 2.1.106 «И нет лучшей цели, чем само это поклонение. В нем проявляется чистая любовь к Богу, которая смеется над четырьмя менее значительными целями жизни и заставляет лотосные стопы Господа покориться преданному».

ББ 2.1.107 «Чтобы донести до него эту мысль, сначала я должен полностью рассказать ему мою историю. Это рассеет все его сомнения».

ББ 2.1.108 «Святые не одобряют, когда кто-то восхваляет себя. Но никакие мои другие рассказы не принесут ему удачу».

ББ 2.1.109 Итак, святой сын пастуха решился. Он попросил внимания у брахмана и начал рассказывать ему о своей жизни, подобно тому, как мудрец, сведущий в Пуранах, стал бы излагать эпос.

ББ 2.1.110 Гопа-кумар сказал: Много есть важных исторических повествований, но я собираюсь рассказать тебе мою собственную историю. Я хочу припомнить и то, что происходило, когда меня охватывал экстаз или отвлекали другие помехи.

ББ 2.1.111 Я сын вайшьи с Говардхана, который зарабатывал на жизнь как пастух. Я был маленьким мальчиком из той общины и пас собственных коров.

ББ 2.1.112 О лучший из ученых брахманов, в компании других мальчиков я оставался там, на Говардхане, здесь, во Вриндаване, на берегах Ямуны и в разных других местах в округе Матхуры.

ББ 2.1.113 В лесу мы то и дело видели одного замечательного брахмана, который бродил из одного места в другое. Он был очень отречен и выглядел как бог.

ББ 2.1.114 Он всегда воспевал славу Кришне. Иногда он пел, а иногда - танцевал. Порой, погруженный в медитацию, он повторял про себя мантру, а порой - отдавался смеху.

ББ 2.1.115 Иногда он кричал или громко плакал, иногда спотыкался и падал на землю, а иногда катался по земле, словно сумасшедший.

ББ 2.1.116 Иногда он падал без сознания и лежал, как труп, и поток его слизи, слюны и слез превращал пыль на коровьей тропе в грязь.

ББ 2.1.117 Мы, пастушки, часто ходили из любопытства посмотреть на этого человека. Но когда он видел нас перед собой, он с преданностью кланялся нам.

ББ 2.1.118 Он сердечно обнимал нас и с любовью осыпал поцелуями, словно мы были его лучшими друзьями. Он не мог оставить наше общество.

ББ 2.1.119 Я приносил ему молочные продукты, и он был доволен моим служением. Однажды, повстречав меня на берегу Ямуны, он обнял меня и сказал следующее:

ББ 2.1.120 «Дорогое дитя, если ты хочешь, чтобы все твои желания исполнились, соверши омовение в Кеши-гхате, а затем получи от меня эту милость Господа вселенной».

ББ 2.1.121 А когда я омылся, он дал мне ту же самую мантру, которую повторяешь и ты. Хотя он находил полное удовлетворение в своем «Я» и был равнодушен к мирским вещам, он был воистину драгоценным камнем среди всех сострадательных душ.

ББ 2.1.122 Он собирался объяснить мне, как поклоняться Господу при помощи мантры, но, стоило ему вспомнить про объект этой медитации, как сердце его переполнилось чистой любовью к Богу, и он смешался и заплакал, как женщина, разлученная с возлюбленным.

ББ 2.1.123 Когда он пришел в себя, я побоялся спрашивать его о чем бы то ни было. Он встал и ушел, пребывая в горе. После этого его никто не видел.

ББ 2.1.124 Я не имел представления, что за мантру я получил, какой плод принесет ее повторение и даже что с ней делать.

ББ 2.1.125 Просто из уважения к словам брахмана я уходил в уединенное место, где меня никто не видел, и там постоянно негромко читал эту мантру.

ББ 2.1.126 Под влиянием этой великой личности, даже такое бесцельное повторение очистило мой ум, и у меня появилась вера в мантру.

ББ 2.1.127 Размышляя над словами гуру, я понял, что при помощи этой мантры можно достичь Господа вселенной. Тогда я ощутил удовлетворение и погрузился в ее повторение.

ББ 2.1.128 Мне захотелось узнать, кто такой этот Господь вселенной и когда я смогу увидеть Его. У меня не было других желаний, и, оставив дом и другие привязанности, я отправился на берега Ганги.

