Глава 43: О том, что никого не следует проклинать
Из Григория Двоеслова
Два монаха Флорентий и Евтихий, стремясь к святой жизни, поселились в Нурсийской местности. Евтихий, чья духовная ревность и внутреннее горение постоянно возрастали, подвизался в том, чтобы своими советами привести к Богу как можно больше душ. Позднее он на время (согласился) стать игуменом местного монастыря, но по настойчивым просьбам братии руководил им долгое время, и своей жизнью подвиг многих монахов к совершенству. За это Господь после смерти прославил его чудесами и знамениями: благодатью от его облачения прекращались засухи и исцелялись больные.
После его ухода в монастырь простодушный Флорентий оставался в том же скиту, усердно предаваясь молитве. Однажды утром он обратился к всемогущему Богу с молитвой, чтобы Он помог ему устроить жизнь в этом месте.
После молитвы святой вышел из кельи и увидел у дверей медведя с низко склоненной головой. Во всем облике зверя не было никаких признаков злобы. Тем самым он как бы показывал, что Бог послал его служить человеку, и святой догадался о причине появления медведя, поблагодарил Бога и вывел к зверю своих четырех овец, поскольку другого пастуха у него не было.
- Иди, паси моих овец на лугу, - сказал святой медведю, - и в шестом часу возвращайся.
И в самом деле, медведь погнал овец на пастбище и в указанный час возвратился обратно. Когда же отшельник хотел поститься, то велел медведю возвращаться с овцами в девятом часу, и тот возвращался в положенное время. Так происходило ежедневно, и в течение длительного времени медведь пас овец. Когда слава об этом чуде разнеслась далеко вокруг, четверо мужей из учеников благочестивого Евтихия по внушению диавола воспылали завистью из-за того, что их учитель не творил чудес, а Флорентий одним чудом стяжал великую славу. Они подстерегли медведя и убили.
Когда медведь с овцами не возвратился в положенный час, Флорентий стал его ждать. Уже начало темнеть, а медведя, которого он по своему простодушию называл братом, все не было. Всю ночь святой провел в большой тревоге. А с рассветом отправился в поле на поиски своего пастуха и стада и вскоре нашел медведя убитым. После тщательных розысков он узнал, кто совершил злодеяние. Святой заплакал, скорбя о гибели зверя, но больше всего о злобе братии.
Благочестивый Евтихий, узнав о случившемся, позвал Флорентия к себе, обнял его и постарался утешить. Однако угодник Божий, охваченный глубоким горем, помолился и сказал:
- Уповаю на всемогущего Бог, что Он еще при сей жизни пред очами всех людей воздаст им по заслугам за злобу, с какой они убили моего медведя, не сделавшего им никакого вреда.
За этими словами тотчас же последовало Божие возмездие. Четверых убийц медведя поразила проказа, и они сгнили заживо. Когда это свершилось, угодник Божий Флорентий сильно испугался: его устрашило произнесенное им проклятие. И всю жизнь он называл себя убийцей братьев, плакал, умоляя Бога простить ему этот грех. Верим, что всемогущий Бог попустил это, дабы этот дивный и незлобивый муж Флорентий, как бы ни страдал от горя, все же никогда ни в кого не метал стрелы проклятия.
Петр: Неужели так тяжек этот грех, даже когда мы проклинаем кого-нибудь в порыве гнева?
Григорий: Что ты меня спрашиваешь о тяжести этого греха, когда еще апостол Павел предупреждал, что неправедные Царства Божия не наследуют (1 Кор 6, 10). Поэтому подумай сам, насколько тяжек грех, который отлучает от Царства Божия.
Глава 44: О том, что не только никого не следует оскорблять, но благословлять оскорбивших нас и тем самым смирять их гнев
Из Отечника
Рассказывали об авве Макарии Египетском, что в свое время он переселился из Скита на Нитрийскую гору. Когда он приблизился к этому месту, сказал ученику:
- Пройди немного вперед.
Опередив авву, ученик встретил языческого жреца и окликнул его:
- Эй, бес, куда бежишь?
Тот остановился, избил его посохом так, что тот едва жив остался, и убежал.
Когда авва Макарий встретил жреца, то спросил:
- Что ты так торопишься, наверное, устал?
Тот с удивлением подошел к авве и спросил:
- Неужели ты увидел во мне что-то хорошее, что решил утешить?
- Я увидел, - ответил старец, - что ты изнемог, а не знаешь, что трудишься попусту.
Тот сказал ему в ответ:
- Я от твоего приветствия умилился и понял, что ты из людей Божиих. А то мне тут встретился какой-то монах, обругал меня, и я избил его до полусмерти.
Старец понял, что это был его ученик. Жрец припал к его ногам и сказал:
- Не отпущу тебя, пока не сделаешь меня монахом.
Они подошли к месту, где лежал ученик, взяли его на руки и отнесли в церковь на горе. Когда монахи увидели жреца вместе со старцем, то изумились и сразу сделали его монахом. После этого многие язычники стали христианами.
2. Сказал авва Макарий: «Злое слово даже доброго делает злым. А доброе слово и злюку делает добрым».
3. Сказал кто-то из отцов: «Если тебя кто оскорбит, благослови его. Если он примет благословение, вам обоим будет хорошо. А если не примет, ему от Бога достанется его оскорбление, а тебе - твое благословение».
4. Сказал старец: «Мы Крест Христов видим и о Страстях Христовых читаем, почему же простого оскорбления не можем вынести?»
Из аввы Исаии
Если кто скажет тебе жестокое слово, не превозносись сердцем над ним, но поспеши принести ему покаяние, прежде чем порицание не заполнило твое сердце, мы ведь все скоры на гнев. Если кто тебя оскорбит, не возражай ему, пока он не замолчит. Но если ты исследуешь себя и найдешь в себе то, что он назвал, покайся в своих грехах, и благодать Божия снова примет вас.