Вопрос двадцать восьмой

Просим вас прокомментировать слова Всевышнего Аллаха: «Гнев Аллаха падет на тех, кто проявит неверие по отношению к Аллаху после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей. Аллах запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. Несомненно, в Последней жизни они окажутся потерпевшими убыток»[59] [60] подробным комментарием, вместе с разъяснением положения (степени) принуждения упомянутого в этом аяте.

Ответ:

Разъяснил Всевышний Аллах в этом аяте то, что тот, кто проявит Куфр в Аллаха после своего Имана, на нём гнев Аллаха и ему великое наказание, потому что он предпочёл мирскую жизнь над загробной. Это включает в себя следующие пункты:

- Того, кто проявил Куфр в Аллаха намеренно будучи серьёзным.

- Того, кто проявил Куфр в Аллаха шутя или играясь, или насмехаясь.

- Того, кто проявил Куфр в Аллаха боясь.

- Того, кто проявил Куфр в Аллаха под принуждением и его сердце было спокойно на Куфре.

Потому что Всевышний Аллах исключил из Куфра только того, кто совершил Куфр под принуждением и его сердце спокойно на Имане. И разъяснил Аллах, что все категории людей (совершающих Куфр) кроме этой, являются Кафирами, потому что они предпочитающие мирскую жизнь загробной. И тот, кто совершил Куфр по отношению к Аллаху преднамеренно, то он, предпочёл мирскую жизнь над загробной. И тот, кто совершил Куфр шутя, то он, предпочёл мирскую жизнь над загробной. И тот, кто совершил Куфр боясь, то он, предпочёл мирскую жизнь над загробной. И тот, кто совершил Куфр под принуждением и его сердце спокойно на Куфре, то он, предпочёл мирскую жизнь над загробной. Сказал Всевышний: «Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» и не ведёт их Аллах прямым путём из-за их Куфра и заблуждения. Просим у Аллаха прощения.

Вопрос двадцать девятый.

Есть люди, которые разделяют между принуждением в словах и принуждением в делах, и говорят, что аят был ниспослан только по поводу принуждения в словах, а что касается дел, то нет в них принуждения.

Ответ:

Правильное мнение, что нет разницы между ними, пока будет принуждение реальным, и у человека нет выбора в нём. Как если положит притеснитель свой меч на шею этого человека и скажет: «Пади ниц перед идолом, а то я тебя убью». Однако тот, кто принуждён к делу (Куфра), необходимо, что бы он намеревался своим делом на приближение к Аллаху. Например, если он принуждён к земному поклону для идола, то он намеревается на земной поклон для Аллаха. Потому что принуждающие не имеют власть над его сердцем и внешне это будет выглядеть как земной поклон для идола, но в то же время его сердце спокойно на Имане, и поэтому это (поклон) не принесёт ему вреда.

Вопрос тридцатый.

Какое положение дружбы с кафирами и многобожниками? И когда будет эта дружба большим куфром который выводит из религии? И когда будет грехом из больших грехов?[61]

Ответ:

Дружба с кафирами и мушриками будет Куфром и вероотступничеством, если она будет заключаться в помощи им и подкреплении их (тауалли), а это, когда человек любит их своим сердцем и исходит из его сердца помощь им, и поддержка для них финансами, или оружием, или мнением. Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей»[62]и так же сказал Всевышний Аллах: «Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их»[63]и сказал Всевышний: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники»[64].И помощь, и поддержка (тауалли) кафиров является Куфром и вероотступничеством (ридда), потому что основа помощи и поддержки (тауалли) это любовь в сердце, а потом из этого возникает помощь и поддержка.

А то, что касается просто дружбы (то есть без помощи им и поддержки), то она будет грехом из больших грехов. А это, общение с кафирами и поддержание с ними дружеских отношений, симпатия к ним и доверие к ним, а также, любой вид помощи воинственным кафирам[65]. И поэтому упомянули учёные, что если помог воинственному кафиру в наточке карандаша или в подаче чего-либо, то это, будет дружескими отношениями (мууаля), которые будут грехом из больших грехов. А то, что касается кафиров зиммийев, а это те, между которыми и между мусульманами договор[66], то нет ничего страшного в хорошем отношении к ним, но то, что касается воинственных кафиров, то не оказывается им помощь ничем. И имеется в виду, что дружба, которая заключается в любви к кафирам и поддержке их, и помощи им, является Куфром и вероотступничеством. А что касается просто дружбы, общения и поддержания хороших отношений, то это будет грехом из больших грехов, кроме тех случаев, когда кто-то из посланцев и подобных им приходили к правителям, когда была для этого необходимость.

Наши рекомендации