ББ 2.1.129 Заслышав, как вдали кто-то трубит в раковину, я пошел на этот звук и оказался на песчаном берегу реки. Там я увидел ученого брахмана, который поклонялся Шалаграма-шиле, и склонился перед ним.

ББ 2.1.130 Я спросил его: «Господин, кому вы поклоняетесь?» Рассмеявшись, он ответил: «Милый мальчик, разве ты не знаешь, что это - Господь вселенной?»

ББ 2.1.131 Услышав это, я почувствовал безграничное счастье, как бедняк, нашедший желанное сокровище, или человек, встретивший давно потерянного родственника.

ББ 2.1.132 Я долго смотрел на Господа вселенной, а потом с верой склонился перед Ним - мое тело плашмя упало на землю, как палка. По милости брахмана я получил немного воды, которая омыла стопы Господа, и какие-то остатки подношений Ему.

ББ 2.1.133 Потом брахман собрался домой и уложил Господа вселенной спать в коробку. Огорченный этим зрелищем, я со слезами на глазах стал жаловаться.

ББ 2.1.134 «Боже мой, вы положили Верховного Господа в такое неподходящее место - в коробку! А Он ведь даже не поел! Как же Он уснет, если Он голоден?»

ББ 2.1.135 О достойнейший брахман из Матхуры! Из-за своей обусловленности я не знал, что Господь вселенной отличается от всего и всех в этом мире.

ББ 2.1.136 Пока я жаловался и страдал от непритворной скорби, брахман попытался утешить меня. Исполненный смирения, он робко заговорил.

ББ 2.1.137 «О юный вайшнав, - сказал он, - что же еще может сделать этот бедняк? Я могу предложить Господу вселенной лишь ту пищу, которую готовлю для себя».

ББ 2.1.138 - 139 «Если хочешь увидеть Господа во всем великолепии и посмотреть на великие празднества, посвященные поклонению Ему, отправляйся в столицу этой страны, правитель которой - великий святой. Он привязан к поклонению Господу Вишну с великой любовью. Столица его недалеко отсюда, и там ты сможешь созерцать Господа вселенной, которого так трудно увидеть».

ББ 2.1.140 «Ты ощутишь огромное блаженство, и все твои заветные желания исполнятся. Но сейчас, пожалуйста, пойдем ко мне домой. Пообедай тем, что осталось после подношения Господу Вишну».

ББ 2.1.141 Восхищенный словами брахмана, я поклонился ему и, не заходя в его дом (хотя был голоден), отправился по направлению к столице, по дороге, которую он мне указал.

ББ 2.1.142 Войдя во внутренние пределы города, еще издали я услышал звуки храмового поклонения Господу вселенной. Я никогда прежде не слышал такого шума, и потому спросил об этом людей, которые были поблизости.

ББ 2.1.143 Узнав, что там поклоняются Господу вселенной, я захотел увидеть Его. Когда я приблизился, никто не остановил меня, и я быстро вошел в храм, где перед собой увидел Господа в Его прекрасной четырехрукой форме. Его руки блистали, украшенные раковиной, диском, лотосом и палицей.

ББ 2.1.144 Все части Его тела, которое цветом напоминало недавно появившуюся дождевую тучу, были неописуемо прекрасны. Едва ли можно описать словами это юное тело, одетое в желтые шелка, украшенное золотом, с гирляндой из лесных цветов, которая усиливала его красоту. Лицо Господа, с нежной улыбкой, источающей нектар, и лотосоподобными глазами, напоминало полную луну.

ББ 2.1.145 Множество слуг, нежно привязанных к служению Ему, поклонялись Господу при помощи разных редкостных предметов. А Он стоял на прекрасном троне и с некоторого расстояния взирал на танцы и другие представления, которые проходили перед Ним. Чтобы порадовать Его, использовались всевозможные замечательные предметы поклонения.

ББ 2.1.146 Мое сердце наполнилось несказанным блаженством, и я снова и снова падал ниц перед Господом. «Сегодня, - подумалось мне, - я увидел то, что всю жизнь хотел увидеть».

ББ 2.1.147 «Теперь моя жизнь увенчалась успехом. Я никогда не уйду из этого места». И вот, по милости вайшнавов, я счастливо зажил там.

ББ 2.1.148 Я питался остатками пищи, предложенной Господу Вишну, наблюдал за огромными праздниками, посвященными поклонению Ему, слушал о величии поклонения Ему и много о чем еще. И все это время я внимательно, в уединении повторял свою мантру.

ББ 2.1.149 О брахман! Но сердце мое никогда не забывало красоту этой Враджа-бхуми и ту радость, которую я чувствовал, играя здесь пастушком.

ББ 2.1.150 Оставшись там на несколько дней, я почувствовал сильное желание заняться таким поклонением.

ББ 2.1.151 У царя той страны не было сына. Несмотря на то, что я был иностранец, он заметил мои хорошие качества и полюбил. В конце концов он усыновил меня, но вскоре после этого умер.

ББ 2.1.152 Унаследовав от него царство, я устроил так, чтобы радостное поклонение Господу Вишну стало еще более пышным. Каждый день мы кормили святых людей пищей, оставшейся после этого поклонения.

ББ 2.1.153 Никогда не испытывая привязанности к царской роскоши, я продолжал жить, как раньше. Я тихо повторял свою мантру и питался только той пищей, что Господь оставлял как Свою милость.

ББ 2.1.154 Я разделил царские обязанности и распределил их между родственниками и приближенными ушедшего царя. Но, оставаясь связанным с царством, я продолжал испытывать различные страдания.

ББ 2.1.155 Иногда я боялся угрозы из соседних стран, иногда - императора. Вынужденный подчиняться множеству его различных приказов, я чувствовал, что они ущемляют мою свободу.

ББ 2.1.156 Если остатков пищи Верховного Господа коснулся посторонний, или их принесли откуда-то извне храма, или же по какой-то иной причине возникли сомнения в их чистоте, ни один уважаемый человек не станет их есть.

ББ 2.1.157 Эти стрелы, попадая в жизненно важные точки моего тела, пробудили во мне желание все бросить. Но мне не хотелось покидать Господа, которого я так долго жаждал увидеть и личное общение с которым сейчас обрел.

ББ 2.1.158 И в это самое время с юга пришли несколько почтенных святых, совершавших паломничество. Они сказали мне следующее.

ББ 2.1.159 «В Пурушоттама-кшетре, на синей горе на берегу соленого океана живет Джаганнатха, Господь вселенной, Личность Бога, который присутствует там как Абсолютная Истина, проявившаяся в дереве».

ББ 2.1.160 «Обладая безграничными богатствами, Господь Сам правит царством Уткала. Он являет несравненное великолепие и всегда с любовью заботится о Своих преданных».

ББ 2.1.161 «Поев пищи, приготовленной для Него Его супругой Лакшми, всемилостивый Господь раздает остатки этой пищи Своим преданным. Эти остатки редко получают даже полубоги, но их можно отведать в Нилачале».

ББ 2.1.162 «Эту пищу называют Его маха-прасадом. Преданные едят ее, не особо беспокоясь о том, кто ее касался и откуда ее принесли».

ББ 2.1.163 «О, эта святая кшетра настолько священна, что даже ослы, живущие там, имеют четыре руки! Всякий, кто просто войдет на ту землю, никогда не родится снова.

ББ 2.1.164 «Всего лишь взгляд на Господа Джаганнатху, чьи глаза подобны полностью распустившимся лотосам, приводит человека к высшей цели жизни». Никогда раньше я не слышал о таких чудесах, о которых узнал теперь.

ББ 2.1.165 Охваченный желанием увидеть Господа Джаганнатху, я в тот же миг оставил все и отправился в сторону Ориссы, воспевая славу Господа Джаганнатхи.

ББ 2.1.166 Я быстро достиг этой святой земли Господа и поклонился всем ее жителям. По милости этих святых я смог войти на территорию, прилегающую к храму.

ББ 2.1.167 Еще издали я увидел подобный луне лик Господа Пурушоттамы, Его огромные глаза, излучающие сияние, Его лоб, украшенный тилакой из драгоценных камней. Тело Его, цветом подобное туче, полной дождя, светилось, а сияние Его губ цвета зари могло пленить любого. Безграничное удовлетворение, которым лучилась Его улыбка, усиливало красоту Господа.

ББ 2.1.168 Сраженный экстазом чистой любви, дрожа всем телом, я не смог пройти вперед, несмотря на все свое желание. Но так или иначе я дошел до колонны Гаруды. Волоски на моем теле стояли дыбом, а глаза мои застилали слезы.

ББ 2.1.169 - 170 Я увидел Господа Джаганнатху, украшенного драгоценностями, в божественных одеждах и с гирляндами из цветов. Созерцание Его усилило блаженство моих глаз и ума. Непринужденно восседая на Своем львином троне, Он ел разнообразные восхитительные блюда, которые Ему предлагали. Господь с любовью взирал на преданных, которые старательно пели, танцевали играли на музыкальных инструментах, возносили Ему молитвы и склонялись перед Ним. Это в высшей степени великолепное зрелище потрясло меня. Я потерял сознание и упал.

ББ 2.1.171 Я очнулся, открыл глаза и снова стал смотреть на Него. Как безумец, я бросился вперед, чтобы схватить Господа.

ББ 2.1.172 Я кричал: «Сегодня я увидел то, что так долго мечтал увидеть! Сегодня для меня началась настоящая жизнь. Я обрел Господа Вселенной, моего повелителя!»

ББ 2.1.173 Охранники тут же побили меня палками и остановили. Осознав, что я натворил, я смутился. «Это милость Господа», - рассудил я и вышел на улицу, где получил остатки Его маха-прасада.

ББ 2.1.174 - 175 О брахман, съев этот маха-прасад, я быстро вернулся в храм. Чудеса, увиденные мною там, были для меня источником такого счастья, которое я не в силах понять сердцем, не говоря уж о том, чтобы описать словами. Я просто стоял там весь день, испытывая блаженство.

ББ 2.1.176 Ночью состоялся великий праздник, во время которого на Господа надели роскошнейшие наряды и украшения. Но в конце, после церемонии пушпанджали, во время которой Джаганнатхе горстями предлагают цветочные лепестки, настало время покинуть храм.

ББ 2.1.177 Так, не замечая времени, я наслаждался все новыми и новыми праздниками в компании святых преданных. И казалось, что печаль моей разлуки с землей Враджа прошла.

ББ 2.1.178 Повсюду я слышал о необыкновенной милости Господа Джаганнатхи к Своим слугам и видел это своими глазами. Еще я слышал разные указания, которые Господь им давал.

ББ 2.1.179 Ничто не привлекало меня, кроме вида Господа Джаганнатхи. Я потерял интерес даже к слушанию Его прославлений из Пуран.

ББ 2.1.180 И даже если порой я испытывал какие-то физические или умственные страдания, стоило мне увидеть лотосоокого Господа, как боль проходила.

ББ 2.1.181 Так, думая, что я достиг окончательного результата повторения мантры, я стал безразличен даже к ней. Много дней я прожил в городе Господа Джаганнатхи, испытывая совершенное счастье.

ББ 2.1.182 Потом я начал чувствовать огромную тягу к более близкому служению Господу. Но это желание также причиняло мне сильную боль, поскольку оставалось неисполненным.

ББ 2.1.183 - 184 По особым праздничным дням, чтобы увидеть трансцендентный лик Господа, в этот священный город приходил Его главный слуга, могущественный правитель той страны. В это время, чтобы предотвратить всевозможные проблемы, не беспокоить уважаемых людей и не допустить порчу садов Господа Джаганнатхи, простолюдинам, подобным мне, не позволяли свободно видеть Господа.

ББ 2.1.185 От всего этого я чувствовал в сердце боль. И вот, в один из таких моментов, я увидел моего духовного учителя, который стоял напротив Шри Джаганнатха-девы, переполняемый сильнейшей экстатической любовью к Богу.

ББ 2.1.186 Но до того, как я смог поговорить с ним, он куда-то ушел, а мой ум был настолько прикован к прекрасному лицу Господа Джаганнатхи, что я не заметил, куда пропал мой гуру.

ББ 2.1.187 Я искал его тут и там, а на следующий день обнаружил его на берегу океана. Он танцевал в одиночестве, поглощенный нама-санкиртаной и испытывая от этого разные экстатические эмоции.

ББ 2.1.188 Видя меня, распростершегося перед ним на земле, как палка, мой всеведущий учитель дал мне свои благословения. Затем он обнял меня и милостиво сказал:

ББ 2.1.189 «Милый мальчик, чего бы ты ни пожелал во время повторения мантры, благодаря ее могуществу ты обретешь все это. На самом деле, ты достигнешь даже большего, чем желал.

Наши рекомендации